Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Демократический «детеныш», воспитанный аристократом PDF Печать E-mail

Обсуждение в ЖЖ

Обсуждение на форуме

 

Луцева У.С.

 

Статья посвящена взаимоотношениям по дихотомии аристократия – демократия. В статье рассмотрены примеры семейных отношений, где родитель аристократ, а ребенок демократ, ощутимое влияние на воспитательный процесс и формирование жизненных установок.

 

Все мы не раз сталкивались с тем, что взгляды на жизнь у людей разнятся, жизненные ценности, на базе которых принимаются решения, важны настолько, что набор действий ограничен имеющейся картиной мира. Можно говорить о том, что другие, не такие как мы, люди, странные, непонятные, неправильные, а можно заглянуть в их другой и по-иному очень красивый мир, и понять, что и как они думают.

Первый раз я столкнулась с дихотомией аристократия – демократия, уже имея некоторое представление о других признаках и о модели А. Эта часть программы произвела сильное впечатление невероятной разницей восприятия мира. Разница шокирующая! Прочувствовав ее впервые, хочется закрыться в демократическом мирке и не общаться с «чужими» никогда.

Для ТИМов-аристократов показательно преобладание вертикальной коммуникации над горизонтальной. При вертикальных связях заметно иерархическое неравенство: начальник – подчинённый, старший – младший, свой – чужой и т.п. Такая коммуникация носит характер субординации. Человек в аристократических квадрах оценивается прежде всего по его статусу относительно того, кто оценивает (моего уровня или нет?), а затем уже по остальным критериям.

В демократических, первой и третьей квадрах царит принцип горизонтальной коммуникации, то есть общения на равных. Партнёр по коммуникации как бы ставится рядом, а не сверху или снизу. Соответственно отсутствуют и характерные для аристократов атрибуты субординации. Вместо власти вышестоящего, демократы организуют координацию между субъектами одного уровня.

Итак, демократичный «детеныш» – это я. И «детеныш» уже тридцатилетний, а посему обладающий некоторыми практическими знаниями по данному вопросу. Так получилось, что в конце изучения этой темы протипировалась аристократия у моей мамы. Аристократия явная, чистая, яркая!!! Я даже получила пару сочувственных реплик и куда больше сочувственных молчаливых взглядов от демократов: аристократ-управленец... Да на дите демократа-социала!!! Катастрофа!!! Ужас!!! Террор!!!

Нет, товарищи! НЕТ!

Первая мысль была: а я даже не заметила?!

Вторая мысль была: ах, вот что это было, когда, я слушала, открыв рот и училась виртуозному общению аристократа – мамы и аристократа – соседа/врача/преподавателя (нужное подчеркнуть). Мне бы и в голову не пришло общаться так, и говорить это, и делать то! Записываем на подкорку и применяем неоднократно (референтная логика действий) во многих жизненных ситуациях. Немного не мое, но людям нравится, результат достигается, почему бы и нет?

hierarchy
Степень выраженности аристократизма у двух аристократических квадр различна. Аристократизм второй квадры – более жёсткий. Это деление на «слуг и господ», таланты и бездарности, своих и врагов, кастовость. В четвёртой квадре аристократизм сглажен, образ врага, как во второй квадре, не формируется, но ведущие себя нецивилизованным способом или просто интеллектуально неразвитые особи зачисляются в разряд второсортных. Четвертая квадра тоже руководствуется принципом «свои – чужие» при оценке людей: живут ли другие по таким же законам, что и мы? Здесь больше выражена клановость. Сомнений по поводу оптимальности своих приоритетов, как правило, не возникает.

Иногда действия аристократов могут восприниматься демократами, как ритуальный танец, формальный подход к общению: обильно постучать в дверь, заглянуть, поздороваться, спросить можно ли войти, войти, подождать, пока человек закончит свои дела и уже переходить к делу. Очень много действий, которые будут оценены по достоинству, будь за дверью аристократ, потому что это ты пришел к нему, это тебе от него что-то нужно, потому что он выше тебя на иерархической лестнице сейчас и нужно показать, что это всем понятно и принято. Я до сих пор так делаю с врачами на всякий случай, от их же значимости порой зависит их настроение, а от их настроения зависит мой успех в переговорах о моем здоровье.

image-equality
Демократические квадры живут по-другому. Более выражена демократия в третьей квадре. Межличностные контакты в ней максимально неформальны, титулы и звания имеют очень малый вес. Соционические типы третьей квадры ориентированы на текущий момент. Традиции прошлого для них малозначимы, а будущее их волнует только самое ближайшее. В первой квадре горизонтальное общение также является делом само собой разумеющимся, но порой переходящая границы фамильярность третьей квадры её шокирует. Здесь нет такого индивидуализма, демократия не используется в ней для выпячивания своих отклонений от общественной нормы. В первой квадре нет борьбы ущемленных меньшинств за свои права по той простой причине, что их никто не ущемляет, да они и не образуются при гармоничном образе жизни. Демократия понимается первоквадралами как разумное следование законам природы. Первая квадра существует вне времени как одна большая семья. Находится в таком «коконе» очень комфортно, но и в то же время опасно: агрессия извне его может разрушить.

Третья моя мысль была: так вот почему я смогла все бросить (в первый раз) и уехать работать в другую страну. Делать то что нравится, а не то чему училась. Я «имела на это право», потому что закончила институт, я поднялась на ступеньку выше, я сделала шаг к успешной жизни. С детства я понимала, что жить без образования я не смогу физически. Это не обсуждалось, как не обсуждается смена сезонов в году. Я воспитывалась для поступления в институт! Потому что для взрослого аристократа – это начало карьеры, начало лестницы, начало жизни. За эту жизненную установку я безмерно благодарна, потому что соблазнов слинять было много, и никто пользоваться ими не запрещал, только не вместо образования, а совместно с ним.

Я вернулась и начала зарабатывать на новое право. Мне нужно было продолжать движение вперед.

Я смогла все бросить (во второй раз) и уехать отдыхать на год. Я чувствовала, что имею на это право, только потому, что у меня была машина, высокая должность, много выше средней зарплата. Я уже забралась на лестницу и крепко сижу на ней, и мне можно «остановиться и поболтать ножками».

Я вернулась, и понимаю, что нужно двигаться дальше. Потому что вложенная с детства лестница во мне есть.

Смогла бы я быть тем, кто я есть сейчас? Смогла бы я достичь того, что достигла? Смогла бы я так хорошо понимать потребности аристократов, которые иногда являются теми, от кого зависит наше движение вперед? Имея в арсенале такие признаки, как иррациональность, гибкоразворотливость, социальность? Я была бы совсем другой!

При общении с другими я знаю, как можно их удивить, если на них не действует моя внутренняя красота и таланты, у меня подготовлена пара сертификатов, свидетельствующих о том, чего я добилась, подготовлена пара солидных названий компаний, в которых я трудилась.

В дополняющих парах партнеры совпадают по признаку «аристократы – демократы»: или оба аристократы, или оба демократы. Это объяснимо с точки зрения удобства общения, критериев оценки людей: наиболее комфортное общение происходит со «своими людьми»: как по подходам к людям, так и по интересам. Любопытно заметить, что и в конфликтной паре тоже совпадает признак «аристократы – демократы». Это еще раз доказывает, что как любить можно только «своих», так и конфликтовать можно тоже только со «своими». Не зря же древние мудрецы говорили: «подобное притягивает подобное». Если у партнеров совсем разные жизненные позиции и интересы, конфликта не получится, они просто разойдутся в разные стороны, не представляя никакого интереса друг для друга. А вот в парах, где отношения несимметричные – контроль или заказ – обязательно один из партнеров аристократ, а другой – демократ. Возможно, и этим объясняется непонимание позиций друг друга в таких отношениях.

Недавно к нам зашел начальник бизнес центра, ему нужно было попасть на балкон, а окна были заклеены еще с зимы, я открыла одно из окон и наивно предложила ему прекрасную возможность туда попасть. Выражающий недовольство, взгляд смерил меня, я была уличена в попытке прилюдно унизить его достоинство, он не смог вылезти на балкон через окно, потому что он большой начальник, долго двигавшийся с первой ступеньки той самой лестницы, и он в принципе не может творить такое. Я в запале пыталась было показать ему, как это просто и весело и уже просовывала ноги в окно, он лепетал «о, что Вы делаете, не надо!!», потому что он знает, что я тоже где-то наверху лестницы крепко стою, и сей опрометчивый поступок может подорвать мою репутацию в глазах окружающих. Опомнилась я быстро, благо с детства помню, что мои демократические действия, такие как посидеть на полу, не постучать в дверь, надеть спортивную кофту на торжественный случай, порой, вызывали недоумение и, что самое ценное, не критику, а именно человеческое недоумение от того, как мне такое приходит в голову.

Воспитанная родителем аристократом, я не стала им, но я более чем учитываю тот взгляд на мир, через который смотрела на него весь неосознанный возраст.

Я чувствую себя тем деревом, которое выросло прямым, потому что подпиралось другими деревьями, которые не давали упасть и сделали ствол крепким стержнем. Я знаю момент, когда в хаосе гула демократов, я должна замолчать. Я знаю, что в мире других людей я занимаю какое-то место под солнцем и оттуда могу быть услышана или проигнорирована только лишь потому, что я там. Я знаю, как соблюдать субординацию.

У меня была тридцатилетняя практика. Мне повезло!))

Список литературы

  1. Аугустинавичюте А. Социон. – М.: Чёрная белка, 2008. — 192 с.

  2. Гуленко В.ВКвадральная эстафета: силуэты времени через вереницу типов – Киев, 25.07.1995.

  3. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: Изд-во «Алмаз», 2005. – 112 с.

  4. Соционикадляпрофессионалов. Соционическиетехнологиивпедагогикеиуправленииперсоналом. Подред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.

  5. Прокофьева Т.Н. Соционика и профессиональные достижения. Учебно-практическое пособие. – М., 2011


Обновлено 28.10.2014 03:19 Прочитано : 14830 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 225 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12190544