Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г.
В этой статье приведено теоретическое обоснование существования дихотомических признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР). Обоснование следует из общих закономерностей расположения функций в модели А.
Статья содержит наглядные схематические изображения соответствующих моделей ТИМ и основана на работах А. Аугустинавичюте [1,2], В.В. Гуленко [3], В.Д. Ермака [4]
"ЭКСТРАВЕРСИЯ" – "ИНТРОВЕРСИЯ"
У "экстравертов" акцептные функции в ментале (базовая и ролевая) - экстравертные
Примеры:
"Дон Кихот" и "Гексли"
|
"Гюго" и "Гамлет"
|
"Штирлиц" и "Джек Лондон"
|
|
|
|
У "интровертов" акцептные функции в ментале (базовая и ролевая) - интровертные
Примеры:
"Дюма" и "Габен" |
"Есенин" и "Бальзак" |
"Драйзер" и "Достоевский" |
|
|
|
"СТАТИКА-ДИНАМИКА"
Ментальное кольцо у "статиков" состоит из статических функций: , , ,
Примеры:
"Дон Кихот"
|
"Наполеон"
|
"Достоевский"
|
|
|
|
Ментальное кольцо у "динамиков" состоит из динамических функций: , , ,
Примеры:
"Дюма"
|
"Гамлет" |
"Штирлиц" |
|
|
|
"ИНТУИЦИЯ-СЕНСОРИКА"
У "интуитов" – в блоках сильных функций: ЭГО и ИД
Примеры:
"Гамлет" и "Джек"
|
"Есенин" и "Бальзак" |
"Дон Кихот" и "Гексли" |
|
|
|
У "сенсориков" – в блоках сильных функций: ЭГО и ИД
Примеры:
"Дюма" и "Габен" |
"Жуков" и "Наполеон"
|
"Драйзер" и "Максим" |
|
|
|
"ЛОГИКА-ЭТИКА"
У "логиков" – в блоках сильных функций: ЭГО и ИД
Примеры:
"Джек" и "Штирлец"
|
"Бальзак" и "Габен"
|
"Робеспьер" и "Максим"
|
|
|
|
У "этиков" – в блоках сильных функций: ЭГО и ИД
Примеры:
"Гюго" и "Гамлет"
|
"Наполеон" и "Гексли"
|
"Драйзер" и "Достоевский" |
|
|
|
"ТАКТИКА-СТРАТЕГИЯ"
У "тактиков" в контактных блоках –
Примеры:
"Дон Кихот" и "Гексли"
|
"Максим" и "Драйзер"
|
"Гюго" и "Штирлиц"
|
"Есенин" и "Бальзак"
|
|
|
|
|
У "стратегов" в контактных блоках –
Примеры:
"Дюма" и "Габен"
|
"Жуков" и "Наполеон"
|
"Гамлет" и "Джек" |
"Робеспьер" и "Достоевский" |
|
|
|
|
"КОНСТРУКТИВИЗМ-ЭМОТИВИЗМ"
У "конструктивистов" в контактных блоках –
Примеры:
"Гюго" и "Гамлет"
|
"Бальзак" и "Габен"
|
"Дон Кихот" и "Жуков" |
"Драйзер" и "Достоевский" |
|
|
|
|
У "эмотивистов" в контактных блоках –
Примеры:
"Джек" и "Штирлиц"
|
"Дюма" и "Есенин"
|
"Наполеон" и "Гексли"
|
"Робеспьер" и "Максим"
|
|
|
|
|
"КВЕСТИМНОСТЬ-ДЕКЛАТИМНОСТЬ". (Вариант №1. Обоснование следует из факта сочетания функций в блоке неуязвимости)
У "квестимов" в блоке неуязвимости:
- если "логика" (), то в паре с или с
- если "этика" (), то в паре с или с
Примеры:
"Дон Кихот"
|
"Габен" |
"Наполеон" |
"Есенин" |
|
|
|
|
"Драйзер" |
"Гамлет" |
"Робеспьер" |
"Штирлиц" |
|
|
|
|
У "деклатимов" в блоке неуязвимости:
- если "этика" (), то в паре с или с
- если "логика" (), то в паре с или с
Примеры:
"Максим" |
"Джек" |
"Гюго" |
"Достоевский" |
|
|
|
|
"Гексли" |
"Дюма" |
"Бальзак" |
"Жуков" |
|
|
|
|
"КВЕСТИМНОСТЬ-ДЕКЛАТИМНОСТЬ". (Вариант №2. Обоснование согласно классическому порядку нумерации типов в соционе по таблице интертипных отношений В. Ляшкявичуса [2])
- "квестимы" в каждой квадре – 1-й и 4-й ТИМы: "Идеолог" ("Программатор") и "Корректор" ("Доводчик", "Накопитель") [3],
- "деклатимы" в каждой квадре – 2-й и 3-й ТИМы: "Координатор" и "Реализатор".
"КВЕСТИМНОСТЬ-ДЕКЛАТИМНОСТЬ". (Вариант №3. Обоснование следует из гипотезы о знаках функций по версии В.Д. Ермака [4])
У "квестимов":
- все экстравертные функции со знаком «+»,
- интровертные со знаком «-»
Примеры:
"Дон Кихот"
|
"Габен" |
"Наполеон" |
"Есенин" |
|
|
|
|
У "деклатимов"
- все интровертные функции со знаком «+»,
- экстравертныесо знаком «-»
Примеры:
"Максим" |
"Джек" |
"Гюго" |
"Достоевский" |
|
|
|
|
"ПОЗИТИВИЗМ-НЕГАТИВИЗМ"
У "позитивистов" в статическом кольце при обходе функций по часовой стрелке всегда получаем одну и ту же последовательность:
-> -> ->
Примеры:
"Дон Кихот"
|
"Габен" |
"Наполеон" |
"Есенин" |
|
|
|
|
У "негативистов" в статическом кольце при обходе функций по часовой стрелке всегда получаем другую последовательность:
-> -> ->
Примеры:
"Штирлиц" |
"Гамлет" |
"Драйзер" |
"Робеспьер" |
|
|
|
|
"ПРОЦЕСС-РЕЗУЛЬТАТ" ("ПРАВЫЕ-ЛЕВЫЕ")
У "процессных" порядок функций -> -> ->
- в ментальном кольце идет по часовой стрелке,
- в витальном кольце - против
Примеры:
"Дон Кихот"
|
"Дюма" |
"Наполеон" |
"Бальзак" |
|
|
|
|
У "результатных" порядок функций -> -> ->
- в ментальном кольце идет по часовой стрелке,
- в витальном кольце - против
Примеры:
"Джек" |
"Драйзер" |
"Гюго" |
"Робеспьер" |
|
|
|
|
"РАЦИОНАЛЬНОСТЬ-ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ"
У "рационалов" и – акцептные
Примеры:
"Джек" и "Штирлиц"
|
"Гюго" и "Гамлет"
|
"Достоевский" и "Драйзер"
|
"Робеспьер и Максим"
|
|
|
|
|
У "иррационалов" и – акцептные
Примеры:
"Дон Кихот" и "Гексли"
|
"Наполеон" и "Жуков"
|
"Габен" и "Дюма"
|
"Есенин" и "Бальзак"
|
|
|
|
|
"УСТУПЧИВОСТЬ–УПРЯМСТВО"
У "уступчивых" в оценочных блоках и
Примеры:
У "упрямых" в оценочных блоках и
Примеры:
"БЕСПЕЧНОСТЬ–ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНость"
У "беспечных" в оценочных блоках и
Примеры:
"Дюма" |
"Гамлет" |
"Драйзер" |
|
|
|
У "предусмотрительных" в оценочных блоках и
Примеры:
"РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ – РЕШИТЕЛЬНОСТЬ"
У "рассудительных" в ценностных (вербальных) блоках и
Примеры:
"Дон Кихот"
|
"Гюго" |
"Габен" |
|
|
|
У "решительных" в ценностных (вербальных) блоках и
Примеры:
"Гамлет" |
"Бальзак" |
"Драйзер" |
|
|
|
"Весёлые-серьёзные" ("Субъективисты–объективисты")
У "субъективистов" ("веселых") в ценностных (вербальных) блоках и
Примеры:
"Робеспьер" |
"Жуков" |
"Гамлет" |
|
|
|
У "объективистов" ("серьезных") в ценностных (вербальных) блоках и
Примеры:
"Наполеон" |
"Штирлиц" |
"Драйзер" |
|
|
|
"Аристократия – демократия"
У "демократов" в горизонтальных блоках:
Примеры:
"Дюма" |
"Наполеон" |
"Драйзер" |
|
|
|
У "аристократов" в горизонтальных блоках:
Примеры:
"Гамлет" |
"Жуков" |
"Гексли" |
|
|
|
ВЫВОД:
Все 15 признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР) отражены в модели А ТИМа
Литература
- А. Аугустинавичюте «Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. Раздел 1" //Соционика, ментология и психология личности, 1998, №№ 1 - 6.
- А. Аугустинавичюте. Соционика: кн. 1. Введение. - М.: "АСТ", СПб.: "Terra Fantastica", 1998.
- В. В. Гуленко. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. - Новосибирск: "РИПЭЛ", 1995.
- В.Д. Ермак. Как научиться понимать людей. – М. Астрель. – 2003. – 523 стр.
|