Караваева С.А.
Преподавание английского языка
с учётом скорости восприятия информации
skaravaeva@gmail.com
В статье рассмотрена связь скорости восприятия информации и способа подачи материала в преподавании английского языка. Дано описание каждой группы восприятия и входящих признаков, особенностей поведения и усвоения информации в каждой из групп, примеры объяснения материала, а также способы преодоления непонимания в группах, где каждый студент усваивает информацию со своей скоростью.
Ключевые слова: усвоение материала, тип информационного метаболизма, методика преподавания, classroom management, группы восприятия, группы перцепции.
Вступление
На написание данной статьи меня вдохновил кропотливый труд Татьяны Николаевны Прокофьевой и всего коллектива НИИ Соционики, которые в своей работе успешно сочетают соционические и психологические методы работы со студентами, делая обучение увлекательным, сдачу экзаменов и зачётов лёгкой, а личностный рост быстрым.
При увеличении объёмов международного сотрудничества важность иностранного языка растёт с каждым днём. На рынке существует множество возможностей его изучения, огромное количество методик, пособий, школ, преподавателей. Вместе с этим растёт число учащихся, которые потеряли всякую надежду на освоение заветного знания.
Очень часто в группах встречаются студенты, которые просто умоляют «объяснить всё тщательно и по-русски», и возражающие им, которые говорят, что «незачем по сто раз повторять, поехали дальше». Теперь я не просто понимаю, что одни студенты «схватывают» быстрее других, а чётко знаю о существовании 4-х групп восприятия информации и особенностях работы с каждой из них, что позволяет эффективно подготовиться и найти подход к каждой группе, преподавая на её «языке», легко адаптировать учебно-методические комплексы (УМК) под потребности студента. Особенно это важно в той ситуации, когда у моих студентов преподавание ведётся на работе, учебник выбирается довольно сложный, а руководство зорко следит за успехами подчинённых.
1. Описание признаков
Группы восприятия [6] (перцепции [7]) – малые соционические группы, которые отвечают за скорость восприятия информации, переключаемость с одной задачи на другую, основательность подходов.
Группы восприятия строят на трёх дихотомиях: сенсорика-интуиция, рациональность-иррациональность, тактика-стратегия.
Рациональность и иррациональность – это классы функций, которые характеризуются опорой на принятие решений или непосредственное восприятие.
- Рациональное по Юнгу есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Информация о рациональном обрабатывается с помощью оценочных функций: логика и этика.
- Иррациональное – основанное не на разуме, а на непосредственном восприятии действительности. Информацию об иррациональном обрабатывают функции интуиция и сенсорика.[1]
Рациональность и иррациональность я определяю в теме «Отдых и путешествия» помощью вопросов: : “Do you plan your vacation carefully?” “If something goes wrong, how do you react?”[5] Здесь я слежу за уверенностью или неуверенностью человека при ответе, так как именно она сигнализирует о том, насколько легко человек подстраивается под неожиданную ситуацию. Также хорошим способом является реакция на текст о сорванных планах на отпуск (такой есть в очень многих учебниках). Рационалы часто при прочтении на английском посередине текста восклицают на русском «Вот попали! Кошмар!»
Сенсорика и интуиция – это функции непосредственного восприятия действительности.
- Интуиция собирает информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее, завершенная картина мира содержит предсказание еще не случившихся событий. Например, сведения о возможности, вероятности и времени наступления каких-либо перемен.
- Сенсорика собирает информацию в пространстве, поэтому завершенная картина мира включает описания невидимых качеств объектов здесь и сейчас. Например, сведения о самочувствии, надежности, силе, выносливости. [2]
Интуицию и сенсорику несложно диагностировать по вопросам в теме «Одежда и покупки»: “What are good clothes for you?” [5] Студенты-сенсорики даже при невысоком владении языком скажут, что она должна быть комфортной и хорошо сидеть. От интуитов часто можно услышать такой ответ: “If I enter the room and everybody looks at me and says ‘Wow!’, I’ve chosen good clothes”. Очень информативен и такой вопрос: “If it turns out that shoes you bought are small for you, what do you do?” [5] Интуиты обычно отвечают: “I pour vodka inside and walk around the flat!” Сенсориков такой вопрос может даже поставить в тупик.
Тактика и стратегия – признаки, проявляющиеся при постановке и достижении целей.
- У тактиков лучше осознаются и оцениваются ближайшие шаги (последовательность шагов, путь) чем цель.
- У стратегов лучше осознается и оценивается цель (желаемое состояние), чем ближайшие шаги. [1]
Тактику и стратегию легко определить в начале курса, когда я говорю: «Каковы ваши планы/цели/ожидания?» [5] От стратегов я часто слышу: «Получить новую должность», от тактиков: «Сначала я хочу преодолеть языковой барьер, потом разобраться с временами».
Для примера объяснения возьмём тему: «Простые формы инфинитива», а именно: употребление частицы to, способы перевода, случаи употребления.
2. Описание групп и техник преподавания
Итак, 4 группы восприятия информации, это: основательные, обстоятельные, гибкие и восприимчивые.
Основательные – сенсорики, рационалы, тактики.
Основательные. Наиболее устойчивы к внешним воздействиям, отличаются основательностью: фигуры, походки, речи, считают несолидным резко срываться с места, не склонны доверять непроверенной информации.
Это самые «подробные» студенты, которым обязательно нужно «тщательно и по-русски». Для основательных требуется наиболее интенсивная работа по адаптированию зарубежных УМК. Им сложно усваивать много материала сразу. Зато они надолго запоминают полученную информацию в мельчайших деталях.
Для основательных я разбиваю тему на два урока. На первом я озвучиваю тему, прошу примеры на русском и показываю пару примеров на английском. Даю время почитать, обращаю внимание на то, что не везде употребляется частица to и объясняю её употребление. Затем студент выполняет упражнение, я запрашиваю обратную связь в качестве уточняющих вопросов. После этого я говорю, что сейчас мы изучим способы перевода, что инфинитив может переводиться инфинитивом или придаточным предложением, и сопровождаю каждый случай примером. Даю время «вчитаться» в примеры и прошу перевести новые предложения. На втором занятии я объясняю студенту случаи употребления инфинитива на уже переведённых, знакомых предложениях (они уже сгруппированы). После этого даю упражнение на все правила, касающиеся инфинитива, и по его завершении задаю уточняющие вопросы.
Обстоятельные – рационалы, интуиты, стратеги.
Обстоятельные. В работе с ними очень важно соблюдать принцип «все разложено по полочкам», чтобы переключиться на новую информацию, нужно приостановиться, как бы сделать шаг назад и подумать. Рассказ строят последовательно и очень обстоятельно, начинают с истории вопроса.
Большинство европейских методик придумано именно для них. Для обстоятельных тоже важно подробно объяснять и давать время подумать. Но, так как они интуиты и стратеги, их больше интересуют взаимосвязи и конечная цель. Поэтому в начале занятия я говорю не только о том, что мы будем изучать, но и о том, зачем нужен инфинитив. Потом даю примеры его употребления с частицей to и без неё, говорю, что это за примеры и прошу выявить, от чего зависит употребление. Далее говорю, что мы собираемся изучать способы перевода, о том, какие они бывают (с примерами), и прошу сделать упражнение и выводы. Затем рассказываю, какие случаи употребления существуют, запрашиваю обратную связь и даю предложения на все случаи в форме карточек. Студент читает и раскладывает карточки по группам, сверяясь с конспектом, потом переводит. После этого я подытоживаю всё пройденное и запрашиваю обратную связь.
Гибкие – иррационалы, сенсорики стратеги.
Гибкие. Отличаются плавными, мягкими линиями тела, «кошачьими» движениями. Переключаются на новую информацию достаточно легко. Гибко подстраивают план под обстоятельства.
Для гибких очень важна открытость к вариантам, ориентировка по ситуации. Им лучше изложить основные факты и цель использования инфинитива коротко и ясно, без лишних подробностей. В работе с ними план моего урока уже не такой чёткий, мы со студентом можем по ходу менять очерёдность упражнений. Здесь я просто даю прочитать примеры и задаю наводящие вопросы: «От чего зависит употребление частицы to?» «Как можно перевести инфинитив?» «Почему в этом предложении употреблён инфинитив?». С гибкими можно легко уложить эту довольно обширную тему в одно занятие.
Восприимчивые – иррационалы, интуиты, тактики.
Восприимчивые. Наиболее легкие в переключении. Быстро схватывают смысл слов собеседника, «читают между строк», ориентируются по ситуации. Меньше всех нуждаются в жестком планировании, не любят повторов и уточнений.
Такие студенты очень хорошо ориентируются в потоке информации, быстро включаются, усваивают и переключаются. Именно они просят «не тормозить и идти дальше». Они очень чутки к интуитивным «подсказкам», предчувствиям. При занятиях с ними мой рассказ как преподавателя сводится к минимуму, потому что восприимчивым очень интересно догадываться самим. Поэтому я делю все предложения на 2 группы, в начале занятия даю примеры на частицу to и наводящими вопросами спрашиваю о теме урока и употреблении частицы. Затем идёт вторая группа предложений и наводящие вопросы о переводе и случаях употребления.
3. Взаимодействие в группе
Когда я занимаюсь со студентами индивидуально, мне легко удаётся подстраиваться под скорость усвоения информации. Однако в группе из 6-8 человек у студентов с высокой скоростью восприятия информации может быстро пропасть интерес к уроку, если они слышат повторы, переспрашивания. Такое часто бывает, если в одной и той же группе у студентов разный уровень знаний. Поэтому при работе с группой я частично использую методы работы с разноуровневой группой, частично соционический подход и методику обучения в НИИ Соционики.
- Объясняю правило через примеры и задаю уточняющие вопросы. Лучше всего на них отвечают студенты с иррациональными ТИМами (гибкие и восприимчивые), упражняясь в говорении, а рационалам (основательным и обстоятельным) это становится повтором для лучшего понимания. При этом на начальных уровнях я разрешаю объяснять по-русски.
- Во время выполнения упражнений прошу тех студентов, которые не полностью усвоили материал, спрашивать у тех, кто усвоил его быстро.
- Студентам рациональных ТИМов рекомендую купить подробную грамматику на русском и обращаться к ней после занятия, но читать не все правила касаемо этой темы, а только те, которые мы прошли.
- При выполнении одного и того же упражнения я даю студентам разные задания, например: рациональным – просто вставить частицу to, иррациональным – ещё и перевести предложения и сделать выводы о случаях употребления.
Когда я твёрдо уверена в принадлежности студентов к группам восприятия, я прошу их на время объяснения главной темы садиться согласно этим группам. В этом случае создаются резонансные группы, в которых учащиеся чувствуют себя увереннее и намного лучше усваивают информацию (методика обучения НИИ Соционики). Так легче внедрять то, что в зарубежных методиках называется classroom management, то есть эффективное проведение занятий).
Выводы
Группы восприятия легко диагностировать с помощью вопросов студентам. Определение групп помогает понять причину непонимания или потери интереса к занятиям, выбрать методику преподавания и адаптировать практически любой учебно-методический комплекс, как отечественный, так и зарубежный, под скорость усвоения информации.
Литература
- Прокофьева Т.Н. Краткое описание признаков Рейнина. // http://socionics.ru/signs-and-groups/priznaky/reyninprizhakikratko.
- Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: «Алмаз», 2007.
- Игнатова Н.Г. Зачем учителю нужно знать соционический тип ученика? // в кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. // http://socionics.ru/component/content/article/65-socioteh2/623-sociotypforrepetitor
- Васильченко Т.Н. Зачем репетитору знать соционический тип ученика? // СМиПЛ, № 5, 2015. // http://socionics.ru/component/content/article/65-socioteh2/623-sociotypforrepetitor
- Прокофьева Т.Н. Методика диагностики НИИ Соционики. Методические материалы НИИ Соционики.
- Прокофьева Т.Н. Группы восприятия. Методические материалы НИИ Соционики.
- Гуленко В. В. Типологическая целостность социона: Образование социотипов по базису Юнга //http://socionics.kiev.ua/other/typecl/
|