Процесс – больше внимания уделяют самому процессу.
Результат – больше внимания уделяют результатам.
Маркеры для диагностики признака
"Процесс" ("правые")
|
"Результат" ("левые")
|
Долгий вход в процесс, более длительный процесс и долгий выход из процесса [6]
Склонны отшлифовывать, усовершенствовать, доделывать (в отличие от «доделать»). Это не значит, что будет доведено до блеска, им просто сложно расстаться с процессом [2]
|
Резче и увереннее начинают дело. Резче заканчивают.
Часто стремятся «поставить точку»...
Стараются не заниматься длительными доделками – переделками [2]
Четкое завершение ...Четкое – не в том, что хорошо сделано, а в том, что четко и ясно виден конец [4]
|
Иногда затягивают время, «вязнут», создается впечатление, что у них «в запасе вечность», т.к. жизнь они воспринимают скорее как непрерывный процесс [2]
|
Жизнь скорее дискретна, со своеобразными «отчетными периодами» ... часто говорят, что процесс для них – это цепочка промежуточных результатов [2]
|
Не любят революций: резких перемен. Жалеют, что книга, которую читали, закончилась[2] |
Скачкообразное развитие [4]
Важен факт, что изменение произошло. «Еще одно дело сделано»[2]
|
В игре больше нравится сам процесс игры [2]
|
В игре важнее победа [2]
|
Предложения длинные, интонации растянутые [3]
|
Предложения короткие, законченные, с подведением итогов [3], чёткие окончания фраз [5]
|
Глаголы ... действия в продолжении. Иногда встречается фраза «продолжение следует…» [2]
|
Глаголы ... выражают законченное действие [2]
|
Чаще используют в речи глаголы (причастия, деепричастия) несовершенного вида (отвечающие на вопросы: Что делать? Что делал? и т.п)
|
Чаще используют в речи глаголы п ричастия, деепричастия) совершенного вида (отвечающие на вопросы: Что сделать? Что сделал? и т.п)
|
Цитаты из публикаций сотрудников и выпускников НИИ Соционики
Еще особенности взаимодействия "начальник-подчиненный", при их принадлежности к разным полюсам признака
"... начальник «Джек Лондон» обеспечивает довольно быстрое включение в рабочий процесс с первых дней выхода на работу, решительно, результативно и рационально он сообщает, «сделай такое-то задание, будут вопросы, спроси у того-то человека» практически сразу после «здравствуй»...
«Процессному» «Гамлету» необходимо время, чтобы проработать задачу самостоятельно, чтоб «процессный» «Гамлет» смог раскачаться и втянуться в проблему, обдумать методы, последствия и только потом приступить к выполнению...
Работать в такой команде продуктивно ... Главное, обсудить вместе, что сделать и примерно как, а дальше разойтись для проработки через свои сильные стороны...
Но такая ситуация зачастую вызывает недопонимание у результативного «Джека». [10]
Применение на практике
"Результатность" [из логопедической практики] :
"Мальчик П. (СЛЭ) 6 лет отказывался заниматься вообще, так как рассчитывал, что я посещу его 1 раз и больше не приду, а он начнет говорить красиво. Сам по себе процесс с отдаленным результатом никак его не устраивал. Ребенок очень любил конструктор «Лего», не так давно ему подарили набор «Средневековый замок» с большим количеством кусочков.
П.: Вот ты пришла, а я опять не построю себе замок!
Нашли компромисс: каждое красиво произнесенное слово – кирпичик красивого замка. П. был доволен".[7]
Результатность, как интегральной тип организации
"Даже система оплаты в этой организации напрямую связана с конечным результатом работы сотрудников, выраженным в тех или иных показателях. К тому же, как и что делается, не вызывает особого интереса и обсуждения, лишь бы это привело к определенному положительному итогу." [11]
"Так как "эффективность организации напрямую связана с её процессами и структурой, а результативность со способностью быстро достигать цели", то "левые" типы могут внести больший вклад в результативность организации, тогда как "правые" типы в её эффективность".[4]
Цитаты представителей типов
"Одна из моих коллег является носителем ТИМа (ЭИЭ, ENFJ, «Гамлет»), который относится к процессным типам. Мой руководитель давал ей указания по подготовке внутренних документов и всё время требовал промежуточных результатов, несколько раз в день отвлекал и просил указать процент выполненной работы. Это, несомненно, её постоянно сбивало и вводило в стресс, что сказывалось на её эмоциональном состоянии. Тогда я договорился с начальником, взял под контроль ход её работы, поставил временные рамки и дал ей свободу: есть такая задача, нужен такой результат к такому сроку, и перестал вмешиваться. Работа была выполнена к нужной дате. Процессным типам необходимо больше времени для того, чтобы включиться в работу и набрать необходимый темп, а постоянное требование промежуточных результатов выводит их из равновесия и серьёзно снижает скорость. К тому же творческая функция «Гамлета» () без вмешательства извне способна грамотно распределять время на свои дела. Знание соционики в данном случае позволило мне устранить конфликт и в то же время качественно выполнить работу. Процесс и результат – конфликтогенные признаки, и для того, чтобы эффективно управлять коллективом, необходимо это понимать." [12]
"Процессность"
"Вопрос в том, что Вы хотите услышать, ... ... Не знаю, что добавить. Похоже, все сказал. Фотография смонтирована. Здесь какая-то штучка-штырек и ворота никак не лепятся." [8] - "Все сказал", а сам продолжает говорить.
"Результатность"
«Таким образом, что реально до половины класса доходило. Вот».[5] - Окончание фразы на «Вот» подчеркивает четкость ее завершения.
«Ну, это такие коллекции, скажем прикладного типа, которые потом можно было использовать ... Раздарено, выброшено, куда-то… девались» [5]– коллекции "прикладного типа", интерес к тому, что коллекция дает в результате, и к тому, что этот результат куда-то подевался.
«В общем, в итоге компанией», «Чё мне самому надо? То есть, если мне самому доход – значит, мы будем на доход ориентироваться» [5] - также демонстрируют ориентировку на результат.
«В первую очередь изучать, первую пару недель, наверное – не больше» [5] - Сергей стремится скорее завершить процесс.
Экспериментальное исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Процесс-результат», как психического феномена
Использованные публикации:
1. Прокофьева Т.Н. // Краткое описание признаков Рейнина
2. Маркетова Е.В., Князев А.Е. // Признак Рейнина «Правые – левые»
3. Долматова Л.И., Рожнева Т.А. // Внук пошел в первый класс. Соционика для бабушек
4. Глухарев К.А. // Соционика в управлении: методология Адизеса и типы информационного метаболизма
5. Писарев В.С. // Обоснование ТИМа по результатам соционического интервью
6. Cерегина И.М. // Достоевский - отличный продавец?
7. Аносова С.Г. // Ориентация на вид деятельности: соционические клубы в процессе развития речи дошкольников
8. Овчинникова А.С., Прокофьев В.Г. // «Это вы здесь видите сенсорику!» или «У каждого своя соционика!»
9. Прокофьева Т.Н., Цигенов А.В. // Стрессоустойчивость
10. Волкова О.Н., Долинин Д.Л. // «Джек Лондон» глазами «Гамлета» и «Гамлет» глазами «Джека Лондона»
11. Лытко Н.В. // ТИМ организации, как психо-информационной системы
12. Лахаев А.В. // Зачем мне знать свой ТИМ
|