Статья посвящена вопросам применения соционики в работе педагога. Обоснована необходимость соционических методов для учителя. На примере разбора школьных сочинений показан способ бережной, нетравматичной диагностики соционического типа подростка.
- правильно строить отношения между учеником и учителем;
- эффективно взаимодействовать учителю со всем коллективом класса;
- выбрать нужную методику преподавания для отдельных групп ТИМов;
- создать рабочую обстановку в классе с помощью формирования учебных подгрупп;
- решить проблему дисциплины в классе;
- знать, чем можно стимулировать ребёнка к учёбе;
- помочь родителям понять своего ребёнка, разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений и научить родителей общаться с ребенком;
- помочь старшекласснику с выбором профессии;
- найти индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его данный природой ТИМ;
- научить ребёнка не бояться проявления своего индивидуального ТИМа, не бояться быть «не таким как все», «белой вороной», не подстраиваться под общий стереотип поведения и мышления, а использовать в жизни свои сильные функции.
При определении ТИМа ребёнка необходимо проводить многократные проверки диагноза, используя базис Юнга, признаки Рейнина, модель А, квадральные признаки, стили общения, темперамент. Наблюдать за проявлением внешних признаков ТИМа. Это можно делать и на уроке, но ярче всего ребёнок проявляет себя на различных конкурсах, классных «Огоньках», при подготовке к КВНу.
Сделать предварительный анализ ТИМа помогает такая форма, как диагностика по сочинению на заданную тему. Темы сочинения выбираются таким образом, чтобы ученик имел возможность раскрыть свои типологические предпочтения, сформулировать личное мнение, не был скован рамками темы.
Приведу пример одного такого сочинения.
Яна Н. 10 класс. Моё место в жизни.
Как мне кажется, я ещё не заняла его – своё место в жизни – но я отлично себе его представляю, что это за место и зачем оно мне нужно. Живут же люди без места в жизни, не беспокоясь ни о каких философских истинах, – но нет, всё-таки своё место в жизни – это здорово, есть, куда придти, и есть откуда уйти, место в жизни – это то, на мой взгляд, что связывает человека с жизнью, что делает существование человека жизнью.
Вернёмся к мыслям о частном (т.е. обо мне). Я очень хочу делать что-то такое, за что мне после жизни стыдно не будет. Поэтому я решила стать врачом. Точнее хирургом. Еще точнее – хирургом – офтальмологом (область врачебной деятельности «офтальмология» – занимается лечением и изучением глазных болезней). Хотя, решение это принято давно, у меня до сих пор витают сомнения (так, чуть-чуть). Есть такая притча: попали на суд к Христу вор и врач. Вора простили за то, что он людей от лишнего имущества спасал, а врача не простили, потому что он лечил те болезни, которые были посланы людям, чтобы они задумались. Но, всё-таки, моё решение твёрдо и не зависит от влияния легенд и притч.
Мне хочется многое успеть, настолько много, что и жизни может быть мало. Если грамотно распределить время, возможно, ещё всё успеется. Здорово было бы жить всегда больше по велению жизни, а не по велению мысли об уходе из неё. Хотелось бы оставить что-нибудь от себя: книгу, песню, музыку (обязательно собственного сочинения). Но это я так, к слову.
В общем, я осознаю своё место в жизни так: оно рядом, но идти до него придётся в течение всей жизни. Моё место – мой горизонт.
Соционический разбор этого сочинения дает возможность определить следующие признаки.
Как мне кажется, я ещё не заняла его – своё место в жизни – но я отлично себе его представляю, что это за место и зачем оно мне нужно (динамика, сенсорика, интроверсия). Живут же люди без места в жизни, не беспокоясь ни о каких философских истинах, – но нет (упрямый), всё-таки своё место в жизни – это здорово, есть, куда придти, и есть откуда уйти, место в жизни – это то, на мой взгляд, что связывает человека с жизнью, что делает существование человека жизнью (настрой на благосостояние).
Вернёмся к мыслям о частном (т.е. обо мне) (логический взгляд, сенсорика: «о частном», настрой на результат). Я очень хочу делать что- то такое, за что мне после жизни стыдно не будет (ценности IV квадры). Поэтому я решила стать врачом (сенсорика) Точнее хирургом. Еще точнее – хирургом – офтальмологом (область врачебной деятельности «офтальмология» – занимается лечением и изучением глазных болезней) (пояснения, повторы и уточнения говорят за логику и сенсорику, а также за стиль общения «Обмен информацией»). Хотя, решение это принято давно (стратегия), у меня до сих пор витают сомнения (так, чуть-чуть) (иррациональность, неуверенность по интуиции). Есть такая притча: попали на суд к Христу вор и врач. Вора простили за то, что он людей от лишнего имущества спасал, а врача не простили, потому что он лечил те болезни, которые были посланы людям, чтобы они задумались (рассудительность). Но, всё-таки, моё решение твёрдо (волевая сенсорика ограничительная) и не зависит от влияния легенд и притч (настрой на результат, упрямый, сомнения в этике отношений и их легкое решение говорят о том, что она в блоке СУПЕРИД).
Мне хочется многое успеть (настрой на результат) настолько много, что и жизни может быть мало (интуиция возможностей в СУПЕРИД). Если грамотно распределить время (попытка создать технический процесс над временем говорит о сильной логике действий и слабой интуиции времени), возможно, ещё всё успеется. Здорово было бы жить всегда больше по велению жизни, а не по велению мысли об уходе из неё. Хотелось бы оставить что-нибудь от себя: книгу, песню, музыку (конкретные вещи – за сенсорику) (обязательно собственного сочинения) (интроверсия). Но это я так, к слову (иррациональность).
В общем, я осознаю своё место в жизни так: оно рядом, но идти до него придётся в течение всей жизни. Моё место – мой горизонт (динамика).
Анализ сочинения Яны позволяет предположить, что ее ТИМ сенсорно-логический интроверт. Наблюдения показывают интроверсию. На контрольных работах девочка глубоко уходит в решение задач, часто не слышит, когда к ней обращаются одноклассники с просьбой передать ластик. Если в домашней работе было что-то непонятно, Яна предпочитает задать вопросы не на уроке, а лично учителю на перемене. Сенсорика и логика видны по красивым и чётким геометрическим чертежам.
Яна умеет владеть своим голосом, и на конкурсе чтецов заняла 1 место. Яна получила единственную четвёрку по геометрии, что лишило её красного диплома за неполное среднее образование. Но сдавать экзамен по предмету Яна отказалась, ссылаясь на 5 дней как маленький срок для подготовки. Значит можно исключить престиж как ее стимул к деятельности и отметить слабую интуицию времени. Яна редко посещает школьные дискотеки, что так же говорит за интроверсию и еще за болевую этику эмоций.
А вот сочинение Кирилла К., 9 класс. Можно ли жить без агрессии
Когда смотришь на небо, голубое, – веришь, что вот-вот случится чудо. Можно мечтать и мечтать. На душе сразу становится тепло и уютно. Хочется бесконечно делать добро. Меня наполняют такие прекрасные чувства, что я готов творить и творить.
Хочется жить. Понимаешь, как прекрасен этот мир. Для счастья человеку много не нужно: здоровье, семья, мир.
Сейчас, когда я вырос, понял, что эти понятия неразделимы. Без здоровья не будешь счастливым, без семьи жизнь пуста, а без мира ничто не будет существовать. К, сожалению, в нашем мире больше встречаются другие понятия: зло, насилие, войны. Они тоже взаимосвязаны. Люди настолько погрязли в разврате, что их уже не поймёшь. Человек убивает себе подобного, ради своих амбиций начинают войну, где гибнет много неповинных людей. Зачем??!! Как остановить агрессию? Почему нормальные люди поддаются дурачествам других? Я всё время задаю себе эти вопросы, но не нахожу ответа. Понимаю, что на чужом горе многие «делают» деньги, ради денег готовы убить многих людей. И самое ужасное – это никак нельзя остановить.
Жизнь усложняется. Теряются ценности. Психика у многих неуравновешенна. Делая зло, они получают удовольствие. Так они мстят благополучным, счастливым. Комплекс трудной жизни провоцирует их на насилие. Иногда мне жаль этих людей. Знали бы они какое удовлетворение получаешь от хороших дел, понимание, что ты кому-то нужен.
Все мы верующие. У каждого своя вера, но странно почему-то зла всё больше и больше. Хочется кричать на весь мир: «Люди, пожалуйста, остановитесь!!!»
Разберем это сочинение по соционическим признакам.
Когда смотришь на небо, голубое, – веришь, что вот-вот случится чудо. Можно мечтать и мечтать (интуиция в детском блоке, ценности рассудительных). На душе сразу становится тепло и уютно (сенсорика ощущений, динамика). Хочется бесконечно делать добро. Меня наполняют такие прекрасные чувства, что я готов творить и творить (деловая логика, настрой на процесс, динамика).
Хочется жить. Понимаешь, как прекрасен этот мир. Для счастья человеку много не нужно: здоровье, семья, мир. (Ценности IV квадры)
Сейчас, когда я вырос (слабая интуиция времени, динамика), понял, что эти понятия неразделимы. Без здоровья не будешь счастливым (логика, сенсорика ощущений), без семьи жизнь пуста, а без мира ничто не будет существовать («понял сам – объясни другому»-свойственно экстравертному логику). К, сожалению, в нашем мире больше встречаются другие понятия: зло, насилие, войны. Они тоже взаимосвязаны (структурная логика, волевая сенсорика). Люди настолько погрязли в разврате, что их уже не поймёшь (ограничительная структурная логика). Человек убивает себе подобного, ради своих амбиций начинают войну, где гибнет много неповинных людей (экстраверсия). Зачем??!! Как остановить агрессию? Почему нормальные люди поддаются дурачествам других? Я всё время задаю себе эти вопросы, но не нахожу ответа (квестимность). Понимаю, что на чужом горе многие «делают» деньги, ради денег готовы убить многих людей. И самое ужасное – это никак нельзя остановить (негативизм, логика действий, стиль жизни – «пентакли»). Жизнь усложняется. Теряются ценности (рациональность). Психика у многих неуравновешенна. Делая зло, они получают удовольствие. Так они мстят благополучным, счастливым. Комплекс трудной жизни провоцирует их на насилие (динамика, негативизм). Иногда мне жаль этих людей. Знали бы они, какое удовлетворение получаешь от хороших дел, понимание, что ты кому-то нужен (деловая логика).
Все мы верующие (слабая интуиция возможностей). У каждого своя вера, но странно почему-то зла всё больше и больше. Хочется кричать на весь мир: «Люди, пожалуйста, остановитесь!!!»
Разбор показал, что Кирилл, скорее всего, принадлежит к ТИМу логико-сенсорный экстраверт. Действительно, у Кирилла много друзей. Он не начнёт делать самостоятельную работу, пока не оглядит всех одноклассников, не спросит, у кого какой вариант. Каждый год в школе проходит «Английская вечеринка», к одной из них Кирилл подготовил пародию на Элвиса Пресли, но учитель не разрешил это выступление. Целый год понадобился, чтобы выступление всё же состоялось. И какое выступление! Отлично выученный текст. Динамика в движениях по всей сцене. Четыре яркие девочки в подтанцовке. Настоящая акустическая гитара, отличная музыкальная фонограмма. И рациональность, и базовая экстравертная логика, и творческая сенсорика – проявились во всей красе.
Анализ сочинений старшеклассников на темы, позволяющие раскрыть свое отношение к миру, к людям, к себе самим, свободно выразить свое мнение, помогает учителю сделать предположение о ТИМе ученика. Это предположение необходимо сопоставить с теми наблюдениями, которых много у каждого педагога в его повседневной практике
- как держится ребенок на занятиях, на переменах, при подготовке различных мероприятий;
- как он общается с ребятами, много ли у него друзей;
- стремится ли он занять лидерские позиции или ему проще выполнять только свои обязанности;
- какие предметы ему лучше даются, руководит ли им интерес к самому предмету или хорошее отношение к преподавателю.
Ответив для себя на эти и другие вопросы, педагог сможет определить ТИМы ребят и грамотно построить работу с ними, опираясь на соционические методики.
Список литературы
1. А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: «АСТ», СПб.: «Terra Fantastica», 1998.
2. А. Аугустинавичюте. Теория интертипных отношений. Челябинск, 1991.
3. В.В. Гуленко, В.П. Тыщенко. Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике. – Новосибирск, 1997.
4. Т. Н. Прокофьева. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: "Алмаз", 2005.
5. Т. Н. Прокофьева. Методика диагностики типов информационного метаболизма. "Соционика". Сборник докладов V московской научной конференции. 2001; // Менеджмент и кадры, № 2, 2004.
6. Т. Н. Прокофьева. Соционика. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с.
7. Т. Н. Прокофьева. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
8. Е. А. Румянцева. На пути к взаимопониманию: соционика учителям и родителям. – М.: «Армада-Пресс», 2002.
9. Е.А. Румянцева. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. Ярославль, 1997.
10. П. Тигер, Б. Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рожден. Путь к успешной карьере через самопознание. – М.: «Армада», 1996.