Ельяшевич А.М. (Санкт-Петербург). Сравнительное исследование Некоторое время тому назад я пришел к выводу, что представления о типах существуют объективно только в коллективном сознании социоников и описать их можно только опираясь на анализ общей компоненты этого коллективного сознания. Чтобы разобраться в феномене психологических типов, необходимо, прежде всего, разобраться в представлениях о них самих социоников. Я пришел также к выводу о том, что у каждого соционика имеется определенный собирательный образ типа, при этом субъективная компонента в этом образе играет большую роль. Мой доклад представляет собой рассказ о попытке изучить коллективное сознание. В начале 2000 г. Е.Горенко и О.Горенко сопоставили каждому ТИМу определенную сверхценность /1/(Таблица 1). В работе /2/ приведен набор сверхценностей, несколько отличающихся по семантике, но не по содержанию. Таблица 1 № | ТИМ | Сверхценность | 1 | ЛСЭ | Надежность | 2 | СЛИ | Полезность | 3 | СЛЭ | Победа | 4 | ЛСИ | Порядок | 5 | ЛИЭ | Удача | 6 | ИЛИ | Мудрость | 7 | ИЛЭ | Творчество | 8 | ЛИИ | Истина | 9 | ЭСЭ | Радость жизни | 10 | СЭИ | Гармония | 11 | СЭЭ | Власть | 12 | ЭСИ | Долг | 13 | ЭИЭ | Судьба | 14 | ИЭИ | Мечта | 15 | ИЭЭ | Оригинальность | 16 | ЭИИ | Совесть | В этой работе для каждого ТИМа определены сверхценность (проявляющаяся в сознании носителя ТИМа и максимально доступная ему часть общей цельности мира) и ее воплощение (форма и степень реального изменения окружающего мира, являющаяся следствием деятельности человека в содержании своей типной сверхценности). Для ЛСЭ это стабильность и надежность, для СЛИ – совершенство и польза, для СЛЭ –всемогущество и сила, для ЛСИ – порядок и система, для ЛИЭ – удача и успех, для ИЛИ –мудрость и благоразумие, для ИЛЭ – сотворение и творчество, для ЛИИ – истина и знание, для ЭСЭ –счастье и радость жизни, для СЭИ – гармония и удовольствие, для СЭЭ – величие и власть, для ЭСИ – добро и долг, для ЭИЭ – судьба и великое служение, для ИЭИ – чудо и мечта, для ИЭЭ - свобода и оригинальность, для ЭИИ – душа и совесть. Я предложил ряду авторитетных петербургских социоников этот список 16 сверхценностей, попросив определить, к какому типу относится каждая из сверхценностей. Примерно половину сверхценностей (разные соционики разные) распределяли быстро и уверенно, а потом начинались раздумия и колебания. Когда я называл то отнесение, которое дали Е. и О. Горенко, обычно соционики с ним соглашались, как с возможным, хотя и не вполне очевидным. Но когда я одному опытному соционику сказал, что сверхценность СЭИ (Дюма) гармония, он возмутился: “Дюма – гармония? Ну нет! Все Дюма, которых я знал, были какие-то недоделанные”. Пикантность ситуации заключалась в том, что эту фразу произнес ЛИЭ – конфликтер СЭИ. Тогда я решил провести более детальное исследование. Была составлена табличка 16х17, в которой по горизонтали в алфавитном порядке были перечислены 16 сверхценностей, а по вертикали 16 ТИМов. Последняя строка была предназначена для самого респондента. Заполнить эту табличку я попросил 50 социоников, в основном имеющих большой опыт практической работы, из разных городов России, Украины и Белоруссии, оценив по 5-бальной системе значимость каждой из сверхценностей для каждого из 16 ТИМ-ов и для себя лично, указав свой ТИМ. ТИМы 50 респондентов указаны в табл. 2, из которой видно, что был представлен почти весь социон – не было только ни одного ЛСЭ, а больше всего было ИЛЭ. Таблица 2 № | ТИМ | Число | | | Женщин | Мужчин | Всего | 1 | ЛСЭ | - | - | - | 2 | СЛИ | 1 | 2 | 3 | 3 | СЛЭ | - | 1 | 1 | 4 | ЛСИ | 1 | - | 1 | 5 | ЛИЭ | - | 3 | 3 | 6 | ИЛИ | 2 | 2 | 4 | 7 | ИЛЭ | 3 | 7 | 10 | 8 | ЛИИ | 2 | 2 | 4 | 9 | ЭСЭ | 1 | - | 1 | 10 | СЭИ | 1 | 2 | 3 | 11 | СЭЭ | 2 | 1 | 3 | 12 | ЭСИ | 3 | - | 3 | 13 | ЭИЭ | 1 | - | 1 | 14 | ИЭИ | 1 | 2 | 3 | 15 | ИЭЭ | 4 | 1 | 5 | 16 | ЭИИ | 4 | 1 | 5 |
| Итого: | 26 | 24 | 50 | Проведя усреднение (сначала внутри каждого ТИМа, а затем по ТИМам), я получил Таблицу 3, в которой сверхценности расставлены по горизонтали в порядке ТИМов, которым они были приписаны Е. и О. Горенко. Прежде всего, следует признать, что “коллективное мнение” социоников о значимости сверхценностей для различных ТИМов в целом оказалось достаточно согласованным и согласным с отнесением, предложенным Е. и О. Горенко. Однако каждая сверхценность оказалась высокозначимой (средний балл не меньше 4) не для одного ТИМа, а для нескольких, причем преимущественно для ТИМов, принадлежащих к тому же клубу (казалось бы скорее следовало ожидать наличия “квадровых” сверхценностей, но таковых в данном исследовании обнаружено не было). Лидерами по числу ТИМ, для которых высокозначимой является данная сверхценность, с результатом 5 стали полезность , победа, радость жизни и долг, а аутсайдерами с результатом 2 - мудрость (ИЛИ и ЛИИ), истина (ЛИИ и ИЛЭ), судьба (ЭИЭ и ЭИИ) и совесть (ЭИИ и ЭСИ). | Практики | Исследователи | Социалы | Гуманитарии | | ЛСЭ | СЛИ | СЛЭ | ЛСИ | ЛИЭ | ИЛИ | ИЛЭ | ЛИИ | ЭСЭ | СЭИ | СЭЭ | ЭСИ | ЭИЭ | ИЭИ | ИЭЭ | ЭИИ | Надежность | 4,7 | 3,8 | 3,8 | 4,4 | 3,3 | 3,4 | 2,6 | 3,7 | 3,5 | 3,1 | 2,9 | 4,4 | 2,7 | 2,5 | 2,6 | 3,9 | Полезность | 4,6 | 4,6 | 3,8 | 4,2 | 4,1 | 3,7 | 2,9 | 3,5 | 3,8 | 3,6 | 3,4 | 4,0 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 3,3 | Победа | 3,8 | 3,1 | 5,0 | 4,0 | 4,2 | 2,7 | 3,7 | 3,2 | 3,7 | 2,8 | 4,8 | 3,2 | 4,1 | 2,5 | 3,5 | 2,3 | Порядок | 4,4 | 3,3 | 3,8 | 5,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 | 4,1 | 3,6 | 3,1 | 2,6 | 4,4 | 2,8 | 2,3 | 2,0 | 3,4 | Удача | 2,7 | 3,1 | 3,8 | 2,8 | 4,5 | 2,8 | 3,8 | 2,9 | 3,8 | 3,7 | 4,2 | 2,8 | 3,8 | 3,9 | 4,1 | 3,0 | Мудрость | 3,6 | 3,6 | 3,1 | 3,5 | 3,3 | 4,5 | 3,6 | 4,1 | 2,9 | 3,1 | 3,0 | 3,4 | 3,0 | 3,1 | 2,9 | 3,6 | Творчество | 2,9 | 3,6 | 3,2 | 2,5 | 3,8 | 3,9 | 4,9 | 3,9 | 3,1 | 3,3 | 3,1 | 2,6 | 4,2 | 4,1 | 4,5 | 3,5 | Истина | 3,8 | 3,1 | 2,7 | 3,5 | 3,3 | 3,9 | 4,5 | 4,6 | 3,0 | 2,6 | 2,0 | 2,8 | 2,9 | 2,7 | 2,8 | 3,6 | Радость жизни | 3,4 | 3,7 | 3,5 | 3,2 | 3,7 | 2,5 | 3,8 | 2,8 | 4,6 | 4,5 | 4,6 | 3,0 | 3,3 | 4,0 | 4,5 | 3,2 | Гармония | 3,6 | 4,0 | 2,5 | 3,5 | 2,8 | 3,3 | 3,0 | 3,4 | 3,6 | 4,5 | 3,0 | 3,6 | 3,2 | 4,2 | 3,7 | 4,4 | Власть | 3,6 | 2,6 | 4,8 | 4,5 | 3,3 | 2,1 | 2,6 | 2,7 | 3,4 | 2,2 | 4,9 | 3,3 | 4,0 | 2,2 | 2,5 | 1,8 | Долг | 4,4 | 3,1 | 3,3 | 4,4 | 3,1 | 3,1 | 2,4 | 4,1 | 3,5 | 2,6 | 2,6 | 4,6 | 3,4 | 2,8 | 2,6 | 4,3 | Судьба | 2,7 | 3,1 | 3,1 | 2,9 | 3,1 | 3,6 | 2,9 | 3,1 | 3,1 | 3,5 | 3,1 | 3,1 | 4,4 | 4,5 | 3,6 | 3,6 | Мечта | 2,5 | 2,9 | 3,0 | 2,7 | 3,8 | 3,8 | 3,9 | 3,4 | 2,9 | 3,6 | 3,3 | 2,6 | 4,2 | 4,9 | 4,2 | 3,8 | Оригинальность | 2,8 | 3,1 | 3,1 | 2,2 | 3,5 | 2,9 | 4,4 | 3,0 | 3,4 | 3,1 | 3,8 | 2,4 | 4,5 | 4,0 | 4,8 | 3,0 | Совесть | 3,6 | 3,3 | 2,5 | 3,1 | 2,9 | 3,1 | 2,8 | 3,6 | 3,3 | 3,0 | 2,6 | 4,5 | 3,0 | 3,3 | 3,2 | 4,7 | По числу же сверхценностей, значимых для данного ТИМ-а, лидерами с результатом 6 стали ЛСИ, ЭИЭ и ЭИИ, а аутсайдерами с результатом 1 - ИЛИ мудрость) и ЭСЭ (радость жизни). Ни одна из сверхценностей не оказалась очень значимой для представителей более чем 3-х клубов, истина и мудрость оказались монополизированы клубом исследователей, а мечта и судьба – клубом гуманитариев. Интересно также что сверхценности клубов практиков и социалов оказались более востребованными (17 и 18 высоких оценок), чем сврхценности клубов исследователей и гуманитариев (по 11 высоких оценок). Наименее восприимчивыми к “чужим” сверхценностям сравнительно со “своими” оказались практики (числа высоких оценок “своих” и “чужих” сверхценностей соответственно равны 9 и 5, при этом ни одна из исследовательских и гуманитарных сверхценностей ни у одного из практиков не получила высокой оценки), а наиболее восприимчивыми - гуманитарии, у которых эти числа равны 9 и 11. У исследователей 6 и 5, а у социалов 6 и 6. При высокой устойчивости средних значений, приведенных в Таблице 3 (дисперсия не превышала значения 1,0, а в среднем составила 0,62), индивидуальные оценки социоников значимости отдельных сверхценностей для отдельных ТИМов существенно различались (по большинству сверхценностей каждого из ТИМов минимальная оценка равнялась 1, а максимальная 5). Эти различия были связаны с собственным ТИМом соционика и еше в большей степени с личными пристрастиями и индивидуальным опытом. Влияние собственного психологического типа проявлялось прежде всего в тенденции к преувеличению по сравнению со средними оценками значимости для ТИМа, совпадаюшего с собственным, сверхценностей: надежность, порядок, долг, полезность, совесть, гармония, и приуменьшению сверхценностей: оригинальность, истина, творчество, победа. Сравнение значимости сверхценностей для себя лично и для своего ТИМа картина получилась несколько другой: для себя более значимыми оказались творчество, надежность и истина, а менее значимыми власть, победа и порядок. Индивидуальный субъективный опыт отразился в том, что при очень высоких коэффициентах корреляции между средними и индивидуальными значениями сверхценностей для отдельных ТИМов (от 0,7 до 0,9), иногда для какого-то ТИМа наблюдался неожиданный “выброс” - коэффициент корреляции оказывался очень малым или даже отрицательным, а какая-то из сверхценностей оказывалась слишком низко или слишком высоко значимой вопреки явной очевидности. Например, 49 из 50 социоников определили значимость творчества для ИЛЭ в 4 и 5 баллов (средний балл 4,9), но один соционик (СЭЭ – суперэго ИЛЭ) дал оценку 2. Иногда такие явно субъективные оценки были связаны со сложными отношениями, которые сложились у респондента с близким человеком какого-то ТИМа, с отношениями между родителями и т.п. Корреляционный и кластерный анализ показали наличие двух групп “несовместимых” между собой сверхценностей. На одном полюсе: порядок, надежность, долг и полезность, на другом: оригинальность, удача, мечта и творчество. По двум главным компонентам среди психологических типов выделились несколько групп. Наиболее полярными оказались группа, состоящая из трех рациональных сенсориков: ЛСЭ, ЛСИ и ЭСИ и группа, в которую вошли ИЭЭ, ИЭИ, ИЛЭ и ЭИЭ. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: - У значительной группы социоников из разных городов России и СНГ существуют устойчивые общие представления и о том, какие жизненные ценности являются наиболее значимыми для различных типов информационного метаболизма.
- Имеются значительные индивидуальные различия в представлениях социоников об отдельных ТИМах, носящие “локальный характер” и связанные как с индивидуальным опытом, так и собственным психологическим типом.
Примененная методика может быть использована, как для изучения представлений социоников о других характеристиках ТИМов, так и для исследования других психологических теорий личности. Литература 1. Горенко Е.А., Горенко О.А., 2000, частное сообщение. 2. Горенко Е.А., Горенко О.А. // Соционика, ментология и психология личности. – 2001, N 2, с.19.
|