Доценко А.Ю. Cтатья посвящена изучению соционического типа сенсорно-логического экстраверта как носителя деловых отношений по интровертной соционике. Приведены примеры решения вопросов с сильных функций, использование блоков модели А, а также применениие малой группы – "Стили общения".
Я достаточно поздно пошла работать. Благодаря родителям, у меня была возможность учиться и получить 3 высших образования, не работая. Поначалу все в семье переживали, что у меня нет амбиций, желания работать, но с мая 2010 года я начала свою карьеру. Сначала была государственная гражданская служба - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Это была мечта, голубая мечта – служить отечеству. Как оказалось, государственная служба не всегда престижна и многие идут на небольшую, но постоянную зарплату вовсе не от желания служить, а от нежелания остаться без работы. Коллектив у нас был женский. Соответственно, сплетни, обсуждения, осуждения за спиной коллег (и даже тех, кто сидел с нами в одном кабинете) и улыбки при встрече. Мне тяжело было понять такое общение: мне человек или нравится, или нет, соответственно я с ним либо общаюсь, либо нет. Я не умею «полудружить» или «иногда ненавидеть». Так как я не вступала в осуждения и обсуждения то очень быстро стала «белой вороной». Проработав год, я перешла работать в пятизвездочную гостиницу. Гостиница на тот момент только открывалась, у нас подобрался сильный молодой коллектив, нацеленный на результат. Мы настраивали программы, прописывали приложения, инструкции, отчеты, обучали людей. В мои обязанности долгое время входил контроль сначала доходов, затем расходов. Проверки с охраной, анализ чисел, сопоставление отчётов, внеплановые проверки, выявление схем обмана сотрудниками. Параллельно я замещала всех, кто уходил в отпуск, изучая всё новые и новые участки финансовой службы. В гостиницу я пришла абсолютно ничего не зная, работая по 12 часов, изучая все нюансы, проходя тренинги, брала на себя всё больше и больше обязанностей и через 4 года меня пригласили в другую гостиницу работать заместителем финансового директора. Здесь высокая ответственность за весь коллектив, большое количество работы, стрессовые ситуации, авральный режим работы. Это интересно и держит меня всё время в тонусе, но сложность для меня заключается в том, что я, как заместитель, нахожусь между двух огней – политики финансового директора и отношений с подчиненными, до которых нужно донести эту самую политику. Кроме этого, уровень удовлетворённости работой сотрудниками отдела на момент моего прихода был очень низким и одной из первых задач, которая стояла передо мной, было - поднять его. Для меня эта задача стала самой трудной. Через полгода работы заместителем я узнала о НИИ Соционики и начала своё обучение. Меня продиагностировали как Сенсорно-логического экстраверта (псевдоним «Жуков»). Ниже представлена модель А СЛЭ.
Рисунок 1. Модель А типа (СЛЭ, ESTP, «Жуков»)
Как видно из рисунка, сильные функции – волевая сенсорика (власть, чувство хозяина, видение на кого можно надавить, на кого нет), логика отношений (иерархия, структура, законы). А вот этика отношений – болевая функция, работать по которой сложно – она начинает в прямом смысле «выгорать». Но передо мной всё также стояла задача не просто проверять, контролировать работу сотрудников, сдавать отчеты, анализировать финансовые показатели, писать прогнозы (то есть работать по своим сильным функциям), но и повысить уровень удовлетворенности сотрудников и наладить взаимоотношения между ними. А это уже работа по болевой функции, та работа, которую выполнять у меня не особенно получалось. Рисунок 2 иллюстрирует малую группу «Стили общения». Стиль общения «Жукова» - деловой. По интровертной соционике СЛЭ - носитель деловых отношений.
Рисунок 2. Стили общения
Соответственно, я начала решать задачу в своём стиле. В любой новой ситуации включается ролевая функция (акцептная, в контактном блоке). У Жукова это интуиция возможностей. Она быстро отключается, но первое ощущение чаще всего верное, поэтому я стала его запоминать. Затем обычно подключается творческая функция (продуктивная, контактная). У Жукова это логика отношений. Я начала в прямом смысле ставить галочки как в фильме про Золушку (поздоровался - 1 раз, быстро выполнил поручение - 3 раза и т.д.) это помогло мне разобраться с отношением сотрудников ко мне. Базовая функция – волевая сенсорика, экспертная функция, одна из функций блока Эго. Но она находится в инертном блоке. Это значит, что СЛЭ видит, на кого можно давить, а на кого нет, но происходит это не сразу, поэтому я начинаю разговаривать «издалека», а уже когда включается инертный блок, я принимаю решение: «продавить» человека или наоборот, сейчас не стоит. Самое слабое место – акцептная болевая функция инертного блока – этика отношений. Перегруз по этой функции чувствуется не сразу, так как функция в инертном блоке, ощущения успевают дойти до уровня тела. А выходить из ситуаций надо. Самое первое, я прекратила вести душевные разговоры. «Жуков» носитель деловых отношений, поэтому я стала направлять эмоции людей на дело, то есть давала задания – подумать, почему произошла такая ситуация, какие выходы есть и что человек может сделать сам. В отделе прекратились истерики. Я начала поднимать командный дух. Как аристократ, я считаю, что именно командой мы добьёмся лучших результатов, чем по одиночке. Каждое утро в 9.30 (не раньше, чтобы все успели прийти, и у людей не было ощущения, что я слежу, не опаздывают ли они) я прихожу в общий кабинет с чашкой чая или кофе и спрашиваю, как прошел их вечер, что нового, какие планы на день (говорю не по белой этике – про взаимоотношения, а по логике – о делах). Также мы стали отмечать все праздники – официальные государственные, удачно пройденные проверки, вовремя сданные отчеты. Всегда заказываю пиццу. Мы проводим различные тим-билдинговые мероприятия, и на Новый год сделали игру «Секрет Санты». Если же где-то появлялись проблемы, то я вызываю сотрудника к себе и уже один на один спрашиваю его о делах: как такое получилось, что он делал и что делал не так, как он считает, где его ошибка и как можно выйти из ситуации. Я защищаю своих сотрудников перед другими отделами, но один на один мы разбираем ситуацию и не всегда решение в пользу подчиненных, но оно озвучивается не при всех. Я перестала использовать этику отношений, как бы меня на неё ни склоняли. Я начала использовать логику отношений. Это – диагональный императив – выход из болевой через творческую функцию. Как результат, опрос через полгода показал высокий уровень удовлетворенности сотрудников. Также на неделе признательности сотрудникам я написала своему отделу стихотворение. Оно длинное, но я приведу в пример только четверостишье:
Спасибо за Вашу большую работу, За этот нелегкий труд! За упорство, старанья, ум и заботу, За то, что каждый из Вас крут!
Я использую диагональный императив как основной инструмент в сложных эмоциональных и стрессовых ситуациях. Раньше, до изучения соционики, я действовала по наитию, но не всегда удавалось погасить эмоции. Теперь и на работе и дома, если не понятная этическая ситуация или накрывают эмоции, я начинаю что-то делать. Как пример, на работе у менеджеров есть дежурства (вечернее или суточное), когда менеджер становится Генеральным менеджером, то есть отвечает за весь отель. Недавно была ситуация, когда гость заселился по паспорту таксиста, но потерял ключ. По правилам отеля мы не имеем право рассказывать другим номер гостей (всё-таки номер оформлен на таксиста, хоть и оплачен гостем) и тем более не можем дать ему новый ключ. Я начала объяснять всё это гостю, но он вёл себя настолько агрессивно ( ), будучи в сильном алкогольном опьянении, что ко мне подтянулась охрана, готовая в любой момент вызвать полицию. Я вышла из ситуации, предложив гостю поискать ( ) ключ, который выдали при заселении. Гость самостоятельно двигал мебель, наклонялся и смотрел под столами, за шкафами, у барной стойки и т.д. Не найдя ключ, гость извинился и мирно покинул отель. Другой пример выхода по диагональному императиву: я никак не могла понять отношение ( ) подчиненной к себе. Вроде выполняет всё как просят, но есть ощущение, что с какой-то подковыркой. Я начала считать ( ) – поздоровалась 1 раз, выполнила задание 2 раза, угостила помелой, но меньшим кусочком, чем Финансового директора – 1 раз, пошутила надо мной 1 раз, поставила под сомнения мои слова – 2 раза. За несколько дней получилось, что больше галочек «плохих», чем «хороших». Тогда я продиагностировала её ТИМ. Проанализировала её сильные и слабые стороны, стала давать задания на сильные функции, а по слабым функциям начала давать максимально простую информацию, разжевывая её и не оставляя двоякости значения. Через неделю опять «подсчитала» отношение к себе, на этот раз всё встало на свои места. И, безусловно, пример из семейной жизни. Повторю, что этика отношений у СЛЭ - болевая функция, когда «Жуков» говорит по этике отношений, он жалуется. Да к тому же кто-нибудь видел «Маршала», вояку, распинающегося о любви????? Но своё отношение я всё-таки показываю. Я пишу стихотворения и клею на холодильник, встаю пораньше, чтобы приготовить завтрак, заранее придумываю подарки на праздники (кто из мужчин не оценит playstation, которая вышла за 2 недели до покупки и достать которую было почти нереально!). Когда мужчина увлекся соционикой я искала, читала отзывы о книгах по соционике и дарила на праздники. Конечно же, в течение обучения в НИИ Соционики я вживалась в ТИМы с базовой этикой отношения и сейчас потихоньку я наполняю свою болевую функцию – набираюсь опыта и уже использую её в стихотворениях любимому мужчине. Уже в течение обучения я начала «прокачивать» свои слабые функции. Но в стрессовых ситуациях, когда эмоции зашкаливают, а решение нужно принимать здесь и сейчас, я осознанно использую инструмент, которому меня обучили – диагональный императив. Это помогает мне достигать лучших результатов в короткие сроки и не насиловать свою психику.
P.S. Во время написания статьи была убрана вся квартира. 2 раза.
Литература: 1. Т.Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев, Ю.В. Исаев. Диагональные императивы. // Соционика, ментология и психология личности. № 1. - 2012. 2. Звонарёва Н. А.Применение диагональных императивов в рекламных предложениях. // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2016. - № 1/2. - С. 30-35 3. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Чёрная белка, 2008. 4. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих отношений. – М.: Алмаз, 2005. 5. Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. // Психология и соционика межличностных отношений. № 2 – 2004. 6. Прокофьева Т. Н. Соционика – теория информационного метаболизма. / интервью журналу «MyType». №3, апрель, 2016. 7. Шульман Г.А. Портрет социона, 2009. 8. Демидова Т. В.Подготовка выступлений, презентаций с учетом сильных и слабых сторон своего типа информационного метаболизма. // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2016. 9. НИИ Соционики, Рабочие тетради курса «ТИМ-building»- 2016-2017 г.. 10. Гуленко В.В. Интровертная соционика.//Соционика, ментология и психология личности. №4, 1996. 11. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды.//Соционика и социоанализ для руководителя.- Новосибирск; «РИПЭЛ», 1995, М. «Астрель», 2003. 12. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. [сост.: Т. Н. Прокофьева, В. Г. Прокофьев, А. С. Девяткин]; под общ. ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз», 2008. – 323 с. 13. Прокофьева Т.Н.Психологические типы и способности к профессии. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. 14. Исаев Ю.В., Прокофьева Т.Н.Деловой стиль общения. //Соционика, ментология и психология личности. – 2011. – №1.
|