Васильева В.С. Изаак Е.А.
В статье разбираются особенности проявления отношений ревизии между ТИМами ЭСЭ («Гюго») и СЛИ («Габен») на протяжении многолетней дружбы. Приводятся примеры взаимодействий по разным функциям. Предлагаются способы снижения дискомфорта и гармонизации отношений.
Ключевые слова: соционика, типы, интертипные отношения, отношения ревизии, отношения контроля
Предыстория Мы дружим уже 9 лет, и всего несколько лет назад мы вместе начали заниматься соционикой и узнали об интертипных отношениях. Оказалось, что отношения между нашими типами личности называются «Ревизия», или «Контроль» и являются одними из самых некомфортных видов отношений. Поскольку особых проблем за время нашей дружбы не наблюдалось, этот факт нас удивил, и мы решили исследовать наши отношения поподробнее с соционической точки зрения. Для начала рассмотрим, какое описание дают интертипным отношениям «Ревизия» разные авторы.
Описание ревизных отношений
Описание по Е. Шепетько.
«Контролер позволяет себе обсуждать закрытые, больные для подконтрольного темы вслух, требовать того, в чем он слаб. Если подконтрольный видит контролера твердым, жизнестойким, уверенным в себе, критичным, то подконтрольный, наоборот, видится хрупким, неустойчивым, неприспособленным и настроенным на ложное. Выяснения отношений между ними легко могут разрушить взаимодействие. Контролера обычно побаиваются. Партнеры поставлены в неравное положение, когда один партнер вооружен сильнее чем другой, и в любых условиях больше попадает подконтрольному. Отношения контроля можно назвать односторонним конфликтом».
Описание по В. Гуленко.
«Ревизия: Общение привлекает тем, что дает вам чувство собственной значимости, основанное на некотором превосходстве над партнером. При неоправданных поступках или высказываниях с его стороны вы непроизвольно пресекаете отклонения от поставленной цели, кажущиеся вам недопустимыми. Опасаясь, что партнер обидится, стараетесь сдерживать себя. Присутствует желание помочь своему подопечному, проявить заботу о нем. Если партнер поймет, что ваши действия вызваны не личной неприязнью, а опасением дезориентации, то изменит свое поведение в желаемую вами сторону. Если нет – то отношения могут закончиться разрывом. Ревизуемость: Партнер очень привлекает своим образом мыслей и стилем поведения. От него исходит в целом интересная и ценная для вас информация, которая, однако, кажется вам неполной и требующей уточнения. При попытках высказать партнеру свои замечания обычно завязывается спор, в результате которого ваша критика, хотя и не сразу, во многом им учитывается. Если же партнер пытается беззастенчиво навязывать свое мнение, отношения могут закончиться разрывом. Если отношения все же установились, у партнера вырабатывается привычка обращаться к вам за советом по тем вопросам, в которых вы продемонстрировали свою компетентность».
Описание по Е. Горенко, В. Толстикову.
«Еще один вариант несимметричных отношений. Для Ревизуемого они носят весьма неприятный характер. Ревизуемый реагирует на малейшее движение бровью своего Ревизора. В то же время Ревизор, как правило, и не подозревает о столь сильном эффекте своего поведения. Для Ревизуемого эти отношения, пожалуй, даже более болезненные, чем, например, отношения конфликта». Описание по С. Савченко. «Ревизные отношения – отношения, когда один человек постоянно анализирует, как действует другой. Парадокс заключается в том, что ревизия делается тогда, когда никто о ней не просит и, более того, когда никто в ней не нуждается. Ревизия - это ужасные отношения и все, что можно сделать здесь – это убежать, перейти на другой тип отношений. В этих отношениях подревизный для своего ревизора - не человек, ревизор не в состоянии услышать объяснение подревизного. Существует такое понятие, как обратная ревизия, которую чаще всего делает Дама Пентаклей. Гексаграмма описывает как раз обратную ревизию, когда подревизный начинает обвинять всех и в первую очередь своего ревизора в чем угодно».
Как видим, отношения ревизии являются одними из конфликтных в соционике, но почему же тогда мы всё ещё дружим?
Разберём подробнее каждый аспект информации и взаимодействие двух типов личности ЭСЭ («Гюго») и СЛИ («Габен»), используя Модель А.
Опыт взаимодействия в ревизных отношениях
Резонанс 1-4 (негативный)
Соответствует взаимодействию типов личности по базовой («Гюго») и болевой («Габен») функциям. В нашем случае аспектом информации, соответствующим данному резонансу, является этика эмоций. Сильная базовая этика эмоций у ЭСЭ действует разрушающе на болевую СЛИ. Информация о проявлениях эмоций, страсти, переживаниях, обсуждение умения владеть эмоциями может сильно нагрузить болевую функцию, «Габен» будет чувствовать себя подавленно.
Пример: Шумное эмоционирование на людях вызывает дискомфорт у «Габена». Поскольку «быть подругами» в большинстве случаев подразумевает совместное времяпрепровождение, и нередко, в общественных местах, мы довольно часто вместе бываем в кафе, кино, метро, автобусах и т.д.. «Гюго» обычно не стесняется в проявлении своих эмоций, в частности, громкого смеха, (причём, вне зависимости от количества людей вокруг), и это создает дискомфорт для «Габена». Это не выражается в резком ухудшении настроения, но, бывает, что возникает желание сбежать куда подальше, потому что выраженная эмоция кажется «Габену» неуместной, слишком «громкой», «вызывающей».
Резонанс 2-1 (негативный)
Соответствует взаимодействию типов личности по творческой («Гюго») и базовой («Габен») функциям. В нашем случае аспектом информации, соответствующим данному резонансу, является сенсорика ощущений . С одной стороны, оба типа имеют сильную сенсорику ощущений, но конфликт может возникнуть от того, что творческая функция любит с хитрецой «покритиковать», что действует на базовую негативно, и может «выбить её из устойчивого положения». Можно сказать, «проходя мимо, задевает незаметно».
Пример:
Совместное приготовление еды, творческая функция критикует базовую. В 2014 году нам вдвоем удалось поехать в Англию, подтянуть английский Там мы жили в общежитии, где, соответственно, приходилось готовить самим. Несмотря на сильную сенсорику ощущений, «Гюго» не является любительницей готовить, поэтому на кухне, в основном, была занята «Габен». В один из дней «Габен» готовила завтрак : сухую овсянку, заправленную йогуртом, фруктами и ягодами, а «Гюго» сидела рядом и наблюдала. «Габен», прекрасно разбиралась во всем, что она делала: готовила, смешивала, резала, как нужно. Но тут «Гюго» показалось, что ягоды с овсянкой «Габен» смешивает как-то странно, да и банан можно разминать немного по-другому, поэтому она не замедлила уточнить, в чем же дело. С хитрой улыбкой на лице «Гюго» засыпала «Габена» вопросами: «А почему ты это делаешь именно вот так?», «А не лучше ли это сразу смешать?». Понятное дело, «Габен», которая и сама знает, как и когда лучше делать, немного опешила: мало того, что «Гюго» ей не помогала, она еще начала критиковать! А потом с хитрым видом добавила: «Нет-нет, я просто спросила!».
Резонанс 3-2 (нейтральный)
Соответствует взаимодействию типов личности по ролевой («Гюго») и творческой («Габен») функциям. В нашем случае аспектом информации, соответствующим данному резонансу, является логика действий . Резонанс является нейтральным, при этом в нём участвует сильная функция подревизного. Для комфортного взаимодействия ревизор может учиться логике действий у подконтрольного, подтягивая свою слабую функцию. При этом ЭСЭ прорабатываетсвоё «социальное лицо», так как логика действий находится у «Гюго» в блоке СУПЕРЭГО. В частности, это информация о выгодных предложениях, экономии, учёте ресурсов, целесообразности совершаемых действий.
Пример 1: Нет проявления интереса к информации о скидках и экономии. «Габен», имея сильную логику действий, обычно берет на себя покупку совместных билетов, если предстоят совместные поездки или походы в кино/театр, поскольку она знает, где и как купить выгоднее, дешевле.«Гюго» не сильно над этим задумывается, да и не воспринимает эту информацию с интересом. Пример 2: Полезное взаимодействие по аспекту логики действий. Около года назад «Габен» показала и подробно объяснила «Гюго», как можно учитывать свои финансы. В результате «Гюго» завела отдельный блокнот, в котором рассчитывает прибыль и убытки за каждый месяц, и даже вычисляет прибыль с учётом нахождения «в плюсе» за предыдущий месяц. Помимо логики действий, здесь так же участвует и логика отношений, (подробнее будет рассмотрена ниже), что дополнительно способствует желанию пользоваться предложенным инструментом.
Резонанс 4-3 (нейтральный)
Соответствует взаимодействию типов личности по болевой («Гюго») и ролевой («Габен») функциям. В нашем случае аспектом информации, соответствующим данному резонансу, является интуиция времени . Обе функции слабые, находятся в социальном блоке. Ролевая интуиция времени «Габена» действует лишь при смене ситуации, что позволяет резонансу быть нейтральным, потому что информация по данному аспекту не успевает «загрузить» болевую. При этом, всегда есть возможность выйти из ситуации через сильные функции используя диагональный императив. В данном случае это сенсорика ощущений, которая «страхует» интуицию времени. Пример: Встреча в комфортных условиях. Опоздания «Габена» не доставляют «Гюго» дискомфорта. Уже при помощи соционики , мы решили немного скорректировать моменты наших встреч. Зная, что интуиция времени является болевой для «Гюго», опоздание другого человека на встречу может создавать дискомфорт. Поэтому, теперь мы договорились встречаться уже в конкретном месте (в кафе, в гостях), чтобы не приходилось стоять и ждать второго человека на улице/в метро.
Резонанс 5-8 (нейтральный)
Соответствует взаимодействию типов личности по суггестивной («Гюго») и реализующей («Габен») функциям. В нашем случае аспектом информации, соответствующим данному резонансу, является логика отношений . Логика отношений у «Габена» находится в подсознании, действует «без слов на деле», тогда как суггестивная «Гюго» готова с удовольствием воспринимать информацию по этому аспекту, находясь в детском блоке. Кажется, что благоприятного взаимодействия здесь не получается из-за «молчания» подсознательной функции, тем не менее этот резонанс наиболее способствует развитию комфортных отношений между Ревизором и Подревизным. «Габену» нужно лишь немного «напрячься» и дать воспринимающему с открытым ртом «Гюго» информацию о систематизации, структурировании, порядке.
Пример: «Логические» подарки на день рождения. Как уже было сказано, о соционике мы узнали только через несколько лет нашей дружбы. И вот, настал очередной день рождения «Гюго». Как удобно оказалось дарить подарки, зная особенности суггестивной функции! «Габену» это удобно вдвойне! Имея сильную логику, «Габену» не составило труда придумать «логическую цепочку действий» для «Гюго», в которой нужно было отгадать определенный ребус. «Гюго» получила листок, который был исписан строками из нулей и единиц. Оказалось, что нужно перевести строки цифр из двоичной системы счисления в десятичную, при этом получившиеся десятичные числа обозначали положение буквы в алфавите. Записав буквы вместо цифр, «Гюго» смогла прочитать само поздравление, а разгадав зашифрованное в нём слово, получила непосредственно подарок. С одной стороны, это было несложно для сильной логики «Габена», а с другой стороны, суггестивная функция «Гюго» получила прекрасный заряд энергии, надо было видеть, с каким энтузиазмом она решала эти «задачки»!
Резонанс 6-5 (нейтральный)
Соответствует взаимодействию типов личности по активационной («Гюго») и суггестивной («Габен») функциям. В нашем случае аспектом информации, соответствующим данному резонансу, является интуиция возможностей . И у «Габена», и у «Гюго» функции находятся в детском блоке модели А, являются некритичными и с удовольствием воспринимают информацию по данному аспекту. Сюда входит информация обо всём нестандартном, интригующем, удивительном, о вариантах и возможностях выбора.
Пример: Участие в необычных мероприятиях. Прекрасным совместным времяпрепровождением может быть поход на необычную выставку, фантастический фильм, просмотр видео с фокусами и т.д. То есть ситуации, в которых информация по аспекту приходит "извне", доставляя детскую радость обоим типам. Можно упомянуть о нашем участии в одной команде в игре из серии "Выйти из комнаты за 60 секунд". Помимо необычных и ситуаций, созданных в игре, здесь нужно находить зацепки для прохождения, которые часто оказываются в совершенно неожиданных местах и особо оригинальны в исполнении. Помимо удовольствия от интуиции возможностей, в играх такого плана нужно разгадывать шифр, решать головоломки, подсчитывать данные, найденные в подсказках, что позволяет «Габену» действовать по своей сильной логике отношений, а «Гюго» получать двойное удовольствие от решения.
Резонанс 7-6 (напряженный)
Соответствует взаимодействию типов личности по ограничительной («Гюго») и активационной («Габен») функциям. В нашем случае аспектом информации, соответствующим данному резонансу, является этика отношений . Для «Габена» информация по этике отношений является источником энергии, поскольку находится в детском блоке. У «Гюго» же этика отношений попадает на ограничительная функцию, которая еще является и бессознательной. Поэтому «Гюго» не только «не любит» говорить об отношениях, да еще и ограничивает слишком бурные потоки информации на тему любви, дружбы, доброты, привязанности, что не даёт «Габену» «мотивационной пищи».
Пример: Желание поделиться и обсудить информацию об отношениях между людьми не воспринимается с энтузиазмом. «Габен» очень любит читать психологическую литературу на тему отношений между людьми. Она заряжается этой информацией, чувствует вдохновение, когда находит что-то новое, интересное и неожиданное на эту тему. При этом, попытки поделиться полученной информацией с «Гюго» никогда не приводили к долгим задушевным беседам, т.к. у «Гюго» не возникает желания обсуждать психологию взаимоотношений. Поговорить о любви и людях мы любили всегда, но при этом не обсуждали чьи-то научные труды и достижения.
Резонанс 8-7(нейтральный)
Соответствует взаимодействию типов личности по реализующей («Гюго») и ограничительной («Габен») функциям. В нашем случае аспектом информации, соответствующим данному резонансу, является волевая сенсорика . У «Гюго» соответствующая функция является реализующей, а у «Габена» ограничительной. У обоих типов личности волевая сенсорика находится в подсознании, а значит, работает «без лишних слов».
Пример: Тема внешнего вида за годы общения поднималась крайне редко. Несмотря на то, что мы девушки и любим поболтать, практически невозможно вспомнить случая, когда за время нашего поднималась тема внешнего вида, красоты. Обычно обсуждается много разных вопросов, но разговорам об одежде, аксессуарах, причёсках, маникюрах, педикюрах уделяется совсем мало внимания.
Выводы Всё вышесказанное наглядно демонстрирует,почему отношения «ревизии считаются одними из самых некомфортных отношений в соционике. В них присутствуют только конфликтные и нейтральные резонансы и совсем нет дуальных резонансов. Так же понятно, что в таких отношениях больше страдает Подревизный, ведь негативные резонансы направлены в его сторону, тогда как Ревизор не получает ответного негативного опыта. Тем не менее, нам удаётся сохранять дружбу и хорошие отношения все 9 лет общения, из чего мы пришли к выводу, что отношения могут быть в достаточной мере комфортными, если:
- При общении люди не проводят много времени бок о бок (не живут вместе в течение долгого времени, не ведут совместный быт);
- Оба человека уважают болевые точки партнёра, особенности его типа личности, и, безусловно, хотят оставаться в добрых отношениях;
- В большинстве взаимодействий идёт опора на резонансы 5-8 ( логика отношений) и 4-6 (интуиция возможностей). Сильная логика отношений суггестирует слабую, а интуиция возможностей в детском блоке позволяет совместно получать удовольствие, получая информацию по аспекту данной функции извне (просмотр фантастических фильмов, посещение необычных выставок и мероприятий).
Литература 1. Гуленко В.В. «Критерии взаимности» 2. Горенко Е., Толстиков В. «Природа собственного "Я"» 3. Савченко С., Савченко И. «Вечерний чай при свечах и картах Таро» 4. Шепетько Е. Анализ и классификация интертипных отношений // СМиПЛ, 1997, № 1
|