Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Соционическая тетратомия «Группы социализации». Эксперимент PDF Печать E-mail

Прокофьев В.Г.

 

НИИ Соционики уже много лет занимается изучением такого направления соционики, как «Признаковый подход».

Его использование в комплексе с «Модельным подходом» повышает достоверность диагностики типов информационного

метаболизма (ТИМ) [2].

«Признаковый подход» включает в себя исследование как дихотомийных признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР),

делящих социон пополам, так и тетратомий (от греч. «tetratomia» - разделение на четыре), разбивающих социон на четверки типов

- соционические малые группы (МГ).

Каждая МГ в тетратомии отличается от остальных своим набором ПАР. Исследования, начатые А. Аугустинавичюте [1]

и продолженные другими социониками показали, что каждая МГ обладает еще и самостоятельным психологическим наполнением,

не ограниченным рамками особенностей признаков, лежащих в ее основе. Т.е. каждую тетратомию можно рассматривать

как отдельную мини-типологию, включающую в себя 4 типа. Внедрение в нашу консультативную практику 12-ти таких

специализированных типологий [3] дает нам в руки дополнительные надежные инструменты для выработки простых

и эффективных рекомендаций профессионального и личностного роста наших клиентов.

По нашей традиции мы каждый раз на встречах с нашими друзьями и выпускниками проводим разнообразные

групповые эксперименты или тренинги. Так на празднике «Татьянин День» (день Студента) 25 января 2018 года

мы в НИИ Соционики провели очередной эксперимент, в этот раз по исследованию тетратомии №23 (по списку

Г.Р. Рейнина [4]).

Эта никем пока не описанная тетратомия теоретически заинтересовала нас своей значимой связью с определенными

известными формами (направленностью) социального поведения, такими как: идеализм и цинизм, радикализм и консерватизм (эволюционизм).

Проведенный и описанный в статье эксперимент продемонстрировал возможность прогноза этих линий поведения.

Введение

1. Цель эксперимента

Исследование влияния типологических особенностей психического феномена, описываемого тетратомией №23 и входящими

в нее ПАР на функционирование психики человека.

2. Программа эксперимента

Вся работа была разбита на следующие этапы, сформированные с учетом методологии научного психологического эксперимента

 I. Теоретическое исследование выбранного феномена работы психики

 II. Разработка методики и сценария проведения эксперимента

III. Формирование групп испытуемых

IV. Организация и проведение исследовательского тренинга

V. Регистрации потока данных на письменные носители и с помощью диктофонной записи

VI. Обработка, анализ и описание полученной в процессе эксперимента информации

VII. Публикация статьи.

 3. Задачи эксперимента

  • Проверить экспериментально возможности прогнозирования особенностей поведения людей, обусловленных их принадлежностью
    к разным МГ тетратомии №23.
  • Описать каждую из четырех малых групп этой тетратомии, а также уточнить описания трех ПАР, на которых она строится, т.е. сделать
    очередной шаг по операционализации соционических формулировок. 

4. Гипотезы

В результате эксперимента

- будут зафиксированы известные диагностические маркеры в виде характерных поведенческих реакций, особенностей речи,

а возможно также еще не описанные для ПАР:

  • Логика-этика [6]
  • Беспечность–предусмотрительность [7]
  • Позитивизм-негативизм [8]

- будет подтверждена справедливость сформулированного нами названия тетратомии №23

- будет подтверждена справедливость сформулированных нами названий и наполнения составляющих ее МГ.

 

5. Объект исследования

Четыре группы испытуемых, каждая из которых состоит из представителей, соответствующей МГ изучаемой тетратомии.

 

6. Предмет исследования

Психический феномен зависимости поведенческих реакций, особенностей речи группы людей от их типологических особенностей,

определяемых принадлежностью к малым группам тетратомии №23.

 

7. Методология проведения эксперимента

7.1. Тип эксперимента

Констатирующий (пилотажный) эксперимент [5] с целью уточнения и проверки предварительно сформированных гипотез.

7.2. Этот эксперимент как лабораторный [5], психологический был подготовлен с учетом главных требований к постановке

и проведению психологических экспериментов для получения новых научных знаний.

Эксперимент был проведен в искусственно созданных условиях посредством целенаправленного управления экспериментаторами

ситуациями, внешними для групп испытуемых, способствующими максимальному проявлению изучаемых феноменов типологических

особенностей психики.

7.3. Вид наблюдения:

  • формализованный (структурированный, контролируемый) [9] – есть программа и единая задача, для ее параллельного выполнения
  • в разных группах испытуемых;
  • открытый [5] – все участники оповещены о намерениях экспериментаторов;
  • cистематический [5] - проводится по заранее выработанному плану.

7.4. В качестве независимой переменной [5], целенаправленно подвергаемой изменению, было использовано разделение испытуемых

на четыре соционические малые группы, Все четыре группы в процессе эксперимента были поставлены в одинаковые условия.

Зависимая переменная эксперимента - это маркеры типологических различий, наблюдаемые и регистрируемые экспертами

и стажерами у испытуемых в группах.

7.5. Инструментарий

  • Использование «резонансных групп», сформированных, как группы определенных сочетаний полюсов ПАР, однородных

    у испытуемых одной группы. (Название таким группам дала А. Аугустинавичюте. По ее наблюдениям эффект группового
    резонанса способствовал значительному усилению типологических особенностей поведения каждого участника группы).
    Наши многократные эксперименты подтвердили наблюдения А. Аугу
    стинавичюте. В таких группах в моменты совместного
    решения общей (специально разработанной под данные сочетания типологических особенностей) задачи происходит
    частичная компенсация, нивелирование индивидуальных особенностей, личностных опытов и резонансное усиление влияния
    однородных типологических особенностей психики.

  • Маскирование предмета исследования по методу «двойного слепого опыта» [5]:

только экспериментаторы (Т.Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев) разделили и соответственно знали по каким типологическим
особенностям объединены участники каждой из четырех групп (№1, №2, №3, №4).

только они знали, какую типологическую информацию планируется в результате зафиксировать.

  • Разработанный сценарий проведения эксперимента и задание для групп испытуемых.

 

8. Место и время проведения эксперимента

Москва, НИИ Соционики. 25 января 2018 г.

 

9. Сведения об экспертах и экспериментаторах

Экспериментаторы, сотрудники НИИ Соционики:

  • Прокофьева Татьяна Николаевна, доктор философии в области соционики, психолог, генеральный директор НИИ Соционики
  • Прокофьев Виктор Григорьевич, зам директора по науке в НИИ Соционики, специалист по планированию эксперимента и
    статистической обработке данных (сейчас магистр соционики)

 

10. Подготовка эксперимента

10.1. Теоретическое исследование выбранного феномена психики.

На этом этапе по каждому из ПАР по п.7 были проанализированы все имеющиеся материалы.

Используя свои знания, опыт исследований и применения 12 внедренных раннее в нашу практику тетратомий, была проведена
творческая работа по выработке наименований для малых групп, входящих в исследуемую тетратомию.

Что мы смогли предположить на основании распределения полюсов трех ПАР по малым группам для ТИМов тетратомии №23
(и более объемно и глубоко представить), используя многочисленные известные цитаты по теме:

mg.socio1-1

 

10.2. Формирование групп испытуемых.

Отбор испытуемых в группы проходил среди участников встречи, прошедших определение соционического типа
в НИИ Соционики по «Puzzle-технологии» соционической диагностики [2].

Состав МГ

mg.socio2

К сожалению, типологический состав собравшихся на встречу, оказался не идеален. Мы не досчитались половины социона,
а четвертую группу представил всего один человек.
Но это не помешало нам получить достойные публикации результаты.

10.3. Сценарий эксперимента

  • Подготовка мест для работы

участников (столы, стулья, бумага, ручки, бейджи)

экспериментаторов и экспертов (бумага, планшеты, ручки, бейджи)

установка и включение диктофона.

  • Регистрация участников. Пометка в отдельном списке их ТИМов.
  • Распределение экспериментаторами участников по командам (№1, №2, №3, №4).
  • Группам озвучивается задание:
  • «Сейчас середина зимы со всеми ее прелестями.
  • Но тонкая нотка ностальгии по лету у нас присутствует всегда. Поэтому ваша задача сейчас за 5 минут придумать и
    разыграть сценку в продолжение следующей ситуации:

Ваша компания отдыхает на берегу подмосковного водохранилища и тут раздается мегафонный голос: "Внимание, внимание ..."

mg.socio1 

  • Группы распределяются по разным комнатам и им дается время (10 минут) на подготовку.
  • Подготовившийся группы по очереди заходят в аудиторию и разыгрывают свои сценки.
  • Для исключения информационного влияния групп друг на друга, последующие группы не слышат выступления предыдущих.

 

11. Результаты эксперимента

В таблице представлены тексты выступлений групп, а также их ответов на вопрос: «С чего началось выполнение задания
в своей группе?», которые были транскрибированы по записям диктофона.

После каждого выступления участники встречи обменивались своими мнениями. Они были дополнены развёрнутыми мнениями
экспертов (уже после тренинга) и также включены в таблицу.

mg.socio3

mg.socio4

mg.socio5

 

12.  Схема представления тетратомии «Группы социализации»

mg.socio7

 13. Основные определения, полученные в результате исследования тетратомии «Группы социализации» и входящих
в нее МГ

Обращение к известным словарям обеспечивает нас краткими описаниями характеристик социального поведения, подобного тем,
которые были зафиксированы нами в эксперименте.

«Идеалист-доверчивый»

«Идеалист - человек, идеализирующий действительность, мечтатель, непрактичный человек» [10]

«Идеалист видит свои желания, идеи и идеалы в сияющем ореоле» [11]

«Дове́рчивый. Не подозревающий обмана и лжи; легко, без размышления доверяющий другим» [10]

 

«Реалист-осмотрительный»

«Реалист – деловой человек, который принимает вещи такими, каковы они есть» [11]

«Осмотрительный - поступающий обдуманно, осторожно, не опрометчиво» [12]

 

«Экстремист-провокатор»

«Экстремист - человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер». [13]

«Провокатор. Тот, кто подстрекает кого-нибудь к чему-нибудь нежелательному, неприятному по своим последствиям» [14]

 

«Подвижник-катализатор»

«Подвижник - лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность»[15].

«Катализатор - о факте, явлении, способствующем ускорению, развитию чего‑либо». «Катализатор прогресса». [16]

Можно сказать, что часть выбранных словарных описаний несколько категорична, чего мы не наблюдали, но хорошо демонстрируют
возможные крайности наблюдаемых типологических особенностей этого феномена психики. Таким образом все четыре МГ, входящие
в тетратомию, хорошо коррелируют с определенными известными формами (установками, направленностью) социального поведения.
Т.е. при знании малой группы социализации (поведенческой установки соционического типа) человека мы получаем возможность
улучшить точность нашего прогнозирования его реакций на разные ситуации: на их оценку, на решение и форму включения в процесс.

 

14. Публикации других исследователей тетратомии №23.

В процессе подготовки к эксперименту была найденная опубликованная к этому моменту на сайте «Динамическая соционика»
статья, в которой тетратомия №23 (в статье – МГ №23) была названа «Преодоления страхов» [17].

В статье также были приведены названия малых групп (в статье - «аспектов»), входящих в данную тетратомию.

К сожалению, в публикации приведены только названия, присвоенные тетратомии и входящим в нее малым группам,
без их расшифровки и описаний.

mg.socio8

 

15. Выводы:

15.1. Были проверены экспериментально возможности прогнозирования особенностей поведения людей, обусловленных
их принадлежностью к разным МГ тетратомии №23.

15.2. Результаты эксперимента подтвердили адекватность выбора названия как самой тетратомии, так и входящих в нее МГ.

15.3. Проведенное исследование позволило не только теоретически прогнозировать содержание каждой из четырех малых групп
этой тетратомии, но и описать их.

15.4. В процессе эксперимента в каждой группе испытуемых наблюдались нам известные диагностические маркеры всех трех ПАР.
Новой дополнительной информации о них получено не было.

15.5. Можно отметить профессионализм разработки задания, предложенного к выполнению испытуемыми. В условиях лаконичности
выступлений и малочисленности групп в каждой из четырех групповых презентаций были зафиксированы проявления всех трех ПАР и
малых групп в целом.

 

Литература

  1. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. 1985, // Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-5, 1998
  2. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики. 
    http://socionics.ru/component/content/article/48-reyninkat/577-puzzle-tech
  3. Соционические малые группы. // Интернет-ресурс НИИ Соционики. http://socionics.ru/signs-and-groups/tetratomii
  4. Рейнин Г. Р. Морфология малых групп, 1986г. // Соционика, ментология и психология личности, 1996. - № 3.
  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.[5]
  6. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: "Гном-Пресс", 1999, 108с.
  7. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Беспечные-предусмотрительные" // Интернет-ресурс Сайт НИИ Соционики,
     http://socionics.ru/signs-and-groups/priznaky/601-carefree-forethoughtful              
  8. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Позитивизм-негативизм" // Интернет-ресурс Сайт НИИ Соционики,
    http://socionics.ru/signs-and-groups/priznaky/598-positivnegativ
  9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000.[9]
  10. Толковый словарь Ушакова // https://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/
  11. Философская энциклопедия // 
    https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3180/%D0%A0%D0%95%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%A1%D0%A2
  12. Энциклопедический словарь (2009) // http://niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/fc/slovar-206-48.htm#zag-88785
  13. Словарь иностранных слов русского языка // 
    https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/49331/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82
  14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук.
    Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999
  15. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
  16. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С. А. Кузнецова
  17. «Информационные аспекты» // Интернет-ресурс «Динамическая соционика» http://www.dynamicsocionics.ru/informatsionnye-aspekty.html

Обновлено 19.10.2023 00:56 Прочитано : 846 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 78 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12262471