Цитаты из публикаций сотрудников и выпускников НИИ Соционики
МАРКЕРЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРИЗНАКА СТАТИКА – ДИНАМИКА
Статика |
Динамика
|
Статика – опора на постоянные, неизменные характеристики объекта, ситуации. [1]
|
Динамика – опора на динамические, изменяющиеся характеристики объекта, ситуации, процесса. [1]
|
... в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции. Они более склонны к наблюдению, анализу.
...обратят внимание на постоянные, длительно присущие людям и их отношениям свойства: их установки на отношения с людьми, на социальный статус, а также врожденные способности, привычки. [2] |
... более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, жестикулируют. Они чаще замечают изменения ситуации.
скорее обратят внимание на перемены, развитие, изменения, касающиеся как самих мамы и сына, так и их отношений. [2]
|
Темп речи - равномерный, с поддержанием стартовой громкости (независимо от уровня в децибелах) с четкими переключениями (как того, так и другого) или наоборот с плавными медленными (на протяжении нескольких фраз) спадами и подъемами.
|
В речи наблюдаются ускорения и замедления темпа, нарастание звука, интонации (в рамках одной фразы).
|
Долго спокойно сидят неподвижно, смена поз чёткая.
Движется либо верхняя, либо нижняя часть тела, выражение лица долго не меняется, при ходьбе плечи неподвижны
При вопросе замирают.
Описания отдельными разрозненными эпизодами...
Рисунки: неподвижные, углы прямые, позы неестественные [7]

|
Не могут долго сидеть спокойно, крутят в руках предметы, шевелят пальцами, покачивают ногой
Даже при стоянии движения волной проходят по всему телу и лицу
Перед ответом елозят
Описания подробные, слитные...
В рисунках: изображается движение, эмоции [7]

|
... деление аспектов информации в соционике: статика – динамика
Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики (“остановив”, “заморозив” предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).
В первом случае нас интересуют непосредственно свойства объектов или отношений (статика), а во втором – процессы, происходящие с этими объектами или отношениями (динамика).


- Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими.
- Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими.
Сразу оговоримся,что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. “Все течет, все изменяется”. Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту.
Изучение любых явлений в мире можно вести либо с точки зрения статических аспектов информации, либо динамических. Это соответствует двум основным научным методам: анализ и синтез.
- Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.
- ... для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации.
Делению аспектов информации на статические и динамические в соционике соответствует и деление типов личности на статические и динамические. [2]
Статика-динамика весьма заметна при ограничении двигательной активности детей.
Что говорить, детям-динамикам на месте не сидится. Рядом с одной девочкой ЛИЭ («Джек Лондон») на занятии, где нужно было по очереди выйти и показать животное, сидел мальчик ИЛЭ («Дон Кихот») Мальчик встает, идет показывать животное, а она перепрыгивает на его стул. Он возвращается – она прыгает обратно на свой. Он снова уйдет – она ножки ему стул положит. Вернётся – тут же убирает.
Помимо основного изображения животных, в зоопарке может наступить «Тихий час». И дети укладываются спать. Это служит сменой вида деятельности, в течение двух минут они просто лежат и ничего не делают и тем самым отдыхают от той беготни, которая только что была. При этом для диагноста есть возможность понаблюдать признаки такие, например, как статика – динамика: кто-то может спокойно лежать, а кто-то все равно ёрзает. [3]
По моим наблюдениям различить статика и динамика можно по тому, как надолго может замирать заинтересованный чем-либо ребёнок в некомфортной позе. [6]
ПРИМЕРЫ
Я обманывать себя не стану
Залегла забота в сердце мглистом
От чего прослыл я шарлатаном?
От чего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не стрелял несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я Московский озорной гуляка
По всему Тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу,
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверю лечит.
|
Я хожу в цилиндре не для женщин –
В глупой страсти сердце жить не в силе, –
В нем удобней грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
От того прослыл я шарлатаном,
От того прослыл я скандалистом.
(Есенин)
|
В тексте автор ярко передает настроение, эмоции, мотивации, энтузиазм. Читая эти строки, ясно представляешь себе, как идет молодой, веселый, озорной гуляка по Московским улицам и переулкам, замечая все на своем пути и оказывая знаки внимания тем, кто ему симпатичен. В тексте много слов, связанных с явной динамикой объекта – логика действий, с неявной динамикой объекта – этика эмоций и с явной динамикой отношений – сенсорика ощущений.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что автор текста скорее «Динамик», чем «Статик». [5]
Рассказ Ивана
Вопрос в том, что Вы хотите услышать, тут до фига всего. Похоже на торговый центр. Какой-то отель. Крыша стеклянная. Явно не закончено. Территория не благоустроенная. Картинка не настоящая. Небо голубое, трава зеленая. Ограда очень удивительная, офигенно удивительная. Остальное не построено. Не похоже на жилое здание... Не знаю, что такое. Нет витрины. Не знаю, что добавить. Похоже, все сказал. Фотография смонтирована. Здесь какая-то штучка-штырек и ворота никак не лепятся.
Статика: движения нет, есть только описание.
Рассказ Петра, Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ, «Гексли»).
Кажется какая-то резиденция, дом отдыха, пансионат, возможно, какой-то элитный клуб. «Любой» прохожий не сможет попасть. Элитный клуб, потому что резные вензеля. По картинке день, людей не наблюдается. Ворота откроются вечером. Торжественный раут, дорогие автомобили подъезжают к воротам, из них выходят женщины в шикарных вечерних платьях, мужчины в смокингах, вокруг – фейерверки, освещают вспышками, усеянное звездами небо. А днем все отдыхает. Соответственно название (показывает на вывеску) … анаграмма. Аристократично: вензеля, лошади. Никогда не был на ипподроме. И подкова в виде замка. В любом случае аристократический … если с лошадьми связано. Прослойка состоятельных людей. В углу лежит удлинитель – это в кадр не попали гастарбайтеры. Их фотограф попросил подвинуться. (Показывает за край фото).
Динамика: много действий проявлено в совершенно «неподвижной» картине.
Статика: в основном рассказ в настоящем времени, даже о том, что будет – в настоящем. Больше звучат статические аспекты: ЧИ, ЧС, БЭ.
Андрей, Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ, «Джек Лондон»)
«Просто недавно у нас была тема о логотипах, как это происходит. Компания хочет показать, что отгородились»
Динамика: в одном предложении глаголы в разном времени. [8]
Как мне кажется, я ещё не заняла его – своё место в жизни – но я отлично себе его представляю, что это за место и зачем оно мне нужно (динамика...).
В общем, я осознаю своё место в жизни так: оно рядом, но идти до него придётся в течение всей жизни. (динамика).
На душе сразу становится тепло и уютно (сенсорика ощущений, динамика). [9]
В картинке все элементы статичны, неподвижны – за статику.

СЛЭ, 5 лет [3]
|
Флаг как приклеенный или даже как окно в шатер – за статику.

ЭСИ, 5 лет [3]
|
Нет движения – статика.

ИЭЭ, 4 года [3]
|
Флаг очевидно в движении – динамика

СЭИ, 3 года [3]
|
Очевидное движение на ветру,
сам флаг – нечеткий, обрывки – за динамику

СЭИ, 4 года [3]
|
Флаг развевается на ветру, куда-то все идут,
звери в движении – динамика

ЭСЭ, 6 лет [3]
|
ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ, НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОБОЙ
Подкрепление по ИДу будет опираться на то, чтобы статик заранее подготовился по динамическим функциям (продумал время выступления, эмоциональные «разбавки», факты и их приятное оформление).
Динамик, в свою очередь, должен продумать подкрепление по статическим аспектам (оформление материала и свой внешний вид, понятность выводов, анализ скрытых возможностей и собственное отношение к теме выступления). [4]
ЯРКИЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
 |
 |
Статика
Рисунок ИЛЭ («Дон Кихота»)
|
Динамика
Рисунок СЭИ («Дюма»)
|
Использованные публикации:
- Прокофьева Т.Н. // Краткое описание признаков Рейнина
- Прокофьева Т.Н. // Об аспектах и функциях в соционике
- Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. // Методика определения психологического типа детей дошкольного возраста
- Демидова Т.В. // Подготовка выступлений, презентаций с учетом сильных и слабых сторон своего типа информационного метаболизма
- Розова М.Ю. // Есенин – поэт и «Есенин» – ТИМ
- Ананьев А.Э. // Некоторые соционические наблюдения из практики детского массажиста...
- Долматова Л.И., Рожнева Т.А. // Внук пошел в первый класс. Соционика для бабушек
- Овчинникова А.С., Прокофьев В.Г. // «Это вы здесь видите сенсорику!» или «У каждого своя соционика!»
- Игнатова Н.Г. // Зачем учителю нужно знать соционический тип ученика?
|