Засед Вера Валерьевна
Определение соционического типа Аркадия Натановича Стругацкого проводилось по письменным и фотоматериалам, находящимся в свободном доступе на сайте писателей Стругацких. Были использованы материалы из критических статей о творчестве, ответов на вопросы Бориса Стругацкого в разделе официального сайта [ 49, 103, 32, 53]. Исследование проведено с применением методики диагностики, разработанной в Школе соционики в Москве, включающей определение типа не только по базису Юнга, но и проверку диагноза по модели А, признакам Рейнина, стимулам к деятельности, клубам, стилям жизни, группам целеполагания и восприятия, интертипным отношениям. Такого рода перепроверки повышают вероятность правильного диагноза [ 71, 65, 72, 81, 73, 66, 83]. На основании изученного материала можно сделать предположение о том, что Аркадий Натанович Стругацкий относится к ТИМу Сенсорно-Этический Интроверт (Дюма). Результаты исследования ТИМа Бориса Натановича будет представлены в продолжении серии статей. Начать описание представителя типа Дюма стоит с такого примера из жизни, который в полной мере раскрывает самые лучшие качества СЭИ – заботу о людях, их чувствах, состоянии, способность даже в простых бытовых ситуациях найти место для удовольствия и радости. Из [ 17]: Как-то раз Мариану Ткачеву было очень плохо. Он сидел у себя дома и пытался работать. Зазвонил телефон. Это был Аркадий Стругацкий. – Что поделываете, вашество? – Ничего, все из рук валится. Хоть в петлю лезь. – Ну, – сказал он, – с этим можно и подождать. А знаете, какое нынче число? – Черт его знает... – Так вот, сегодня двадцать восьмое мая, день вашего тезоименитства. Извольте побриться и быть у меня через два часа. С деньгами у Аркадия Натановича в тот день было как всегда плохо. Денег хватило только на стол. Но подарок все равно был царский – рукопись «Гадких лебедей». 1. Дихотомии Базиса Юнга. 1.1. Об интроверсии: Интроверт – это человек, внимание которого направлено преимущественно на субъект, внутрь. Мир воспринимается как совокупность отношений (субъект-субъектных взаимодействий) [ 65]. Интроверту легче приспособиться к отношениям. Но интроверт чаще станет изменять сам объект, его качества, чем менять свое отношение к нему. Интроверты лучше понимают долг. Внешне интровертов отличают закрытые позы, жесты от локтя или запястья, более сдержанные чем у экстравертов эмоции, взгляд, сконцентрированный на конкретных объектах или погруженный в себя. Именно такие внешние признаки можно отметить на фотографиях. Можно сделать вывод, что главной мотивацией для Аркадия Натановича всегда был его внутренний мир идей, отношений к миру, обществу, ситуации, людям. Хорошей иллюстрацией интроверсии Аркадия Натановича может служить история о костюме [ 17]: «Вопрос о новом костюме возник примерно за месяц до премьеры «Сталкера» в московском Доме кино. От похода в ателье Литфонда Аркадий Натанович отказался категорически. Тогда ему купили отрез и нашли частного портного, который согласился прийти снять мерку на дом. «Только чтобы без всяких примерок!» – поставил условие Стругацкий. Это, наверное, был самый удивительный клиент в жизни портного. Он никак не хотел стоять на месте. Он без спроса то поднимал руки, то опускал их. Когда портной прикладывал сантиметр, Аркадий Натанович то порывался взять книгу с полки, то подойти к телефону, то начинал искать сигареты. Портной матерился, но обмерял. Премьера. Появление Аркадия Натановича в новом костюмчике стало не меньшим событием, чем сам «Сталкер». Если на его старый костюм нельзя было смотреть без слез, то на новый – без смеха. Одна штанина была короче другой, лацканы разные, рукава – тоже. В итоге он надел его в первый и в последний раз в жизни. И остались от нового костюма тряпка в прихожей его квартиры на проспекте Вернадского в Москве и песенка из телевизионного фильма «Чародеи» по сценарию Стругацких с припевом «главное, чтобы костюмчик сидел»». Автор больше был погружен в свои отношения к портному, к ателье Литфонда. А вот объекту внимания было уделено значительно меньше, что сказалось на результате. Именно интроверты склонны переделывать объект, изменять его свойства. Можно упомянуть еще одно качество интровертов – умение снимать с себя лишнюю ответственность. Борис Стругацкий: «Если же говорить собственно о редакторской работе, то мы оба с удовольствием пользовались приемом «сваливания ответственности»: «Да, – говорил кто-нибудь из нас дураку-редактору, требующему идиотских поправок. – Вы совершенно правы. Я полностью с вами согласен. Но вот ОН – решительно возражает! Так что давайте, может быть, оставим все, как есть, а?»». 1.2. Об иррациональности: Иррациональные типы, ориентированны на непосредственное восприятие. Они стремятся построить свой взгляд на мир, увидеть новые возможности, почувствовать ощущения, скорость развития ситуации, волевое давление окружения или воспринять красоту пространства. Они долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. В отличие от рационалов, иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Они имеют переменчивую работоспособность, подверженную настроению. Иррационалы легче переключаются с одного дела на другое и могут заниматься несколькими делами одновременно [ 72]. И Аркадий Натанович говорил в интервью, что параллельно работает над несколькими произведениями. Кроме основного занятия фантастикой занимался переводами, написанием рецензий. Во многих интервью упоминаются случаи импульсивных поступков, являющихся реакцией на изменчивую ситуацию или изменение собственного настроения. Максимальный творческий подъем у него был именно во времена сложные, когда надо было искать выход из сложившейся ситуации, затруднений. 1.3. Об этике: Этикой в соционике называется функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей. Этика сравнивает содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. Этики более глубоко переживают эмоции, имеют более богатую палитру чувств, что проявляется в более яркой мимике, Они легче сходятся с людьми, лучше оценивают старание, сочувствие других людей, умеют управлять эмоциональным фоном ситуации, умеют сознательно влиять на чувства людей, хорошо контролируют свои сильные эмоции. Очень критично относятся к вопросам морали, нравственности, аспектов социальной и гуманитарной жизни людей [ 65]. Борис Стругацкий [ 32] о брате: «Он был, повторяю, человеком эмоциональным, с удовольствием (особенно в молодости) и легко сходился с людьми. Если угодно – увлекался новыми людьми. Но у него очень многое зависело от настроения. Если Аркадий Натанович в хорошем настроении, – трудно представить себе человека более веселого, обаятельного, доброжелательного, терпимого, остроумного, легкого, жизнерадостного. Но если настроения нет, если хандра навалилась, – тогда лучше под руку ему не подворачиваться, он становился совсем другим человеком и в эти минуты рекомендовалось держаться от него подальше. И вообще он как-то уставал от людей. Редко кто из его знакомых может похвастаться, что ТЕСНО общался с ним больше пяти-шести лет. Потом обычно наступало известное охлаждение...» То, насколько Аркадий Натанович хорошо разбирается в людях, интересуется их жизнью и внутренним состоянием, умеет отстраниться от плохих переживаний, можно прочитать в ответе на вопрос [ 32]: Правда ли, что все герои ваших произведений взяты из жизни? А.Н. СТРУГАЦКИЙ: «Перед нашими глазами – у меня, когда я был в армии, у Бориса Натановича в университете, потом в обсерватории – проходили люди, которые нам очень нравились. Прекрасные люди, попадавшие с нами вместе в различные ситуации. Были ситуации и похуже, когда тесная компания из четырех-пяти человек вынуждена была жить длительное время в замкнутом пространстве. Вот тогда я впервые испытал на своей шкуре все эти проблемы психологической совместимости. Достаточно было одного дрянного человека, чтобы испортить моральный климат всего маленького коллектива». Аркадий Натанович обладал прирожденным талантом рассказчика. «Захватить площадку», как говорят актеры, ему ничего не стоило – в любой компании. Причем, никогда не прибегал к банальностям, не смеялся первый собственным остротам. Аркадий Натанович был, по свидетельству людей, хорошо его знавших, неплохим актером. Когда он писал, то на разные лады и разными голосами «опробовал» те или иные реплики персонажей, отбирая наиболее подходящие. В годы армейской юности его даже приглашали сниматься в кино, да дивизионное начальство не отпустило [ 17] . 1.4. О сильной сенсорике Сенсорикой называется психологическая функция, обрабатывающая информацию о физических раздражителях. Воспринимает конкретные факты. Сенсорика сортирует информацию в пространстве, поэтому завершенная картина дает описание не всегда заметных качеств объектов. Это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости. Сенсорики, как правило, крепкие, плотные люди. Они обладают хорошей координацией движений, лучше чувствуют свое состояние и крепче стоят на ногах [ 71, 72]. По свидетельству друзей и Аркадий Натанович был очень плотным, статным, красивым, уверенно стоящим на ногах человеком. Вот как пишет Марианн Ткачев [ 93]: «высокий рост, мощная стать, крупные правильные черты лица – вылитый бюст римского легата, недавно принявшего легион и ждущего первых триумфов; прическа человека, который никогда не узнает (на собственном опыте), что такое плешь». Сенсорик очень внимателен к подробностям, информации о физической составляющей ситуации, волевым качествам человека. Аркадий Натанович [ 32]: «Помню, например, как меня забросили на остров Алаид – с четырьмя ящиками сливочного масла на десять дней. И без единого куска сахара или хлеба». Сенсорики часто любят что-либо делать своими руками, мастерить, стремятся применять свои знания на практике, довести дело до практической реализации, конкретного результата. Еще в детстве Аркадий Натанович прочел книжку «Как сделать телескоп» – стал делать телескопы, сделал их штук десять, самый большой был два с половиной метра, самый маленький – сантиметров тридцать. На блошиных рынках за сущие гроши можно было купить и объектив, и окуляр, а тубус он делал сам – клеил из старых газет с удивительным искусством и терпением [ 49]. 2. Признаки Рейнина, не входящие в Базис Юнга 2.1. Динамика Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими [ 66]. В интервью отмечаются признаки динамики: обилие глаголов действия, изложение прошлых событий в прошедшем времени, изложение связных эпизодов сюжетной линии. В рассказе динамика действующими лицами, зачастую, становятся все, о ком или о чем идет речь, даже неодушевленные предметы [ 84]. В эпизоде с костюмом ярко проявляется динамика Аркадия Натановича. Динамики действительно не любят долго находиться в одной и той же позе, «застыть». 2.2. Негативист Негативист обращает внимание на то, чего в ситуации нет или не хватает, чаще видит и говорит о недостатках, учится на негативном опыте, больше стремиться избегать неудач, думает о том, что может потерять. Негативистов может раздражать «чрезмерно положительный» взгляд [ 85]. Так Аркадий Натанович говорил [ 103]: «С самого начала наша деятельность – наша с братом работа – была реакцией на нереалистичность фантастической литературы, выдуманность героев… Беззубая фантастика…». В речи негативистов много негативных формулировок и отрицательных частиц. Аркадий Натанович [ 32]: «Старая добрая заповедь АБС: о планах – никому и ничего». 2.3. Деклатимность. Деклатим чаще использует утвердительную форму речи. Стремится высказать сформулированную мысль до конца, а затем выслушать собеседника. Это можно назвать минимонологами. Деклатим редко задает вопросы. Если вопрос звучит в речи, то он уже подразумевает тот ответ, которого ожидал деклатим. Это наводящий вопрос. В отличие от квестима, который задает вопросы, чтобы получить на них ответ [ 84]. В ниже приведенных отрывках интервью можно заметить такие формы монологов. 2.4.Правый Один из любимых литературных приёмов Стругацких – открытый финал: действие достигает наивысшего напряжения, но читателю не суждено узнать, как сложится судьба героев. Повествование останавливается чуть ли не на полуслове [ 84]. Это служит ярким примером признака правые или настрой на процесс. Основное различие между типами, настроенными на процесс и на результат, заключается в восприятии ситуации, процесса, соответственно, «изнутри» и «снаружи». Правые «зависают» в процессе, что не желают «выключаться», терять связь с процессом до его фактического завершения – получения результата [ 85] . А.Н.СТРУГАЦКИЙ: «Читая произведение, которое можно интерпретировать так, и этак, и так, и этак – человек порой меняет свое мировоззрение. Он начинает понимать, что окончательных ответов в мире быть не может. Вот что самое главное. Сегодня он пришел к такой- то интерпретации, а через год перечитывает вещь – и у него получается другая интерпретация, – он накапливает опыт». 2.5. Демократ Демократы воспринимают и определяют себя и отношение к другим людям через личные качества, а не через принадлежность к иерархии [ 66]. Индивидуализм в большей степени присущ демократу. Демократ не склонен использовать в речи выражения, обобщающие «групповые черты» отдельных людей (например, «типичный представитель» ) [ 84]. Диагностировать этот признак Рейнина можно так же и по внешности. Так в стиле одежды Аркадия Натановича замечается свободный стиль, без атрибутов принадлежности к какому либо «кругу». Склонность к свободному от субординации неформальному общению, независимость оценок. В [ 53] можно прочитать, что Аркадий Натанович, выручал своих друзей из очень неприглядных ситуаций со словами «Понимаешь, – очень талантливый человек». 2.6. Уступчивый У уступчивого во «внутреннее пространство» (то есть то, чем уступчивый не может поступиться), попадают ресурсы, а интересы являются объектом для «манипуляций». Интерес возникает, только если он подкреплен соответствующим ресурсом, возможностью. Уступчивый в процессе взаимодействия с другими людьми свободно оперирует своими интересами. Уступчивый начинает «защищаться» при конфликте ресурсов, но не отслеживает угрозы интересам [ 84]. «…Как только герой, который нам уже понравился, начинает поступать вразрез с нашими намерениями – нужно менять намерения». У Аркадия Натановича как-то в сердцах сорвалось: «Меня всегда обкрадывают» – это истинная правда! Хорошо известно, что Аркадий Натанович всегда готов был помочь, поступался своими интересами ради друзей, талантливых коллег, например, писал очень хорошие рецензии, во время редакторской правки мог практически полностью карандашом переписать текст за автора. 2.6. Стратег Стратег чаще ставит далекие цели, говорит о будущих планах, чем о пути их достижения, ближайших перспективах. Как правило, не фиксирует для себя путь, то есть конкретные действия, последовательность которых приводит к цели. Свои текущие действия оценивает с точки зрения того, насколько они приближают его к конкретному желаемому состоянию (цели). Анализируя прошлое, стратеги выделяют «ключевые моменты» (основные, наиболее значимые этапы), приведшие их к нынешнему состоянию. Осознанно ставят цели и с трудом отказываются от них. Могут испытывать замешательство, если вынуждены менять поставленную цель. Испытывают удовлетворение от достижения цели и разочарование в случае отказа от нее, или если цели не удалось достичь [ 84]. В июле 1956 года Аркадий Натанович пишет отчаянное письмо [ 57]: «...Единственно приемлемыми, хотя и практически неравноценными являются 2 пути. 1-й – длинный и сложный, сулящий массу осложнений: ты будешь писать свое, не обращая внимания на то, что сделано мною. Синтезировать наши работы будет в таком случае гораздо сложнее. 2-й – наилучший, по моему глубокому убеждению, состоит в следующем: на базе имеющейся теперь в твоем распоряжении схемы создавать новые эпизоды, вычеркивать то, что тебе не нравится, добавлять и убавлять, изменять как угодно в пределах основной идеи и заданных действующих лиц и ситуаций (их, впрочем, тоже можно изменять). Все эти изменения по мере их накопления пересылать мне на просмотр и оценку, на что я буду отвечать согласием или несогласием... Это очень ускорит нашу работу, и тогда можно надеяться, что к моему отпуску – я приеду в Ленинград в конце декабря – вчерне у нас все будет готово...» 2.7. Рассудительный Рассудительные в естественном состоянии расслаблены; они максимально мобилизуются, концентрируются только на время выполнения какой-либо задачи, а после того, как задача выполнена, они снова выходят из состояния мобилизации [ 84]. Рассудительные лучше осознают и считают более ценным подготовительный этап перед принятием решения (обдумывание, обсуждение, выбор варианта действий и т. д.), уделяют этому этапу больше сил и времени. Речевые особенности: описывают, как и почему пришли к какому-то решению, но не выделяют сам момент принятия решения; в разговоре о работе говорят об условиях (удобстве, перерывах, близости от дома и т. п.). Именно так заканчивается цитата из п.2.6.: АН: «Увы. К декабрю ничего не было готово. АН привез с собою черновик второй части, ознакомился с жалкими плодами деятельности БН и сказал: «Так. Вот машинка, вот бумага, садись и пиши третью часть. А я буду лежать вот на этом диване и читать «Порт-Артур». Я – в отпуске»». 2.8. Эмотивизм При общении с каким-либо человеком эмотивисты стараются привести его в нужное эмоциональное состояние (или подстроиться самому). В общении «вовлекаются» в общий эмоциональный настрой. Эмотивист, обсуждая какое-либо дело, может «забыть» о нем и «сбиться» на эмоциональный обмен. Эмотивист скорее предпочтет новые впечатления возвращению к чему-то уже пройденному, старому (пусть и эмоционально приятному) [ 84]. АН в письме рецензенту: «Дорогие друзья! Рад сообщить вам, что «Экипаж» прорвался через корректорскую (больше месяца ее, сироту, терзали!) и сейчас чередом поплелся через техредов в типографию...» Перечитывать книгу или второй раз посещать то же самое место будет чаще в том случае, если что-то забыл или надеется узнать что-либо новое. Информация (например, книга, фильм, экскурсия), воспринимаемая как поданная непрофессионально, «некачественно», не задевает эмотивистов эмоционально, оставляет их равнодушными [ 84]. АН: «Гуляли по Невскому и костерили современную фантастику за скуку, беззубость и сюжетную заскорузлость». Эмотивисты с большим трудом дистанцируются от просьб что-либо обдумать или сделать, чем от чужих эмоций или переживаний. Примеры таких событий можно повторить из п.2.6. 3. Тетратомии 3.1. Клуб – Социалы. Если выделить среди 16 типов 4 по признакам этика и сенсорика, такая группа называется установкой на социальный вид деятельности. Сам Аркадий Натанович писал о том, какой интерес и творческий подъем вызывает у него сфера воспитания детей, отдыха и развлечения, радости жизни, общения, заботы, психологического климата в коллективе. Социалы больше других типов ценят семью, домашний очаг [ 65]. Вот отрывок из интервью [ 93]: «Фантастика – это не жанр, не тема, фантастика – это способ думать, она позволяет создавать такие ситуации в литературе, которые я не могу представить себе иначе. Человечество волнует множество глобальных, общечеловеческих, общеморальных забот. Как их перевести на язык литературы? Можно написать трактат, но в трактате не будет людей. Ну, а раз появились люди, то и задачи фантастики приближаются к общелитературным, или – как любили говорить раньше – к человековедению...» 3.2. Стимул к деятельности – Настрой на благосостояние (по С.В. Савченко – «Дамы»). Если рассматривать пару признаков сенсорика и интроверсия то можно выделить группу 4 типов, стимулом к деятельности которых является благосостояние, комфортные условия работы, хорошее материальное обеспечение, практическая деятельность с постоянным небольшим кругом контактов. Для этих людей важна уверенность в завтрашнем дне, порядок в жизни и работе. При включении в работу они уделяют большое внимание деталям, практическому внедрению, качеству [ 65, 72]. По телевизору показывали международную встречу ученых, космонавтов, людей, пишущих о космосе. Речь шла о предстоящей экспедиции землян на Марс. Все выступавшие были «за». Возражал им один АН. Он сказал, что пока на Земле не хватает жилья, школ, больниц, многого другого, нам на Марсе делать нечего. «Дамы» заботятся о своей территории, не стремятся к бесконечному ее расширению, но и не совершают подвигов. Именно так можно охарактеризовать службу в пограничных войсках Аркадия Натановича. 3.3.Группа целеполагания – Восприимчиво-адаптивные. Иррациональные интроверты по В. В. Гуленко образуют группу соционических темпераментов [ 21]. Их нежелание раскрываться и активно вмешиваться в окружающую обстановку имеют своей причиной интроверсию, а внутренние перепады настроения – иррациональность. Такие люди обладают повышенной внутренней восприимчивостью к физическому и эмоциональному дискомфорту, однако как интроверты стремятся скрывать свои внутренние изменения. В ситуациях конфликта люди с восприимчиво-адаптивным темпераментом пытаются сгладить или выйти из ситуации. Они очень плохо переносят эмоциональную нестабильность, которая сильно угнетает их чувствительную нервную систему. Их цель – адаптироваться (приспособиться) к ситуации, а не воздействовать на нее. С другой стороны, они внутренне очень динамичны и, даже внешне выглядя уравновешенными, нуждаются в душевном покое. Чувствительные типы реагируют даже на небольшие изменения обстановки. Но далеко не всегда говорят об этом. Поэтому не стоит удивляться их нестабильной работоспособности [ 72]. Борис Натанович [ 49]: «Нам повезло в том смысле, что наш менталитет менялся одновременно с менталитетом интеллигенции вообще. Интеллигенция умнела – мы умнели; интеллигенция была глупой – мы были глупые. Все происходило очень естественным образом. С другой стороны, нам повезло в том смысле, что мы никогда не обгоняли этот процесс. Потому что, если бы мы его обгоняли, то нас, наверное, давным-давно сгноили бы в лагерях». 3.4. Стиль общения – Душевный стиль Интроверты этики понимают под общением обмен знаками душевной привязанности, для них чрезвычайно важен эмоциональный фон беседы. Они уверены в своем отношении к человеку и не стесняются выражать свои чувства, однако, как интроверты делают это в форме намеков [ 65]. Борис Натанович о брате: «Аркадий был человек чрезвычайно эмоциональный, а я – рациональный. Аркадием всегда правили чувства, я же старался все взвешивать и просчитывать на пару ходов вперед. Когда мы писали письма начальству, Аркадий постоянно норовил обложить это начальство последними словами, а я все выруливал в скучно-казенный стиль...» 3.5. Мироощущение 1 квадры. В подтверждение духа 1 квадры можно привести цитату А. Стругацкого [ 54]: «Мир, в котором человек не знает ничего нужнее, полезнее и СЛАЩЕ творческого труда. Мир, где свобода каждого есть условие свободы всех остальных и ограничена только свободой остальных. Мир, где никто не делает другому ничего такого, чего не хотел бы, чтобы сделали ему. Мир, где воспитание человеческого детеныша перестало быть редкостным искусством и сделалось наукой... Разумеется, ничего светлее, справедливее и привлекательнее такого мира пока еще не придумано». Заключительным штрихом к образу Дюма можно привести цитату из [ 57]: Рукопись попала к редактору Аркадию Стругацкому. Первое письмо бакинским писателям Стругацкий с трудом составил из обычных казенных фраз: «...прочли роман с интересом... роман надо издавать...» Второе письмо полностью казенным уже не получилось: «...Ура, роман принят, его включили в план, так что можете радоваться...» И очень скоро переписка приобрела уже совершенно неофициальный характер: «...а у меня к вам просьба вот какая: паки всего старайтесь ныне же, в ходе предварительной работы, умять рукопись до 30 а.л. и non рlus ultra, запомните!» «...и снова и снова, я спрашиваю вас, о писцы: сколько экземпляров талмуда вашего желаете вы получить за наличный расчет?» «...Одобрение вам высылаю, бухгалтерия готовится раскошелиться, несгораемый шкаф стоит отверстый. Но где же ваши справки о годах ваших и домочадцах? Льзя ли упускать суммы, кои лучше в кружале и паки в австерии пропить?..» Получив письмо, в котором, в частности, было приглашение Е. Войскунскому приехать в Москву для последней блицработы над романом, после которой «Евгений Львович будет облит золотым дождем на сумму в 60 процентов», один бакинец сказал другому: «Действительно, надо в столицу съездить. Заодно погляжу, что это за редактор нам такие письма пишет...» Войскунский приехал, увидел Аркадия Стругацкого и понял: никакой это не редактор... Аркадий Натанович предстает перед нами человеком огромной души, жизнелюбивым, веселым, артистичным, воспринимающим мир через призму своих чувств, любящим все необычное, неожиданное, но все же сильным и твердо стоящим на ногах человеком, всегда готовым прийти на помощь своим друзьям. Литература: 17. Володихин Д. Биография Аркадия и Бориса Стругацких (Официальный сайт www.rusf.ru/abs) 21. Гуленко В. В. Почерк личности в социуме. Социодиагностика через наблюдение. 32. Зеркалов А. Краткая биография Аркадия и Бориса Стругацких. 1991. 49. Интервью: OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким. www.rusf.ru/abs 53. Краткая шуточная энциклопедия жизни и творчества Аркадия Натановича Стругацкого в историях, диалогах, анекдотах и документах. Материалы энциклопедии подготовлены М. Дубровским по устным воспоминаниям Р. Арбитмана, Н. Берковой, В. Борисова, Е. Войскунского, В. Гопмана, А. Городницкого, В. Казакова, М. Ковальчука, Б. Клюевой, А. Мирера, И. Можейко, М. Ралля, В. Ревича, М. Ткачева, Т. Чеховской. (Официальный сайт www.rusf.ru/abs ). 54. Лихачество только за письменным столом.: Интервью Б. Стругацкого. /[Вопросы задавал Л. Сапожников.]// За рулем, 1997, № 2, с. 102, (Рубрика «Смотрите, кто приехал!») 65. Прокофьева Т. Н. Соционика. Ваш индивидуальный стиль общения. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 60 с. 66. Прокофьева Т. Н. Соционика. Признаки Рейнина. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с 71. Прокофьева Т. Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: "Алмаз", 2005. 72. Прокофьева Т. Н. Соционика. Профориентация и мотивация к деятельности. Учебно-практическое пособие. М., 2004, 64 с. 73. Прокофьева Т. Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с. 81. Прокофьева Т. Н. Соционика. Ваш психологический тип и успех в жизни. Учебно-практическое пособие. 80 с. 83. Прокофьева Т. Н. Соционика. Методика диагностики ТИМ. Учебно-практическое пособие. 60 с. 84. Рабочая группа по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБПЧ (Санкт-Петербург), в составе: Иванов П. А., Кочубеева Л. А., Малкова И. И., Мальская Е. Н., Миронов В. В., Овчинников Е. И., Стоялова М. Л.; Доспехов С. В., Егоров В. В., Егорова О. А., Казакова М. М., Ковалева А. Ю. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований. http://www.socioclub.org/articles/reinin_signs/ 85. Рабочая группа при ЛМИ ИБИПЧ СПб. Методика типирования по признакам Рейнина с применением контент-анализа // «Соционическая газета», 2004, № 1 (28) 93. Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. – М.: Большая росс. энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000. – С. 669-671. 103. Стругацкий Б. Комментарии к пройденному (журнальный вариант). ( нttр:// lib.ru / )
|