1. Базовая функция: волевая сенсорика. Это волевые, красивые, заметные люди часто бывают отличниками, медалистами и неформальными лидерами (хотя бы в душе). Они решительны, обычно им трудно помешать выполнить намеченное, в жизни они умеют добиваться поставленных целей. Решения принимают самостоятельно. Уверенные в себе, смелые и решительные люди. Проявляют агрессивность, если их свободу ограничивают.
2. Творческая функция: этика отношений. Они легко устанавливают дружеские отношения с людьми, заботливы. Производят впечатление обаятельного, приятного в общении человека. Им под силу распутывать сложные психологические ситуации. Имеют хорошие дипломатические способности. Стремятся быть в курсе различных событий и сами любят быть в центре внимания. Располагают к доверию, умеют создать атмосферу интимности и задушевности. Обаятельны, демократичны, обычно держатся раскованно и непринужденно. Их настоящим доверием пользуются немногие.
Это хорошие руководители, врачи, военачальники, дипломаты. Им подходят профессии, связанные с общением.
3. Ролевая функция: интуиция возможностей. СЭЭ считают себя людьми интуитивными, в незнакомой обстановке пытаются найти решение, полагаясь на свою интуицию, оценивая возможности ситуации. Однако, когда ситуация становится привычной, больше полагаются на свои дипломатические способности и на силу воли. Идут на риск только после того, как хорошо все взвесят. Склонны к колебаниям в выборе.
4. Болевая точка: логика отношений. Им трудно понимать правила, учить языки, читать сложные инструкции. СЭЭ тяжело переносят, когда критикуют их логику ругают за беспорядок, нарушение договоров, несоблюдение формальностей.
Их угнетает бухгалтерская, юридическая деятельность, работа программиста.
5. Суггестивная функция: интуиция времени. СЭЭ нуждаются в аккуратной помощи по составлению расписаний, планов, по поддержанию режима. Подчас им бывает трудно вовремя проснуться. Довольно консервативны к новому: им нужно определенное время, чтобы воспринять и разобраться в новой технологии и убедиться в ее практичности. Любят быстрых людей, умеющих прогнозировать события.
6. Референтная функция: логика действий. СЭЭ нужна подстраховка по технологии, по организации деятельности. Будучи хорошо обученными, они успешно и аккуратно справляются с техникой. В работе могут отвлекаться на несущественные детали.
В подарок СЭЭ любят получать часы, разные приспособления, экономящие время, старинные механизмы (например, музыкальные шкатулки), хорошие инструменты.
7. Ограничительная, рамочная функция: сенсорика ощущений. СЭЭ умеют вкусно готовить, используя различные приправы. Упомянув о вопросах комфорта, здоровья, эстетики могут ограничить нежелательную активность других людей. Следят за здоровьем и внешним видом. Эстеты, любят одеваться со вкусом и разнообразно. Заботливы, ценят уют и комфорт.
8. Реализующая функция, «без слов на деле»: этика эмоций. Они хорошо чувствуют эмоциональную обстановку. Проявление их эмоций может быть сильным, мгновенным, глубоко воздействующим на людей. Свое настроение переносят на окружающих.
В быту и повседневной жизни проявляют способность к эмоциональному зажиганию окружающих и заботу.
Представители типа СЭЭ
Людмила Нарусова, Люсьена Овчинникова, Алла Пугачева, Маша Распутина, Раиса Рязанова, Елена Санаева, Светлана Сорокина, Валентина Теличкина, Вика Цыганова
Наполеон Бонапарт, Леонид Агутин, Александр Васильев (искусствовед), Михаил Горбачев, Отар Кушанашвили, Александр Стриженов, Сергей Соловьев, Лев Толстой, Юлий Цезарь
Стрессоустойчивость |
Старается как можно дольше избегать стресса, в начале – бурная реакция на стресс, но со временем снижается уровень стрессоустойчивости. |
Предпочтительная сфера деятельности |
Социальная |
Стиль общения |
Обмен эмоциями |
Стимул к деятельности |
Высокий статус, престиж, награды |
Примеры профессий для СЭЭ:
- Торговля (особенно оптовая)
- Снабжение материальными ресурсами
- Дипломатическое представительство
- Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- Шоу-бизнес, сфера развлечений, реклама
- Учитель младших классов
- Директор школы
- Тренер
- Врач, хирург, терапевт
- Ветеринар
- Социальный работник
- Дрессировщик
- Фотограф
- Продюсер
- Артист, музыкант, танцор
- Импрессарио
- Директор, агент турбюро
- Агент по продаже недвижимости
- Продавец
- Посредник при улаживании конфликтов
- Портье, работа на reception
- Бармен, Официант
- Распорядитель в ресторане, гостинице
- Стюард(-есса)
- Сотрудник учреждения по охране детства
- Тренер
- Медсестра “Скорой помощи”
- Организатор праздников и других мероприятий
- Агент туристического бюро
- Специалист по связям с общественностью
- Сборщик средств в какой-нибудь фонд
- Служащий аэропорта, сопровождающий пассажиров к самолету
- Секретарь/регистратор
Как управлять сотрудником – СЭЭ:
- Лучше планировать на работу с людьми.
- Ставить четкие сроки и конкретные задачи.
- Говорить о своевременности или не своевременности начинаний, говорить о перспективах развития
- Не заставлять разрабатывать новые технологии, эффективные способы работы.
- Четко показывать технологии и правила.
- Помогать в оформлении документации и других результатов труда.
- Показывать перспективы.
От СЭЭ нельзя требовать, не стоит ожидать:
- пунктуальности и обязательности;
- организованности и логичности в делах;
- умения хорошо распределять обязанности;
- глубоких стратегических и аналитических способностей;
- справедливости при распределении материальных благ;
- выполнения всех своих обещаний.
Особенности адаптации (как создать условия) для СЭЭ:
- четко объяснить, в чем состоят его должностные обязанности;
- активизируется когда ему задают ритм, показывают развитие событий в будущем, заостряют внимание на прошлом опыте;
- побудить его к работе могут объяснения о выгодности дела, целесообразности выполняемых работ;
- помочь рационально организовать работу;
- объяснить существующие правила и технологии ведения работы;
- создание условий для проявления сильной функции этика, учет его чувств и эмоций;
- предоставлять по возможности свободный график;
- лучше адаптируется в меняющемся мире, используют новые возможности
- при не действенности существующих методов, показывать другие методы
- активно знакомить с как можно большим числом членов коллектива.
- при представлении сотрудника рассказывать об участке работы, за который данный сотрудник ответственен.
- объяснить, за какой участок работы он отвечает.
- рассказывать об особенностях деятельности компании, акцентируя внимание на количестве партнеров и клиентов, на расширение сферы деятельности компании.
- рассказать об особенностях (взаимосвязях) различных отделов между собой.
- стимулировать благосостоянием, статусом, престижем, уважением коллег;
- признание его потребностей в конкретных вопросах (здоровье, быт, финансы и т. и.);
- показывать перспективы, возможности начинаний;
- помощь в планировании своих действий;
- показать широко и целостно ситуацию.
|