Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н.
Диагностические маркеры качества соционических проявлений
Человек при передаче информации использует как свои сильные, так и слабые функции модели А, как сильные, так и слабые полюса ПАР или МГ. Задача эксперта селектировать не только сами АСПЕКТЫ информации, но и оценить какого они КАЧЕСТВА. Тем самым определиться с КАКИХ ячеек модели А (полюсов) они переданы испытуемым.
В процессе соционической диагностики мы решаем параллельно или последовательно несколько задач.
Первая: сбор и селекция поступающей к эксперту информации от клиента на соционическую и индивидуально-психологическую [1], т.е. выделение из наблюдаемого потока информации тех или иных маркеров соционических проявлений:
- соционических аспектов (СА),
- признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР),
- признаков соционических малых групп (МГ).
Вторая: анализ, какую "окраску" получила эта информация при ее обработке психикой диагностируемого, оценка ее качества. Этот шаг дает возможность эксперту сделать выводы, с какой именно ячейки модели А клиента звучит тот иной соционический аспект, с сильного или слабого полюса ПАР или ПМГ поступила информация. Опора для этого анализа - это учет ситуации, в которой произнесены те и ли иные слова, сопровождающего контекста.
Для оптимального решения этой задачи нами используются наработанные нашей практикой маркеры качества СА, ПАР, МГ.
Используемые нами маркеры качества полюсов ПАР и МГ:
Что наблюдаем
|
Маркеры качества сильных полюсов признаков
|
Маркеры качества слабых полюсов признаков
|
Используемые модальные глаголы
|
«Могу», «знаю», «умею», «желаю», «хочу» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам)
|
«Надо», «должен», «хочется» и т.д.
|
Общая модальность произносимого текста.
|
«Я»: «сделал», «пригласил», «оформил», «построил» и т.д. Использование глаголов в тексте при обработке наблюдаемого аспекта информации в действительном залоге.
Действительный залог в грамматике имеют глаголы переходные, обозначающие действие, ПРОИЗВОДИМОЕ субъектом и активно направленное на объект.
|
«Меня»: «это случилось», «мне пришлось», «кажется», «надеюсь», «пытался», «старался», «воспользовался готовым ...», «меня к этому приучили», «жизнь заставила» и т.д. Использование страдательного залога, показывающего пассивность субъекта при обработке наблюдаемого аспекта информации, т.е. как объекта внешнего воздействия.
Страдательный залог в грамматике — это форма глагола, показывающая, что лицо или предмет, выступающие в предложении в роли подлежащего, не производят действия (не являются его субъектом), а ИСПЫТЫВАЮТ НА СЕБЕ чье-либо действие (являются его объектом).
|
Раскрытие темы
|
Подробно, глубоко, аргументировано, «многоцветно», увлекательно или коротко, но выразительно, убедительно
|
Категорично, страдает крайностями (всегда-никогда, черно-бело); очень коротко и поверхностно или наоборот зациклено и неинтересно, "затертыми" штампами, "бубнит", "талдычет, как по инструкции».; неуверенно («и сдулся!»), некомпетентно, не подтверждается фактами
|
Сопровождение темы невербальными знаками
|
Воодушевление, «блеск в глазах», открытость позы, подача телом вперед, довольная улыбка
|
Паузы (как подбор нужных слов);
закрытость позы;
горизонтальные повороты головы (невербально отрицает произносимое);
улыбка как гримаса или отрицательные эмоции
|
Словарный запас по полюсу признака
|
Обширный (метафоры, синонимы и т.д.)
|
Узкий, с частыми повторами одного и того же слова
|
Стиль подачи информации
|
«Презентация»
|
«Жалобы» и «страдания», «недовольство внешним диктатом»;
с запросом мнения собеседника;
по-детски незатейливо или с проявлениями неожиданных детских восторгов или обид, так что хочется в этот момент про человека сказать: «ну прямо, как ребенок!»
|
Реакция на новую тему, предложенную собеседником.
|
Поддерживает и творчески (иногда неожиданно, нетривиально) развивает тему, оставаясь в рамках озвученной семантики
|
Переходит на семантику другого полюса признака или вобще на семантику другого ПАР.
|
Маркеры качества соционических аспектов, которые позволяют селектировать номера ячеек (блоков) модели А, откуда они прозвучали.
Маркеры качества аспектов
|
Блоки модели А
|
Ячейки модели А
|
Модальность (как отношение к сказанному, к действиям и т.д.). Может выражаться непосредственно через модальные глаголы: «Знаю», «умею» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам)
|
Эго
|
1,2
|
Модальность -//- : «Надо», «должен» и т.д.
|
Суперэго
|
3,4
|
Модальность -//- : «Хочется», «пытался», «старался», «надеялся» и т.д.
|
Суперид
|
5,6
|
Модальность -//-: «Могу», «хочу» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам)
|
Ид
|
7,8
|
Раскрытие темы: подробно, аргументировано, глубоко, «многоцветно», увлекательно
|
Эго
|
1,2
|
Раскрытие темы: категорично, страдает крайностями ("всегда", "никогда", черно-бело); неуверенно ("кажется", "видимо", "наверное"); очень коротко или наоборот зациклено; неинтересно, некомпетентно, штампами, не подтверждается фактами
|
Суперэго
|
3,4
|
Раскрытие темы: поверхностно, по-детски категорично или с запросом мнения собеседника; неожиданно для окружающих может проявиться детская радость или обиды: «ведет себя как ребенок!»
|
Суперид
|
5,6
|
Раскрытие темы: коротко, но выразительно, убедительно и глубоко
|
Ид
|
7,8
|
Аспект чаще заметен или в начале контакта с человеком, или при изменении ситуации, или при резкой смене темы разговора.
|
Контак-тные
|
2,3,5,8
|
Аспект чаще появляется через одно или несколько предложений после начала монолога
|
Инертные
|
1,4,6,7
|
Аспекты чаще проявляется при формулировке цели, «фотографическом отображении» или в рассуждениях по поводу той или иной информации
|
|
Акцептные: 1,3,5,7
|
Аспекты чаще проявляется при «описании» используемых инструментов, подходов в реализации задуманного
|
|
Продуктивные: 2,4,6,8
|
Проявляется в готовности активно поддержать разговор высказыванием своего мнения
|
Ценнос-тные: (Эго)
|
1,2
|
Проявляется в готовности поддержать разговор цитированием информации или неформальной заинтересованностью
|
Ценнос-тные: (Суперид)
|
5,6
|
Темы по аспектам лаборных блоков быстро затухают, по этим аспектам лучше получается очень краткий обмен информацией в процессе совместной деятельности («без особых обсуждений»)
|
Лаборные: (Суперэго, Ид)
|
3,4,7,8
|
Проявление вектора глобальности: выход за пределы текущей ситуации
|
|
1,8
|
Проявление вектора ситуативности: успешное прохождение незнакомых ситуаций
|
|
2,7
|
Проявление вектора нормы: опора на известное, как научили
|
|
3,6
|
Проявление вектора личного опыта: опора на пройденное, испытанное
|
|
4,5
|
Интерес слушателей не падает при длинных монологах
|
|
Базовая (1)
|
Критичность ("метко" по делу, аргументировано)
|
|
Творческая (2)
|
Неоправданное лихачество
|
|
Ролевая (3)
|
Зависание или игнорирование
|
|
Болевая (4)
|
Детскость суждений
|
|
Суггестивная (5)
|
Повышенная эмоциональность восприятия
|
|
Референтная (6)
|
Инструмент выхода из затянувшейся неприятной ситуации
|
|
Ограничительная (7)
|
«Ну также каждый делает»
|
|
Реализующая (8)
|
Важно учитывать, что это только маркеры. И валидность каждого не стремится к 100%. Для принятия решения необходимо собрать несколько причем и за тот и за другой полюс наблюдаемых признаков, за ту или иную ячейку модели А, взвесить, сравнить с другими (Puzzle-технология) [2] и только после этого сделать соответствующие выводы.
При подготовке этой статьи были использованы в том числе те материалы А. Аугустинавичюте, А. Букалова, В. Гуленко, которые прошли многолетнюю экспериментальную и практическую проверку, развитие и отработку в НИИ Соционики.
Эти списки естественно можно дополнять и совершенствовать. Чем мы и продолжаем заниматься.
Литература:
- СОЦИОНИЧЕСКОЕ и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ. КРИТЕРИИ
- Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики
|