Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, он
сопровождает нас от рождения до смерти... Мы знаем, что страх увеличивается тогда, когда наш образ жизни и деятельности
изменяется вопреки нашему желанию.
Все возможные варианты страха..., в конечном счете, ... связаны с четырьмя основными импульсами, которые в любом случае
встречаются попарно, дополняя и противореча друг другу:
- как стремление к
самосохранению и самообособленности с противоположным стремлением к самоотдаче и
принадлежности к общему...
- как стремление к постоянству и
безопасности с противоположным стремлением к изменениям и риску. Каждому
стремлению свойственен страх перед противоположным стремлением...
ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ
Как остаться собой среди множества, среди толпы, которая кишит
вокруг. Шпиттелер
В этом разделе мы описываем личности, которые в плане
рассматриваемых нами проблем испытывают страх перед самоотдачей и находятся под
влиянием импульсов, направленных на усиление самостоятельности. С
психологической точки зрения жизнь этих людей связана с повышенным стремлением к
самосохранению. Мы все испытываем желание не смешивать свою индивидуальность с
другой, чувствительно реагируем на искажение нашего имени; мы не желаем быть
заменены на другого, мы хотим осознавать нашу единичность как индивидуальность.
Стремление от делиться от других сочетается со своей противоположностью –
социальной сущностью принадлежности к группе или коллективу Мы отстаиваем наши
личные интересы в партнерских связях, межчеловеческих отношениях и в вопросах
ответственности. Как сказывается это на человеке, который предпочитает
уклониться от самоотдачи в пользу самосохранения? Его стремления направлены
прежде всего на сохранение независимости и самоудовлетворение (автаркию,
autark). Быть независимым, не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому
обязанным имеет для него решающее значение. Поэтому он дистанцируется от других
людей, не позволяет приближаться к себе, стремится к отграничению. Нарушение
этой дистанции расценивается им как угроза его жизненному пространству, как
опасность для его независимости и целостности его личности и вследствие этого
пресекается. Так развивается типичный для шизоидной личности страх перед
близостью в межчеловеческих связях...
ДЕПРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ
Забыв себя, тебя я не лишусь. Гердер
Обратимся теперь ко второй основной форме страха, связанной с
существованием единства и целостности "Я" и глубинным переживанием утраты
безопасности. ... Мы определяем это качество как стремление к самоотдаче и расширению своего
духовного содержания. У депрессивных личностей преобладает стремление к
доверительным близким контактам, страстное желание любить и быть любимым,
соотнесение своей сущности и своего поведения с мерками и масштабами
человеческого общества. В их любви превалирует желание сделать любимого человека
счастливым – они сочувствуют нам, догадываются о наших желаниях, больше думают о
нас, чем о себе, в порыве самоотдачи готовы забыть о себе и, по крайней мере, в
данный момент, готовы слиться с понятием «Мы», пренебрегая индивидуальными
различиями.
... это выглядит, таким образом, будто у человека преобладает самоотвержение и
самоотдача в ущерб потребностям становления своего "Я" Первым следствием этого
является то, что партнер депрессивной личности становится сверхценным объектом.
Любящая самоотверженность стремится посвятить себя партнеру и без связи своего
существования с другим человеком невозможна. Отсюда устанавливается и
распространяется зависимость, которая является центральной проблемой для лиц с
депрессивными чертами характера: они больше, чем другие, зависят от партнера. Их
способность любить и готовность любить вместе с их потребностью в любви – вот
две стороны их натуры, которые Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви»
определил двумя фразами: «Я нуждаюсь в тебе, потому что люблю тебя» и «Я люблю
тебя, потому что я в тебе нуждаюсь»...
ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ
Застыть однажды, как камень. Однажды и навсегда. Гессе
Страстное стремление к постоянству возникает в нас очень рано и
глубоко укореняется в нашей душе. Все, что мы видим, является убедительным
повторением пережитого и доверенного нам в детстве, и это чрезвычайно важно для
нашего развития...
Теперь мы должны приступить к описанию третьей основной формы страха – страха
перед преходящим...
Изменение привычного состояния напоминает о преходящем, об изменчивости, которую
личности с преобладанием навязчивостей (обсессивные) хотели бы, по возможности,
уменьшить. В связи с этим, как следует из нашего иносказания, они пытаются найти
или восстановить уже изведанное и проверенное. Когда что-либо изменяется, они
расстраиваются, становятся беспокойными, испытывают страх, пытаются отделаться
от изменений, уменьшить или ограничить их, а если они происходят – помешать им
или преодолеть их. Они противостоят тем изменениям, которые с ними происходят,
занимаясь при этом сизифовым трудом, так как все мы находимся в потоке событий,
«все течет и все изменяется» в непрерывности возникновения и исчезновения, и
никто не может остановить этот процесс...
ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
И в каждом начале живет волшебство... Гессе
Очарование нового, неизведанного, манящего давно известно; радость
риска в такой же степени присуща нашему существованию, как жажда вечности и
потребность в. безопасности. Авантюризм живет в нас, далекие страны привлекают;
нам в равной степени свойственны тоска по дому и тяга к путешествиям, страстное
желание интимных впечатлений и переживаний, которые ломают рамки привычных
представлений, обогащает нас, новые стороны бытия привлекают и манят. Мы ищем
встреч с новыми людьми, мы торопимся использовать и исчерпать все возможности
нашей жизни, расширить, обогатить и осмыслить новые встречи.
В связи со сказанным переходим к описанию четвертой и последней
основной формы страха – страха перед окончательностью, перед необходимостью и
офаниченностью нашего стремления к свободе. Если личность с навязчивым развитием
боится изменений, свободы и риска, то, приступая к описанию личностей с
истерической структурой, мы отмечаем у них нечто совершенно противоположное. Они
явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, перед
ними открыты шансы и возможности будущего. Они боятся всяких ограничений,
традиций, закономерностей и порядка, которые так значимы для лиц с навязчивым
развитием. Вспомним поговорки и пословицы, отражающие сущность этих людей: они
живут по принципу «einmal ist keinmal» – «один раз не в счет», что означает
отказ от привязанностей и обязанностей, от каких-либо претензий на неизменность
действительности, на вечность. Прошлое уже прошло и больше их не интересует. Оно
имеет для них относительный интерес и несравнимо с красочным и живым настоящим;
главным и важным для них является «сейчас», мгновение. Латинская поговорка
«сагре diem» или ее немецкий эквивалент «nutze die Gelegenheit» – «пользуйся
случаем», быть может, больше всего для них подходит...
Технологии
эффективного достижения цели говорят о том, что целесообразней вначале
разобраться с препятствиями, а затем продвигаться к желаемому результату. В докладе
я предлагается методика преодоления и проработки основных форм страхов, основанная
знаниях соционической модели А. Ее применение позволит каждому легче относиться к
переменам, не отбрасывать полученный жизненный опыт, а опираться на него, и смело расправить
крылья двигаться к намеченным целям или, наоборот, смиряться с неизбежным, чувствуя себя при этом защищенным и
независимым.