До сих пор некоторые ученые предполагают, что психика новорожденного - чистая грифельная доска, tabula rasa, и все психологическое развитие происходит из личного опыта.
В самом начале прошлого века Фрейд сумел поселить в умах людей идею о том, что человеческую психику анализировать можно и нужно. Он ввел в науку представление о том, что существует определенная структура психики, показал ее различные уровни — сознание (ego), подсознание (id) и предсознание (super-ego) и исследовал их взаимодействие.
Соционика опирается на психоанализ З. Фрейда, на его концепцию многослойного строения психической структуры человека.
Талантливый ученик З. Фрейда — Карл Густав Юнг (1875–1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, пришел к выводу, что между здоровыми людьми существуют объективные психологические различия, столь же неотъемлемые, как, например, цвет глаз. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы», вышедшей в 1921 году.
«Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает»,— писала А. Аугустинавичюте.
«Именно в различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами»,—пишет Р.К. Седых.
Типология Юнга, ее дальнейшее развитие (MBTI, соционика и др.) не отвечают за всю психологию и не заменяют ее собой. Все многообразие поведенческих реакций не обьясняется соционикой.
На одном из учебных семинаров мы проводили упражнение на понимание участниками места соционики (и собственно типологий) в психологии. Вот то, что было выписано на доске про соционику:
"Соционика – это область практической психологии. Она отвечает за особенности нашей психики по приему и передаче информации, за предпочтения при выборе алгоритмов ее обработки".
И, чтобы отделить типологические от индивидуальных особенностей работы человеческой психики, был составлен список нетипологических проявлений, которые мы наблюдаем при диагностике клиента:
- физическое состояние;
- эмоциональное;
- уровень культуры;
- осознанные действия с учетом накопленного личного опыта;
- выработанные навыки (проявляются в осуществлении ранее отработанных действий "без слов на деле");
- выработанные привычки (реакции на знакомые ситуации);
- проявление воли клиента (его текущие цели, намерения);
- психологические акцентуации, связанные психологическими проблемами, с прошлыми травмами.
|
|
|