Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Командообразование на уроках ОБЖ PDF Печать E-mail

А.А. Боголюбова

 

Статья преподавателя кафедры «Здоровьесберегающее содержание образовательных технологий» Московского института открытого образования (МИОО) посвящена применению соционических методов в работе педагога. Применив предложенную в статье методику, читатель-педагог сможет совместно с детьми построить полную соционическую карту класса, по которой можно показать сеть взаимоотношений учеников и учителей, определить их профессиональную ориентацию, научить их мыслить, сформировать команды для эффективной деятельности, дать необходимые рекомендации.


Ключевые слова: соционика, квадра, клуб, интертипные отношения, группы «мобилизация», «квадрат», «букет», «группы здоровья», кольцо заказа, кольцо ревизии, кольцо прогресса экстремальные ситуации, стрессовое состояние, выживание в экстремальных ситуациях, здоровье и здоровый образ жизни, построение соционической карты класса.

Человеческая личность не должна ни выпячиваться
наподобие прыща, ни стираться в придорожную пыль
А.С.Макаренко

На уроках ОБЖ в 5-6 классах мы проходим экстремальные ситуации (нестандартные ситуации, когда человек остается один на один с решением проблем, и полностью опирается на свои силы, или на силы команды). Экстремальные ситуации природного и техногенного характера.
Наиболее ответственной является ситуация вынужденной автономии. Человек, неожиданно оказавшись один на один с опасностью, испытывает на себе воздействие не только природных факторов (температуры, солнечной радиации, влажности) и техногенных (аварии автотранспорта, пожары в помещении и т.д.) но и психогенных факторов – страха одиночества, стрессового состояния, что особенно опасно, когда необходимо решительно и быстро действовать.
В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях [1].
Реальными стрессовыми ситуациями в школе, их можно назвать экстремальными (не дожидаясь пожара) в 6 классе становятся контрольные, ответы у доски, соревнования по физкультуре, выступления перед классом, даже выполнение домашних заданий, выстраивание отношений в классе, общение с другими классами, отношения с преподавателями и родителями.
Это возраст «затяжного кризиса» в возрастной психологии, когда общая мотивация подростка сменяется на общение, ведущим видом деятельности, при сохранении учения, становится умение общаться со сверстниками, с учителями и родителями. Ровесники играют важную роль в мировоззрении подростков, в удовлетворении потребности в признании и стремлении к самоутверждению.
В общении возникают конфликты, происходит переоценка ценностей. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Кто я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Поэтому так необходимо педагогически грамотно построить взаимодействие ребят в этом периоде роста и развития.
Обычно мы объединяемся в команду для реализации определенной общей цели, поэтому члены группы не только обмениваются информацией, но и организуют совместные действия. Групповая деятельность предполагает достижение результата: наш результат на уроках ОБЖ не только получить знания, но и уметь применять их на практике, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Однако, вспоминая басню про лебедя, рака и щуку, мы знаем, что не всегда совместная деятельность приводит к успеху и есть ряд факторов и явлений как способствующих, так и мешающих этому.
Здесь мы и решили применить знания соционики для формирования команд на уроках ОБЖ в 6 классе.



Соционика – это наука о психологических типах людей и способах их взаимодействия (см. Приложение 1).
В работе «Морфология малых групп» Г. Рейнин [2] выделил несколько групп. Эти группы связаны между собой определенными соционическими отношениями, которые могут быть как комфортными, так и не очень, а иногда трудно переносимыми.

Квадра

Это малая соционическая группа, состоящая из 4 типов. Отношения внутри квадры теплые и комфортные. Она дает человеку чувство защищенности, так как интертипные отношения внутри квадры таковы, что человек находится среди «своих». Всего квадр четыре. У каждой свои ценности.

Первая квадра: творчество, свобода, истина, гармония, радость, независимость, справедливость, познание.
Вторая квадра: сила, власть, энтузиазм, верность, порядок, система, мечта, закон, романтика, покорение, иерархия.

Третья квадра: деятельность, долг, добро, удача, богатство, роскошь, работа, предприимчивость, мораль, конкуренция.

Четвертая квадра:
гуманизм, совесть, надежность, стабильность, оригинальность, нравственность, польза, вечные ценности, удобство, профессионализм.

Клуб

Клубы («Ориентация на вид деятельности») явились основой для формирования команд на уроках ОБЖ: управленцы, социалы, исследователи, коммуникаторы (гуманитарии) – учеников объединяет общий интерес к работе, тип интеллекта. В клубе людям очень интересно, они могут спорить, обсуждая постановку проблемы на уроке, подвергая ее всестороннему рассмотрению, и плодотворно вырабатывая стратегии действий.

Группа «мобилизация»

Если клуб в состоянии найти решение, то его реализацией занимается другая группа. Она может быть либо интровертной, либо экстравертной.
Если в клубе обычно бывает множество дискуссий, и хорошо работает техника мозгового штурма, то в группе «мобилизация» отношения деловые. Поставленный вопрос решается сразу, без дискуссий и длительных обсуждений. Группа действует слаженно, причем у каждого свои функции. Решения быстро воплощаются в жизнь. Поскольку интенсивность общения высока, то время от времени всей группе необходим отдых.

Квадрат

Группа подходит для совместного отдыха. Представители типов не спорят, а общаются спокойно и неторопливо. Никаких практических задач с этой группой решать нельзя, задача этой группы – восстановление сил.

Группы здоровья

У членов этой группы, когда они вместе, самочувствие улучшается, стабилизируется кровяное давление, нормализуется пульс.

Группа «букет»

Очень напряженные отношения в группе, негативно влияющие на здоровье участников.

Еще есть три кольца, группы, состоящие тоже из 4 человек: кольцо заказа, кольцо ревизии или контроля, кольцо прогресса. Кольца имеют большое социальное значение, т.к. передают накопленный опыт, контролируют его передачу, отражают некий универсальный мировой закон.

На уроке ОБЖ у нас стояла задача снарядить экспедицию на необитаемый остров: «Вы отправляетесь в длительный поход. Вас ждут различные испытания и проблемы. Как лидеру команды вам необходимо выбрать людей, которым можете доверять в экстремальных условиях. Составьте и обоснуйте подробный список ваших спутников и их роли в вашем путешествии (знания соционики)».
Каждый человек в чем-то лидер. Лидер – ведущий человек, который способен пробудить интерес к делу, увлечь, повести за собой. За ним признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. Был предложен тест на определение лидерских качеств и выбор лидерской роли, или соционических типов, разбитых по квадрам. Ребята сами выбирали себе лидерские роли. Например, полководец или лирик, советчик или мастер, артист или предприниматель, критик или дипломат. Выбранные роли были соотнесены с соционическими типами учащихся.
Каждый лидер сформировал себе команду по клубам деятельности: «Вы очутились на необитаемом острове. Вы можете выбрать 3 человек и 3 вещи, чтобы взять их с собой. Что должны уметь люди и какими должны быть вещи, которые вы выбрали, чтобы обеспечить выживание на острове?» Обоснуйте свой выбор.
Классу, разбитому на команды дается методическая литература по разделам ОБЖ «Выживание в экстремальных ситуациях. Знания и умения», по разделу ОБЖ «Здоровье и здоровый образ жизни»: знания резервов своего организма, знание и овладение методами адаптации, умение применять адресные рекомендации: физиологического, психологического и социального характера, по разделу ОБЖ «Первая медицинская помощь», по разделу ОБЖ «Экологическая безопасность».
До занятия «Экспедиция на необитаемый остров» мы строим соционическую карту класса, который снаряжает экспедицию.

Построение соционической карты класса

Хотя человек всегда будет субъективно неповторим и уникален, сложен и неоднозначен, для цели управления имеет смысл различать в нем устойчивое ядро природных качеств (социотип), определяющий основную линию его поведения в рабочей команде, в классе, в общении друг с другом, с учителями и родителями. Этим достигается объективизация принятия управленческих решений на этапе формирования и реорганизации коллектива [3].

Оптимальный метод объективизации социально-психологических решений – соционический анализ.


Хотим предложить технологию анализа социотипа в классе:

  • Если вы пошли путем соционического анкетирования и наблюдений советуем тест «Тест для определения личности ребенка школьного возраста» (авторы В. Мегедь и А.Овчаров) [4];
  • Дихотомии, определяющие установки на вид деятельности и соционический темперамент подтверждают соционический тип или дополняют его еще вариантами.

В последнем случае есть о чем подумать и провести более детальную диагностику. Часто мы определяем, кем мы себе кажемся, а не кто мы на самом деле. Это обычно бывает для оправдания ожидания родителей, учителей, умных книжек. Поэтому в определении социотипа важно, чтобы соционик-психолог не навязывал типовую характеристику ребенку, а он сам искал ответы на свои вопросы: «Кто Я?», «Чем отличаюсь от других?», «Как нам доброжелательно и конструктивно взаимодействовать друг с другом?». Ближе к профессиональной ориентации появятся вопросы: «Кем я стану и как профессионально реализуюсь?», «Чем я буду полезен другим?»
Если вы пошли путем автодиагностики и самотипирования предлагаем сводную таблицу, по которой ученик может оценить себя и свою профессиональную ориентацию:
 

Соционический

темперамент

Целеполагание

Клубы (ориентация на вид деятельности)

Управленцы

Гуманитарии

(коммуникаторы)

Социалы

Исследователи

«Уравновешенно-стабильный»

1 внутренняя

цель

Инспектор

Гуманист

Хранитель

Аналитик

«Восприимчиво-адаптивный»

Несколько

внутренних

целей

Мастер

Лирик

Посредник

Критик

«Гибко-разворотливый»

Несколько

внешних

целей

Маршал

Советчик

Политик

Искатель

«Линейно-напористый»

1 внешняя цель

Администратор

Наставник

Энтузиаст

Предприниматель

 
 
  • Можно сначала рассказать о темпераментах, обращаем внимание, что у нас соционические темпераменты, которые чем-то похожи на психологические, но имеют другие задачи.
  • Необходимо выделить целепологание школьников.

1 внешняя цель – рациональность экстраверсия – темперамент линейно-напористый;
Несколько внешних целей – иррациональность экстраверсия – темперамент гибко-разворотливый;
1 внутренняя цель – рациональность интроверсия – темперамент уравновешенно-стабильный;
Несколько внутренних целей – иррациональность интроверсия – темперамент восприимчиво-адаптивный.

В команде линейно-напористые, как правило, доминируют – дают энергетический импульс к работе, гибко-разворотливые – придумывают нестандартные ходы решений (креатив), уравновешенно-стабильные – доводят информацию для результата, восприимчиво-адаптивные – выступают в роли гармонизаторов. По мнению В.В. Гуленко именно такая команда слажена и работает как единый механизм. Она представлена четырьмя темпераментами, они несут свою рабочую функцию в последовательности, описанной выше. Если в коллективе два доминирующих, два креативных, без других темпераментов, то команде существовать очень сложно из-за конкуренции между ними, т.к., в данном случае, она не представлена всеми качествами необходимыми для формирования «слаженной команды».
Обращаем внимание, что человек, конечно, намного сложнее соционической схемы. Линейно-напористый может исполнять роль креативного в команде, а восприимчиво-адаптивный – доминирующего. Все зависит от личных качеств человека, от его способности адекватно воспринимать действительность и уметь развивать те качества, которые требует внутренняя мотивация. Но общие закономерности существуют, и они значительно облегчают формирование команд.

  • Можно сразу дать возможность школьникам выбрать наиболее понравившийся тип клуба деятельности, как мы называем на уроках ОБЖ – лидерскую роль, а потом соотнести ее с темпераментом и целеполаганием.

Если произошла ошибка это не страшно, кто сел не в свой клуб быстро это поймет и по ходу работы сможет определиться.
Накопив информацию совместно с детьми, вы построите полную соционическую карту класса, по которой покажете сеть взаимоотношений учеников и учителей, определите профессиональную ориентацию учеников, научите их мыслить, формировать команды для эффективной деятельности, дадите рекомендации, если потребуется.

Приложение.

«Делай свое дело и познай себя».
Платон

Современный этап педагогической практики это переход от технологии обучения к технологии деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащихся. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Все большее значение в педагогике уделяется способам обучения, основанным на субъектных психогенных факторах развития ученика. Эти факторы нам доступны, благодаря, новым идеям и техникам НЛП и их интеграцией с теорией типов информационного метаболизма.
Информационный метаболизм изучается соционикой – молодой наукой, возникшей в 70-х годах ХХ века на стыке психологии, социологии и информатики [5].
Соционика – это наука о психологических типах людей. Типологический подход к изучению человека существует давно. Но именно соционика в настоящее время последовательно развивает типологический инструментарий психологии, давая новую жизнь идеям Гиппократа, Галена, Авиценны и Юнга.
Работа К.Г.Юнга «Психологические типы» [6] была опубликована в 1921 году, а ее краткий перевод на русский язык с предисловием профессора Ивана Ермакова – в 1924 году. Полное же издание на русском языке было осуществлено в Цюрихе в 1929 году. В конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века этой типологией занималась Изабелла Майерс-Бриггс и другие американские психологи. Был создан тест MBTI, он использовался для определения профессиональной ориентации людей, формирования экипажей на флоте, студенческих групп и т.д.
Независимо от американских исследований в середине 60-х годов в Литве, это направление начала развивать Аушра Аугустинавичюте и назвала его СОЦИОНИКОЙ [7]. Она перешла от типологии личности к типологии интертипных отношений. Она разработала и описала систему типов – социон – и дала описание всех интертипных отношений.
А.Аугустинавичюте увидела социон как структурную единицу человеческого общества, содержащую в себе всевозможные варианты человеческих свойств и отношений.
Идеи Юнга опередили свое время, как мы теперь понимаем, отличие между типами есть различие в способах (системах) получения, обработки и выдачи информации психикой. Для того, чтобы такая постановка вопроса стала возможной, должны были быть созданы теория систем и теория информации. А. Аугустинавичюте показала, что информация неоднородна, и можно выделить основные ее типы, названные аспектами. С точки зрения такого подхода, в неодинаковом восприятии одного и того же аспекта заключаются различия между юнговскими типами. А вот из общности восприятия следуют важные сходства поведения и характера (но отнюдь не одинаковость людей!). Схожесть между людьми, принадлежащими к одному и тому же типу, не исчерпывается только поведением или характером – оно значительно глубже и проявляется чрезвычайно широко: в привычках, в мировоззрении, построении взаимоотношений и даже в склонности к определенным заболеваниям.
«Соционику воспринимают по-разному и по-разному преподают. Для меня это наука о типах людей и о типах их отношений, и я не склонен отделять ее от психологии. Это часть психологии личности, связанная с классификацией людей, изучением отношений между ними, а также с исследованием законов формирования групп, обладающих широким спектром свойств. Профессионализм психолога прежде всего характеризуется тонкостью различия людей, их мотивов, проблем, страхов и поведенческих реакций. Я полагаю, что соционика позволяет существенно продвинуться в этом направлении, расширить горизонты психологической науки в целом» [8].
Современные психологи пытаются работать с психогенными факторами развития учеников при помощи множества тестов, используют тренинги, сказкотерапию и т.п. Однако они зачастую «тонут» в индивидуально-личностных особенностях учеников, в проблемах взаимоотношений их с учителями, высказываются мнения, что во всем виновато «эмоциональное выгорание» учителей, на которое дети реагируют повышенной тревожностью, и плохое воспитание детей родителями. Пока психологи работают над отчетами, учителям надо видеть в целом: ученика, класс, параллель, школу, и работать с ними. Показательным является пример введения Айзенком коэффициента интеллекта (IQ), который получает следующие результаты: хороший повар в большинстве случаев уступит посредственному инженеру в коэффициенте. Но лишь по той причине, что понятие интеллекта введено формально, без учета различия в типах сознания. Сравнивать же способы мышления ученого и художника при помощи сугубо количественных характеристик так же нелепо, как и пытаться точно измерить, во сколько раз стол отличается от стула. Ясно, что ни во сколько. Просто мебель бывает разная. Люди – тоже. Не количественно, а качественно.


Список литературы.


1. Л. Д. Столяренко. «Основы психологии». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997
2. Рейнин Г. Р. «Морфология малых групп» // Соционика, ментология и психология личности. 2001. № 2.
3. В. В. Гуленко. «Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя». – Новосибирск: «РИПЭЛ», 1995.
4. Мегедь В. В., Овчаров А. А. «Характеры и отношения». – М.: Армада-пресс, 2002.
5. Прокофьева Т. Н. «Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений» – М.: «Гном-Пресс», 1999
6. Юнг К. Г. «Психологические типы». – СПб.: «Азбука», 1996.
7. А. Аугустинавичюте. «Соционика»: – М.: «АСТ», СПб.: «Terra Fantastica», 1998.
8. Рейнин Г. Р. «Соционика. Типология. Малые группы» – Образование-Культура, 2005 г.


Обновлено 24.04.2009 23:37 Прочитано : 12014 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 116 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12262986