Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
ПАР «Статика-динамика» . Эксперимент. Часть 2. PDF Печать E-mail

Прокофьев В.Г.

 

Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Статика-динамика» как психического феномена. Часть2

 

В статье представлено продолжение демонстрации результатов эксперимента по изучению соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР) «Статика-динамика».

В первой части статьи был описан сам эксперимент, объект и предмет исследований, сведения об экспериментаторах, приведены материалы, демонстрирующие возможность ПРОГНОЗИРОВАНИЯ определенных поведенческих реакций испытуемых, объединенных по группам заданного типологического состава [1].

Введение

При всей выверенности программы эксперимента, позволяющей экспертам непосредственно фиксировать происходящее в группах, тем не менее строго в научном плане нам приходится учитывать, что данные, вносимые ими в протоколы - это результаты их экспертных оценок или их субъективных интерпретаций.

Последние годы мы целенаправленно ищем пути максимальной объективизации наших исследований, насколько это возможно при изучении типологических особенностей работы психики.

Вторая часть статьи - это исследование правомерности и эффективности применения методов объективного семантического анализа текстов для соционической диагностики.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ анализ позволяет выйти на КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ информации, получаемую непосредственно

  • из текстов ответов во время диагностических интервью,
  • из текстов эссе на заданные темы,
  • из транскрибированных выступлений испытуемых на тренингах.
  • Результаты прямого подсчета слов, предложений в текстах испытуемых – это объективные данные, не зависящие от субъективных экспертных оценок. Это то, чего так не хватает нам на пути обоснования научности соционики.

Если будет доказана надежность и достоверность получаемых диагностических маркеров, то это будет еще один шаг в направлении к достижению цели. Результаты наших предшествующих исследований в этом направлении опубликованы в статьях [2,3,4].

statika-dinamika2-1

 I.Что именно мы решили подвергнуть количественным оценкам

На этом эксперименте мы получили большой объем наблюдений и материалов, успешно дифференцированных по группам испытуемых. Это было продемонстрировано в первой части статьи и дало надежду на объективное обоснование следующих наблюдаемых нами раннее семантических маркеров статики-динамики:

  • Если при попытке вставить в предложение (диагностируемого текста) одного из таких слов, как «всегда», «постоянно», «обычно», «часто», «никогда» удается полностью сохранить смысл предложения, то данную фразу мы считаем статической.

Сразу уточню – мы не записываем человека в статики, а используем эту информацию как один из зафиксированных маркеров при анализе всех собранных в процессе диагностики данных. Недостаток этого подхода заключался в том, что, при его использовании большинство предложений реального текста оставались не оцененными.

При обработке материалов этого эксперимента возникло предположение, что кроме «статического» набора слов должен быть и «динамический», и его можно будет использовать подобным образом.

  • Повышенное количество глаголов в неопределенной форме (неопределенная форма глагола маскирует протяженность процессов, ставит их вне времени), как один из диагностических маркеров статики испытуемого,
  • Повышенное количество предложений безглагольных форм (отсутствие глаголов также маскирует протяженность процессов, ставит их вне времени), как один из диагностических маркеров статики испытуемого,
  • Повышенное количество предложений, содержащих глаголы в разных временах (в этом расчете мы не учитываем глаголы в неопределенной форме)как один из диагностических маркеров динамики испытуемого,
  • Преобладание слов, принадлежащих статическим или динамическим информационным аспектам, как как один из диагностических маркеров «статики-динамики».

 II.Гипотезы

В процессе анализа собранных во время эксперимента текстов мы получим обоснование применения в качестве диагностических маркеров следующих гипотез:

Первая:

Если удалось добавить в текст предложения испытуемого без нарушения его лексики и смысла любое из слов:

- «всегда», «постоянно», «обычно», «часто», «никогда», «иногда», «суть» (глагол), «вечно»

то это предложение можно зафиксировать, как статическое.

Если удалось добавить в текст предложения испытуемого без нарушения его лексики и смысла любое из слов

- «сейчас», «теперь», «сегодня», «уже», «наконец», «как-то», «раньше», «еще», «потом», «скоро», «сразу»,

то это предложение можно зафиксировать, как динамическое.

А эти маркеры можно будет рассматривать, как

МАРКЕРЫ СМЫСЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ к статике или динамике текста.

Вторая, третья, четвертая, пятая:

В качестве диагностических маркеров могут быть использованы:

2.Определенная доля использованных безглагольных форм предложений (за статику).

3.Доля использованных глаголов в неопределенной форме (за статику).

4.Доля предложений, содержащих глаголы в разных временах (за динамику).

5.Преобладание слов статических-динамических информационных аспектов.

 III.Типологический состав групп испытуемых и полученные задания. Напомню приведенный в первой статье состав групп испытуемых:

  • Группа 1 «Статики» - 7 человек
  • Группа 2 «Динамики» - 8 человек
  • Группа 3 «Контрольная группа» - 6 человек (5 «динамиков» и 1 «статик»)

Контрольная группа получилась скорее динамической, т.е. далека от нейтральности по статике/динамике (таков получился не совсем удачный типологический состав прибывших на эксперимент испытуемых). Это придется учитывать при обработке результатов эксперимента.

Напомню задания:

 1. Рассказ от первого лица.
Задание: выбрать предмет и рассказать о нем.

Цель: получить информацию об особенностях вербального и невербального поведения групп при выполнении заведомо статического упражнения.

2. ….

3. Коллаж.

Задание: создать коллаж на тему «Россия через 10 лет»

Цель: выявить особенности прогнозирования событий и процессов на заданную тему (по сути скорее динамическую) в группах испытуемых, их невербального поведения при ее презентации. Оценить различия в подборе отдельных изображений, их расположения и общего оформления коллажа.

4. «Старая сказка на новый лад».
Задание: каждой команде необходимо подготовить и разыграть на новый лад известную сказку «О попе и работнике его Балде».

Цель: выявление особенностей осмысления и трансформации динамического сюжета исходной сказки, различий вербального и невербального поведения групп при ее презентации.

В процессе транскрибации видео и аудио, записанных в ходе эксперимента, мы получили тексты выступлений всех трех групп испытуемых в первом, третьем и четвертом заданиях (второе не рассматриваем, т.к. оно выполнялось в формате пантомимы).

                  IV.Анализ текстов транскрибированных видео-аудио записей выступлений групп

Анализ был осуществлен с использованием маркеров смысловой принадлежности (по гипотезе№1). В соответствии с нею в текстах были выделены фразы, как:

- статические - синим цветом,

- динамические – зеленым.

Скрупулёзное выполнение методики привело к тому, что во всех текстах были обнаружены предложения, в которые можно было не нарушая лексических правил подставить слова, как из первого, так и из второго набора.

Смыслы получаемых фраз при этом разные, но каждая не противоречит исходной. Например

«Семья у нас (всегда или раньшебыла большая …»

«После этого (теперь или постоянно) стал протекать немного (трет под носом у себя)».

«Собственно вы видели (теперь или всегда) … в шкафу, во мне много всего.»

Слова таких фраз не стали раскрашивать и использовать в дальнейших расчетах.

Для полноты картины в тексты были вставлены (в скобках) комментарии экспертов о замеченных ярких невербальных проявлениях.

 

4.1. Упражнение №1. «Рассказ от первого лица.

Каждая группа выбрала для выступления свой предмет.

Тексты выступлений

statika-dinamika2-2

Статические и динамические предложения были подсчитаны, так же как фразы и слова, описанные в 2,3,4,5 гипотезах.

Данные проделанных расчетов были сведены в таблицу№1

Таб. №1. Результаты итоговых подсчетов по упражнению №1:

Гипотезы

В текстах

Группа 1, «Статики»

Группа 2, «Динамики»

Группа 3, Контрольная

№1

Фраз, маркированных, как статические

10

8

3

№1

Фраз, маркированных, как динамические

0

9

6

№2

Безглагольных предложений

3

5

0

№3

Глаголов в неопределенной форме

4

0

1

№4

Предложений с глаголами в разных временах

0

1

0

Невербалика (дополнительные факты, обнаруженные в комментариях к текстам выступлений)

 

Динамика

0

2

3

 

Статика

1

0

0

Ячейки с данными, подтверждающими исходные гипотезы окрашены в зеленый цвет, опровергающие - в красный.

Что следует из проведенных расчетов (по упражнению №1)

Учитывая, что группы испытуемых фактически выполняли статическое задание, получено подтверждение: 1-й, 3-й и 6-й гипотезы.

Более того группа №1 в этой ситуации вообще не использовала динамических предложений, задействовала максимальное число глаголов в неопределенной форме, проявила статику в поведении.

Группа №2 использовала в своем выступлении больше половины динамических предложений, не использовала глаголы в неопределенной форме и однозначно проявила динамику в поведении.

Группа №3, которая по своему типологическому составу оценивается, как скорее динамическая, показала похожие результаты.

Гипотезы №2 и №4 в этом задании не получили подтверждения.

 

4.2. Упражнение №3. Коллаж «Россия через 10 лет»

Группа 1, «Статики»

statika-dinamika2-3 

Текст выступления:

Девиз «Есть два слова – Россия, вперед!»

Мы решили помечтать и Вам тоже предложить самое любимое занятие российских мужчин: представить, как будут жить наши дорогие женщины и мы рядом с ними.

Что из этого получилось.

Страна у нас огромная, необъятная и облететь ее можно только на воздушном шаре, благо - это дело приятное, потому, что вокруг только зеленые луга будут и очень много чего интересного посмотреть.

Наши мечты… Понятно, что материальное изобилие со всех сторон будет окружать, каждому будет погребочек, где вечером можно будет … вот … покупаться…, нет, где после купания можно будет сесть и … Дело в том, что глобальное потепление, но для России – это очень хорошо.

Кстати, рабочий день 4 часа всего, остальное – вот … Люди у нас умные и работают, и живут, поэтому рабочим инструментом этим, который 4 часа в неделю …

И вот это типичное, типовое жилище россиянина через 10 лет. Это будет провоцировать рост знакомств.

Кому не нравится, может сесть на пароход … вариантов много.

Потом у нас будет расти культурный уровень.

Популярная музыка будет примерно в таком виде или вот в таком. Кому, что нравится.

Просто жить в этих домах скучно, и россияне будут назначать свидания и осуществлять демографический, так сказать, взрыв в автомобилях, на теплоходах, по интернету… Правительством это будет всемерно поддерживаться.

Просто сейчас 250 тысяч за ребенка дают, будут миллион…

Экспертные наблюдения:

Невербалики

По сравнению с группами 2 и 3 более застывшая мимика.

Выступая, рассказывают поочередно переходя от «слайда» к «слайду» (слайдовое мышление).

Вербалики

Внимание к «прекрасному далеко», скорее, как к неким неизменным объектам и постоянным процессам в нем.

Ошиблись по времени: то «рабочий день 4 часа», то «4 часа в неделю».

Все наблюдения подтверждают проявление статики в группе.

Группа 2, «Динамики»

statika-dinamika2-4 

Текст выступления:

Девиз «Дороже, больше, круче!»

6 лет назад прошла олимпиада в Советском Союзе, бывшем … нынче России. Но этого мало, спортивная мысль бьется дальше и дальше. Россия становится мировым центром спартакиады. Теперь спорт стал смыслом жизни всех, и главный девиз России: «все ради спорта, только ради спорта и круче спорта ничего не бывает»

Куча людей стремится в Россию стать россиянами. Толпы людей стремятся получить протекции, чтобы попасть в нашу страну. Люди используют невиданные виды транспорта, чтобы пересечь границу. Мы не всех пускаем, выбираем только лучших. Людмила Гурченко тоже была расстроена, потому что ее не взяли в спортсмены.

Что же делать?

Мы не берем никого, у нас есть наши кадры, есть наши хорошие люди… Старое отжившее поколение уже не берут на работу.

Бомжи стали красивыми девушками.

Экспертные наблюдения:

Вербалики

Выступающие говорят об изменениях, развитии, про то, что «все течет, все меняется».

Невербалики

Ключевые изображения (события) нанизаны на стрелку происходящих изменений.

Все это – дополнительные факты динамических проявлений в группе.

Группа 3, «Контрольная»

 statika-dinamika2-5

Текст выступления:

Все тенденции показывают: экологически чистая страна.

Народ весел, отдыхает. Работает понятно, когда ...

Естественно не могли обойти всеобщее потепление, на Москва-реке у нас будут на бананах кататься.

Первая сдача вигвамов в Подмосковье.

Естественно здоровый образ жизни, никуда не денешься. Только так мы сможем выйти в следующее десятилетие.

Что в России? Какие будут тенденции?

Каждый пятый в России будет негр, понятно. Каждый третий буддист и каждый второй, к сожалению, будет китаец. Все поняли? Каждый второй китаец будет жить в России.
Ну и то, что там далее будет сказано о наших достижениях в генетике: совершенно ручные тигры, которых можно гладить и водить на веревочке и выгуливать в парке совершенно безболезненно.

Дальше можно сказать еще что? В нашей России к труду приучают с самого детства … Это привело к хорошим плодам, и обращаю внимание на розового слона, которого вывели наши генетики. Также обращаю ваше внимание на изобретение первого в мире невидимого материала, из которого сделан холодильникЕще в России д.б. большие холодильники и девушки, иначе разбегутся все мужчины.

Цены соответственно стабильные, который год не растут. Если через 10 лет мы окинем путь, пройденный Россией, то сможем заметить, что с древней Руси через империю, через СССР, конечно, сопровождаемый ляпами, … через 10 лет мы придем к Китайской Народной России. А дальше как получится, может получится планета общая.

Экспертные наблюдения:

В этом упражнении за проявление динамики отмечаем изображение стрелы через весь топ коллажа. Это было не только нарисовано, но и проговорено при выступлении.

 

Таб. №2. Результаты итоговых подсчетов по упражнению №3:

Гипотезы

В текстах

Группа 1, «Статики»

Группа 2, «Динамики»

Группа 3, Контрольная

№1

Фраз, маркированных, как статические

8

0

1

№1

Фраз, маркированных, как динамические

6

13

21

№2

Безглагольных предложений

4

0

1

№3

Глаголов в неопределенной форме

12

2

5

№4

Предложений с глаголами в разных временах

2

0

2

Невербалика

 

Динамика

0

1

1

 

Статика

1

0

0

Что следует из проведенных расчетов (по упражнению №3)

Учитывая, что выполнение этого задания требовало от групп проявления динамики, получено подтверждение: 1-й, 2-й, 3-й и 6-й гипотезы:

  • Группа 1, группа статиков, хоть и включила в рассказ динамические предложения, но статических предложений было больше половины. Также она задействовала максимальное число глаголов в неопределенной форме и по наблюдениям экспертов проявила смысловую и невербальную статику при выступлении.
  • Группа 2 вообще не использовала статических предложений, также как и безглагольных предложений, использовала минимум глаголов в неопределенной форме, проявила динамику в оформлении коллажа.
  • Группа 3, которая по своему составу оценивается, как скорее динамическая, по многим параметрам соответствовала количественно и качественно группе 2.

Гипотеза №4 в этом задании не получила подтверждения.

 

4.3. Выполнение упражнения №4 «Сказка о попе и работнике его Балде»

Группа 1 «Статики»

statika-dinamika2-6  

 

Текст выступления:

А теперь мы просим послушать наш вариант сказки.

Жил-был немолодой, но симпатичный красавец, кавказец по имени Ашот. Раньше в другой жизни он был попом.

Ашот был владельцем небольшой лавочки на небольшом рынке московском. Все китайцы черт побери от него разбежались, поэтому пришлось ему искать себе нового работника. Вот он пошел на невольничий рынок где-то районе Мытищ, выбирать себе работника. Посмотрел, посмотрел, пощупал. Вот один ему приглянулся. К слову сказать, он был единственный у кого была медицинская книжка, поэтому он его и взял. Звали его Джамшут.

Что ты предложишь мне за работу?

Ашот наобещал с три короба ДжамшутуПредложу тебе: во-первых, быть главным в моей лавке на рынке, к этому я тебе предлагаю Мерседес, пятикомнатную квартиру. Все, что хочешь, дочь отдам, только работай.

Идет!

Джамшут был молодой, зеленый, поэтому поверил этому старому пройдохе и согласился на него работать. Вот работает он неделю, вторую, третью, месяц пошел, год прошел. Не хочет Ашот платить ему денег. Стал тогда Джамшут требовать с него денег. Пытался по-хорошему, по-плохому.

Что-то мне подсказывает, что пришло время со мной расплачиваться.

Я не помню, что уже время что ли? Я не знаю

Я уже столько всего сделал – пора платить…

Подожди, подожди, у нас еще несколько дней есть. Я хочу дать тебе последнее задание, самое последнее. Выполнишь, я с тобой рассчитаюсь.

Ну хорошо

Сходи дорогой в госдуму, скажи, чтобы я был министром торговли!

А чего не сходить – схожу!

И пошел Джамшут. Приходит он в наши главные стены, к нашим главным людям страны. Не пускают его туда. Сидят перед дверьми помощники депутатов. Лентяи они известные. Сидят, режутся в карты. И говорят, просто так мы тебя не пустим, сыграешь с нами во что-нибудь, тогда и поговорим!

А чего не сыграть, сыграю!

Ну и стали они резаться в карты. А Джамшут умел хорошо работать, умел и в карты играть. Обыграл всех этих бездельников. Пришлось тогда им выполнять свои обещания. Сделали они его министром торговли. Выписали все полномочия и стал Джамшут министром торговли.

А обида кровная осталась у него на Ашота. Тогда он сделал его менчендайзером в магазине Ашан и пришлось платить Ашоту оброк министерству торговли.

На этом сказки конец, а кто слушал молодец.

 

Экспертные наблюдения:

Невербалики

Плавные движения.

Главные герои в постоянно находятся на пятачке сцены, ведущий в своем углу, остальные в сидят на своих местах.

 

Группа 2 «Динамики»

statika-dinamika2-7    

Текст выступления:

Уважаемые зрители, Вы сегодня присутствуете на антрепризе постановки экспериментального театра под названием«Жизнь старым сказкам»

Вашему вниманию представляется сказка «О работнике Балде и начальнике попе» в нашем исполнении.

И так перед вами первое действие. Чтобы было понятно: в левом углу сцены сидит директор большой компании – поп, к которому на работу пришла устраиваться молодая, подающая надежды, перспективная Балдинушка.

- Я хочу устроится к Вам на работу.

- Я могу Вас устроить на должность заместителя главного бухгалтера. Вы будете первый год получать не очень большую зарплату, но за то я направлю вас на курсы повышения квалификации. Вы получите сертификат и через год Вы сможете стать главным бухгалтером, у вас будет большая зарплата, будете занимать уважаемую должность.

- Меня в принципе это все устраивает.

- Хорошо, мы вас берем.

Таким образом доверчивая Балдинушка попала к буржуину-попу на работу и стала работать, не жалея рук. Вот к примеру, однажды вечером, время позднее…

- У меня тут еще вопрос…

- Вы знаете, я так занят сейчас.

Нам же нужно…

У меня так много дел, давайте лучше через неделю. Сейчас мне совсем некогда.

Антракт (пантомимой демонстрируется движение занавеса)

Прошел год.

- А вот у меня такой вопрос. Мы договаривались год назад, когда я к вам устраивалась, что у меня будет соответственно повышение, Вы меня отправите на курсы бухгалтерские. И ничего этого не было.

- Но с курсами пока еще не получилось, но скоро должны быть, а повышение … пока еще не увидел достаточно результатов. Вот если дальше будете лучше работать. То тогда.

- Но у нас же по документам все в порядке. Я работаю, извините, чуть ли не круглые сутки. Я считаю, что это неадекватно.

- Я думаю, что пока повышения еще не нужно. Я анализировал рынок, сейчас можно вполне найти молоденькую девочку, она будет выполнять такую же работу за маленькую зарплату.

- Я не думаю, что этот сотрудник будет выполнять всю ту же работу.

- Ну тогда, если Вы так настаиваете, я Вас уволю и просто найму другого сотрудника.

- Хорошо.

Идет бедная Балдинушка, плачет. Как же так, работала год не покладая рукА почему же жизнь такая несправедливая? Вдруг мысль осенила… Ну ничего. Документики то я все взяла, ты у меня еще попляшешь. Теперь увидим, чья компания — это будет. И пошла наша Балдинушка в налоговую.

Я работала в компании и у меня есть документы по поводу того, как мой руководитель уходил от налогов. Сейчас я на самом деле уже владелец этой компании. Вот вам все документы.

- Очень хорошо, очень хорошо! Спасибо Вам. Мы все рассмотрим.

И пришла налоговая в эту несчастную компанию к директору-попу. Здравствуйте! Вот тут по документам выходит, что не Вы владелец, а Вы тут сидите. Пройдемте с нами. Пройдемте, пожалуйста.

- Уважаемый Балда, мы все проверили, вы являетесь законным владельцем этой компании.

Мораль сей сказки такова: Не гонялся бы ты поп за дешевизной!

 

Экспертные наблюдения:

Невербалики

Каждая мизансцена начиналась с нового выхода на сцену героя.

Пантомимой продемонстрировали движение занавеса.

 

Группа 3 «контрольная»

 statika-dinamika2-8     

 

Текст выступления:

Я простой русский парень, по профессии программист. Я расскажу вам свою историю. Как-то я поехал в Америку искать работу. И так получилось, что пригласил меня к себе сам Билл Гейтс. Что получилось там в его конторе?

- Здравствуйте

- Здравствуйте

Из России, слышал, слышал о Вас. Знаем, что из мухи слона там делаете, блоху подковываете. Что там у вас о Билле Гейтсе говорят, о виндоус? Знаете?

- Да, да!

- И я так понимаю, сможете чем-то помочь?

- Ну да, смогу, смогу!

Сами понимаете, вирусы просто замучили! Можете помочь?

- Могу! Тогда давайте так: я сделаю для Вас эту задачу, а Вы сделаете маленький такой преференц для меня. Я вот очень соционикой увлекаюсь. Хотелось бы попрактиковаться в диагностике, вас отдиагностировать. Можно я потом это -сделаю?

- Это хорошо, сэкономлю… С русскими просто приятно работать! Тогда … виндоус у меня просто глючит, глючит и глючит…
- Хорошо, сделаю!
- Ну я так понимаю – оплата та же?
- Да, да, да, да!

- Прекрасно! Договорились!

Собственно, получив такие задачи, стал думать, как это решить? Чтоб виндоуз вирусы не мучили. Долго думал, долго сидел. Долго думал. Долго сидел. Нашел решение и сделал Виндоус вирусом и теперь он сам распространяется по всюду и вирусы его не беспокоят.

Долго думал, как сделать, чтобы не глючил, чтоб люди не жаловались. И сделал так, чтобы после загрузочного экрана появляется надпись, что «В работе виндоуз не глючит!» и поскольку он сам пишет, что он не глючит, придраться было не к чему.

И собственно настал день, когда можно было прийти за наградой. Интересно было узнать, кто же такой Билл Гейтс?

Шел уже третий час интервью. Я даже не знаю, может Вы Габен?
- Ну что Вы? Я тут соционику почитал немножко…

- А может Штирлиц? Нет? ..Нет?

Штирлец - как-то не то…

- Понял, Вы ДюмаКонечно не ожидал я такого эффекта, но за то достиг своей другой цели: Компании Миктософт больше не существует

Экспертные оценки:

Не зафиксировано.

 

Таб. №3. Результаты итоговых подсчетов по упражнению №4:

Гипотезы

В текстах

Группа 1, «Статики»

Группа 2, «Динамики»

Группа 3, Контрольная

№1

Фраз, маркированных, как статические

4

3

12

№1

Фраз, маркированных, как динамические

33

36

24

№2

Безглагольных предложений

2

11

9

№3

Глаголов в неопределенной форме

10

11

10

№4

Предложений с глаголами в разных временах

3

8

2

Невербалика

 

Динамика

0

2

3

 

Статика

2

0

0

 

Что следует из проведенных расчетов (по упражнению №4)

Учитывая, что группы испытуемых в своих выступлениях апгрейдили очень динамический сюжет исходной сказки, можно сказать, что полученные данные не противоречат 1-й гипотезе, а также 4-й и 6-й:

  • Группа 1 – как и две другие использовала для рассказа практически только динамические предложения, но тем не менее проявила статику в поведении.
  • Группа 2 использовала для рассказа практически только динамические предложения и проявила динамику в поведении.
  • Группа 3, которая по своему составу оценивается, как скорее динамическая, по многим параметрам соответствовала количественно и качественно группе 2.

Гипотезы №2, №3 и №4 в этом задании не получили подтверждения.

  V.Результаты подсчетов слов (из списков маркеров смысловой принадлежности), непосредственно использованных в текстах выступлений

В силу того, что рассмотренный подход пока требует участия человека (при оценке правомерности подстановки)

было решено посчитать сколько таких

статических: всегда, постоянно, обычно, часто, никогда, иногда, суть, вечно

и динамических слов: сейчас, теперь, сегодня, уже, наконец, как-то, раньше, еще, потом, скоро, сразу

использовали сами испытуемые в своих выступлениях.

В таблице 4 приведены полученные результаты.

Таб. №4.

 

Группа 1

Группа 2

Группа 3

За статику

2

0

1

За динамику

8

15

7

При общем превалировании в текстах выступлений групп слов динамического полюса, группа 2 совсем не использовала статических слов, а динамических использовала в двое больше, чем группа 1.

 VI.Исследование семантического подхода к анализу текстов

6.1.            Подробности методики

  • Были сведены в один файл все тексты, полученные от трех групп на трех представленных выше упражнениях.
  • Все те слова, которые удалость идентифицировать с тем либо с другим аспектом, были распределены по 8 соответствующим спискам. (Приложение 1. Списки информационных аспектов.)
  • Слова из списков были найдены в текстах групп и посчитаны (в числовом и процентном отношении к общим количествам слов, использованных группами).

 

6.2. Результаты семантического информационного анализа

Таб. №5.

 Группа использовала слов

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Всего

635

698

613

Статических аспектов

99

88

68

Динамических аспектов

77

108

94

% статических аспектов

16%

13%

11%

% в динамических аспектов

12%

15%

15%

 

Как сам процент использования испытуемыми слов, которые удалость идентифицировать с каким-либо аспектом, так полученная разница в результатах групп получились незначительные. Но тем не менее полученный результат еще раз продемонстрировал корреляцию с принадлежностью групп к разным полюсам признака.

 

VII.Дополнительные данные по невербальным проявлениям из текстов выступлений

При анализе комментариев, внесенных в тексты выступлений экспертами, были получены и подсчитаны дополнительные факты типологических невербальных реакций. Суммарный итог соответствующих данных из таблиц №№ 1, 2, 3 приведен в таб. №6,

Таб. №6. Результаты итоговых подсчетов по трем упражнениям:

В текстах

Группа 1, «Статики»

Группа 2, «Динамики»

Группа 3, Контрольная

Динамика

0

5

7

Статика

4

0

0

Очевидно эти результаты подсчетов демонстрируют устойчивую корреляцию с типологическими составами групп.

 

VIII.Выводы.

 

1.Гипотеза №1 о возможности использования для диагностики результатов ПРЯМОГО количественного подсчета рассмотренных проявлений ПАР «Статика-динамика» с использованием маркеров смысловой принадлежности не подтвердились.

 

2.Тем не менее, если учесть, упражнение №1 требовало скорее статического описания предмета, а упражнения №3 и №4 скорее динамического описания процессов, то получается более оптимистичная трактовка полученных результатов.

  • При раскрытии «своего» сюжета (статикам – статического, динамикам – динамического) во всех трех упражнениях у 2-х полярных групп количество используемых группами «своих» предложений было равно или близко к 100%.
  • При раскрытии «чужого» сюжета (статикам – динамического, динамикам - статического) количество используемых «своих» и «чужих» предложений во всех трех упражнениях у 2-х полярных групп было примерно 50/50.

Т.е., при учете ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПАРАМЕТРА (статического или динамического посыла исходной темы), мы получили в данном эксперименте четкий критерий принадлежности групп и ПОДТВЕРЖДЕНИЕ 1-Й ГИПОТЕЗЫ.

3.К сожалению, гипотезы 2-5 не подтвердились по результатам на данного эксперимента, но выше представленный вывод не лишает нас оптимизма для работы в этих направлениях, т.е. поиска дополнительных параметров, при которых какие-либо из этих гипотез в будущем будут подтверждены.

4.Согласно полученным результатам, описанным в этой публикации важно отметить, что мы получили еще несколько подтверждений надежности диагностического процесса в НИИ Соционики, а именно факты, представленные в п.п. VVIVII этой статьи, обеспечивающие подтверждение четкой дифференциации собранных резонансных групп испытуемых.

 

IX.Заключение

 

9.1.            После получения таких выводов возникла мысль проверить полученные выводы на архивном диагностическом материале эссе и рисунков, людей, прошедших определение типа в НИИ Соционики. Наиболее подходящими, которые стоит оценить, я считаю, рисунок «Парусник, лошадь, белье на веревки и флаг», а также «Неизвестное животное на работе». Первое из этих заданий скорее всего погружает испытуемого в статическую ситуацию, второе в динамическую. Что в результате (при учете этого ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПАРАМЕТРА) может привести к новым подтверждениям эффективной работы диагностических маркеров, которые мы используем в этих рисуночных тестах.

Это можно подтвердить или опровергнуть на нашем многотысячном архиве. Что и будет рано или поздно проделано.

9.2.            Еще одно положение было подтверждено в этом эксперименте.

Если ситуация требует от человека обрабатывать и выдавать информацию, даже много информации по своему слабому полюсу признака, он будет это делать. И тогда слабость соответствующего полюса будет определяться не ее количеством, а качеством. Ее оценка в такой ситуации проводится на основании маркеров качества, разработанных в НИИ Соционики [5]. Что мы неоднократно это наблюдали в нашей практике.

 

Литература

 1.Т.Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Статика-динамика» как психического феномена. Часть 1. https://socionics.ru/component/content/article/48-reyninkat/802-statika-dinamika

2.Прокофьев В.Г. Контент-анализ текста как инструмент диагностики соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия». Сайт НИИ Соционики. http://socionics.ru/component/content/article/48-reyninkat/753-aris-dem2-1

3.Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Проективная методика соционической диагностики. Рисуночный тест «Мир, и я в нем». Сайт НИИ Соционики. http://socionics.ru/science/science4/science3/723-peacepicture

4.Прокофьев В.Г. Эксперимент с текстами эссе «Что для Вас время? https://socionics.ru/component/content/article/62-rezalt/787-time1

5.Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Соционическая диагностика. Маркеры «качества» аспектов и признаков https://socionics.ru/diagnostic/puzzle/729-markerikachetstva

 

 

Приложение №1. Списки информационных аспектов

 

Списки слов динамических аспектов.

БИ: бывшем, вдруг, вечер, вечером, вечно, взрослые, временем, время, всегда, выросшие, год, девочку, девушками, девушке, девушки, день, десятилетие, детей, дети, дети…, детства, детьми, дней, долго, дочь, древней, историю, история, лет, месяц, молодая, молоденькую, молодой, неделю, некогда, немолодой, нового, нынче, однажды, ожидал, отжившее, перспективная, подожди, позднее…, пока, поколение, пора, после, потом, раньше, рассвета, расти, растут, ребенка, рост, сегодня, сейчас, скоро, старая, старое, старому, старые, старый, старым, сутки, тенденции, теперь, уже, утро, час, часа

БС: безболезненно, больно, воду, выгуливать, гладить, грязная, дачу, жилище, здоровый, купания, начистят, одежды, отдыхает, плодам, послушать, потепление, приятно, приятное, протекать, пыльная, реке, розового, слушал, слышал, струя, съедено, умывальник, умывальники, устраивает, устраивалась, устраиваться, устроится, устроить, чистая

ЧЛ: бездельников, водить, выйти, выполнишь, выполнять, выходит, глючил, глючит, глючит…, гонялся, давайте, действие, дел, делаете, делать, деле, денег, дешевизной, договаривались, договорились, документам, документики, документы, загрузочного, заката, занятие, зарплата, зарплату, зашел, идет, инструментом, исполнении, кататься, лентяи, найму, направлю, облететь, обойти, оброк, оплата, осуществлять, пересечь, пишет, платить, платить…, подбежит, подковываете, поехал, полезная, попрактиковаться, пошел, пошла, придем, прийти, приучают, приходит, пришла, пришло, прошел, прошла, работа, работает, работай, работала, работать, работаю, работают, работе, работу, расплачиваться, сделаете, сделал, сделали, сделан, сделать, сделаю, сэкономлю…, труду, узнать, шел

ЧЭ: беспокоят, боятся, весел, девиз, музыка, плачет, расстроена, скучно, страшный, эффекта

Списки слов статических аспектов.

ЧИ: бац, вариант, вариантов, глобальное, интересно, интересного, искать, может, можете, можно, найти, нашел, нашла, осенила…

ЧС: большая, больше, большие, большой, большую, везде, взрыв, виде, видел, видели, виды, вижу, владелец, владельцем, всемерно, всех, всюду, границу, дверьми, достижениях, зеркало, империю, круче, куча, маленький, маленькую, мерседес, много, монстр, мучили, народ, невиданные, невидимого, необъятная, огромная, окинем, окружать, показывают, полномочия, посмотрел, посмотреть, появилась, появляется, правительством, приглянулся, рядом, свет, светить, толпы, толпятся, уволю, яркая, яркий

БЛ: анализировал, буржуину, всеобщее, второй, вторую, выбирать, генетике, генетики, демографический, депутатов, должность, другого, другой, единственный, если, задачи, задачу, законным, иначе, кавказец, карты, квалификации, китаец, китайской, китайцы, левом, ляпами, менчендайзером, миллион…, министерству, министром, надпись, назад, названием, неадекватно, несколько, объяснять, один, одна, первая, первого, первое, первый, первым, первых, перед, подмосковье, понимаете, понимаю, понял, поняли, понятно, порядке, последнее, последних, потому, почему, поэтому, примерно, примеру, принципе, прямо, пятый, раз, разных, рассмотрим, руководитель, сертификат, советском, соответственно, типичное, типовое, третий, третью, три, тысяч, уровень

БЭ: бедная, благо, буддист, доверчивая, дорогие, дорогой, дружная, жалея, жаловались, здравствуйте, знакомств, извините, культурный, любимое, мораль, муж, надежды, несчастную, обида, плохому, поверил, пожалуйста, прекрасно, пройдохе, просим, свидания, семья, симпатичный, сожалению, спасибо, уважаемую, уважаемые, уважаемый, увлекаюсь, хорошая, хорошему, хорошие, хорошим, хорошо.


Обновлено 14.02.2024 19:21 Прочитано : 423 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 176 гостей онлайн
Просмотры материалов : 11767818