История
К сожалению «литературные» описания интертипных отношений, распространившиеся на сегодня во многих соционических публикациях, ответа на вопросы: «В каких случаях и как их применять?», не дают.
А ответ на эти вопросы был дан Аушрой Аугустинавичюте еще в 1991г. в ее «Теории интертипных отношений»:
«… информацию друг другу передают только тождественные элементы, поэтому основой отношений двух типов является наличие тождественных элементов в структуре модели Ю. Ими в основном обуславливается и коммуникативное воздействие людей друг на друга» [1]
Т.е. информация передается и воспринимается одними и теми же тождественными элементами партнеров с БЛ одного на БЛ другого, с ЧЭ на ЧЭ и т.д. Между ними проходит процессы, подобные резонансам в физике. Мы называем их ИО-резонансами. Именно их можно анализировать и применять на практике.
"Силу этого воздействия определяет иерархическое место элемента, то есть выполняемые им функции. Любой элемент ИМ может в структуре модели Ю выполнять функцию первого акцептно-репродуктивного (иерархически - самое высокое место), второго - продуктивного, третьего – МНС и четвёртого суггестивного элементов. Чем больше разница между иерархическими местами элемента в двух моделях Ю, тем сильнее коммуникативное воздействие одного индивида на другой. Например, воздействие коммуниканта первой функции на вторую всегда слабее, чем воздействие коммуниканта первой функции на третью". [1]
Приведенные цитаты демонстрируют, что такой подход она сформулировала и использовала еще при работе с моделью Ю, т.е. до полного перехода к модели А. Поэтому при всей инновационности этот подход содержал определенный недостаток.
При моделировании интертипных отношений в парадигме модели Ю, каждый конкретный тип содержал только 4 из 8 функций. Т.е. часть функций партнера «подвисала» и выпадала из анализа.
Это можно продемонстрировать на следующем примере:
Возможно это послужило одним из мотивов расширения 4-х элементной модели Ю до 8-ми элементной модели А. Модель А, содержащая 8 ячеек (и соответственно все 8 функций) позволила замкнуть в каждом интертипном отношении все 8 ИО-резонансов.
I. Графическое изображение ИО-резонансов с помощью модели А
Передача информации между тождественными функциями обозначается стрелками:
От ИЛЭ
с функции БЛ принимается функцией БЛ СЭИ (резонанс 2-6),
с функции ЧЭ – функцией ЧЭ СЭИ (резонанс 6-2)
и так для всех 8-ми функций.
От СЭИ - информация к ИЛЭ передается с помощью тех же ИО-резонансов.
Для случаев, когда необходимо одновременно анализировать и для этого визуализировать большее количество ИО-резонансов, иногда удобнее использовать линейное графическое представление модели А.
Это уникальное открытие Аушры Аугустинавичюте позволяет рассматривать ИО, как типологическую основу отношений, устойчивую в своих проявлениях предрасположенность, определяемую типами участников, не зависящую от их стремлений, желаний, индивидуального опыта, приобретенных умений и навыков.
II. Значение ИО-резонансов
Именно с помощью анализа ИО-резонансов раскрывается суть передачи информации между партнерами,
именно в таком подходе заложены реальные возможности практического применения ИО.
Он дает возможность не только предсказывать возможные тенденции развития отношений даже для еще не знакомых между собой людей, но и эффективно решать проблемы взаимопонимания и взаимодействия в самых разных жизненных ситуациях.
Необходимо отметить, что предсказывать тенденции – это не значит детерминировать их.
Человек может идти и против всяких схем, и вопреки ситуации, здравому смыслу и т.д.
Но учитывая все стороны реальности, в том числе и то, что нам подсказывают соционические модели, дополняя их человечностью, добротой, разумом, вниманием, мы можем сознательно повышать планку наших запросов к отношениям, поднимая качество достигаемых результатов.
III. Различия ИО, обусловленные составляющими их ИО-резонансами
Если выписать все возможные ИО-резонансы, нетрудно посчитать их общее количество. Их – 36.
(1-1)
|
|
|
|
|
|
|
|
(1-2)
|
(2-2)
|
|
|
|
|
|
|
(1-3)
|
(2-3)
|
(3-3)
|
|
|
|
|
|
(1-4)
|
(2-4)
|
(3-4)
|
(4-4)
|
|
|
|
|
(1-5)
|
(2-5)
|
(3-5)
|
(4-5)
|
(5-5)
|
|
|
|
(1-6)
|
(2-6)
|
(3-6)
|
(4-6)
|
(5-6)
|
(6-6)
|
|
|
(1-7)
|
(2-7)
|
(3-7)
|
(4-7)
|
(5-7)
|
(6-7)
|
(7-7)
|
|
(1-8)
|
(2-8)
|
(3-8)
|
(4-8)
|
(5-8)
|
(6-8)
|
(7-8)
|
(8-8)
|
Симметричность-асимметричность ИО
Большинство ИО - симметричные и потому создают равноправные отношения. Но есть и асимметричные, неравноправные ИО. К ним относятся ИО Заказа (Подзаказа) и Контроля (Подконтроля).
Простые и составные ИО
Все отношения можно рассмотреть, как простые, либо как составные. Так, например, выбрав в качестве простых ИО-резонансы Дуальных отношений и отношений Погашения, можно увидеть, что те же ИО-резонансы еще раз повторяются, но уже в других сочетаниях в Полудуальных и Миражных ИО. И только в них. Тоже самое можно сказать и о других ИО.
Состав ИО-резонансов для всех 16-ти ИО
В схеме отражена цветовая и знаковая дифференциация ИО-резонансов по такому свойству, как комфорт приемо/передачи информации:
- ИО-резонансы, способствующие комфортному взаимодействию, общению (1-5↑), (2-6↑) и т.д.
- нейтральные (3-3), (4-4) и т.д.
- негативные (1-3↓), (2-4↓) и т.д.
Знание состава ИО-резонансов, позволяет нам внести иерархию по комфортности и в сами ИО.
Но представленная иерархия не единственная. Если мы ставим перед собой задачи прогнозирования и оптимизации других характеристик взаимодействия партнеров, например:
- адекватности взаимопонимания,
- скорости усвоения информации,
- ускорения в приобретении навыков и т.д.,
то иерархия ИО может выглядеть и по-другому.
Анализ ИО-резонансов позволяет нам не только дифференцировать ИО по разным характерным шкалам, но ответить на такой часто обсуждаемый вопрос:
«Что является для партнеров взаимно привлекательным/отталкивающим фактором, их сходства или их различия?»
Вот характерный пример из жизни о том, насколько комфортным могут быть очевидные различия в поведении партнеров.
Наблюдение за поведением парочки молодоженов в зоне отдыха аэропорта. Миловидная блондинка с тихим голосом и опущенным вниз взглядом, явно старалась не привлекать к себе излишнего внимание. Она (Этико-интуитивный интроверт, псевдоним «Достоевский) осторожно пила кофе и деликатно отвечала на вопросы попутчиков. Ему явно за «30», но он выглядит, как мальчишка. Правильные черты лица, подтянутая фигура, в движениях чувствуется строевая четкость. Одет он просто, но вместе с тем элегантно. Пожалуй, даже самый модный дизайнер не подобрал бы лучше цветовую гамму и стиль одежды. Сидя за столиком бара, он (Логико-сенсорный экстраверт, псевдоним «Штирлиц») рассказывал нам анекдоты, сдабривая их ироничными историями, приключившимися с его друзьями. Иногда он нежно обнимал ее за плечи и целовал в висок, тогда она отвечала ему благодарным взглядом синих глаз.
Разные по темпераменту, по стилю общения. И несмотря на это, со стороны было видно, что между ними существует невидимый центр взаимного притяжения.
Углубленный анализ ИО-резонансов показывает, что среди них «разнополярные» могут быть как дополняющими, так и конфликтогенными. И среди «однополярных» есть, как привлекающие в одних ситуациях, так и взаимоотталкивающие в других.
Как уже отмечено, если мы выберем другие критерии систематизации - не комфорт, а, например, результативность делового сотрудничества или скорость социализации пары в обществе, то дифференциация «полезности» как ИО-резонансов, так и самих ИО будет выглядеть по-другому.
IV. Описания интертипных отношений на основе ИО-резонансов
В следующих статьях технология применения этой методики на практике раскрывается на конкретных примерах:
Литература:
1. А. Аугустинавичюте. Теория интертипных отношений. Челябинск, 1991. А. Аугустинавичюте. Соционика. – М. : Черная белка, 2016, 464с.
|