Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Соционические МГ: «Речевые группы» PDF Печать E-mail

 

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г.

Соционика для выступлений. Элементы ораторского искусства

Зачем это знать?
Чтобы:

  • освоить свой метод выступления перед аудиторией
  • грамотно построить свой доклад на совещании
  • эффективно вести переговоры в удобном для Вас стиле
  • перейти на новый уровень общения в частной и деловой переписке.

НИИ Соционики. Речевые группы 0

Тетратомия «Речевые группы»
(«Группы Заказа» №32 по таблице Г. Рейнина [1], «Функциональные роли типов в квадре и соционе» по Букалову А.В. [2], «Группы Инфляции» или «Мобилизации» (По В. Гуленко) [3]) 
строится
как «на трех китах», на трех  признаках, которые оказывают максимальное влияние на нашу речь.

Коротко признаках [4]:

  • Процесс–Результат (Правые – левые)
    • Процесс – больше внимания уделяют самому процессу.
    • Результат – больше внимания уделяют результатам
  • Экстраверсия–Интроверсия
    • Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты.
    • Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами.
  • Квестимность-Деклатимность
    • Квестимность – коммуникация имеет диалоговую форму. Информация излагается в виде вопросов и ответов. Короткие ответы на поставленные вопросы.
    • Деклатимность – коммуникация имеет монологовую форму. Информация излагается крупными блоками, «вопросы потом». Вопросы риторические, цель которых – подвести собеседника к нужному выводу.

Эта тетратомия позволяет нам существенно повысить отдачу нашей вербальной деятельности [5].

НИИ Соционики. Речевые группы 1 

 

НИИ Соционики. Речевые группы 2«Идеологи» («Программаторы» [2], «Генераторы энергии» [3])

Именно они максимально предрасположены к тому, чтобы нести идеи в массы:

  • ИЛЭ, ENTP, «Дон Кихот»
  • ЭИЭ, ENFJ, «Гамлет» 
  • СЭЭ, ESFP, «Наполеон»
  • ЛСЭ, ESTJ, «Штирлиц»

 

 

 

 

 

 

 

Они, как процессные, с трудом начинают выступление, поэтому в первый момент могут казаться неподготовленными. Но, если видят отклик (в том числе эмоциональный) от аудитории, то постепенно «распаляются». Их, как квестимов, легко перебить, при этом они легко возвращаются через некоторое время к «недоговоренным» темам. «Идеологам», как экстравертам, хорошо виден весь зал. Им максимально комфортен формат выступления в режиме диалога, ответов на многочисленные вопросы из зала.

 

  Рекомендации «Идеологам»:

  • К выходу на публику подготовиться, с кем-то заранее поговорив на тему выступления, т.е. заранее осуществив необходимый «саморазогрев». Чтобы само выступление проходило бы уже, как продолжение общения и было бы «с колес» ярким и зажигательным. При отсутствии такой возможности хотя бы, просто продышаться и поправить осанку, расправив плечи.
  • В самом начале сделать специально подготовленный вброс информации, который с гарантией вызовет отклик аудитории. Это можно осуществить с помощью, проверенной на своем окружении шутки (якобы экспромтом) или, задав с ходу вопрос всей аудитории.

 НИИ Соционики. Речевые группы 4«Спикеры» («Реализаторы» [2], «Энергоносители» [3])

Самая говорящая, приспособленная к публичным выступлениям группа:

  • ЭСЭ, ESFJ, «Гюго»
  • СЛЭ, ESTP, «Жуков»
  • ЛИЭ, ENTJ, «Джек Лондон»
  • ИЭЭ, ENFP, «Гексли»

 

 

 

 

 

 

 

Результатные экстраверты, еще и деклатимы. Начинают речь четко, энергично, без раскачки. Сразу «берут быка за рога». Создают «напор информации», в который сложно «вклиниться». Лучшие ораторы.

А также самые активные и эффективные «продажники» с хорошо поставленной речью. Как экстраверты – они видят всех, как деклатимы – не дают себя перебить, как результатные формулируют сказанное в терминах уже свершившейся покупки.

 

 Рекомендации «Спикерам»:

  • Разбить выступление на несколько крупных блоков, и в конце каждого специально приостанавливаться, чтобы оценить атмосферу в зале.
  • Можно заранее подготовить для этих пауз несколько квестимных вопросов, задать их и, получив ответ (одновременно разбудив уснувших), двигаться дальше.

НИИ Соционики. Речевые группы 5«Редакторы» («Корректоры» [2], «Генераторы информации» [3])

Группа, не очень-то настроенная разговаривать с людьми:

  • ЛИИ, INTJ, «Робеспьер»
  • ИЭИ, INFP, «Есенин»
  • ЭСИ, ISFJ, «Драйзер»
  • СЛИ, ISTP, «Габен»

 

 

 

 

 

 

Но настроены на результат, который стремятся сначала интровертно выверить. Поэтому «выходя в люди» выступают кратко, четко и по сути. При необходимости включаются в речь довольно быстро, четко и так же быстро «выключаются», если их перебить. При перебивании замолкают, не возвращаются к недосказанной мысли, считая, что их информация не востребована: «Человек тонкий, сам догадается». Речь наиболее точная и понятная, но не очень активная, обращаются не ко всей аудитории, а к немногим людям, вызвавшим их чувства или проявившим явный интерес.

 

Рекомендации «Редакторам»:

  • Короткое выступление – это и экономия ресурсов, и повод к переходу в комфортный для квестимов формат: вопросов-ответов.
  • Использовать свою способность поддерживать интерес слушателей, приоткрывая свой бесконечный внутренний мир, мир своего отношения к тем или иным темам, вопросам.

НИИ Соционики. Речевые группы 3«Писатели» ( «Координаторы» [2], «Информационные накопители» [3])

Почему именно «писатели»? А кто входит в эту группу? Именно писатели с мировым признанием:

  • СЭИ, ISFP, «Дюма»
  • ЛСИ, ISTJ, «Максим Горький»
  • ИЛИ, INTP, «Бальзак»
  • ЭИИ, INFJ, «Достоевский»

 

 

 

 

 

 

 

Процессные интроверты, еще и деклатимы, те, у кого речь льется как песня, но желательно в одиночестве, за своим столом и на бумагу.

В устной речи медленно, постепенно включаются в выступление, при этом не очень активны, обращаются к небольшой, наиболее внимательной части аудитории, (два-три заинтересованных лица) или вообще к одному конкретному человеку.

Достигнув своего «комфортного ритма», говорят крупными блоками и на попытку перебить их повышают громкость «накрывая голосом», продолжая развивать свою мысль.

 

 Рекомендации «Писателям»:

  • Сразу активировать аудиторию на дружное проявление хорошего отношения, на поддержку, сказав что-то о себе, например: «Я так волнуюсь!»
  • И дальше, немного приоткрывая свой бесконечный внутренний мир, периодически вызывать от слушателей обратную «отношенческую волну».

 

Общие рекомендации для всех речевых групп:

  • Перед ответственным выступлением отдохнуть накануне вечера, выспаться, дать себе 2 часа отдыха непосредственно перед началом.
  • Сформировать соответствующий мероприятию эмоциональный настрой.
  • Не стоит писать все выступление и учить его наизусть, но можно, и даже необходимо написать тезисы небольших разделов выступления (и выучить только их). Это особенно важно для прохождения первых одной-двух минут вашей речи. Остальные помогут вам избежать пауз, связанных со сбоем ритма или потерей мысли.
  • Поработать над внешним видом: одежда, обувь, прическа и т.д.
  • «Заякорить» себя предметом-символом, связанным с прошлой удачей (реально работающий психологический прием, позволяющий легче справляться с предстартовым волнением).

 

Литература:

1. Рейнин Г. Р. Морфология малых групп, 1986г. // Соционика, ментология и   психология личности, 1996. - № 3.

2. Букалов А.В. Функциональные роли типов в квадре и соционе. // Соционика, ментология и психология личности. №5, 1996.

3. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. – Новосибирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1997

4. Прокофьева Т.Н. Описание признаков Рейнина. // Интернет-ресурс НИИ Соционики,http://socionics.ru/signs-and-groups/priznaky/reyninprizhakikratko

5. Прокофьева Т.Н.Курс ТИМ-building. Модуль 2-2. Команда и лидерство. Учебно-практическое пособие. М., 2011.

 


Обновлено 09.01.2020 00:45 Прочитано : 5836 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 145 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12190321