Типологические методы в вопросах личностного развития, профессионального роста и решения психологических проблем – это новое слово в психотерапии.
Обогащение классических психологических подходов знанием типологических особенностей, позволяет консультанту не блуждать в попытках случайно натолкнуться на причины волнующих человека проблем, дает «маркеры», точки отсчета для целенаправленного пошагового анализа, быстро и эффективно подводит к осознанию картины сложившейся ситуации, ее причин и тенденций развития.
Именно от типа, к которому принадлежит человек, зависит и направление дальнейшей работы с ним. Знание сильных сторон его психики позволяет находить оптимальные механизмы выхода, скорейшего достижения результатов, что повышает самооценку человека, делает ее более устойчивой.
Очевидно, что чем сильнее у человека мотивация к самоидентификации, самоанализу или чем глубже его психологическая проблема, тем большего профессионализма требуется от консультанта, тем полнее должен быть ассортимент его профессиональных инструментов. Многолетний опыт психологического консультирования показал на практике, что кроме соционики учет еще нескольких типологий позволяет повысить глубину проработки проблемных вопросов на консультации.
Психософия
Психософия Александра Юрьевича Афанасьева, так же как и соционика опирается на типологию К.Г. Юнга. При этом они не противоречат друг другу, а являются взаимно дополняющими, расширяя наше понимание процессов, происходящих при энерго-информационном обмене человека с его окружением
Как показала наша многолетняя практика применения обеих типологий в процессе индивидуального консультирования:
- психософия изучает структуру психики с точки зрения энергетического обмена,
- в то время как соционика изучает информационную структуру психики.
Впервые эти подходы в таком виде были сформулированны Прокофьевой Татьяной Николаевной. Объединяя их, мы рассматриваем уже не 16 и не 24, а 16 х 24=384 психологических типа, что приводит к более глубокому исследованию личности, созданию подробного психологического портрета на основе двух типологий.
|
|
Соционическая теория развития личности
Она разработана Татьяной Николаевной Прокофьевой и основана на соционике А. Аугустинавичюте, теории развития Э. Эриксона и теории уровней Я. А. Фельдмана. Это новое представление о таком сложном объекте как человеческая психика, новое видение закономерностей ее развития.
Тип ИМ присутствует с человеком на протяжении всей его жизни и, скорее всего, не изменяется, наполнение информационных каналов (ячеек модели А, соционических функций) происходит на протяжении всей жизни. Это и есть процесс развития личности. Это то, что выводит соционический подход за рамки констатации типа – на уровень диагностики и решения проблем человека.
|
|
Соционическая теория акцентуаций характера
Основана на теории основных форм страхов Ф. Римана.
Т.Н. Прокофьевой было выдвинуто предположение, и практика психолого-соционических консультаций его подтвердила, что основные формы страхов, описанные Ф. Риманом возникают в момент прохождения ребенком первых четырех стадий развития по Э. Эриксону, соответствующих слабым соционическим функциям в модели А.
|
|
Многочисленные наблюдения и дальнейшие теоретические изыскания также показали, как на удивление лаконично в эту же мозаику укладываются теория уровней коммуникации В.В. Гуленко, концепция Э. Берна и другие идеи. |
|
Говоря о разных типологических подходах нельзя не упомянуть MBTI
По поводу соответствия типов личности в MBTI и соционике
В соционике и в MBTI одни и те же типы, формирующиеся на основании одной и той же базы - Юнговских дихотомий.
Типы определяют
- в MBTI по опроснику,
- в профессиональной соционике на основании экспертной оценки.
Разные диагностические подходы обусловлены разными задачами, которые решают эти инструменты.
|
Соционика опирается на модель типа личности, присущего человеку от природы, и больше внимания уделяет
- перспективам развития личности,
- решению психологических проблем
- и совершенствованию взаимоотношений с окружением.
Это очень эффективный инструмент
- для раскрытия потенциалов сотрудников,
- ускорения их профессионального роста,
- совершенствования системы немонетарной мотивации,
- корректировки состава рабочих команд под выполнение текущей поставленной задачи
- решения конфликтных ситуаций в коллективах,
- создания оптимальной психологической атмосферы.
|
|
MBTI помогает
- анализу актуальных профессиональных предпочтений сотрудников,
- расстановке их по рабочим местам с учетом их текущего опыта и знаний,
- оптимальному выбору направления деятельности для них, наиболее продуктивному на текущий момент.
Для данных целей нет жесткой необходимости разделять, где его природные предрасположенности (т.е. влияние непосредственно структуры психики, врожденного типа личности), а где накопленный жизненный опыт (т.е. влияние наполнения этой структуры в ходе личного развития и личной истории).
|
|