Статья посвящена опыту применения соционики в средней школе. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты, подкрепляющие возможности применения соционики в учебных заведениях и личный опыт применения соционики в средней школе.
В наше время, в эпоху информационных технологий, в век прохождения активной стадии действия «Закона времени»[1], резко возрастает роль образования, постоянного повышения квалификации и расширения своего мировоззрения. Именно в это время и появляется наука соционика, являющаяся своеобразным «комбинатором информационных путей» для человека, малой группы, большого коллектива, этноса, государства и даже всего мира, позволяющая определить и выстроить информационные потоки в определенную систему. В свою очередь, процессы глобализации расширяют и (хотим мы того или нет) способствуют новому упорядочению мира на основе всеобъемлющих знаний, частью которых и является соционика.
Необходимость знаний и умений использовать новые технологии в первую очередь касается тех специалистов, кто посвящает свою жизнь детям, тем, кому суждено уже завтра творить будущее. Это и родители, и воспитатели, и социальные педагоги (в том числе работающие с детьми из неблагополучных семей), а также административный и преподавательский состав школ, лицеев, гимназий, училищ, техникумов, ВУЗов, и, конечно, молодые педагоги, работники образования! Именно, на мой взгляд, молодые учителя находятся сейчас в таком положении, в котором при помощи новых экономических, правовых и иных возможностей, открытости информационных процессов в обществе и, конечно с помощью соционических знаний они, несмотря на различные трудности, могут наиболее полно реализовать свой потенциал и многократно увеличить производительность своего труда.
Немного обо мне: мой психотип – ,/(СЛИ), окончил в 2012 году Московский государственный областной университет (бывший МОПИ им. Крупской), по специальности «Политолог». В настоящий момент обучаюсь в аспирантуре в своем же университете, на кафедре социальных наук и государственного управления. Увлечен наукой соционикой на профессиональном уровне. Мой небольшой личный опыт работы репетитором и в школе (2 года) в качестве молодого учителя обществознания и истории убедили меня в том, что, хотя до сих пор на государственном уровне не признали соционику как отдельную науку (это вопрос времени), все равно мне необходимо знать и уметь применять соционику при работе с детьми. Ведь это значит не только идти в ногу со временем, но и существенно улучшить КПД класса, повысить атмосферу доверия и обеспечить положительный эмоциональный фон для самих учащихся. Таким образом, применение соционики решает целый ряд задач, стоящих не только перед молодым учителем и классным руководителем, но и перед самим учащимся, ведь к 9-10-11 классам современный выпускник средней школы должен:
1) освоить необходимый минимум знаний по всему спектру школьных предметов;
2) обладать личностными компетенциями, необходимыми для дальнейшего обучения и для жизни в целом (умение анализировать, выделять главное, сравнивать явления и объекты окружающего мира, понимать другого человека и другой этнос, быть коммуникабельным, уметь выделять и применять конкретные методы разрешения конфликтов и методы решения различных дел, знать основы этикета и т.д.);
3) иметь чувство патриотизма, любовь к своей Родине, знание традиций и особенностей русской цивилизации, место России в глобальном мире и русские варианты процессов глобализации;
4) уметь защитить, постоять за себя и своих близких;
5) знать и понимать семейные традиции и ценности, мочь составить словесный или образный портрет своего будущего мужа или будущей жены;
5) и наконец, знать основы соционических знаний и различные подходы к типологии людей, коллективов, обществ и национальностей и, самое главное, уметь на минимально-необходимом уровне применять эти полученные знания.
Между прочим, о необходимости использования новых технологий, которые, в первую очередь, нацелены на персонализацию и личностно-ориентированное образование, говорят первые лица государства и политическая элита общества. В.В. Путин в своем выступлении на заседании Госсовета при Президенте Российской Федерации 8 февраля 2008 г. говорил о том, что «переход страны на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Инвестиции в человека – это вложение в его образование, в школы и вузы, в карьерный рост молодого специалиста, в подготовку и переподготовку кадров. От мотивации к инновационному поведению граждан и отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России, формирование в стране инновационного общества»[2].
Новый федеральный закон об образовании № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года создает предпосылки для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, о чем говорит, например, статья 28, пункт 6: «Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся…»[3].
Такой же посыл содержится и во всем документе Указа Президента от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В нем, в частности, говорится следующее: «В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности»[4].
Утвержденная Президентом в 2012 году Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов предусматривает «…внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодёжи в образовательных учреждениях»[5], а также «стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодёжи» (см. там же).
В целом, как мне кажется, соционика является отличным инструментом в руках учителя, классного руководителя и школьного психолога (при разумном использовании), позволяющим:
1) выявить сильные и слабые стороны ученика, как типа личности;
2) уметь найти подход к каждому ученику, выявить лидерские качества и использовать их в командно-групповой работе;
3) уметь объединять учащихся в группы по интересам;
4) научить школьника понимать своего собеседника и одноклассника, своих друзей и близких;
5) выделить среди всего спектра профессий и направлений те, которые являются близкими по психотипу (в которых в большей степени мог бы проявиться талант, и были бы задействованы ресурсы мозга и всего организма), что обеспечило бы уже к 9-10 классу конкретный, выделенный круг вариантов реализации себя в жизни;
6) дать учащемуся иной взгляд на природу человека и мира, мотивировать его к изучению не только соционических знаний, но и психологии как предмета.
Таким образом, в XXI веке уровень развития в области образования пришел к следующему. С одной стороны появились возможности создания и использования современных технологий, средств и методов в обучении, направленных на отдельного учащегося, учитывающих его индивидуальное развитие. С другой стороны будущее за тем государством, которое успешно реализует персональное, личностно-ориентированное образование, которое уже очень быстро начинает давать положительные результаты.
Если привести свой личный пример, то мой план мероприятий по использованию соционики в моей работе на 2014-2015 учебный год, так называемая программа-минимум, предусматривает следующее.
1. Из 18 человек, учащихся 11Б класса (которые были вверены мне, как классному руководителю в 10 классе), планирую в течение 1 полугодия определить психотипы оставшихся 12 человек, чтобы потом с родителями (на родительском собрании или индивидуально с родителями конкретного ребенка) поговорить на тему профориентации и саморазвития, взаимоотношения ребенка с коллективом.
2. Провести классный час в 1-й половине сентября на тему «Знакомство с соционикой», заинтересовав ребят этой наукой.
3. В зависимости от успешности, результативности 2 пункта, предложить на следующем классном часе (проходит раз в неделю) варианты внедрения соционики в учебную деятельность:
совместный просмотр художественных фильмов (или мультфильмов), с последующим обсуждением смысла фильма и определением психотипа героев;
самостоятельно выбрать и проработать некоторые темы уроков по истории и обществознанию, чтобы затем предложить ребятам провести эти уроки в форме различных игр или дискуссий и заранее при этом распределить роли участников;
индивидуальная исследовательская работа по определению психотипа героя фильма-мультфильма или какого-либо исторического, политического деятеля по его интервью, личным заметкам, записям дневника и т.д.;
возможное привлечение родителей к увлечению ребятами соционикой, адекватное представление об этой науке;
создание отдельной группы в социальных сетях, посвященных соционике, с целью обсуждения различных идей, изучения дополнительной литературы или просмотра видеороликов по теме;
при полной заинтересованности класса и при согласовании с администрацией школы – проведение в середине учебного года фестиваля соционики, где мы с моим классом рассказали бы всем желающим учащимся других классов об этой науке;
по итогам проведенного фестиваля – печать и презентация школьной газеты с наработками ребят по соционике;
4. Так как мне, как интроверту, легче определять ТИМ по письменным источникам, то я намереваюсь в течение 1-го полугодия, предложить своим учащимся написать сочинение, исключительно в свободной форме по следующим темам:
«Можно ли жить без агрессии?»
«Жизнь на планете Земля в 2030 году»
«Что для меня счастье и несчастье в жизни»
«Кто для меня хороший человек, а кто плохой»
«Мое идеальное государство»
За прошедший 2013-2014 год мне удалось сделать множество наработок (касающихся определения ТИМа) по каждому ученику. Есть и на руках и первые сочинения, которые я проанализировал за лето. Вот, например, одно из них. Написала Ульяна К., 7 класс, тема сочинения «Что такое «счастье» и что такое «несчастье» для меня в жизни?»
«Для меня счастье очень важно в жизни.Счастье (здесь и далее везде, где есть цифры 1., 2. и т.д. выделено автором сочинения другим цветом – мое пояснение при цитировании):
1. Спорт .Я занимаюсь спортом и для меня это счастье. Бег – это главное счастье в спорте мое. Потому что:
1) Я люблю спорт.
2) Я люблю соревноваться с сильными соперниками и улучшать свой результат.
3) На финише обажаю делать последний рывок и после падать от усталости. Так уставать что ели идти могла.Можете считать меня мазохистом, но я люблю падать от усталости после бега.
2. Семья.Семья самое главное счастье в моей жизни. Семья меня воспитала, дала образование и любовь. Это такое счастье, когда меня ждут дома, помнят о тебе и переживают. Для меня счастье это иметь много родственников.
3. Дети.Я всегда хорошо ладила с детьми. Для меня счастье с ними сидеть, играть, смеяться веселиться. Счастье будит, когда у меня будут свои дети. Я всегда мечтала о своих детях.
4. Вещи.Вещи дают мне маленькое счастье. Вещь в отличие от людей можно купить заменить. А жизнь нельзя. Она одна. И вещи ничто по сравнению с семьей.
5. Чувства.Любовь самое большое счастье из чувств. Когда есть человек, который любит меня, а я его, то это счастье. Если у нас все серьезно то мы должны жить вместе. Мы не должны жить порознь. Должны делить все: чувства, вещи, деньги и т.д. Веселье то же счастье. Смеясь, веселясь я испытываю счастье.
6. Друзья. Разговаривая с друзьями, шутить, веселиться, баловаться и многое другое это счастье. Главное это делать вместе. Чем больше у меня становится друзей, чем больше я знаю так много разных людей, тем больше я становлюсь счастливее.
7. Хобби.Я увлекаюсь анимэ. Смотря его я могу смеяться над шутками или смешными моментами. Я счастлива когда выпускают новое анимэ или новые серии.Несчастье (выделено автором сочинения другим цветом – мое пояснение при цитировании):Несчастье тоже играет большую роль в моей жизни.
8. Смерть.Если бы кто-то близкий мне умер мне было бы плохо и я плакала. Вот был человек, а вот его не стало. Его больше не вернуть, не поговорить, ничего. Ничего уже нельзя сделать.Остальные несчастья не так важны как это».
Вот те признаки, которые удалось определить непосредственно по сочинению: статик, позитивизм, логика и интуиция в сильном блоке, исследовательский клуб.После была произведена проверка по модели А: начинает сочинение с волевой сенсорики (ролевая), далее переходит на интуицию возможностей и оперирует белой логикой.Проанализировав это, а также лично наблюдая за поведением Ульяны в классе, я, подмечая признаки, уверенно вышел на ее ТИМ – интуитивно-логический экстраверт ()0(ИЛЭ)).
Список литературы
Прокофьева Т.Н. , Прокофьев В.Г. Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2008. – N 4
Аносова С.Г. О необходимости получения знаний по соционике педагогами общего и коррекционного образования в условиях меняющейся школьной среды //Соционика, ментология и психология личности. – 2011. – N 3