Введение
В современном цивилизованном обществе особую актуальность приобретает задача создания условий для эффективного применения и развития человеком своих способностей. Решение этой задачи позволяет специалисту быть максимально востребованным, а обществу – использовать результаты труда профессионалов, работающих творчески и с полной отдачей.
К сожалению, сегодня мало кто может похвастаться ощущением полноты жизни, любовью к своей работе. Очень часто люди воспринимают часы, проведенные на работе, как вычеркнутые из жизни. Даже в тех случаях, которые принято считать вполне благополучными, нередко можно видеть, что человек честно трудится, но не любит свое дело. В чем причина? Он просто не на своем месте.
А есть и другие, те, кто достиг в чем-то немалых успехов как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и немало, но труд этот доставляет такое удовольствие, что они часто не могут поверить, что именно эту сферу и надо связывать с профессией.
У каждого из нас есть свой набор природных способностей и приобретенных навыков. Они определяются комбинацией качеств личности, которые можно диагностировать современными психологическими методами. При этом специалист-эксперт составляет психологический портрет личности, включающий описание склонностей к различным видам деятельности.
В зависимости от сложности задачи определяется глубина анализа. Формируемый портрет может учитывать как актуальное (сегодняшнее) состояние развития способностей и интересов, так и природные склонности, данные нам от рождения. Это те душевные потенции, которые могут еще и не быть реализованными, долгое время дремать в нас, давая о себе знать лишь в редкие периоды особенного интереса, вспышки, того состояния, которое мы воспринимаем, как «полет», «вершину», успех.
Не всегда, к сожалению, родители и учителя умеют прислушиваться к растущему ребенку, не всегда интересуются тем, что же необходимо для развития именно ему. Зачастую семейные традиции или массовая культура навязывают человеку определенные стереотипы, которые постепенно становятся частью его образа жизни. В такой ситуации человек уже и сам перестает прислушиваться к себе, к своим желаниям, принимая привычное – за действительно ценное.
Актуальное состояние личности более очевидно, его легче диагностировать. На такой диагностике построены некоторые современные методики профориентации. Но изучая лишь сегодняшние интересы и склонности человека, мы не можем дать четкий ответ, является ли это долговременным или связано с модой, влиянием окружения.
В стратегическом плане важнее определить, чем нас наградила природа. Не секрет, что кто-то более одарен, например, в гуманитарной области, а другому ближе логическое мышление. Но не всегда это бывает очевидно, не каждый из нас знает, в чем именно заключен его талант, и какая дорога легче и увереннее приведет к жизненному успеху.
Один из путей проведения таких исследований основан на теории психологических типов К. Г. Юнга, позволяющей определить врожденные особенности личности, ее сильные и слабые стороны. Такой подход особенно полезен в профориентации подростков, позволяя им с самого начала выбрать жизненную дорогу и дело по душе.
Теоретическое обоснование
Предлагаемая концепция профориентации строится на понятиях психологических функций, введенных в научный обиход К. Г. Юнгом и получивших дальнейшее развитие в типологии Майерс-Бриггс ( Myers- Briggs) (в странах Западной Европы и США) и в соционике (на постсоветском пространстве). К. Г. Юнг выделял у всех людей четыре функции, устойчиво присущие индивиду. Эти функции сгруппированы попарно. К. Г. Юнг утверждал, что у каждого человека одна функция из каждой пары носит характер сильной, а вторая неизбежно отстает от нее в развитии.
- Функции «Логика» (T) и «Этика» (F) определяют гуманитарную или техническую направленность способностей человека.
- Функции «Интуиция» (N) и «Сенсорика» (S) определяют теоретическую или практическую направленность.
Поскольку все четыре функции присущи каждому человеку, можно рассматривать соединение сильных функций в блок, несущий обобщенную информацию о сильных сторонах личности. Оставшиеся две функции соединяются в блок, говорящий о слабых сторонах. Это утверждение дает основание рассмотреть 4 группы психологических типов. Эти группы впоследствии получили название «Установки на вид деятельности».
- Сильные функции «Логика» (T) и «Интуиция» (N) в сумме дают мыслительную теоретическую направленность. Люди этих типов склонны к научно-исследовательской сфере деятельности.
- Сильные функции «Логика» (T) и «Сенсорика» (S) в сумме дают мыслительную практическую направленность. Люди этих типов склонны к производственно-управленческой сфере деятельности.
- Сильные функции «Этика» (F) и «Сенсорика» (S) в сумме дают гуманитарную практическую направленность. Сфера их деятельности названа социальной.
- Сильные функции «Этика» (F) и «Интуиция» (N) в сумме дают гуманитарную теоретическую направленность. Эта сфера деятельности называется гуманитарной.

Научно-исследовательская сфера деятельности. «Исследователи». Интуитивность делает их хорошими генераторами идей, нестандартными мыслителями, а логика придает их суждениям убедительность и строгость. Научные исследования и эксперименты, разработка концепций и прогнозов, познание законов природы и общества, фундаментальные дисциплины. Хорошо себя проявляют в мобильных подходах и в трудноподъёмных проблемах. Превыше всего ставят объективную истину, добытую разумом. Стремление заниматься тем, что не познано, необычно, пусть оно и не обещает прямой и непосредственной отдачи в будущем. Любопытство, желание раскрыть тайны мироздания и изложить их научным языком. Желание экспериментировать и нежелание пользоваться проверенными, отработанными методами. Привлекают общие принципы, а не их конкретное использование и доводка. Житейская неприспособленность, игнорирование бытовой, социальной стороны жизни. В научных дискуссиях демократичны, открыты. Уровень интеллекта – вот критерий, которым они пользуются, когда дают свои оценки человеку.
Гуманитарная сфера деятельности. «Коммуникаторы». Интуитивность делает гуманитариев возвышенными, мечтательными людьми, а этичность – тонко эмоционально переживающими личностями. Культура и искусство, психология, педагогика, гуманитарные дисциплины, журналистика, философия и религия. Сильны там, где нужно докапываться до глубинных проблем отдельного человека. Хорошо отражают проблемы психологии масс. Их мысли направлены на поиски идеалов и духовной гармонии. Гуманитарии предпочитают либо обособленное общение с кругом избранных, либо выступления перед большими группами людей. Несмотря на их житейскую непрактичность, люди обращаются к ним в трудных нравственных ситуациях. Представителей этой группы отличает особый психологизм и способность сопереживать человеческому горю. Нравственно-мировоззренческие искания, сомнения и колебания.
Производственно-управленческая сфера деятельности. «Управленцы». Сенсорность придает управленцу заземленность и конкретность мысли, а логика – хладнокровие и расчетливость. Организация материального производства, менеджмент, управление машинами и механизмами. Хорошо себя чувствуют в командно-иерархических системах. Твердость и организованность. Реалистичность взглядов и поступков. Фантазии и смелые проекты не принимают без практического обоснования. Реализм дополняется прагматизмом. Не возьмется за дело, если оно не гарантирует весомой отдачи. «Увлеченность, эмоциональный порыв, благодарность потомков» – этим языком с управленцами говорить нельзя: сочтут вас неделовым человеком. Увлекаются управленцы обычно тем, что предметно, физически ощутимо. Как правило, это техника, активный отдых, спорт. Делают ставку на прагматический расчет, наличие ресурсов, а также личный опыт и имеющиеся технологии.
Социальная сфера деятельности. «Социалы». Сенсорика настраивает социалов на комфорт и прагматизм, а этика наделяет их эмоциями и вовлеченностью в отношения. Включает торговлю, общественное питание, здравоохранение, социальное обеспечение, сервис и досуг. Подходят для организации жизнедеятельности и отладки коммуникации в социуме. Настрой на общение, неформальные связи, радость жизни. Прекрасно чувствуют повседневные нужды людей. Настроены на групповое взаимодействие, удовлетворение текущих физических потребностей человека – в еде, отдыхе, общении, семье и т. п. Социальная заботливость и опека. В силу коллективистского духа быстро сходятся на почве бытовых проблем, создают теплые компании. В социальных группах идет обмен житейской информацией, светскими новостями.
Списки профессий, наиболее подходящих для каждой группы ориентации на вид деятельности даны в приложении №3.
Содержание курса
В соответствии с задачей обучения навыкам практической профориентации подростков, разработан специальный курс, включающий две ступени:
- Теоретико-тренинговая часть курса (68 академических часов аудиторных занятий). Завершается защитой аттестационной работы.
- Практико-диагностическая часть курса (36 академических часов диагностик школьников-подростков под руководством преподавателей). Дополняется разборами результатов учебных диагностик (32 академических часа).
Цели курса:
- Ознакомление участников со сферами деятельности, в которых могут быть успешными представители разных психологических типов.
- Выработка навыков практической диагностики ориентации на вид деятельности.
- Осознание участниками своих профессиональных склонностей, ведущих к максимальному успеху и уверенному карьерному росту.
Теоретико-тренинговая часть курса занимает 6 дней по 10 академических часов и один день самостоятельных занятий для выполнения письменных домашних заданий. Тренинг проводят 2 преподавателя-тренера.
В программе курса:
- Психологические функции: логика и этика. Логические и этические способы принятия решений, постановки целей, выбора средств для их достижения. Внешние отличия логических и этических типов, особенности их речи и поведения. Логические и этические способы убеждать, уговаривать, объяснять, подбирать аргументы, налаживать коммуникацию.
- Психологические функции: сенсорика и интуиция. Внешние отличия, особенности речи и поведения у сенсорных и интуитивных типов. Особенности восприятия действительности. Способы найти понимание у интуитивного и у сенсорного. Средства организации жизни и работы. Имидж и самопрезентация. Лидерские качества.
- Группы типов: «Ориентация на вид деятельности». Их отражение в речи, поведении, творчестве. Профориентация с применением соционики: профессии и специализации, наиболее подходящие для различных групп.
- Упражнения по распознаванию характерных особенностей их представителей в движениях, текстах, музыке, в вербальном и невербальном общении. Обучение диагностике изучаемых признаков проводится по особенностям речи (практическая составляющая – разбор текстов, аудио-тренинги), внешности (анализ фотографий, видео-тренинги) и поведения (ролевые игры, видео-тренинги).
- Техники активного слушания и ведения диагностического интервью; диагностика учащимися друг друга в малых группах.
Соотношение теоретического материала и практики в процессе теоретико-тренинговой части курса составляет 1:3, что позволяет приступить к практической деятельности непосредственно во время прохождения курса.
В результате курса учащиеся смогут:
- Определять установки на вид деятельности, наблюдая и анализируя особенности речи, поведения, внешности. Проводить диагностическое интервью для выявления типологических особенностей, владеть техникой активного слушания. Содействовать профориентации других людей, применяя полученные знания.
- Повысить эффективность своей профессиональной деятельности с учетом сильных сторон личности. Успешнее избегать неудач, заранее подстраховываясь по слабым сторонам. Знать характерологические особенности, которые помогают или мешают в профессиональном становлении.
- В деловых контактах грамотно использовать знание психологических особенностей собеседников, партнеров для достижения большего успеха в переговорах.
- Улучшить навыки самопрезентации. Укрепить свои лидерские качества.
Практико-диагностическая часть занимает 6 дней по 10 академических часов. Тренинг проводят 2 преподавателя-тренера.
Обучающиеся на тренинговом курсе, делятся на подгруппы по 10-12 человек для прохождения практики. В ходе практических занятий они осваивают роль наблюдателей-экспертов, определяющих психологические характеристики школьников-подростков.
В основе курса практической диагностики психологических типов лежит метод наблюдения. Участникам предлагаются различные игровые ситуации на разные виды деятельности. Сессия включает задания, в которых нужно проявить логическое мышление или эмоциональность, общительность или деловые качества, лидерские способности или гибкость, эстетическое чутье или фантазию. Кроме того, включены задания на легкость переключения с одного вида деятельности на другой, на умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, на внимание к другим людям, а также на уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.
Наряду с игровыми заданиями участникам предлагаются психологические тесты и с каждым из них проводится небольшое интервью для уточнения типа личности.
По ходу выполнения заданий группа начинающих экспертов наблюдает и определяет отличительные признаки типов личности. После обработки собранной информации формируется психологический портрет личности, по которому можно сделать заключение о наиболее благоприятных сферах деятельности для данного человека.
План занятия практико-диагностической части курса
|
№
|
Наименование
|
Длительность
|
|
1.
|
Введение
|
15 мин.
|
|
2.
|
Тестирование
|
10 мин.
|
|
3.
|
«Знакомство» – участники называют себя, в каком классе учатся, какие предметы любят (не любят), какую профессию хотят выбрать (если знают). Рассказывают о своих хобби, кружках, занятиях спортом, любимых книгах, музыке и т.п.
|
20 мин.
|
|
4.
|
Диагностика с помощью ролевых игр (см. примерный список ниже)
|
3 ак. часа
|
|
5.
|
Обработка результатов, общение с родителями школьников, ответы на вопросы.
|
1 ак. час
|
|
|
Перерыв, обед
|
|
|
6.
|
Разбор трудных и ключевых моментов проведенной диагностики.
|
5 ак. часов
|
|
|
Итого:
|
10 ак. часов
|
Однодневный сеанс диагностики рассчитан на одновременное участие 5-7 школьников-подростков. Школьники участвуют в тренинге без учителей и родителей, чтобы исключить влияние сложившихся отношений.
Результаты тестирования обрабатываются непосредственно после тренинга и передаются в устной форме школьникам, их родителям и учителям.
Примеры ролевых игр, проводимых в процессе занятия
«Сказка с непредсказуемым концом»
Участники сочиняют сказку, по очереди добавляя к ней по 1 –2 предложения.
Эксперты наблюдают: склонность к фантазии или к использованию конкретных образов и представлений, легкость переключения, способность держать тему, эмоциональность, логичность.
«Опиши шкатулку»
Участникам предлагается описать воображаемую шкатулку.
Эксперты наблюдают: логическое мышление, склонность к фантазии, умение описать свои ощущения, образность речи, эстетическое чутье.
«Слова – жесты»
Участники разыгрывают известное четверостишье, каждый раз заменяя слова жестами.
Эксперты наблюдают: уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей, эмоциональность, общительность, фантазию, умение работать в команде.
«Недостающий стул»
Проводится известная игра, когда стульев каждый раз на один меньше, чем участников.
Эксперты наблюдают: легкость переключения внимания, эмоциональность, деловые качества, лидерские способности, гибкость, внимание к другим людям, уступчивость, заботливость, склонность к решительным действиям.
«Рекламная акция»
Участникам предлагается прорекламировать какой-либо товар или продукт.
Эксперты наблюдают: умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, внимание к другим людям, уровень интереса к собственному внутреннему миру и к внутреннему миру других людей, склонность к фантазии или к использованию конкретных образов и представлений, легкость переключения, способность держать тему, эмоциональность, логичность.
«Пилот вертолета»
Участники разыгрывают сценку, в которой пилот вертолета попадает в разные нештатые ситуации. При этом они должны проявить смекалку, заботливость, умение играть в одной команде, взаимопомощь, лидерские способности.
Все эти качества, а также выше перечисленные, наблюдают эксперты.
«Съедобное – несъедобное»
Известная игра, в ходе которой участники по очереди получают мячик от ведущего, называющего при этом съедобные или несъедобные предметы.
Эксперты наблюдают: легкость переключения, эмоциональность, логичность, внимание к другим людям.
«Сафари»
Участники представляют себя на сафари, изображая по команде ведущего различных животных.
Эксперты наблюдают: эмоциональность, общительность, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, внимание к другим людям, уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.
Примеры профессий для исследовательской сферы деятельности
|
Архивариус
Бизнес-консалтинг
Биржевой маклер
Вопросы, связанные с инвестициями
Детектив
Долгосрочное планирование
Изобретатель
Инструктор по вопросам управления
Инженер
Инженер-химик
Консультант по менеджменту
Компьютерные системы
|
Конструктор
Криминалист – эксперт
Маркетолог
Математик
Менеджер по закупкам
Научный работник
Оценщик
Предприниматель
Программист
Психоаналитик
Разведчик
Разработка компьютерных систем
Специалист по исследованию и развитию
|
Специалист по разработке индивидуальных программ
Специалист по стратегическому планированию
Ученый
Физик-атомщик (специалист по диагностике атомных реакторов)
Финансист-плановик
Экономический анализ
Юрист, адвокат, прокурор
|
Примеры профессий для социальной сферы деятельности
|
Агент по продаже недвижимости
Актер
Бармен, официант
Ведущий радио и телевидения
Ветеринар
Врач, хирург, терапевт, дантист
Диетолог
Дизайнер интерьера
Дошкольный педагог
Дрессировщик
Защита прав потребителя
Косметолог
Ландшафтный дизайнер, лесник, ботаник
Манекенщица
|
Массажист
Медсестра
Модельер одежды
Менеджер по гостиничному делу
Менеджер по кадрам
Менеджер по продажам
Менеджер по туризму
Менеджер ресторана
Музыкант, певец
Пекарь, повар-кондитер
Писатель
Плотник, столяр
Портье
Продавец
Психолог-тренер
|
Психотерапевт
Распорядитель в ресторане, гостинице
Рентгенолог
Садовник
Секретарь – референт
Семейный врач
Социальный работник
Социолог
Стюардесса / стюард
Телохранитель
Технолог по приготовлению пищи
Учитель
Фермер
Фитотерапевт
Фотомодель
Шеф-повар
|
Примеры профессий для управленческой сферы деятельности
|
Автослесарь
Администратор
Архитектор
Аудитор
Банкир
Банковский служащий
Бизнесмен
Бухгалтер
Владелец магазина
Военнослужащий, армия
Госслужащий, чиновник
Директор
Завскладом
Корректор, техническая обработка
Лаборант
Менеджер
Механик
Милиционер, инспектор ГАИ
|
Налоговый инспектор
Охранник
Пилот
Плотник, столяр
Пожарный
Правовед
Предприниматель
Производитель работ (прораб)
Ревизор
Редактор
Системный администратор
Служащий в исправительных заведениях
Следователь
Специалист по аппаратному обеспечению
Специалист по вооружению
Специалист по торговле материальными ценностями
|
Спортсмен, тренер
Старшая медсестра
Строитель
Судья
Технолог по приготовлению пищи
Топ-менеджер
Управляющий делами
Учитель физики, математики, информатики, труда, экономики
Фармаколог
Фермер
Финансовый инспектор
Шеф-повар
Экономист
Эксперт-оценщик авто- и мото-транспорта
Электротехник
|
Примеры профессий для гуманитарной сферы деятельности
|
Адвокат
Актер
Библиотекарь
Ведущий радио и телевидения
Духовный наставник, священник
Искусствовед
Консультант по выбору профессии
Координатор программ помощи сотрудникам
|
Музыкант
Певец
Переводчик
Писатель, журналист
Посредник в разрешении конфликтов
Психолог-диагност
Рекрутер
Секретарь – референт
Социолог
Специалист по подбору персонала
|
Специалист по связям с общественностью (PR)
Стюардесса / стюард
Учитель гуманитарной сферы
Фотомодель
Художник-оформитель
|
Прокофьева Татьяна Николаевна, Девяткин Александр Сергеевич
|