Маркеры для диагностики признака
"Стратегия" |
"Тактика"
|
В МОМЕНТ СМЕНЫ СИТУАЦИИ стратеги фокусируются на вопросе "ЧТО? (Что несет эта ситуация в целом?)
Лучше осознается и оценивается цель (желаемое состояние), чем ближайшие шаги [1]
Важны отдалённые цели , а конкретные пути их достижения могут меняться[2]
... важнее цель (что?)[3]
|
В МОМЕНТ СМЕНЫ СИТУАЦИИ фокусируются на вопросе "КАК? (Как сейчас в возникшей ситуации действовать?)
Лучше осознаются и оцениваются ближайшие шаги (последовательность шагов, путь) чем цель.[1]
Важны конкретные действия, а долгосрочной цели может и не быть. [2]
... [важнее] способы её [цели] достижение (как?) [3]
|
В модели А в контактных блоках [6]
у стратегов - интуиция (фокус внимания в перспективе).
у тактиков сенсорика ("здесь и сейчас"),
Поэтому признак хорошо проявляется в ситуации НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ обсуждения какого-либо проекта:
Стратеги чаще сразу ОЗВУЧИВАЮТ его ЦЕЛЬ.
Тактики чаще сразу ОЗВУЧИВАЮТ ТАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ, которые необходимо сделать в направлении ЦЕЛИ.
При диагностике мы слушаем, что именно человек вербализирует в первую очередь. Это не значит, что у него нет цели, это не значит, что он "подвиснет" и не будет предпринимать никаких шагов.
Диагностические ситуации, позволяющие с максимальной вероятностью наблюдать маркеры признака
Вам нужно построить пирамиду, такую как в Египте. Ваши мысли и действия.
(Это вопрос из анкеты И. Эглит, но на другую тему, тему фиксации работы ЧЛ)
|
"Стратегия" |
"Тактика" |
"Это может быть здание, внешне похожее на Египетскую пирамиду. Внутри там может располагаться всё что угодно. Может быть просто торговый центр, скажем так. В форме Египетской пирамиды. Человек решил, что это привлечёт всеобщее внимание и всё будет продаваться хорошо, если он построит египетскую пирамиду.
|
"Он хочет строить её из тех же самых материалов в точности, которые применялись тогда, максимально близко к ним, или ему не важно, и он может согласиться на какие-либо более новые материалы, главное, чтобы функционал был тот же?"
|
Тактику и стратегию легко определить в начале курса, когда я говорю: «Каковы ваши планы/цели/ожидания?»[4]
|
«Получить новую должность»
|
«Сначала я хочу преодолеть языковой барьер, потом разобраться с временами».
|
"Расскажите о планах на будущее, о чем мечтаете?"
|
"Я очень хочу делать что-то такое, за что мне после жизни стыдно не будет (ценности IV квадры). Поэтому я решила стать врачом ... Точнее хирургом. Еще точнее – хирургом – офтальмологом ... Хотя, решение это принято давно, у меня до сих пор витают сомнения (так, чуть-чуть)"
|
"Парадокс в том, что несмотря на годы я только сейчас начинаю понимать смысл своей профессии."[5]
|
Результаты одного из учебных тренигов фасилитации признака.
Учебная группа (до начала изучения признака) делится на 2 команды (команда из "стратегов" и команда "тактиков")
Общее задание: "Объявлен тендор на самую достойную долговременную космическую программу. Бюджет 500 млд $. Вы команды разработчиков. Ваша задача представить свой проект программы и выиграть тендер".
Коротко результаты тренинга:
«Стратеги» (СЛЭ, СЛИ)
|
«Тактики» (ИЛЭ, ИЛЭ, ИЭЭ) |
Наблюдение в процессе подготовки презентации: Начали рисовать плакат с названия: «И тьма станет светом».
|
Наблюдение в процессе подготовки презентации:
Начали рисовать с деталей, что-то не понравилось – перевернули лист, начали заново.
Название появилось уже на 2-м шаге.
|
Вступительная часть презентации: Мы предлагаем построить новый ультрасовременный (БИ) город на темной стороне Луны. С этого момента (БИ) она перестанет быть темной, она станет светлой, и мы сломаем многовековые (БИ) шаблоны, что это невозможно (ЧЭ). Вы видите небоскребы, которые мы планируем (БИ) построить… Токио отдыхает просто.
|
Вступительная часть презентации:
Нам нужны 500 млрд (сенсорика: конкретика). Обязательно нам … Для чего это нужно? Мы систему жизнеобеспечения (БС) планеты придумали, самую идеальную, самую оптимальную. Она нужна всем, она понравится всем. Смысл этой системы следующий. У нас есть планета Земля (сенсорика: конкретика). И задача ее очистить (БС), она д.б. чистой (БС).
Поэтому мы многие вещи переводим за пределы планеты. Луна у нас выступает перевалочной базой. Она вращается вокруг нас, она близко. Там гравитации нет. Оттуда стартовать для освоения других планет проще. (Весь абзац сенсорика: конкретика)
|
Анализ вступительной части презентации
команды «Стратегов» (при том, что команда полностью оказалась сенсорной):
Команда начинает с конечной цели проекта (что?) и с интуиции.
|
Анализ вступительной части презентации
команды «Тактиков» (при том, что команда полностью оказалась интуитивной):
Команда начинает с необходимого ресурса (как?) и с сенсорики, с конкретики.
|
|
|
С результатами эксперимента по изучению признака можно ознакомиться в статьях
"Эксперимент по признаку «тактика-стратегия» Часть 1"
"Эксперимент по признаку «тактика-стратегия» Часть 2»
Использованная литература
- Долматова Л.И., Рожнева Т.А. Внук пошел в первый класс. Соционика для бабушек
- Писарев В.С. Обоснование ТИМа по результатам соционического интервью
- Игнатова Н.Г. Зачем учителю нужно знать соционический тип ученика?
- Караваева С.А. Соционика в преподавании английского языка
- Прокофьев В.Г. Puzzle-технология диагностики соционического типа. Пример применения-1. Орловский В. Ф.
- Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Взаимосвязь признаков Аугустинавичюте-Рейнина и модели А
|