Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Зачем репетитору знать соционический тип ученика PDF Печать E-mail

Васильченко Т. Н.

 

Статья посвящена вопросам применения соционики в работе педагога. Обоснована необходимость применения соционических методов для учителя. На примере разбора сказки и тем для обсуждения показан способ бережной, здоровьесберегающей диагностики соционического типа подростка.

В последнее время возросла популярность репетиторов. Все чаще родители обращаются к наставникам за помощью в обучении. Чаще всего потребность в репетиторах возникает в двух случаях: помочь «подтянуть» школьную программу или дать информацию сверх школьной программы, которая поможет в жизни или более успешно сдать экзамены.

Перед репетитором встает задача наиболее эффективно передать информацию по предмету  и в этом как раз отличным инструментом является соционика, наука, изучающая информационный метаболизм.

У репетитора большая свобода по сравнению с учителями школы в выборе методик, средств обучения. Репетитор, как правило, занимается индивидуально, а значит, он может полностью адаптировать программу  под запросы и индивидуальность ученика.

В своей практике я активно применяю соционические знания:

1. Зная свой ТИМ,  я понимаю свои сильные и слабые стороны как человека, так и педагога, осознаю, в каком стиле подавать материал, чтобы «играть на своем поле», при необходимости могу эффективнее подтянуть свои слабые места.

2. Определив ТИМ ученика или хотя бы малые группы, я могу осознанно подстроить темп изложения материала, сделав обучение действительно индивидуальным. Обратить большее внимание на возможные сложности, а то, что дается легче – пройти быстрее.

3. Зная оба ТИМа, возможно – с помощью модели А – подробно рассмотреть интертипные отношения, избегая или наоборот используя слова определенных аспектов.

Мое первое знакомство с соционикой произошло на 1 курсе института, когда нам читали лекции по психологии. И, конечно же, первое, что мне хотелось, узнать – это мой собственный ТИМ. Пройдя несколько тестов в интернете и потом, прочитав описание, я пришла к выводу, что я -*(ЭИЭ). Люблю театр, играть, что-то уникальное, учить кого-то. Только название ТИМа и общее описание мне мало что дали, было не понятно, что с этим делать. И только через несколько лет, после глубокого анализа своей личности во время обучения в НИИ Соционики (курс Интенсив), мне удалось понять, что мой настоящий Тип Информационного Метаболизма – это )0(ИЛЭ). Чтобы прийти к этому выводу мне потребовалось изучить и приложить на себя базис Юнга, признаки Рейнина и малые группы и позже проверить версию с помощью модели А.

А теперь, зная свой ТИМ, я понимаю свои сильные и слабые стороны, например, время у меня не в ценностном блоке, поэтому я могу незначительно опаздывать, о чем могу предупредить заранее; чтобы завершить начатое, часто ставлю себе дедлайны, иногда искусственно; стараюсь не выполнять рутинную работу; чтобы подстраиваться к собеседнику, использую знания по соционике (т.е. прикрываю свои слабые функции через сильные).

Чтобы определить ТИМ учеников, я использовала несколько методов:

1. Наблюдение и отмечание признаков во время занятий. Для начала я взяла несколько признаков Аугустинавичюте-Рейнина: статика – динамика, процесс – результат, малые группы: стимулы к деятельности. Потом обращала внимание на базис Юнга, особенно на интроверсию – экстраверсию, интуицию – сенсорику.

2. Просила представить и рассказать на языке (так как у меня предмет английский язык) про волшебное королевство (для старшеклассников). [1]

3. Просила нарисовать мир и себя в нем.

4. При необходимости давала задание написать сказку, как волшебное существо изучает[2] английский язык.

В зависимости от уровня владения языком, я давала разные задания. Тех, кто начал заниматься недавно и не успел набрать достаточный словарный запас, как дополнительное задание на каникулы я просила написать сказку. Орфография и пунктуация сохранены.

 

 


Рита, 8 класс:

 

Сказка про неизвестное животное:

как оно учит английский язык.

 

Неизвестное животное – Ворчун

Учитель неизвестного животного – Николай Иванович

Лучший друг животного- Карандаш

Родители Ворчуна мама- Лиса, папа- Лис

Сестра Ворчуна – Белочка

Итак, все началось  с того, что Ворчун пошел  первый раз в первый класс. Первый день для него оказался легким, он познакомился  с Карандашом и стал с ним хорошо общаться. Ворчун учился на «4» и «5» все понимал и слушался родителей.

Но вот пронесся первый год учебы Ворчуна и он закончил  первый класс хорошистом.

Промчалось лето и вдруг снова первое сентября и  Ворчун встретил своего друга Карандаша. И вот на следующий день первый урок английского языка. Раньше Ворчун себе даже не представлял что такое этот странный язык. И учитель Николай Иванович стал произносить алфавит, а затем сказал это сделать Ворчуну. «Ей» сказал робким голосом Ворчун потом «Бе» не «Бе», а «Би» прервал учитель , и так весь алфавит. Ворчун не выдержал и сказал учителю «Мне надоел ваш язык , мне он не нравиться и он очень сложен для меня» на это ему учитель ответил «Надо учить Ворчун , а ни сидеть сложа руки». Это все звучало для Ворчуна очень грубо со стороны Николая Ивановича . Прейдя домой он поел и подошел к маме и говорит «Мам у меня не получается этот ваш английский! Мне сложно рассказать алфавит учителю,  я так больше не могу!», а мама ему и говорит « Учиться надо сынок, ты никуда не денешься и будешь учить «этот ваш английский»». На этом мама закончила свой разговор с сыном.

Зашел Ворчун в комнату и попросил Белку помочь ему с языком. Сестра Ворчуна согласилась и сказала ему «Неси алфавит сейчас будем учить». После часа занятий с Белкой он все понял и пошел на урок с выученным алфавитом.

Он тянул руку на уроке и его спросили. Ворчун ответил на «5+» и был доволен своим результатом. Обрадованный Ворчун спешил после уроков домой что бы рассказать всем, всем, что у него все хорошо с «этим вашим  языком». За обедом он обрадовал своих близких о оценке по предмету. Все его хвалили.

 И на этом Ворчун понял что учить надо все что тебе задают.

Закончив школу с золотой медалью он успешно поступил в институт и был рад, что именно тогда он выучил с сестрой  алфавит.

 

 


В сочинении ярко проявились признаки динамика (началось, промчалось, прервал…), позитивизм, настрой на результат, настрой на благосостояние, интроверсия (мне, меня); легче дается письменная речь; вначале встречается интуиция времени, можно сделать предположение, что * – ролевая; часто встречается черная логика, можно сделать вывод, что / в контактном блоке, сильная, сознательная, скорее всего творческая. Проанализировав выделенные признаки, можно сделать вывод, что Рита – ,/(СЛИ).

Если у учеников уровень владения языком pre-intermediate и выше, то им предлагалось ответить на определенные вопросы. Вопросы были вплетены в каждодневные темы. Вопросы были валидные, взятые из опорных конспектов курса Интенсив (НИИ Соционики) и переведены на английский язык.

Я долго думала, в какой последовательности задавать вопросы, с какого признака начать и решила за основу взять Puzzle-технологию, принятую в НИИ Соционики [5].

На мой взгляд, лучше начать с темы «Your school life»[3], тем самым определив логику-этику.

What’s your favourite subjects? What’s the most interesting in them? Do you like the subject because of the teacher or because of the information/ science?

Have you got friends? Tell me about them.

Здесь же можно отметить, как ученику легче изучать язык: через общение или грамматику. Затем следует заметить, что дается легче: устная речь или письменная. Если письменная, то ставим галочку за интроверсию, если устная, то за экстраверсию. При изучении темы «Plans for the next weekend» можно расспросить про то, как ученик отдыхает.

What do you prefer: to rest alone or to rest with a group of your friends?

How do you sustain loneliness? Is it easy or difficult to be alone for you? How long?

Can you be fed up with people?

В темах «Your best friend», «Pocket money» разговор можно перевести, дает ли ученик приятелям почитать книги, попользоваться карандашами, ручками  или какие-то другие свои вещи. Здесь мы можем определить признак Аугустинавичюте-Рейнина уступчивые-упрямые.

Can you give anyone your favourite book to read?

Can you give a nice pen to a person from your school? (You know that he/she studies at your school but you aren’t sure about his/her class/form.) If he/she hadn’t returned it before? If he/she had returned it but the thing was broken?

 

Уступчивые

Экстраверсия

Упрямые

Логика

Обмен предложениями делового сотрудничества

Обмен эмоциями

Этика

Обмен информацией

Обмен знаками душевной привязанности

Упрямые

Интроверсия

Уступчивые

 

Схема 1. «Стили общения»

 

Если все галочки совпали, то мы определили малую группу «Стили общения». Можно проверить себя, обратив внимание, как строит общение ученик, что преобладает: информация или эмоции, предложения «дела поделать» или слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (в английском это могут быть: dear, little, nice, lovely). Или построить свою речь, используя все «Стили общения» и посмотреть, на что ребенок сильнее отзывается.

Определив «Стиль общения» педагог может добавить в свою речь слова из стиля ученика, тем самым улучшив коммуникацию.

Затем следует определить признак сенсорика-интуиция.

При изучении темы «Покупки, одежда» или после просмотра учебного сериала «Extra», episode 3 можно уточнить, как ученик выбирает одежду? помогает ли кто ему? На что обращает внимание?

How do you do shopping? How do you buy clothes? What’s the most important thing in buying clothes?

При прохождении  темы «Cinema», после просмотра фильма или мультика на языке («Cinderella», «Alice in Wonderland» etc…), можно обсудить, любит ли мечтать, фантазировать?

Do you like to dream, imagine? What’s more interesting for you: present or future?

В тему «Кино, книги, сказки» можно задать серию вопросов про королевство, тем самым проверив ранее определенные признаки и отметить новые.

Imagine that you are a queen/ king in a wonderful kingdom. What would you do?

Wow, your kingdom is plentiful/ blooming/ rich/ well-organized but suddenly your enemy is standing at the gate. What are you going to do?

Well-done! The enemy is far away but there is a problem: famine. People die of starvation. What should you do?

Затем можно определить признак беспечные-предусмотрительные. Лучше всего это сделать при обсуждении темы «Your favorite holiday». Попросить вспомнить недавнюю/любимую поездку, летние каникулы или наоборот, обсудить поездку, которая вот-вот предстоит, уточнить, как ребенок собирался.

Remember your summer trip. How did you pack your luggage? Did you make a list of things? Did you forget anything?

Сопоставив все ответы (лучше их записывать хотя бы на аудио, чтобы была возможность вернуться и ещё раз прослушать), можно выйти на стимулы к деятельности, еще одной малой группе.

 

Беспечные

Интуиция

Предусмотрительные

Экстраверсия

Уникальность

Личный интерес

Интроверсия

Престиж, статус

Благосостояние

Предусмотрительные

Сенсорика

Беспечные

 

Схема 2. «Стимульные группы»

 

С одной стороны, если все признаки и малая группа сошлись, то значит мы на верном пути, если нет, то можно задать дополнительные вопросы, попросить написать сочинение, нарисовать рисунок, провести конкурс или просто добавить свои наблюдения.

На осенних каникулах я решила провести небольшой конкурс среди детей: нужно было в специальной программе печатать английские слова определенным образом, свои успехи записывать в тетрадь. Достаточно скучное занятие, но отличное для развития внимательности и грамотности. Конечно же детей ждала награда. Чтобы замотивировать всех, я попыталась учесть все стимулы к деятельности. Награда состояла из духа состязаний (одна девочка делала все, лишь бы быть первой), плюс это задание было уникальным, почти никто его не делал раньше, сама программа была новой (уникальность), лучшим в разных номинациях выдавали грамоты (престиж) и большую шоколадку (благосостояние).

С другой стороны, зная «Стимульную группу» ребенка, можно эффективно включить его в работу.

При обсуждении темы «The kind of career you are interested in», «Your future career» и зная выше приведенные признаки, можно помочь ребенку определиться с будущей профессией, подсказать, что дается легче, а что сложнее. Чтобы это сделать, нужно определить ещё одну малую группу «Ориентации на вид деятельности». Для этого достаточно сопоставить уже определенные признаки.

 

Демократы

Интуиция

Аристократы

Логика

Исследователи

Гуманитарии

Этика

Управленцы

Социалы

Аристократы

Сенсорика

Демократы

Схема 3. Группы «Ориентации на вид деятельности»

 

Теперь чтобы выйти на тип, достаточно определить ещё одну малую группу «Стили жизни» и признаки, входящие в нее.

 

Эмотивизм

Рациональность

Конструктивизм

Логика

Пентакли

Посохи

Этика

Мечи

Кубки

Конструктивизм

Иррациональность

Эмотивизм

Схема 4. Группы «Стили жизни»

 

При обсуждении темы «Your daily routine» можно задать вопросы, касающиеся планирования дня, чтобы определить признак рациональность – иррациональность.

Do you plan the next day?/ the week-end?

Do you try to follow your day-plan or to get possibilities of the day?

Do you feel guilty if have failed to do planned action.

Are you multi-action person? Do you do several things at the same time?

Признак эмотивизм-конструктивизм лучше всего наблюдать в новой обстановке или при выполнении нового задания. Малую группу «Стили жизни» тоже лучше всего наблюдать по жестам.

Если все признаки сошлись, то пазл (тип) сложился.

В течение года, обсуждая разные темы на языке, невзначай я задавала Юле (8 класс) определенные вопросы, делала пометки, при затруднении ответа – переформулировала вопросы.

В конце года, собрав все пометки и свои наблюдения, у меня сложился тип )0(ИЛЭ). На последних занятиях мы как раз обсуждали тему будущей профессии, и информация о ТИМе была как раз кстати. Я распечатала описание )0(ИЛЭ) по аспектам и передала самой Юле и ее маме. Уверена, полученная информация поможет девочке определиться с выбором своей карьеры, а значит и выпускных экзаменов.

В итоге, проделав такую огромную работу можно определить тип ученика. Вплетая соционические вопросы в ход урока и обсуждение тем, написание сочинений (сказок) возможно провести бережную, нетравмирующую психику подростка, диагностику соционического типа.

 

Список литературы

  1. Аугустинавичюте А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: «АСТ», СПб.: «Terra Fantastica», 1998.
  2. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.
  3. Прокофьева Т. Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: "Алмаз", 2005.
  4. Прокофьева Т.Н. , Прокофьев В.Г. Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2008. – N 4
  5. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики
  6. Аносова С.Г. О необходимости получения знаний по соционике педагогами общего и коррекционного образования в условиях меняющейся школьной среды //Соционика, ментология и психология личности. – 2011. – N 3
  7. Игнатова Н.Г. Зачем учителю нужно знать соционический тип ученика?
  8. Прокофьева Т. Н. Психологические типы и способности к профессии.//Абитуриент. – 2003. – №11.


[1] Это проективная методика, разработанная в НИИ Соционики.

[2] Это проективная методика, разработанная в НИИ Соционики.


Обновлено 02.10.2020 23:30 Прочитано : 12419 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 170 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12190454