Прокофьев В.Г.
В статье рассмотрен пример практического применения Puzzle-технологии соционической диагностики [1]. Продемонстрированы некоторые технологические приемы используемого подхода, такие как анализ и текстовых и рисуночных материалов. Показано, как возрастает надежность выводов о соционическом типе за счет комбинации признакового и модельного подходов. В статье использованы картина и интервью художника.
Puzzle-технология – это научно обоснованная технология соционической диагностики.
В ее основе
- использование комплекса методик наблюдения и регистрации информации;
- применение признакового и модельного подходов для ее анализа;
- выход на тип информационного метаболизма (ТИМ) испытуемого несколькими независимыми способами.
В списке ее преимуществ:
- многократная самопроверка экспертом получаемых выводов путем обработки заведомо избыточного количества информации;
- наличие критерия надежности диагностики [1].
В настоящий момент в своей консультативной деятельности мы используем две разновидности Puzzle-технологии:
- структурированное диагностическое интервью;
- групповой диагностический тренинг.
И в том и в другом случае эксперт с помощью дополняющих друг друга методик регистрирует и анализирует типологические маркеры в:
- текстах ответов испытуемого;
- проявлениях невербалики (мимика, жесты);
- внешних данных испытуемого (пропорции тела; характер движений; вид, качество и стиль одежды);
- результатах выполнения им проективных тестов (тестовые рисунки, мини-эссе, фантазии на темы сказочных сюжетов).
В качестве вспомогательных материалов эксперт может использовать имеющиеся в наличии видео, фото сюжеты с участием испытуемого, написанную им прозу, стихи, тексты раннее проведенных интервью, созданные им произведения изобразительного искусства, музыкальные сочинения.
В данной статье качестве иллюстрации работы Puzzle-технологии мы приведем анализ текста интервью с художником В. Ф. Орловским с его персональной выставки. А также диагностический разбор одной из его авторских работ. (Картина взята из видео-интервью с художником [2]).
Начнем с картины. Она выполнена в художественном направлении, названным живописцем «космопластицизм».
Модельный подход с наблюдением маркеров аспектов и работы функций модели А не применим для анализа картин, поэтому для ее соционического анализа используем
Признаковый подход с наблюдением маркеров признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР) и соционических малых групп (МГ) [3].
Сфокусируемся на ее центральной композиции. Остальное пространство полотна в силу максимального размытия деталей на нем играет скорее роль общего фона и может быть вынесено за пределы рассмотрения.
Результаты анализа сведены таб.1.
Таблица 1. Соционический анализ картины художника
Типологические маркеры признаков
|
Признаки
|
Маркеры качества
|
- изображение абстрактно - цель автора передать зрителю общую идею, а не красоту и проработанность отдельных элементов.
|
Интуиция [4]
|
Сильная
|
- детали не прописаны, контуры фигур размыты
- ограниченный цветовой спектр (минимум оттенков)
- ограниченный выбор форм объектов (для такого фантазийного сюжета): использованы две простые геометрические формы: прямоугольные параллелепипед и шар
- ошибки в передаче объемов и светотени: шип раковины не имеет объема и перспективы (выглядит как неровность в плоскости береговой линии), у дальнего шара отсутствует тень.
|
Сенсорика[4]
|
Слабая
|
- много то ли ангелов, то ли статуй, но мы не видим ни одного изображения их лиц и соответственно выражаемых ими эмоций
- тела скульптур также не передают никаких эмоций.
|
Этика[5]
|
Слабая
|
- на картине много правильных геометрических форм, прямых линий
- на картине нет объектов, предметов, несущих эмоциональную окраску.
|
Логика[5]
|
|
- на картине нет движения, фокус внимания - в неизменности объектов.
Пройдет минута, день, вечность – ничего не предполагает никаких изменений. Вечные горы, вечное море и вечные скульптуры.
|
Статика[6]
|
Сильная
|
В море на полном полотне то ли скалы, то ли лодки. Но разглядеть какое-либо движение не представляется возможным. Фокус внимания автора направлен именно на статичную центральную композицию.
|
Динамика[6]
|
Слабая
|
- много объектов в поле внимания, не связанных с автором сложившимися отношениями: горы, скалы, море, скульптуры, бесконечная набережная.
|
Экстраверсия[7]
|
Сильная
|
- нет намека на какие-либо взаимоотношения между ангелами.
|
Интроверсия[7]
|
Слабая
|
- в строгом порядке расположения повторяющихся объектов один постамент оставлен пустым.
|
Иррациональность[8]
|
|
- рассматривается абстрактно-уникальная ситуация некого форпоста в голой (далекой от любого жилья) пустыне.
|
«Рыцарь» [9]
|
|
- единственное средство защиты ангелов – меч в руке одного из них, но по виду он скорее всего в нерабочем состоянии
- в изображенной ситуации нет ни намека на какие-либо возможные угрозы. Только вечный покой и ангелы.
|
Рассудительность[10]
|
|
Позитивизм[11]
|
|
- в основном использованы пастельные бело-голубые цвета
|
I квадра [12]
|
|
Текст для дальнейшего анализа взят из интервью [13]
Для анализа авторского текста применимы и модельный и признаковый подходы к диагностике. В таблице 2 оба подхода полноценно продемонстрированы.
Таб. 2. Соционический анализ текста интервью
Фразы
|
Аспекты, признаки
|
Маркеры качества
|
Корреспондент (К): Вы организовали большую по объему выставку авторских работ…
|
ЧС [14]
|
|
Безусловно выставки лучший способ общения художника с миром.
|
Конструктивизм [15]
|
Сразу к делу без этики.
|
Позитивизм
|
Начал с преимуществ
|
БЛ [14]
|
Контактная (начало диалога)
|
ЧС [14]
|
Слабая (ушел от ЧС в вопросе к БЛ)
|
БЛ
|
Сильная
|
В моем случае композиции, космические инсталляции, архитектура, картины - это разные формы единого творческого процесса познания мира.
|
БЛ
|
Сильная, ментальная, продуктивная, мерность>2
|
«Исследователь» [16], Субъективизм [17], Статика
|
|
Позитивизм
|
Внимание к тому, что объединяет
|
В то же время ценность работы часто определяется не размером и формой, а идеей, ее гармонией, проникновением в суть вещей.
|
ЧС
|
Слабая (нивелируется + уход на другой аспект)
|
ЧИ [14]
|
Сильная, в ценностях, на нее переход с ЧС
|
Поясню свою мысль на классическом примере. Что более значимо в иерархии искусств картина Леонардо Мадонна Лита или архитектурный объект собор Св. Петра в Риме? Если рассматривать их как произведения искусства, то независимо от размера, формы и пластики они оба бесценны.
|
ЧС
|
Слабая (нивелиру-ется значение)
|
Логика
|
Сильная (если…, то)
|
Экстраверсия, Статика
|
|
Поэтому я рассматриваю наряду с живописью и архитектуру как объект искусства и соответственно выставляю ее наравне с картинами.
|
БЛ,
Субъективизм
|
Сильная
|
ЧЛ [14]
|
Продуктивная
|
Персональная выставка – это демонстрация личного творчества, главной формы свободного выражения художника, архитектора.
|
Демократия
[18]
|
|
Творчество во многом таинственный, необъяснимый человеческий акт. …
|
ЧИ,
Процесс [19], Иррациональность
|
Сильная, акцептная
|
Через выставки художник ведет сложный диалог с обществом о самых насущных проблемах, включая и так называемые вечные вопросы смысла и назначения человека в этом мире.
|
ЧЛ
|
Сильная, продуктивная
|
ЧИ, БИ [14]
|
Сильные
|
«Процесс»,
«Деловой стиль» [20]
|
|
Но непосредственное физическое присутствие на выставке в отличии от интернета позволяет увидеть и почувствовать истинный цвет, форму мазка,
|
ЧС
|
Контактная Слабая («истинный» - крайность по ЧС)
|
живую эволюцию идеи по эскизам и вообще полноценно ощутить живую ауру творчества.
|
БИ,
ЧИ
|
Сильные, акцептные
|
Правда в плане архитектуры хорошо было бы в дополнение к выставке и одновременно увидеть архитектуру храмов в окружении природы.
|
ЧС,
Статика
|
Слабая (запрос)
|
В будущем я все же планирую и включение экскурсий в экспозицию выставок.
|
БИ+ЧЛ,
«Деловой стиль»
|
Ид, блок акцептной БИ и продуктивной ЧЛ (кратко,витально)
|
К: Выставка сложная, многоплановая. Можете Вы сформулировать некую идею как главную мысль выставки и что Вы считаете Вашим личным вкладом в искусстве.
|
ЧИ, ЧЛ
|
|
Мой личный вклад в искусство, как мне представляется, — это созданное мною художественное направление «космопластицизм».
|
ЧЛ,
«Рыцарь»,
1 квадра
|
|
Искусство, как важнейшая форма творчества, является органической частью космического процесса развития цивилизации, и «космопластицизм» есть осознание этого процесса в искусстве в новых условиях развития цивилизации в ХХl веке.
|
БЛ, ЧИ Статика, Экстраверсия Процесс
|
ЭГО
|
Я неоднократно высказывался по этому поводу.
|
ЧЛ
|
|
В настоящее время, как я заметил, многие коллеги уже воспринимают направление «космопластицизм», как некую свершившуюся реальность. Что уже большой прогресс.
|
Процесс, «Деловой стиль»
|
|
У архитекторов «космопластицизм» ассоциируется преимущественно с новым космическим масштабом пластики, но я хочу обратить внимание на важнейшую составляющую парадигмы этого явления – космическое качество во всех формах искусства.
…
|
БЛ, ЧИ
|
Сильные
|
1 квадра,
Статика
|
|
Позитивизм
|
Внимание к тому, что объединяет
|
Нужна компания … Нужно, чтобы были люди, которые имеют выход туда [жест - вверх], к тем, кто это решает. И вот пройти всю эту лестницу, собирать документы, собирать по крохам, правильно заполнить. Вот все и составляет потом…
|
БЭ [14]
|
Запрос на БЭ, блок Суперэго (нужна)
|
«Управленец» [16]
|
Слабый (Неуверенность в своей компетенции в части последовательного прохождения формальных процедур)
|
Очень часто для достижения этого качества необходимо освоить творчество предшествующих эпох, образно говоря, встать на их плечи, чтобы увидеть новые горизонты.
|
БИ
|
Акцептная, сильная, витальная
|
ЧЛ
|
Продуктивная
|
ЧИ
|
Акцептная, мерность - 4
|
«Космопластицизм» - это вершина пирамиды, фундамент которой базируется на достижениях предыдущих эпох. Этот процесс я представил в виде таблицы эволюции чистых форм в искусстве. …
|
БЛ
|
Продуктивная, сильная, ментальная
|
Экстраверсия
|
|
Часто рассматривая картины таких старых мастеров как Леонардо и Сальватора Розы, я сильно подпадал под их влияние, остро ощущая их таинственную ауру. И в какой-то момент я почувствовал необходимость создать свою версию на тему этих картин, но с современным подтекстом.
|
БИ,
Процесс
|
Акцептная
|
БЛ
|
Продуктивная
|
Картина появилась спонтанно, как бы помимо моей воли. Я не уверен, что она закончена и возможно я еще вернусь к ней. …
|
Иррациональность
|
|
К: Расскажите о планах на будущее, о чем мечтаете?
|
|
|
Парадокс в том, что несмотря на годы я только сейчас начинаю понимать смысл своей профессии. …
|
Тактика [21]
|
|
Несомненно можно поспорить с отдельными маркерами. Субъективность конкретного эксперта никто не отменяет. Но именно такое накопление заведомо избыточного количества данных позволяет существенно уменьшать вероятность ошибок в определении ТИМа, в том числе связанных с профессиональным опытом и текущим состоянием эксперта.
Результаты соционического анализа:
Таким образом мы проанализировали картину художника и несколько страниц текста интервью с ним, используя Puzzle-технологию. Собранной информации достаточно, чтобы неоднократно выйти на выйти на ТИМ художника, сравнить полученные результаты и тем самым проверить себя и надежность окончательного вывода.
Сколько же независимых выходов на ТИМ мы получили?
С помощью комбинаций из четверок ПАР – 3 выхода
Выход I. (По базису Юнга)
- Интуиция
- Логика
- Экстраверсия
- Иррациональность
|
Выход II.
- Демократия
- Субъективизм
- Позитивизм
- Конструктивизм
|
Выход III.
- Статика
- Рассудительность
- Процесс
- Тактика
|
С помощью соционических МГ– 2 выхода
Выход IV
- «Исследователь»
- «1 квадра»
|
Выход V
- «Рыцарь»
- «Деловой стиль»
- БЛ в ЭГО (добавляем из модельного подхода для полноценного пятого выхода на ТИМ)
|
С помощью модели А – 5,5 выходов
Выход VI
- ЧЛ - Продуктивная
- ЧЛ - в Ид
- БИ – Сильная
|
Выход VII
- ЧС – Слабая,
- ЧС - Контактная
- БИ - Витальная
- ЧЛ - Сильная
|
Выход VIII
- ЧИ - Сильная
- ЧИ - в ценностных блоках (ЭГО или СуперИД)
- БИ - Акцептная
|
Выход IX
- ЧИ - в ЭГО
- БЛ - Мерность >2
- БЛ - Продуктивная
|
Выход X
- ЧИ – 4-х мерная
- БЛ - ментальная
|
Не полный выход XI
|
Собранная информация сделала возможным более десяти раз выйти на ТИМ!
Для демонстрации технологии была использована диагностика соционического типа художника В. Ф. Орловского, который эффективно использует в творчестве свои сильные стороны (особенности своего типа информационного метаболизма).
Это способствовало тому, что в результате все пройденные пути указали на ТИМ ИЛЭ.
И это не такой уж уникальный случай, хотя по нашему опыту вовсе не является общим правилом. Такой результат мы получаем при диагностике людей с так называемыми «чистыми», «реализованными» типами. При диагностике таких людей достаточно 4-5 раз подряд выйти на один и тот же тип, чтобы уже с уверенностью его назвать.
Значительно чаще мы наблюдаем у наших клиентов игнорирование (в силу тех или иных причин) своих предрасположенностей, подаренных природой в виде ТИМа. Это обычно бывает связано с особенностями (в том числе и проблемами) накопления их индивидуального жизненного опыта, влиянием других типологий. И тогда мы наблюдаем размывание выраженности отдельных ПАР, неопределенность качества работы отдельных функций. Это естественно усложняет диагностику, приводит к тому, что результаты наблюдений будут выводить нас на разные ТИМы.
Это не значит, что у человека нет ТИМа, «размытый» ТИМ или у него несколько ТИМов. Это значит, что необходимо добирать и добавлять в обработку новые данные, подробнее анализировать специфику рассматриваемых ситуаций или их предыстории, влияющих на те или иные флуктуации результатов. И тогда мы, собирая маркеры ПАР, МГ или психических функций, выделяем из них те, которые интерпретируются нами как однозначные (в силу их многократного однородного повторения). И уже с их помощью осуществляем 4-5 выходов на ТИМ. И если в результате выходим на один и тот же, завершаем диагностику. Если нет, диагностический процесс продолжается, мы проводим дополнительные наблюдения, собираем новую порцию данных и так до получения результата.
С помощью такого подхода мы обеспечиваем требуемую надежность диагностик.
Выводы.
Статья продемонстрировала возможности и достоинства Puzzle-технологии для применения в реальной практике диагностики типа информационного метаболизма.
Литература
1. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики 2. Виктор Федорович Орловский "Космопластицизм". Выставка в МАрхИ 2011 3. Сайт НИИ Соционики. Соционика. Признаковый подход. 4. Сайт НИИ Соционики. Интуиция–сенсорика. 5. Сайт НИИ Соционики. Логика–этика. 6. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Статика-динамика". 7. Сайт НИИ Соционики. Экстраверсия-интроверсия. 8. Сайт НИИ Соционики. Рациональность–иррациональность. 9. Амирова Е.А. О Королях, Пажах, Рыцарях и Дамах. 10. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Рассудительность-решительность" 11. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Позитивизм-негативизм" 12. Прокофьева Т.Н., Каменева С.К. Еще раз о квадральных ценностях. 13. Персональная Творческая Мастерская Орловского В.Ф. 14. Прокофьева Т. Н. Семантика аспектов. В кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом . Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз», 2008. – 323 с. 15. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Конструктивизм-Эмотивизм" 16. Прокофьева Т. Н. Психологические типы и способности к профессии. АБИТУРИЕНТ, №11, 2003г. 17. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Весёлые-серьёзные" 18. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Аристократия-демократия" 19. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Процесс-результат" 20. Ю.В. Исаев, Т.Н. Прокофьева. Деловой стиль общения. 21. Сайт НИИ Соционики. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Тактика-стратегия"
Еще примеры использования Puzzle-технологии диагностики:
Прокофьев В.Г. Puzzle-технология диагностики соционического типа. Пример применения-2. Иосиф Бродский // Сайт НИИ Соционики http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/762-brodski
Прокофьев В.Г. Puzzle-технология диагностики соционического типа. Пример применения-3. Алексеев Г. И. // Сайт НИИ Соционики http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/781-alekceev
|