Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Психософия в школе или кому на 1 парте жить хорошо? PDF Печать E-mail
В.В. Засед 

 

Как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир? Этим вопросом занимается педагогика.

Почему разные дети воспринимают одну и ту же информацию по разному? Почему настолько различны их подходы к решению задач и такие разные сферы интересов?

Ответы на эти вопросы дает в своей работе [1] Афанасьев: «Произошел гигантский интеллектуальный взрыв, человек вышел из-под действия отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания».

В современной школе методика обучения становится все более гибкой и ориентированной на ребенка. Вводится метод проектов, исследовательские работы, тематические клубы и т.п. Ребенок может выбрать тематику проекта, а учитель может дозировать нагрузку и по разному распределять ее во времени, выбирать наиболее подходящую форму подачи и работы с материалом. Таким образом, создаются условия для развития талантов каждого ребенка, адаптации его в классе.

Психософия может помочь учителю правильно выбрать форму и нагрузку ученика с учетом положения логики у ребенка.

Афанасьев в своей работе «Синтаксис любви» выделил 4 положения функции логика, и описал особенности и проявления, характерные для каждого из таких типов.

Далее в статье я коротко напомню главные черты каждой из логик и приведу педагогические рекомендации по стилю обучения каждого типа.

 

1-ая Логика – «Догматик»

1-ую Логику отличает монологовость, жесткость мышления.

Из книги Афанасьева: «Способность погружаться в мысль до полного отключения от внешнего мира замечается у «догматика» уже в детстве. Крайняя и, что еще важнее, одинокая задумчивость характеризует такого ребенка. Он часами может пребывать в одиночестве, занятый своими мыслями, не реагирующий на происходящее вокруг».

Их захватывает сам процесс мышления, познания и упорядочивания, который они ставят выше других своих умений.

«Своеобразием отличается и память 1-ой Логики. Она хорошо держит идеи, теории, концепции, но довольно слаба по части фактов, имен, дат, цифр». Зная эту особенность нужно строить урок, наполняя его разными типами задач: основанных на сообразительности, на знании редких фактов, на глобальности мышления и т.п.

«Догматик»- философ, даже тогда, когда род его занятий формально далек от философии». Поэтому философская фраза, сказанная учителем, может зацепить ученика с 1-й логикой и тот начнет выяснять все подробности, его интересующие, чтобы составить полную картину теории. На это может уйти много времени и сил. Поэтому в таких случаях необходимо давать самостоятельное задание такому ребенку.

«Догматик» вообще тугодум - стайер, а не спринтер интеллекта. Поэтому молчалив и боится высказываться на темы, в которых не разбирается».

Самой тяжелой обидой для ребенка с 1 логикой является сомнение в его интеллекте. Это может сломить его сильнее, чем ребенка с 3-й логикой, поскольку именно уверенность в своем уме, знаниях, способности понимать и логически рассуждать, является для него базой в жизни. При этом важно научить ребенка справляться с такими ситуациями, поскольку они оъективно будут возникать, нужно научиться признавать свои ошибки.

Выводы: как обучать –

  • давать возможность и время на размышление и материал для подготовки решения;
  • учить признавать свои ошибки, более гибко подходить к решению;
  • оценивать не знание конкретики и фактов, а глубину понимания теории, главных положений;
  • поручать шефство над слабоуспевающими учениками, если тем не хватает глубины знаний и результатов.
  • таким детям можно поручать самостоятельно защищать сложные проекты, которые их заинтересуют.
  • позволять много писать, оценивать это, давать возможность сдавать проекты не в виде выступления, а в виде письменной работы.

 

2-ая Логика – «Ритор»

Можно узнать по такому описанию: «Сказать, что» ритор» большой любитель поговорить, значит не сказать ничего. Общение - воздух и хлеб 2-ой Логики. Секрет этого искусства - в способности и желании не просто высказаться, но прежде всего вовлечь собеседника в разговор, сделать интеллектуальное пиршество совместным. Может прикинуться дурачком и начать общение с фразы, подобной знаменитой сократовской: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

 

Для «ритора» нет ни запретов, ни рамок, ни правил, удерживающих свободную игру мысли. Все подвергается суду 2-ой Логики, но этот суд милостив и редко выносит окончательный приговор ( разве что явной глупости). Приговор - это результат, конец процесса, которым так дорожит 2-ая Логика.

Нельзя не восхититься широтой интересов 2-ой Логики. Ее интересует едва ли не все, что происходит в мире, от глобальных проблем до самых мелких. Подстать интересам и память «ритора», обьемистая. хорошо держащая и универсальные концепции, и незначительные факты. Независимо от быстроты и точности острот 2-ой Логики необходимо отметить в целом как характернейшую черту - большую скорость процессов, идущих в ее мозгу. Мгновенно из тайников памяти извлекается нужная информация, мгновенно и с полуслова усваивается, стремительно просчитываются варианты и рождаются гипотезы.

Не знает себе равных 2-ая Логика и в качестве комментатора, истолкователя чужих идей».

Выводы: как обучать –

  • давать возможность соревноваться и спорить на сложные философские темы с одноклассниками;
  • устраивать соревнования на скорость решения задач;
  • поручать шефство над слабоуспевающими учениками, если нужно включить их в интеллектуальное соревнование, творчество;
  • поручать выполнение сложных проектов, где необходимо организовать команду, уметь договориться, идти на компромисс в решении или понимании, гибко объяснить задачу другим;
  • поощрять нестандартное решение задач;
  • оценивать скорость решения;
  • учить думать более масштабно, более стратегически, нацеливать на результат;
  • позволять меньше записывать, сдачу проекта организовывать в виде дискуссии, и больше вопросов, обмена мнениями

 

3-ая Логика – «Скептик»

«Было бы желание отрицать действенность и необходимость рационального начала в человеке - этого вполне достаточно, чтобы оказаться в стане скептиков.

Типичное для Третьей функции любовь-ненависть (раздвоенность) у 3-ей Логики оригинальна лишь тем, что обращена на умственную деятельность человека.

«Скептик» - это молчаливый, очень осторожный в посылках и выводах человек, с неприязнью и иронией относящийся к категоричным суждениям. Действительно, «скептик» почти всегда обречен на молчание, хотя оно в тягость ему более чем кому-либо.

Единственное средство для 3-ей Логики обезопасить себя от травм - это вообще выключить логику из сферы непосредственных контактов.

Испытывая почти панический страх перед острым, азартным спором, «скептик» в то же время, как никто, ценит неспешную, благожелательную, вольную беседу, в которой нет победителей и побежденных, а значит, нет и деления на умных и дураков (попасть в последние 3-я Логика боится более всего).

Особенно удаются 3-ей Логики две темы. Первая - классическая скептическая: о несостоятельности разума. Каждый «скептик» вносит в это направление свой вклад, очень изобретательно, а главное, логично доказывая бесполезность логики. Но в том и состоит двуликая изворотливость 3-ей Логики: так отрицать ум, чтобы каждый мог сказать:»До чего же он умен!»

Еще одна тема или, лучше сказать сфера, в которой легко дышится 3-ей Логики - это граница между знанием и незнанием, та зыбкая полоса, где нет еще догматов, все только факты, гипотезы и мнения.

Сложность для 3 логики представляет формирование приоритетов, системность мышления. Еще одним источником интеллектуальных сбоев у «скептика» является сам порядок функций, поставивший Логику вниз, сделавший ее подвластной 1 и 2 функциям».

Выводы: как обучать –

  • не осуждать за неверные выводы, а спокойно объяснять, как это можно исправить;
  • развивать речь, логическое мышление;
  • давать задачи на сообразительность, математические головоломки, призывать принимать участие в математических КВН, веселых викторинах, где есть возможность обернуть в шутку свое непонимание;
  • помогать в подготовке докладов и выступлений;
  • поощрять участия в обсуждениях, интеллектуальных дискуссиях, пускай даже и в роли наблюдателя;
  • возможно шефство от 2 логики;
  • нацеливать на достижение постепенных небольших результатов;
  • признавать право на свою точку зрения, возможно и ошибочную, но свою.

 

Афанасьев считал ее самой распространенной. Для учителя такое положение дел очень выгодно, поскольку 4 функция самая податливая, внушаемая и подстраивается под классно-урочную систему.

4-ая Логика – «Школяр»

«4-ой Логике трудно дается самостоятельная умственная работа, вообще включение интеллекта без непосредственной и очевидной в том потребности. Мозг «школяра» прагматичен, вперед и вширь смотреть не любит и быстро плесневеет без толчков извне.

Она легко усваивает, принимает, воспроизводит, развивает любые взгляды: догматические, диалектические, скептические... 4-ая Логика также свободна и бесстрашна в своих посылках и выводах, как и 2-ая. И отдадим должное, всеядность, сочетаемая с бесстрашием, - основной и очень весомый козырь в руках «школяра».

Идеология «школяра» совершенно оторвана от его жизни, и он никак не склонен следовать тому, что сам постулирует.

Скепсис 4-ой Логики - не энергичное отрицание действенности интеллектуального начала в человеке, а простое равнодушие к нему. В силу безразличия к интеллектуальным вопросам 4-ой Логика легко захватывается, но ошибется тот, кто подумает, что захватил ее навсегда. Нет - до последующего собеседника.

Суть проблематики 4-ой Логики заключается не в низком качестве ее функционирования, а в том, что индивидуум отводит Логике в своей внутренней иерархии ценностей последнее место».

Поэтому за такими учениками необходимо регулярное наблюдение. Они не склонны применять получаемые знания в жизни, это нужно прививать извне.

Выводы: как обучать –

  • подстегивать в получении новых знаний и выработки своего мнения;
  • следить за регулярным выполнением домашних заданий;
  • возможно шефство от 1 логики;
  • использовать чаще метод рассуждения;
  • иначе требовать продукцию по вышестоящим.

 

В заключении хочется сказать, что типология психософии позволяет наладить взаимопонимание между учеником и учителем, создать наилучшие условия для развития и становления ребенка в школе, заложить прочную базу для уверенного в своем будущем человека.

 

Список литературы:

  1. А.Ю. Афанасьев. Синтаксис любви. Типология личности и прогноз парных отношений. М.: Черная белка, 2007. - 352 с.
  2. Прокофьева Т. Н. Психологические типы и способности к профессии.// Абитуриент, N11, 2003.
  3. http://Wikipedia.ru

Обновлено 15.02.2009 21:40 Прочитано : 19627 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 141 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12158275