Маркеры для диагностики признака
Статики |
Динамики
|
Опираются на постоянные, неизменные характеристики объекта, ситуации. [1]
|
Опираются на динамические, изменяющиеся характеристики объекта, ситуации, процесса. [1]
|
Фокусируются на том, что неизменно (или циклично) в описываемой ситуации или объекте.
|
Фокусируются на тех изменениях, которые происходят в описываемой ситуации с объектом.
|
... в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции.[2] Долго спокойно сидят неподвижно, смена поз - чёткая. [7]
|
... более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, больше жестикулируют. [2]
|
Двигаются более равномерно.
Часто движения «верха» и «низа» тела происходят не синхронно ("отдельно")
При ходьбе плечи часто неподвижны.
|
Двигаются – с ускорениями.
Движение чаще осуществляется всем телом одновременно или "волной" (идущей сверху вниз или снизу вверх).
|
Мимика чаще "застывшая". Выражение лица долго не меняется.
|
Часто более подвижная мимика. |
Темп речи - равномерный, с поддержанием стартовой громкости (независимо от уровня в децибелах) с четкими (скачкообразными) переключениями (как того, так и другого). |
В речи наблюдаются ускорения и замедления темпа, нарастание/понижение громкости, изменение интонации (в рамках одной фразы). |
Рассказ при описании эпизодов, ситуаций часто похож на описание раздельных по времени статичных картинок, слайдов.
|
В рассказе много слов, связанных со временем, движением, действиями, отражением эмоций участников.
|
Используют в речи больше модальных глаголов, безглагольных форм. В большинство произносимых предложении можно органично, без искажения смысла подставить слова "всегда", "иногда", "часто", "обычно" и т.п.
|
Часто в произносимых предложениях используют глаголы в разном времени.
В большинство произносимых предложении невозможно подставить слова "всегда", "иногда", "часто", "обычно" и т.п. без искажения смысла.
|
В рисунках обычно изображают неподвижные объекты: людей, предметы.
Художники - статики предпочитают жанры:
портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт и т.д.
|
В рисунках обычно изображают объекты, людей, животных в движении, их эмоциональные состояния.
Художники - динамики предпочитают жанры:
батальный, анимализм, жанровые композиции и т.д.
|
... деление аспектов информации в соционике: статика – динамика [2]
Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики (“остановив”, “заморозив” предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).
В первом случае нас интересуют непосредственно свойства объектов или отношений (статика), а во втором – процессы, происходящие с этими объектами или отношениями (динамика).
|
|
Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими. |
Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими. |
Сразу оговоримся,что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. “Все течет, все изменяется”. Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту.
- Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.
- ... для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации. [2]
Диагностические ситуации, позволяющие с максимальной вероятностью наблюдать маркеры признака
Статика-динамика весьма заметна при ограничении двигательной активности детей.
Что говорить, детям-динамикам на месте не сидится. Рядом с одной девочкой ЛИЭ («Джек Лондон») на занятии, где нужно было по очереди выйти и показать животное, сидел мальчик ИЛЭ («Дон Кихот»). Мальчик встает, идет показывать животное, а она перепрыгивает на его стул. Он возвращается – она прыгает обратно на свой. Он снова уйдет – она ножки ему стул положит. Вернётся – тут же убирает...
Помимо основного изображения животных, в зоопарке может наступить «Тихий час». И дети укладываются спать. Это служит сменой вида деятельности, в течение двух минут они просто лежат и ничего не делают и тем самым отдыхают от той беготни, которая только что была. При этом для диагноста есть возможность понаблюдать признаки такие, например, как статика – динамика: кто-то может спокойно лежать, а кто-то все равно ёрзает. [3]
По моим наблюдениям различить статика и динамика можно по тому, как надолго может замирать заинтересованный чем-либо ребёнок в некомфортной позе. [6]
В диагностическом процессе один из эффективных инструментов - проективные методики, в частности рисуночные тесты.
Статика - большинство элементов рисунка статичны,неподвижны |
Динамика - большинство элементов рисунка в движении
|
|
|
Рисунок ИЛЭ
|
Рисунок СЭИ
|
Как только ребенок научился что-то изображать на бумаге, мы уже можем для его диагностики применить рисуночный тест
Статика |
Динамика |
СЛЭ, 5 лет [3]
Флаг как картонный, неподвижный автомобиль
|
СЭИ, 3 года [3]
Древко наклонилось (под ветром), флаг и тесемочки на нем развеваются
|
ЭСИ, 5 лет [3]
Флаг как приклеенный или даже
как окно в шатер |
СЭИ, 4 года [3]
Флаг развевается (даже "размывается")
|
ИЭЭ, 4 года [3] Изображен только неподвижный объект
|
ЭСЭ, 6 лет [3]
Флаг развевается на ветру, все звери в движении
|
Применение на практике
Подкрепление по ИДу будет опираться на то, чтобы статик заранее подготовился по динамическим функциям (продумал время выступления, эмоциональные «разбавки», факты и их приятное оформление).
Динамик, в свою очередь, должен продумать подкрепление по статическим аспектам (оформление материала и свой внешний вид, понятность выводов, анализ скрытых возможностей и собственное отношение к теме выступления). [4]
Цитаты представителей типов
СЭЭ: "Это было ранней весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон входили и выходили едущие на короткие расстояния, но трое ехало, так же как и я, с самого места отхода поезда: некрасивая и немолодая дама, курящая, с измученным лицом, в полу мужском пальто и шапочке, ее знакомый, разговорчивый человек лет сорока, с аккуратными новыми вещами, и еще державшийся особняком небольшого роста господин с порывистыми движениями, еще не старый, но с очевидно преждевременно поседевшими курчавыми волосами и с необыкновенно блестящими глазами, быстро перебегавшими с предмета на предмет. Он был одет в старое от дорогого портного пальто с барашковым воротником и высокую барашковую шапку. Под пальто, когда он расстегивался, видна была поддевка и русская вышитая рубаха. Особенность этого господина состояла еще в том, что он изредка издавал странные звуки, похожие на откашливанье или на начатый и оборванный смех". [5]
ИЛЭ: "Поэзия — это крик души. Но она же и игра в слова. Когда только крик или игра, поэзия исчезает. Она боится однозначности...
Стихотворение — это вздох печали, вопль отчаянья или ироническая улыбка. А роман — большой корабль или многоэтажный дом. Его надо строить и строить. И неизвестно, что получится: поплывет ли корабль? Не рухнет ли возведенное сооружение?" [10].
ЭИИ: “это какая-то территория, населенный пункт, на этой территории находится замок, который считается королевством. То есть для меня королевство - это конкретный замок. То есть есть люди, которые живут на территориях”
“Работают так же, как и все люди в нашем современном обществе, имеют свои заводы-пароходы”
“У нас будут фейерверки, у нас будет, естественно, пир на весь мир. Еды будет много, всякие развлечения, аниматоры”
“будем восстанавливать экономику, будем поддерживать народ“
“Так как королева ведет здоровый образ жизни (смеется), то подданные тоже по моему велению ведут здоровый образ жизни. Ну едят все что захотят, хорошо питаются. Королева любит своих подданных и заботится об их благосостоянии. У них хватает средств хорошо питаться“ [11]
Статика: движения нет, есть только описание.
ЛИЭ:
"Макдональд, усмехаясь, кивнул головой и уже открыл было рот, чтобы ответить, как вдруг входная дверь распахнулась настежь и на пороге показалась человеческая фигура. Струя морозного воздуха, ворвавшаяся вместе с пришельцем в теплую комнату и мгновенно превратившаяся в пар, заклубилась вокруг его коленей, потом протянулась по полу, все утончаясь, и в трех шагах от печки рассеялась. Вошедший снял веник, висевший на гвозде возле двери, и принялся сметать снег со своих мокасин и длинных шерстяных носков. Роста он был немалого, но сейчас казался невысоким по сравнению: огромным канадцем, который подскочил к нему и потряс за руку." [8]
ИЛИ: "– Красная, черная, пас, – официальным тоном объявил банкомет.
Что-то вроде глухого хрипа вырвалось из груди итальянца, когда он увидел, как один за другим падают на сукно сложенные банковые билеты, которые ему бросал кассир. А молодой человек только тогда постиг свою гибель, когда лопаточка протянулась за его последним наполеондором. Слоновая кость тихо стукнулась о монету, и золотой с быстротою стрелы докатился до кучки золота, лежавшего перед кассой. Незнакомец медленно опустил веки, губы его побелели, но он тут же открыл глаза снова; точно кораллы заалели его губы, он стал похож на англичанина, для которого в жизни не существует тайн, и исчез, не пожелав вымаливать себе сочувствие тем душераздирающим взглядом, который часто бросают на зрителей игроки, впавшие в отчаяние. Сколько событий произошло на протяжении одной секунды, и как иногда много значит один удар игральных костей!"[9]
Динамика: движение, изменения, одном предложении глаголы в разном времени.
Экспериментальное исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Статика-динамика» как психического феномена. Часть 1
Экспериментальное исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Статика-динамика» как психического феномена. Часть 2
Использованные публикации:
- Прокофьева Т.Н. // Краткое описание признаков Рейнина
- Прокофьева Т.Н. // Об аспектах и функциях в соционике
- Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. // Методика определения психологического типа детей дошкольного возраста
- Демидова Т.В. // Подготовка выступлений, презентаций с учетом сильных и слабых сторон своего типа информационного метаболизма
- Лев Николаевич Толстой // Крейцерова соната
- Ананьев А.Э. // Некоторые соционические наблюдения из практики детского массажиста...
- Долматова Л.И., Рожнева Т.А. // Внук пошел в первый класс. Соционика для бабушек
- Джек Лондон. Время-не-ждет
- Оноре де Бальзак // Шагреневая кожа
- Прокофьев В.Г. // Puzzle-технология соционической диагностики. Пример-3. Алексеев Геннадий Иванович
- Прокофьев В.Г. // Пример использования проективной методики "Волшебное королевство". Испытуемый ЭИИ
- Прокофьев В.Г. // Статика-динамика информационных аспектов (из материалов дистанционного курса в НИИ Соционики)
|