Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Соционика и музыкальное образование PDF Печать E-mail

Чурсина И.П.


В статье рассмотрены особенности подходов в музыкальной педагогике с учётом соционического типа преподавателя, описаны наиболее сильные стороны преподавателей музыки всех 16 ТИМов. Также даны конкретные рекомендации по подходу к ученикам каждого типа. Представленный в статье практический опыт будет полезен и интересен и для педагогов других специальностей.

Ключевые слова: социотипы, дихотомии, квадры, аспекты информационного потока.

Педагог, работающий в детском музыкальном учреждении, как правило, ведёт группы детей в 8-10 человек. Возможно, не все из них в дальнейшем станут профессионалами, но в любом случае учитель ставит своей целью привить ребятам любовь к музыке, максимально развить их способности, дать основы музыкально-теоретических знаний.

Работа педагога начинается с развития музыкального слуха. Слух – часть сознания музыканта. Ребенку интересно все вокруг и он готов все окружающее превратить в звуки. Важно этому активному, так остро все воспринимающему слуху пойти навстречу. Если абсолютный слух (восприятие каждого звука как отдельного красочного пятна) почти не требует от его обладателя особых усилий в том, чтобы слышать и записывать музыку, совсем иначе обстоит дело при обычных музыкальных способностях. Человек, не имеющий абсолютного слуха, тоже может стать профессионалом или быть на хорошем любительском уровне. Но его ждёт долгий путь усвоения и развития навыков непременного в таких случаях интонационно-интервального восприятия звуков. Без педагога такое совершенствование слуха почти невозможно. Очень большую роль играют прививаемые детям на уроке певческие навыки, слушание и разбор мелодий, связывание музыки с движением и рисунком, подбор по слуху, импровизация и многое другое. Важнейшим же из всех упражнений на развитие слуха является диктант – запись нотами услышанных мелодий, представляющий собой наиболее трудоёмкую часть обучения.

Каждый хороший педагог непременно имеет свою методику обучения, свой стиль работы, безусловно, связанный с его собственным социотипом. Проведём беглый обзор и рассмотрим, как сказываются на профессиональной деятельности педагога характерные особенности разных соционических типов.

Традиционно принято считать, что музыка – предмет этический. Безусловно, экспрессия самой музыки становится ещё ярче, если учитель, комментируя её, прибегает к эмоциональной и выразительной манере речи. Именно так обычно ведут себя на уроке, заинтересовывая и «зажигая» маленьких слушателей, учителя типов ЭСЭ, СЭЭ, ЭИЭ, ИЭЭ. Они используют проверенный, много раз доказавший себя на практике метод непосредственного эмоционального воздействия на учащихся.

Что же касается музыкантов-логиков, их способ преподавания в корне отличается от ранее рассмотренного. Остановимся на этом вопросе и рассмотрим его подробнее. Очень многим представляется роль логики в обучении искусству незначительной. На самом деле музыка – это не только эмоции, образы. В очень большой степени это также структура и форма. В создании музыкального образа принимают участие ритм, метр, тональность, гармонические закономерности и многое другое, требующее разнообразнейшего оформления. Вот почему логическое объяснение и анализ занимают в обучении музыке одно из важнейших мест. Когда идёт знакомство с музыкальной архитектоникой, от педагога и учеников требуются чёткость формулировок, опора не столько на художественный образ, сколько на графические схемы, понимание музыкальных построений как сложного временного процесса. Даже самым младшим уже в начале обучения задаются вопросы типа «звуки мелодии движутся вверх по ступенькам или вниз? Нотки в интервале на одной высоте или далеко друг от друга?». Определяя задачи при прослушивании музыкального фрагмента (например, «отметьте все встречающиеся повторения-секвенции, преобладающие гармонические функции, место нахождения и вид кульминации: звуко-высотный или динамический»), педагог использует информацию по аспекту «белая логика» и приучает к этому учащихся. Такой учитель, что очень нравится детям, обычно более объективно оценивает результаты труда, ровен в отношениях с учащимися, даже с отстающими, именно на его уроках дети видят, что отрицательный опыт – тоже опыт.

Что касается дихотомии «экстраверсия – интроверсия», в маленьких детских группах в 8-10 человек чаще увидишь учителей-интровертов. Здесь им более естественно работать, поскольку по природе своей они больше склонны к индивидуальному общению, достаточно терпеливы и реже испытывают раздражение при досадно медленном у учеников продвижении вперёд. Как положительную сторону педагогов-экстравертов отметим то, что они видят и развивают в ребёнке его объективные качества. Интроверты же нацелены больше на отношения, то есть стараются не только создать между собой и учеником связь и таким образом передать свои знания, но и, учитывая субъективное восприятие музыки каждым учеником, подобрать для них наиболее показательные примеры.

Если говорить о дихотомии «рациональность-иррациональность», то в деятельности педагога – иррационала всегда больше экспромтов и импровизаций, попыток найти «нетривиальный» способ изложения трудного материала. Рационал в преподавательской работе ориентирован больше на традиции, его задача – добиться стабильной ровной успеваемости всей группы без неожиданностей и всплесков.

Различия в подходе к обучению существуют и у педагогов – представителей разных квадр. Так учителя из первой квадры, обладающие богатой фантазией и предпочитающие демократический стиль общения, отличаются стремлением развивать новые идеи, делиться находками. Им интересно сотворчество во время занятий. На их уроках не услышишь от учителя избитых фраз, монотонных повторений, здесь предпочитают выделять в материале главное, не теряясь во второстепенных подробностях. Особенно это отличает учителей ЛИИ, ИЛЭ. Скажем, что такого рода способности у педагога особенно важны для тех, кто только ещё начинает приобщаться к миру искусства. Детскую фантазию удобнее всего разбудить игрой и сказкой, и этот метод блестяще демонстрирует учитель ЭСЭ. Шуткой или песенкой он разрядит или накалит эмоциональный настрой в группе. Сам излучающий радость и бодрость, он привьёт такое же эмоциональное восприятие музыки и детям. Особая непринуждённая доброжелательность свойственна учителям СЭИ. Раскрепощая малышей, они учат их видеть аналогии музыкальных образов в жизненных ситуациях (например, педагог рассказывает: «Прислушайтесь, как «однообразно» поёт кукушка, как «сухо» стучит дятел, как «ласково» мурлычет кошка. А мы с вами как будем петь?»).

Педагоги, чьи ТИМы входят во вторую квадру, обычно весьма быстро приобретают авторитет у детей. Такие специалисты хорошо организуют учебный процесс, у них порядок и дисциплина на уроке. Этим отличаются, в частности, учителя ЛСИ и СЛЭ. Умеют представители второй квадры и воодушевить своим примером. Например, педагог ЭИЭ, очень артистичный и музыкальный, сам чаще всего принимает участие в своих заданиях («Сначала только я буду белочкой и на каждый из звуков мелодии соберу по орешку, а потом вы все вместе будете брать нотки-орешки и складывать в корзиночку. В ней и будет жить наша песенка!»). Если малыши ещё не умеют оценивать свои успехи, то учащиеся третьего-четвёртого года обучения уже сознают трудности предмета, им нередко требуется помощь. В такой индивидуальной работе, как правило, очень хорошо себя показывает учитель ИЭИ. Чуткий и внимательный, он вовремя похвалит, найдёт способ доходчиво объяснить материал.

В первые годы обучения основы знаний приобретают все учащиеся независимо от способностей, в старшем же возрасте для многих встаёт вопрос профориентации. Здесь уже «выигрывают» учителя квадр – гамма и дельта с общим для них стремлением до конца реализовать все имеющиеся возможности учеников. В этом возрасте у детей уже ярче проявляются воля к победе и творческая активность, у них уже достаточно хорошо развиты воображение и художественный вкус. Работать с ними весьма успешно удаётся педагогам-музыкантам третьей квадры. ЭСИ прекрасно чувствует, когда надо проявить твёрдость, увлекает своим разговором, ярко обрисовывая художественную сторону произведений. ИЛИ весьма проницателен и легко выявляет, а потом использует наиболее выигрышную для данного ученика методику обучения. Вызывает энтузиазм у подростков и организационный талант педагога из третьей квадры СЭЭ, ведь в этом возрасте молодые дарования уже чаще могут участвовать в праздниках и различных показательных выступлениях, и всегда необходимо, чтобы их кто-то продвигал вперёд. И, наконец, в юношеской среде весьма ценится экспериментаторский дух ЛИЭ, это увлекает учеников, способствует развитию их собственной творческой фантазии.

Представители четвёртой квадры, практичные и дружелюбные, также пользуются уважением у подростков. Учитель ИЭЭ, великолепный мастер общения, знает, как похвалить и подбодрить юных музыкантов, правильно оценивает их возможности и способности. Педагог СЛИ умело соединяет красоту и пользу, его учебные упражнения – на высоком эстетическом уровне. Учитель ЛСЭ, сам отличающийся большим трудолюбием, прививает любовь к труду и своим подопечным. Ученики такого педагога не надеются на лёгкий успех, они приучены всегда много работать. Дружеские, тёплые отношения выстраивает в своей группе учитель ЭИИ, он старается понять мотивы поступков, проявляет внимание к духовно-эстетическим запросам юношей и девушек, чувствует и проявляет их творческий потенциал.

Конечно, идеально, если педагог, освоивший азы соционики, сможет использовать в свой работе с детьми все 8 аспектов информационного потока. Тогда для маленьких логиков он сделает акцент на теоретических объяснениях, а этикам предложит новый материал через музыкальную иллюстрацию. Сенсорикам, с их стремлением к гармонии и особым чувством тембра, предложит выбрать самую красивую мелодию и проиграть её на губной гармошке, барабанчиках или бубенцах. А интуитов «расшевелит» на придумывание вариантов какой-либо музыкальной темы с использованием излюбленной у них игры ритмов. Если же учебные группы у педагога смешанные, то есть в них присутствуют представители всех дихотомий и квадр, то и в таком случае, зная характерные особенности социотипов, педагог увереннее сможет общаться с каждым учеником на его языке.

Попробуем здесь дать несколько советов. Если говорить о конкретных рекомендациях по каждому типу, то, наверное, стоит сказать, что обучая СЭИ, сложные вещи лучше преподносить шутливо, весело, перемежая объяснения забавными примерами и применяя наглядные пособия. ЭСЭ, внутренне и внешне очень эмоционального, охотно делящегося своими ощущениями от музыки с окружающими, нужно обязательно учить передавать свои чувства в словах. ЛИИ, очень упорного в достижении цели, можно ставить в пример, как способного доводить начатое до конца. Любознательного, но и нетерпеливого ИЛЭ лучше всего похвалить за его импровизации в музыкальном диктанте, ведь этот ребёнок, даже если что-то и не услышит при прослушивании, так легко придумает. Непоседе СЭЭ, делающему всё быстро и напористо, полезно дать свободу в движениях под музыку, чтобы он смог и «телесно» ощутить настроение произведения. А вот мечтателю ИЭИ, и музыку предпочитающему изящную, всё непривычное, особенно примеры современной музыки, давать следует очень осторожно, с предварительной подготовкой.

В целом, обобщая сказанное, отметим, что зная особенности восприятия каждого социотипа, всегда легче достигать целей педагогики. Ведь на вооружение тогда будут приняты правильные методы решения возникающих проблем. В результате процесс обучения не замедлит дать свои плоды – радость, взаимное удовлетворение и основательность знаний. Ради такой перспективы стоит трудиться.

 

Литература

  • Фридкин Г.А. «Практическое руководство по музыкальной грамоте», М.1964.
  • «Музыкальная психология» Сб. МГК им. Чайковского, М.1992.
  • Аугустинавичюте А. Социон. М.: «Черная белка», 2008.
  • Румянцева Е.А. На пути к взаимопониманию: соционика учителям и родителям. – М.: «Армада-Пресс», 2002.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: «Алмаз», 2005.
  • Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом . Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Соционические функции и модели. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Ваш индивидуальный стиль общения. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 60 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Ваш психологический тип и успех в жизни. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  • Прокофьева Т.Н. Соционика. Методика диагностики ТИМ. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 60 с.

Обновлено 21.09.2009 16:10 Прочитано : 11600 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 179 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12263045