Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Исследование тетратомии «Психоаналитические группы» PDF Печать E-mail

Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н..

 

Воспроизводимость и повторяемость являются основными принципами научного метода. Мы в НИИ Соционики последовательно ведем экспериментальную работу, не только углубляя и расширяя исследования в теории соционики, накапливая результаты наблюдений, но и проводя целевые эксперименты, направленные на подтверждение как своих собственных наработок, так и наработок коллег «по цеху».

В данной статье представлены наши наработки (теоретические и экспериментальные) в изучении психосексуального поведения с помощью соционики, а именно на базе углубленного теоретического и экспериментального исследования тетратомии - «Психоаналитические группы».

Эта тетратомия отражает «через призму» соционики различия в предпочтениях психосексуального поведения входящих в нее малых групп, определяя характер и роли как мужчин, так и женщин в близких отношениях, в сексуальных играх. Причем эти особенности присущи всем представителям каждой малой группы без учета их гендерной принадлежности. Первым ее рассмотрел и дал ей название Виктор Гуленко [1].

Полученные знания в этой области позволяют формировать практические рекомендации в части:

phsiho-ana01

  • построения близких отношений к удовольствию обоих партнеров и получения больших радостей от жизни;
  • управления выходами из конфликтов, не доводя их до скандалов;
  • и, в целом, для принятия взвешенного решения при выборе партнера на основании понимания с кем и как …;

 

 

В данной статье мы хотим не только дать теорию вопроса (и поговорить об ЭТОМ), но и наглядно продемонстрировать результаты, полученные в проведенных нами экспериментах.

В чем же выражаются особенности принадлежности человека к определенной психоаналитической группе?

 

I. Воспроизводимость гипотез

1.1.        Начнем с модельного подхода

А именно с анализа положения функций SI и F*

в ценностных блоках модели А (в ЭГО и в СУПЕРИД) [2]

Это база для понимания ключевых различий представителей данных малых групп.

phsiho-ana02
Схема демонстрирует, в чем «Заботливые» и «Инфантилы» («Рассудительные») дополняют друг друга по аспектам SI, а «Агрессоры» и «Виктимы» («Решительные») по аспектам F*.

Опираясь на теорию, а именно на алгоритмы работы блоков модели А и семантическое наполнение выделенных информационных аспектов [3] опишем особенности каждой из 4-х малых групп.

У «Заботливых»

У «Инфантилов»

S в блоке ЭГО

Началу «отношений» часто соответствует сравнительно долгий конфетно-букетный период, в котором проявляют свои симпатии готовностью поддерживать, опекать, защищать партнёра. В ситуациях близости стремятся к созданию взаимного комфорта, расслабленности, «пушистости». С готовностью реагируют на желания партнера насыщать отношения душевными беседами, музыкальным, вкусовым, ароматическим фонами и др., обеспечивающие телесные радости.

I в блоке СУПЕРИД

Их привлекают неординарные люди, с которыми развитие близких отношений дополняется возможностью расширить свой кругозор, вникнуть в суть вещей, раскрыть и оценить свои таланты, найти новые, неизвестные пути своего развития и решения проблем.

 

S в блоке СУПЕРИД 

В начале «отношений» часто находятся в выжидательной позиции, проявляя себя в тонких, изысканных намеках на наличии симпатии. Во время близости готовы принимать мягкую заботу и поддержку, различные проявления нежности, ценят психологическую подстройку. Часто в интимном плане выглядят неопытными, зависимыми, незащищёнными, но любопытными к новациям, подхватывают инициативу, включая собственную фантазию.


I в блоке ЭГО

Повышенный фокус внимания на всем необычном, способном будить и включать воображение, генерируя разнообразные идеи совместного досуга и форматов взаимодействия. Предрасположены искать, находить и обсуждать в этом новые возможности, рассказывать «сказки».

phsiho-ana03 

phsiho-ana04 

 

У «Агрессоров»

У «Виктимов»

F в блоке ЭГО

Привлекают партнера тем, что уделяют большое внимание своему внешнему виду, его статусности (но жертвуя удобством и комфортом). Часто строят отношения на соперничестве и борьбе. Физический контакт - без лишних церемоний и рассуждений, основан на силовом воздействии, крепких объятиях. Любовная игра может содержать имитацию элементов насилия, принуждения.

 

T в блоке СУПЕРИД

Ожидают от других расторопности, шустрости: «быстренько», «не теряем время», «сама, сама …». Ценят стильность и понимание тенденций.

F в блоке СУПЕРИД.

Предрасположены «испытывать на прочность» себя и мир, «нарываясь» в надежде, если не победить, то убежать. Часто играют роль «жертвы» в любовной игре, то покорной, незащищенной, то вырывающейся из под контроля. И в том и в другом случае происходит подсознательное провоцирование партнера на демонстрацию власти и силы. Любовная игра чем-то напоминает сюжет мультфильма «Том и Джери».
           
T в блоке ЭГО

Привлекают партнера своей динамичностью в бытовом смысле (образ ординарца при командире), повышенным чутьем к своевременности, к веяниям моды, в оценке тенденций.

phsiho-an05 

phsiho-ana06 

 

1.2.        Подключая признаковый подход, мы можем дополнить сформированные гипотезы

Психоаналитические малые группы связаны тремя признаками Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР): «Интуиция-Сенсорика», «Рассудительность-Решительность», «Статика-Динамика».

Ключевые для их анализа маркеры признаков [4]:

Интуиция-сенсорика

Интуиция - психологическая функция непосредственного восприятия действительности, собирающая мелкие частицы информации в целостную картину. Частицы эти настолько мелкие, что восприятие их остается неосознанным.

Сенсорика - психологическая функция, обрабатывающая информацию о физическом раздражении, здоровье, комфорте, силе. Воспринимает конкретные факты, собирает информацию здесь и сейчас.

Статика-Динамика

Статика – опора на постоянные, неизменные характеристики объекта, ситуации.

Динамика – опора на динамические, изменяющиеся характеристики объекта, ситуации, процесса. 

Рассудительность-Решительность

Рассудительность – в ценностях комфорт, удобство, возможность обсудить, решить мирным путем.

Решительность – в ценностях волевые качества, решительные действия, скорость принятия решений.

Подробные описания и результаты экспериментальных исследований этих ПАР можно посмотреть на страницах нашего сайта     

Интуиция-Сенсорика

Статика-Динамика

Рассудительность-Решительность

 

II. Результаты наблюдений психоаналитических групп в НИИ Соционики

 

В основу проводимых нами исследований психосексуального поведения была положена вербализация интимных ситуаций путем обсуждения их в резонансных группах.

Методика наблюдения типологических особенностей испытуемых путем деления их на резонансные группы

Эта методика, предложенная Аушрой Аугустинавичюте, выделяется тем, что вызывает эффект группового резонанса (усиления) однополярных типологических проявлений (при «подавлении» в такой группе индивидуальных (личностных) особенностей участников (менталитета, привычек, навыков и т.д.)Участники, увлеченные выполнением грамотно поставленных заданий, требующих проявления творчества, часто соревновательного духа, забывают о соционике и полностью погружаются в заданную игровую ситуацию. В результате сравнение подготовленных резонансными группами презентаций позволяет ярко продемонстрировать проявления их типологических различий.

На своих учебных занятиях мы часто проводим фасилитирующие тренинги
с делением участников на резонансные группы. Их результаты мы используем в качестве показательных примеров тех теоретических положений, которые мы озвучиваем на следующей за тренингом лекции.

Содержание разработанного в НИИ Соционики фасилитирующего тренинга:

1. Используя информацию предварительной (часто даже неполной, только оценочной) диагностики типов студентов силами преподавательского состава НИИ Соционики, мы разделяем студентов на 2-е резонансные группы по полюсам изучаемого признака (Если мы проходим очередную тетратомию, то соответственно на четыре группы).

2. Затем озвучиваем одинаковое задание для всех таким образом сформированных команд.

3. Разделяем команды территориально. Каждая самостоятельно готовит свою презентацию.

4. После подготовки (на что выделяется 10 или 15 минут) команды по очереди презентуют свои наработки.

Тренеры-преподаватели заранее не только придумывают, но и скрупулёзно оттачивают сам текст задания, тщательно, «пословно» его выверяя. Опыт показывает, что грамотные формулировки таких заданий позволяют существенно повысить контрастность проявления участниками присущих им типологических особенностей.

2.1.        Проведение учебных (фасилитирующих) тренингов по теме «Психоаналитические группы»

Мы их проводим по подобной, но несколько модифицированной схеме.

1. Рассаживаем участников на 4 резонансные группы: «Инфантильные», «Заботливые», «Виктимы», «Агрессоры».

2. Даем участникам время немного в них освоиться и, пообщавшись, выбрать самим им интересную тему для общения. Учитывая, что участники уже имеют предварительное представление об области применения свойств данной тетратомии (дифференциация предрасположенностей психики в области психосексуальных потребностей и сексуального поведения разных типов), круг тем для общения обычно быстро находится.

3 .На следующем этапе от тренеров поступает команда: «Группы, вы теперь начинаете ходить друг к другу в гости. Задача гостей - заинтересовать хозяев своей темой».

Тренеры наблюдают за процессом фиксируя проявленные групповые особенности.

2.2.        Впечатляющие результаты, полученные на одном из таких учебных тренингов

  • Внутри уединившихся групп участники оценили обсуждение поднятых тем примерно так: «Все свои, вместе обсудили, тема нашла отклик, все было понятно и … хорошо пообщались
  • Первые встречи «Заботливых» с «Агрессорами» и «Инфантилов» с «Виктимами» прошли очень пассивно («без огонька»). Заявленные гостями темы быстро сходили на нет: «не зажигает, не прикалывает». Тоже происходило при попытке поднять темы, подготовленные хозяевами. Участники на обратной связи сказали, что после этих переговоров не могли понять, ради чего они это делали.
  • После походов «Виктимов» к «Заботливым», а «Агрессоров» к «Инфантилам», все участники на обратной связи констатировали, что предложенные темы и даже сами участники групп гостей/хозяев уже просто раздражали друг друга: «эти люди ничего в жизни не понимают!» Все с нетерпением ждали, когда же это наконец закончится.
    Эти встречи не продвинулись далее «выжатых» до социальных рамок, т.е. не несущих никакой типологической составляющей бесед.

Ситуация резко поменялась,

  • когда дело дошло до встреч «Инфантилов» с «Заботливыми», и «Виктимов» с «Агрессорами». Участников будто подменили. Люди так включились, что когда вышли запланированные тренингом сроки, группы просто игнорировали требование остановиться, не хотели расходиться.

Что же произошло?

«Инфантилы» полностью завладели вниманием «Заботливых» и привели их в восторг, рассказывая об образе жизни некой необычной рыбы, живущей где-то на краю света. Если Вам рассказывают про нечто удивительное, это не значит, что ничего другого не происходит. Происходит! Это так за вами ухаживают «Инфантилы».

«Агрессоры», встретившись с «Виктимами», сразу перешли к теме про ЭТО. И в течение времени, отведенного на встречу, многократно успели обсудить, как и каким образом можно ЭТИМ заниматься и на колокольне, и на мельнице, и под кустом, а так же в других экзотических местах. Т.е. в основном говорили именно про «где» … Но неожиданно так активно и открыто … Возникший резонанс настроил людей на такую избыточную откровенность.
Таким образом по результатам этого тренинга мы зафиксировали очевидную мотивацию к вербализации общих ценностных функций:

у «Инфантилов» «Заботливых» - I

у «Агрессоров» «Виктимов» - F

 

В итоге проведенных работ уже можно было констатировать, что полученные нами результаты уточняют, но в целом не противоречат выработанным В. Гуленко описаниям этих малых групп.

Таким образом к моменту проведения мы накопили достаточно материалов для проведения эксперимента по воспроизводимости теоретических гипотез и повторяемости наблюдений, полученных В. Гуленко и нами на учебных тренингах.

 

 III. Экспериментальная проверка сформированных согласно теории информационного метаболизма гипотез

 

Исследовательский тренинг на тему «Психоаналитические группы»

Этот экспериментальный тренинг мы провели на наших традиционных летних шашлыках 02.08.15 [5].

К сожалению, в этот раз нам в силу организационной перегрузки не удалось сформировать точные списочные составы групп участников тренинга.

Но, судя по сделанным на тренинге фотографиям из шести десятков собравшихся в самом тренинге приняли участия около 45 человек. Среди них примерно:

  • «Заботливых» - 18
  • «Инфантилов» - 9
  • «Виктимов» - 8
  • «Агрессоров» - 9

Участники были распределены в группы по результатам определения их типов в НИИ Соционики. Несколько участников – по результатам самотипирования (т.е. с меньшей достоверностью). Но наш опыт подобных экспериментов говорит, что это допустимо. При подавляющем большинстве представителей одного полюса в группе показательный резонанс практически всегда наступает.

В силу того, что нам удалось собрать значительное количество людей на одной площадке, мы в этот раз выбрали нашу стандартную схему наблюдений за резонансными группами.

Участникам было дано задание:

«Придумать и разыграть сюжет «Любовь до гробовой доски», как новое прочтение трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».

Группы получив задание, рассредоточились, и каждая подготовила и представила свою версию.

 

Презентация «Инфантилов» (Все презентации набраны с диктофонной записи)

Ведущий:

Леди и джентльмены, Вашему вниманию представляется современная постановка «Ромео и Джульетта».

Ведущий:

Это телевизор, это диван (показывая на представляющих диван людей), это Ромео (Ромео сидит на этом импровизированном диване). Он сидел и жрал чипсы и смотрел, как в телевизоре в какой-то прекрасной картине Джульетта вылезает из телевизора, тряся своими волосами. Вот, что происходит. Она одним глазом (пауза) правым, соблазняет Ромео. Ромео в шоке и тянется за ней.

Ромео:

Я иду за тобой.

Ведущий:

Дивану стало легче! Она идёт, Ромео за ней, и тут вырубают свет! Ромео застревает… Его разрубило пополам.

Но две половины Ромео остаются живыми! Просто, когда они перешли в телек, они попали в параллельный мир, а в параллельном мире все возможно! Они стали дуалами!

Ромео:

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.

 phsiho-ana07

 

Цитаты (подслушанные) во время подготовки презентации «Инфантилами».

«А может это ее волосы, как гипноз?»

«Кто-то выбегает и говорит: Стоп, все было не так!»

«Я голосую за счастливый конец!»

«Конец должен быть такой, чтобы все ржали! Все ржали, ржали, ржали …»

 

Презентация «Виктимов»

Ведущий:

Шекспир написал не все. Концовок было гораздо больше.

Ну что же, давайте начнём с пары Меркуцио и его жены. На самом деле, там тоже всё закончилось не совсем так. (Их убивают).

Ведущий:

Уважаемые демоны, унесите людей.

Ну что же, и следующая пара, которая, возможно и не настоящие Ромео и Джульетта.

Джульетта:

О Ромео, давай выпьем …

Ромео:

Всегда я выпью.

(Оба умирают)

Ведущий:

Демоны, где вы. Демоны, давай, уноси …

Вы надеетесь, что демоны спасутся? Но всё не так просто.

Где человек, знающий заклинание призывания демонов? Ладно, сам прочитаю.

Демоны, идите сюда!

Один из демонов:

Кто звал меня?!

Ведущий:       

Ваша очередь умирать. Читаю заклинание, изгоняющее демонов. (Демоны умирают)

И остался один ведущий, который, вопреки сценарию остался жив.

phsiho-ana08 

 

Цитаты (подслушанные) во время подготовки презентации «Виктимов»

«Какие еще были идеи?»

«На мечах что-нибудь! Смотри, я буду плясать на мечах, очень сильно буду махать саблей, мой противник просто выставляет шпагу вперед и я на нее напарываюсь. Буду очень сильно отбрыкиваться и очень сильно выеживаться».

«Кто хочет мне шпагу подставить?»

«Многие.»

«Довыеживался».

 

Презентация «Агрессоров»

Ведущий:

Ромео и Джульетта живут дружно и ласково, счастливо! И тут наступает революция.

Ромео:

Свободу женщинам! Джульетта, Джульетта, нас скоро убьют, давай я тебя съем.

Ведущий:

И ест её!!!!

А тут приходит Красная Шапочка.

Красная Шапочка:

«Ой, а где же, а где же моя бабушка? Ой, я попала не в ту сказку. Ой-ой, какой ужас, я попала не в ту сказкуууу.

Ведущий:

Ужас прошел, революция прошла, всё мирно и тихо. Красная Шапочка возвращается.

Красная Шапочка:

Ой, нет, давайте труп Ромео всё-таки разрежем, а вдруг там и бабушка моя лежит? Ведущий:

Режем брюхо, достаём Джульетту!

Красная шапочка:

Ой, нет, не бабушка...

Ведущий:

Короче, дальше живут хорошо и счастливо. Всё.

 phsiho-ana09

 

Цитаты «Агрессоров» - нет цитат.

«Агрессоры» очень показательно продемонстрировали возможности по защите своей территории. Они время подготовки презентации не допустили к себе «папарацци», недвусмысленно отогнав человека с диктофоном и фотоаппаратом.

 

Презентация заботливых

Ведущий:

Мы Вам представляем сцены, которые не вошли в оригинальный сюжет «Джульетты и Ромео». Итак, Ромео под балконом Джульетты.

Ромео:

Джульеттааа!!! (Выходят несколько девушек).

Та, которая Капулетти! (Одна уходит)

Мммм…(пауза). Та которая дочь четвертого брата Ивана. (Еще одна уходит).

Вы близняшки? О кей! Хорошо…(пауза)

Та, которая классно готовит!

О моя Джульеттааа!!!
Ведущий:

Итак, финальная сцена: Джульетта в соцсетях.

Джульетта:

Ой, привет, подруга, сегодня встретила такого классного мачо, вообще он офигенный. Но проблемы между семьями. Что мне делать? Скажи мне пожалуйста.

Подруга:

Выпей яду.

Джульетта:

А это мысль. Давай, пожалуй, да, да. Тогда он придёт, спасёт меня наверняка. Тааак. Где мой бокал с ядом? Отлично! Хороший бокал. Ааааа!!! Мням, мням. (Храп). (Крик) Господи, это - не яд! Что же я тогда выпила?! Аааааа!!!! Тогда я выпью яду. ААААА!!! Я умираю.

Ведущий:

Вбегает Ромео

Ромео: Я спасу тебя.

Ведущий:

Смех, аплодисменты, конец.

phsiho-ana10 


Анализ результатов тренинга

Каждая группа, как и ожидалось, по своему интерпретировала тему «Любовь до гробовой доски»

phsiho-ana11 

IV. Итоги

Очевидно, что в таких коротких презентациях нам не удалось, да и мы не ждали, что будут зафиксированы, тем более с полной очевидностью, все типологические проявления.

Тем не менее проведенные исследования продемонстрировали

 

воспроизводимость гипотез, сформированных на основании теории информационного метаболизма, а именно:

  • преимущественную вербализацию и опору (при общении) на функции, принадлежащие ценностным блокам моделей А участников;
  • преимущественное проявление маркеров теоретически предсказанных полюсов признаков «Рассудительность-Решительность» и «Статика-Динамика»;
  • дифференцированное по группам характерное психосексуальное поведение,

 повторяемость наблюдений, зафиксированных, как коллегами, так и в НИИ Соционики.

 

V. Как же перевести эти знания в практическую плоскость?

Глубокое, грамотно структурированное изучение этих малых соционических групп позволяет нам не только прогнозировать варианты развития близких отношений между людьми разных соционических типов, но и формировать рекомендации к повышению их качества.

Один из путей для этого – сознательно подходить к наличию типологических предрасположенностей своих и партнера, тем самым понижая градусы возможных конфликтов при негативных сочетаниях (не совпадении ценностных функций моделей А) или выходя на новые уровни психосексуальной близости при типологическом дополнении (совпадении ценностных функций моделей А).

Кроме этого знание своих трех сильных полюсов признаков, связывающих каждую психоаналитическую группу - это те 3 «кита» практического подхода в соционике на основании которых, как на надежном фундаменте можете с максимальной эффективностью выстраивать и сохранять отношения любви и счастья в паре. (Разработка Прокофьевой Т.Н.)

Следующая схема информирует, как этого добиваться (что делать), зная свою принадлежность к определенной психоаналитической группе.

phsiho-an12 

Важно отметить, что эффективность изложенных подходов требует серьезного отношения к изучению и внедрению методик и диагностики и применения с учетом того, что

- с одной стороны человеческая психика – это сложная система, еще далекая до полного понимания, обладающая «многомерной» структурой природных асимметрий, описываемых разными типологиями (в том числе - соционикой), требующая в каждой ситуации глубокого многоуровневого исследования и анализа,

- с другой стороны (со стороны экологичности процесса общения)                     

Если Вам не интересно, ЧТО важно для вашего клиента (партнера),

Если Вы не готовы выслушать его,

Если Вы не настроены преодолевать эмоционально непростые ситуации,

То Вам не помогут ни накопленные Вами ни знания, ни навыки.

 

И что еще архиважно?

И сами партнеры и их отношения могут находиться в постоянном развитии, каждый из них готов вдохновлять, утверждать в человеке всё самое сильное, всё самое лучшее, давать ему уверенность в себе, тем самым возможность для того, чтобы он улучшил свою и вашу жизнь.

 

 VI. И в дополнение, еще немного иллюстративного материала в тему

Особенности внешнего облика характерных представителей разных психоаналитических групп

 phsiho-ana13

Сразу отметим, что визуальная диагностика не бесспорна и не может быть истиной в последней инстанции, но как дополняющий инструмент комплексной диагностики, может представлять практический интерес.

 

И в заключение

Огромное спасибо всем нашим друзьям и коллегам, кто принял участие в этом эксперименте!

 

 

Литература

1. Гуленко В.В. Жизненные сценарии. 1992г. «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 1.

2. Соционическая структура психики. Коротко // Сайт НИИ Соционики

3. Прокофьева Т. Н. Семантика аспектов

4. Прокофьева Т. Н. Описание признаков Рейнина.

5. Не работой единой! // Сайт НИИ Соционики


Обновлено 15.08.2023 21:21 Прочитано : 717 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 161 гостей онлайн
Просмотры материалов : 11955575