Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Аристократия-демократия" PDF Печать E-mail

Маркеры для диагностики признака

 

Демократия Аристократия

... восприятие объекта (человека) вне контекста среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу. [1]

Строят отношения с людьми независимо от их социального положения. Важнее личные качества человека.[5]

Считают, что люди изначально равны между собой. Если «лестница» присутствует, то она не одна, их несколько, и один и тот же человек может быть поставлен выше или ниже, в зависимости от контекста.[5]

Могут и руководителя «воспитывать», «открывать дверь ногой» в кабинет к начальству.[5]

«Посоветовать начальству? Ну, если я разбираюсь в этом лучше, то нет проблем».[5]

 

Индивидуалисты. Свободная конкуренция. «Свобода, равенство, братство». «Кошка гуляет сама по себе»;  «Не трогайте меня, дайте спокойно заниматься своим делом».[5]

... принцип горизонтальной коммуникации, то есть общения на равных. Партнёр по коммуникации как бы ставится рядом, а не сверху или снизу. Соответственно отсутствуют и характерные для аристократов атрибуты субординации. Вместо власти вышестоящего, демократы организуют координацию между субъектами одного уровня. [10]

В научных дискуссиях демократичны, открыты. Уровень интеллекта – вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку. [7] 

 ... восприятие объекта (человека) происходит в контексте среды, которая его формировала, социальной иерархии, принадлежности к определенному кругу. [1]

 Оценивают людей с точки зрения положения в обществе или принадлежности к социальной группе.[5]

Настроены на иерархию, «социальную лестницу», где каждый должен занимать «свою ступеньку». Соблюдают субординацию, считают ее необходимой.[5]

Отношения в коллективе строят в соответствии с подчинением по должности или по старшинству. Заслуги определяются стажем и опытом.«Старше – значит, умнее»; «Старших надо слушаться».[5]

 

Коллективисты.  [5] ... в компании есть некая склонность к фирменной идеологии и пропаганда коллективного образа действия. [16]

 

... преобладание вертикальной коммуникации над горизонтальной. При вертикальных связях заметно иерархическое неравенство: начальник – подчинённый, старший – младший, свой – чужой и т.п. Такая коммуникация носит характер субординации. Человек ... оценивается прежде всего по его статусу относительно того, кто оценивает (моего уровня или нет?), а затем уже по остальным критериям. [10]

 

... демократия в третьей квадре.

Межличностные контакты в ней максимально неформальны, титулы и звания имеют очень малый вес. Соционические типы третьей квадры ориентированы на текущий момент. Традиции прошлого для них малозначимы, а будущее их волнует только самое ближайшее. В первой квадре горизонтальное общение также является делом само собой разумеющимся, но порой переходящая границы фамильярность третьей квадры её шокирует. Здесь нет такого индивидуализма, демократия не используется в ней для выпячивания своих отклонений от общественной нормы. В первой квадре нет борьбы ущемленных меньшинств за свои права по той простой причине, что их никто не ущемляет, да они и не образуются при гармоничном образе жизни. Демократия понимается первоквадралами как разумное следование законам природы. Первая квадра существует вне времени как одна большая семья. Находится в таком «коконе» очень комфортно, но и в то же время опасно: агрессия извне его может разрушить. [10]

 Аристократизм второй квадры – более жёсткий. Это деление на «слуг и господ», таланты и бездарности, своих и врагов, кастовость.

В четвёртой квадре аристократизм сглажен, образ врага, как во второй квадре, не формируется, но ведущие себя нецивилизованным способом или просто интеллектуально неразвитые особи зачисляются в разряд второсортных.

Четвертая квадра тоже руководствуется принципом «свои – чужие» при оценке людей: живут ли другие по таким же законам, что и мы? Здесь больше выражена клановость. Сомнений по поводу оптимальности своих приоритетов, как правило, не возникает. [10]

В дельте логики, также как и во второй квадре, являются сенсориками, а этики – интуитами. Это также квадра аристократов, но только здесь, в отличие от второй квадры, аристократия носит не структурно-ведомственный характер, а являет собой семейно-клановую иерархию. [13]

 

Диагностические ситуации, позволяющие с максимальной вероятностью наблюдать маркеры признака

 

Изображение флага в рисуночных проективных тестах

У демократов либо это был флаг неопределенного государства, либо на нем были зверюшки, игрушки, личные записи и т.д. [12] 

аристократы

демократы

Чаще рисуют:

Флаг конкретного государства (или сообщества)

Герб

Чаще рисуют:

Флаг неизвестного государства

На флаге цветы, предметы, животные

Даже среди дошкольников очень четко проявился признак аристократия-демократия:

аристократы в основном рисовали государственный флаг, некоторые дошли даже доизображения герба. [12]

 

СЛЭ, 7 лет

 

СЭИ, 3 года

 

ИЭЭ, 4 года

 Рисуночный тест. Статика

ЭСИ, 5 лет

 

Характерные цитаты носителей типов

 

Демократия:

ИЛИ (Оноре де Бальзак)

"Во французской армии встречались люди типа Женеста: в деле они бывали даже велики, а затем вновь становились скромнейшими людьми, за славой не гнались, забывали об опасности; пожалуй, они встречались гораздо чаще, нежели то позволяют предполагать недостатки человеческой природы. Однако вы бы ошиблись, подумав, что Женеста был человек безупречный. Он отличался подозрительностью, вспыльчивостью, был придирчивым спорщиком и вечно хотел доказать свою правоту, даже если заблуждался, и был полон национальных предрассудков".[2]

 

Аристократия:

СЛИ (Сергей)

На вопрос о равенстве людей Сергей однозначно ответил, что "они не равны".

«Ненапряжные люди. Все у них хорошо» (Про жителей Гоа)

«Очень похоже, на ощущения русской глубинки»

«Московские друзья». 

«Ну, совещание бы собрал с министрами». 

«Либо оно там на законе держится – надо закон внимательно проштудировать. Либо оно там, я не знаю, феодальное государство… нужно там с каждым князьком пообщаться». [15]

 

ИЭИ (С. Есенин)

Дорогая Изадора! ... Был у Троцкого. Он отнесся ко мне изумительно. Благодаря его статусу и его помощи мне дают сейчас большие средства на издательство...

...не могу не писать Вам. Тем более тогда, когда у нас с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же, как Вы... [4]

...в  ситуации, когда [детям] предлагали назвать себя самим. 

«Давай ты у нас будешь ... Коленька, хорошо?». Маленький [СЛЭ] «Жуков» посмотрел на преподавателя недовольным оскорбленный взглядом: «Николай Петров!». [12]

 

На встречах ТИМ-инфо участники разных типов давали свое описание предлагаемых тренером изображений.

Цитаты из описаний этой фотографии [17]:

 

Аристократия:

ИЭЭ,  «Гексли» "«Любой» прохожий не сможет попасть. Элитный клуб ... прослойка состоятельных людей". 

СЛЭ, «Жуков»: «Спортсмены, знаменитости, группа поддержки в классическом стиле». 

 

Демократия:

(ЛИЭ, «Джек Лондон»): "Вася свою хату рекламирует" 

(Эксперт: Насмешка над аристократическими замашками). 

  

Применение на практике

Наиболее эффективные принципы подбора людей в компании, в коллективе которых с преобладает одна из квадр

Демократы

1 квадры:

Экономика семейного типа. При такой организации труда работают все «члены семьи» согласно своим силам и способностям. Отсутствие четких границ между руководителями и подчиненными. Подбор сотрудников не по профессионализму, а по личностным качествам, «чтобы человек был надежный и с мозгами, а остальному научим».

 

3 квадры:

Принципы отбора людей отчасти схожи с этапом «тусовки». На первый план опять выходит принцип доверия, но сейчас речь идет о доверии к профессионализму и чувству ответственности человека, заявившего о своей готовности достичь требуемого результата. Причем часто это доверие подкрепляется отзывами с предыдущих мест работы человека, беседами с его прежними нанимателями и т.п.

Появляется свобода действий, которая дает людям массу возможностей для самореализации через собственную активность и инициативу. [11]

 

Аристократы

 2 квадры:

Управление предприятием строится по принципу единоначалия. Четкая иерархическая структура по должностям, где каждый должен занимать «свою ступеньку».

Ценится умение подчиняться и потенциальная способность руководить людьми.

 

4 квадры:

Люди, долгое время работающие в компании, имеют дополнительные привилегии. Продвижение по карьерной лестнице также может зависеть от продолжительности работы сотрудника в организации.

Помимо единства стандартов качества разрабатывается философия корпорации (традиции, обычаи, нормы поведения), что объединяет людей и создает чувство общности по отношению к своей организации. [11]

 

Некоторые затруднения могут возникнуть из-за того, что ЭСИ – демократ, а ЛСЭ – аристократ. ЭСИ относится к своему руководителю, в первую очередь, как к человеку, а не как к начальнику, и поэтому может допускать нарушения служебной иерархии, общаться с руководителем более демократично, чем это позволительно. Но, благодаря базовой БЭ, ЭСИ видит, какое отношение вызывают у ЛСЭ те или иные его поступки, поэтому допустив оплошность такого рода он замечает это, и больше подобного себе не позволяет. [3]

Квадры отличаются по признакам «веселые–серьезные» и «аристократы-демократы». При этом они компенсируют друг друга: где-то можно и пошутить с клиентом, а где-то аристократично, серьезно себя представить. [8]

 

Работать в одной команде «Гамлету» с «Джеком» продуктивно. Понимая общую задачу, по резонансу 2-2 (см. рис. 1), они оба творчески подходят к вопросу быстрого ее решения. Главное, обсудить вместе, что сделать и примерно как, а дальше разойтись для проработки через свои сильные стороны. Ведь резонанс 1-3 и 3-1 (по логике действий и этике эмоций) не дает возможности на равных обсуждать возникающие проблемы или задачи, и экспертно обсуждать их совместно, в такой ситуации один всегда имеет преимущество над другим. В варианте взаимодействия начальник – «Джек Лондон», подчиненный – «Гамлет» такое несоответствие выглядит вполне уместно для «Гамлета», как для аристократа. [9]

Демократия «Джека Лондона» позволяет ему здраво решать и обсуждать вопросы, несмотря на статус или деловое положение оппонентов. [9]

 

В дополняющих парах партнеры совпадают по признаку «аристократы – демократы»: или оба аристократы, или оба демократы. Это объяснимо с точки зрения удобства общения, критериев оценки людей: наиболее комфортное общение происходит со «своими людьми»: как по подходам к людям, так и по интересам. Любопытно заметить, что и в конфликтной паре тоже совпадает признак «аристократы – демократы». Это еще раз доказывает, что как любить можно только «своих», так и конфликтовать можно тоже только со «своими». Не зря же древние мудрецы говорили: «подобное притягивает подобное». Если у партнеров совсем разные жизненные позиции и интересы, конфликта не получится, они просто разойдутся в разные стороны, не представляя никакого интереса друг для друга. А вот в парах, где отношения несимметричные – контроль или заказ – обязательно один из партнеров аристократ, а другой – демократ. Возможно, и этим объясняется непонимание позиций друг друга в таких отношениях. [10]

 Иногда действия аристократов могут восприниматься демократами, как ритуальный танец, формальный подход к общению: обильно постучать в дверь, заглянуть, поздороваться, спросить можно ли войти, войти, подождать, пока человек закончит свои дела и уже переходить к делу. Очень много действий, которые будут оценены по достоинству, будь за дверью аристократ, потому что это ты пришел к нему, это тебе от него что-то нужно, потому что он выше тебя на иерархической лестнице сейчас и нужно показать, что это всем понятно и принято. Я до сих пор так делаю с врачами на всякий случай, от их же значимости порой зависит их настроение, а от их настроения зависит мой успех в переговорах о моем здоровье. (...) [10]

Попросите у него совета, как подать себя «круто». Гексли это понимает, он аристократ. Это функция ролевая, по ней он подает себя в новых ситуациях. [14] 


  

Возможные проблемы при наблюдении признака

 

Разграничение с психософией Афанасьева

Стоит обратить внимание на еще одно проявление двухступенчатой картины мироздания, присущей первой и четвертой Волям. Афанасьев пишет:

«С двухступенчатой картиной мироздания в сознании первой Воли связана еще одна любопытная, многих обманывающая черта поведения "царя": его мнимый демократизм. Дело в том, что первая Воля действительно относится к окружающим ровно, не различая чинов и званий. Однако источник этого явления не в природном демократизме, а в простоте живущей в ее душе картины: есть только верх и низ – а более сложные иерархические построения произвольны и лукавы».

Здесь хочется дополнить, что про четвертую Волю можно сказать тоже самое с учетом того, что она отводит себе нижнюю ступень в иерархии. Так же некоторые проявления четвертой Воли как например непризнание авторитетов тоже могут показать её носителя истинным демократом. Люди с четвертой Волей действительно часто не признают авторитетов, но только когда относятся к другим как к себе, ведь для четвертой Воли как собственный, так и чужой авторитет – это так, ерунда, или, пользуясь термином Александра Юрьевича, «пустячок». Однако понимание демократических проявления этой функции осложняется наличием у каждого человека проявлений соционической дихотомии, которая так и называется: «аристократия-демократия». Проявления этой дихотомии настолько похожи на проявления описанные А.Ю. Афанасьевым, что невольно задаешься вопросом – может быть это одно и тоже? Однако практика показывает, что и аристократы и демократы могут обладать любой Волей и здесь есть обширное поле для исследований. [6]

Как связаны аристократический менталитет по Переслегину и соционический признак «аристократия»?

... аристократический менталитет усиливает некоторые черты, свойственные соционическим аристократам (например, желание иметь «статусные» вещи), так что в отдельных моментах связь есть. [18]

 Варвар больше внимания уделяет людям и неформальным отношениям, чем общественным институтам и юридическим статусам, что можно перепутать с признаками «этика» или «демократия». [18]

 


 

 

Использованные публикации:

  1. Прокофьева Т.Н. Краткое описание признаков Рейнина.
  2. Оноре де Бальзак. Сельский врач
  3. Сипайло А.И. Негативный эффект работы ограничительной функции в полудуальных отношениях на примере отношений ЛСЭ и ЭСИ
  4. Розова М.Ю. Есенин – поэт и «Есенин» – ТИМ
  5. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога
  6. Девяткин А.С., Клеопов П.Е. Психософия. Монологовые Воли: сходства и различия
  7. Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С. Концепция обучения и практической подготовки кадров для системы профориентации подростков
  8. Прокофьева Т.Н., Князев А.Е. Соционический анализ коллектива. Отчеты 1 и 2
  9. Волкова О.Н., Долинин Д.Л. «Джек Лондон» глазами «Гамлета» и «Гамлет» глазами «Джека Лондона»
  10. Луцева У.С. Демократический «детеныш», воспитанный аристократом
  11. Балашева Н.С. Диагностика и описание корпоративной культуры компании с точки зрения квадральных ценностей
  12. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Методика определения психологического типа детей дошкольного возраста
  13. Прокофьева Т.Н., Каменева С.К. Еще раз о квадральных ценностях
  14. Прокофьева Т.Н. ,  Прокофьев В.Г. Алгебра интертипных отношений
  15. Писарев В.С. Обоснование ТИМа по результатам соционического интервью
  16. Лытко Н.В. ТИМ организации, как психо-информационной системы
  17. Овчинникова А.С., Прокофьев В.Г. «Это вы здесь видите сенсорику!» или «У каждого своя соционика!»
  18. Малисов М.А. Соционика и теория менталитетов

Экспериментальные данные (2008-2009)

Исследования признака «Аристократия-демократия»

1. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия» как психического феномена. Часть1. Методика эксперимента.
2. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия» как психического феномена. Часть 2. Что показал эксперимент

3. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия» как психического феномена. Часть3. Повторяемость.

4. Прокофьев В.Г. Контент-анализ текста как инструмент диагностики соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия».


Обновлено 21.06.2023 18:41 Прочитано : 25842 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 256 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12263708