Мешкова Е.А.
В данной статье описаны причины комфортности тождественных отношений на примере взаимодействия учитель – ученик, при котором оба участника являются представителями типа СЛИ («Габен»).
Ключевые слова: тождественные отношения, тождество, Габен, интертипные отношения, обучение.
Тождественные отношения считаются комфортными, поскольку при полном совпадении всех аспектов информационного метаболизма практически отсутствует почва для возникновения конфликта. «Отношения тождества между людьми спокойны, такие люди понимают друг друга с полуслова. Если ими заселить необитаемый остров, появится реальная опасность, что они разучатся говорить. Ведь если то, что видит один, видит другой, что понимает один, понимает другой, то, о чем говорить и кому?»,- так Аушра Аугустинавичюте описала полное взаимопонимание тождиков.
Тождики обмениваются информацией по сильным функциям, с удовольствием обсуждая информацию, поступающую по данным аспектам. Слабые же находятся в безопасности, поскольку получают информацию с одинаково слабых функций партнера.
С другой стороны, можно сказать, что, не получая должной поддержки по аспектам слабых функций, участники тождественных отношений быстро пресыщаются новой информацией и общение само по себе становится неинтересным.
Если рассмотреть тождественные отношения через признаковый подход, то их комфортность можно объяснить тем, что в таких отношениях полностью отсутствуют конфликтогенные полюса дихотомий. Однако, в общении тождественных ТИМов полностью отсутствуют и дополняющие признаки. Информация подается и воспринимается однобоко, и не складывается объемной картинки, так как оба участника тождественных отношений видят мир с одной и той же позиции.
Рассмотрим, как в жизни реализуется тождество в отношениях на примере взаимодействия двух тождиков типа СЛИ («Габен») в процессе обучения практическим навыкам взрослых людей. Такое обучение возможно на тематических тренингах или на производстве при наставничестве над новым сотрудником.
В соционике сложилось мнение о том, что тождественные отношения выгодно себя показывают при общении по модели «учитель – ученик». Мой опыт тождественных отношений в таком формате подтверждает эту преемственность в плане передачи опыта и достижений учителя. Первооткрыватель интертипных отношений – Аушра Аугустинавичюте – совершенно справедливо писала, что «только человек с идентичным типом психики может вникнуть в дело учителя и проверить его… Он видит предпосылки, которые видел учитель, видит ход его мыслей и выводы».
Это объясняется тем, что информация, сообщаемая учителем по аспектам базовой БС и творческой ЧЛ функций, попадает на соответствующие функции ученика, не встречая искажений в трактовке смысла. Новые для ученика знания сообщаются в многомерном формате по сильным функциям и легко усваиваются учеником во всей своей многомерности и многослойности. Между учеником и учителем возникает прямой и объемный поток информации, по которому она беспрепятственно «перекачивается» с комфортной для обоих скоростью.
Можно предположить, что в процессе обучения практическим навыкам такое взаимодействие – самое лучшее из всех возможных. Все, что чувствует, видит и думает учитель, переносится учеником на себя буквально.
- Рассказ учителя о собственных наработках в продажах по телефону или о выполнении своих рабочих обязанностей воспринимается учеником как прямое руководство к действию. ЧЛ в творческой функции предполагает интерес к обсуждению конкретных приемов и методов применения своих знаний. БЛ в фоновой функции позволяет без лишнего теоретизирования излагать и усваивать информацию системно.
В результате учитель подтверждает свою компетенцию – ученик задает правильные вопросы и, соответственно, усвоение информации идет по плану. Ученик утверждается в компетентности учителя и, как следствие, актуальности передаваемой им информации.
Ученик понимает все, что хочет рассказать учитель. Они настроены на одну волну и процесс передачи новых знаний идет легко и быстро.
Ученику интересно получать новую информацию и обсуждать, как можно улучшать уже имеющиеся навыки, а учителю интересно делиться накопленным опытом с понятливым учеником.
Приемы и методы обучения учитель, скорее всего, будет выбирать, исходя из собственного опыта, ставя себя на место ученика. Так как наполнение суггестивной ЧИ и референтной (активационной БЭ) функций учителя и ученика одинаковое, учитель легко вдохновляет ученика на освоение нового материала, вспоминая собственный опыт обучения. Вопросы ученика легко предсказуемы, а ответы на них ученику безусловно понятны. Более того, учитель может легко предугадать вопросы, возникающие у ученика на разных этапах обучения, а ученик – своевременно получить исчерпывающие ответы. И учитель, и ученик получат удовольствие от самого процесса обучения, так как у обоих задействован детский блок Модели А. Учитель легко вдохновляет ученика на освоение нового материала, вдохновляясь при этом сам. Учитель, как более опытный участник тождественных отношений, наполняет суггестивную и референтную функции ученика информацией из личного опыта.
- Например: учитель с удовольствием и во всех подробностях опишет случаи как он мягко и ненавязчиво установил нужную психологическую дистанцию и затем деликатно довел клиента до совершения покупки. Учитель выделит суть произошедшего, отметит взаимосвязь своих действий и реакций клиента, даст основные идеи и направления возможного развития продуктивного диалога ученика с клиентом.
Слабые функции ментального блока остаются в тени сильных. Ролевая БИ функция учителя позитивно воспринимается учеником, поскольку то, с чего учитель начинает общение и каждый новый блок в общении полностью понятно ученику. Учитель изначально вызывает доверие у ученика, поскольку начинает общение с тех аспектов информации, с которых ученик и сам бы начал общаться в аналогичной ситуации.
Болевая ЧЭ функция при общении тождиков практически не задействована. Оба участника обходят стороной аспекты по ЧЭ. Здесь так же, как и в случае с другими функциями, между двумя СЛИ царит полное взаимопонимание.
В случае необходимости задействовать аспекты информации по ЧЭ, учитель может, исходя из собственного опыта, удовлетворить запрос ученика. Здесь, скорее всего, учитель расскажет несколько практических вариантов выхода через диагональный императив или через ограничительную функцию.
- Например, в случае проявления клиентом негативных эмоций (ЧЭ) «Габен» может предложить несколько заранее продуманных вариантов действий (ЧЛ) по устранению негатива. В случае проявления слишком сильных отрицательных эмоций (ЧЭ), СЛИ может поблагодарить покупателя, подчеркнув достоинства и статус (ЧС) клиента и магазина.
Аспекты информации по сильным функциям витального кольца (ЧС и БЛ) учителем и учеником также воспринимают одинаково, и ни тот, ни другой не требуют разъяснений, так как общение по этим функциям обходится без лишних слов.
Аушра Аугустинавичюте обнаружила, что «человек с идентичным типом ничего не принимает на веру из того, что сделал его предшественник. И пока не убедится на деле, пока не увидит своими глазами того, на основании чего создавались теории, пока не прощупает в собственной голове этой «мысленной конкретики», до тех пор не поверит и даже не сумеет повторить... Нет авторитетов в делах, связанных с мышлением человека тождественного типа».
В отношении ТИМа СЛИ («Габен») необходимо сделать небольшую поправку на такой признак как «аристократия». Для «Габена» учитель является авторитетом. Знания, исходящие от него, применяются на практике без затрат дополнительных временных и прочих ресурсов на повторение опыта учителя. Ученик СЛИ, проявляя признак «упрямство», в большинстве случаев, дорожит наработками учителя как ценным ресурсом. При этом, ученик адаптирует полученные новые знания для себя по ходу их применения, учитывая свой жизненный опыт и конкретные условия работы. Ко всему прочему, СЛИ, как представитель четвертой квадры ("серьезный", "рассудительный"), «наиболее важным этапом любого дела считает процесс его обдумывания и обсуждения». При этом «предполагается наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений». Поэтому ученик и учитель «Габены» с удовольствием обсудят различные варианты практического применения знаний. Зачастую опыт и знания учителя воспринимаются как достоверные, проверенные на практике, и обсуждается лишь их эффективное практическое применение с учетом наработанной практической базы ученика. Этот процесс позволяет постоянно совершенствовать изобретения и технологии.
Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что обучение базовым практическим навыкам эффективнее проводить именно в тождественных взаимоотношениях, особенно в условиях дефицита времени.
Список литературы
1. Аугустинавичюте А. Соционика — М.: Доброе слово: Чёрная белка, 2008.
2. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. – 1982 г.
3. Гуленко В.В. Построение шкалы комфортности интертипных отношений. – Киев, 13.08.1996.
4. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999.
5. Шепетько Е. Анализ и классификация интертипных отношений // СМиПЛ, 1997, № 1, с. 34 – 60.
|