Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г.
nabor@socionics.ru
Модель А
В первой части статьи мы рассмотрели историю этой соционической тетратомии, называемой также «Квадрат» или «Группы релаксации». Мы описали наш первый эксперимент по уточнению ее содержания. В этой, второй части статьи мы рассматриваем, что общего в моделях А типов, входящих в изучаемые малые группы (МГ), и описываем результаты следующих этапов эксперимента с этими МГ, но с другими составами испытуемых. Новые полученные результаты подтвердили раннее сделанные (в первой части статьи) выводы. В статье также даны ответы на вопросы, которые были заданы участниками научного семинара по этой теме. Статья будет полезна для социоников, управленцев и психологов.
Следующая (третья) статья этого цикла посвящена особенностям техник практического применения тетратомии.
Ключевые слова: соционика, модель А, эксперимент, планирование, тип информационного метаболизма, тетратомия, малые группы, группы релаксации, группы «Квадрат»
Теоретический анализ свойств малых групп «Стилей планирования».
На этом этапе мы проанализировали общие структурно-функциональные особенности моделей А типов по этим малым группам. Это оказалось не простой задачей, но нам удалось найти то, что было общего в моделях А ТИМов внутри каждой МГ. Мы исходили из того, что различия в «стилях планирования» должны касаться отличий в положении в модели А рациональных и иррациональных функций и в первую очередь места функции , как отвечающей за планы. У рациональных ТИМов все акцептные функции (1, 3, 5, 7) рациональны (, , и ) - восприятие целей контролируется разумом, фильтруется. Все продуктивные функции (2, 4, 6, 8) иррациональны (, , и ) – выбор методов вариативен, восприимчив к ситуации. Это мы можем видеть на примере МГ 1 и МГ 3
МГ 1. «Этапное» планирование
и - функции в ценностных блоках (ЦБ) – ценность времени и силы (престижа)
МГ 3. «Стабильное» планирование
и - функции в «ценностных блоках» (ЦБ) – ценность новых возможностей и комфортной атмосферы. Вот что написала А. Аугустинавичюте про вербальные (ценностные) и лаборные блоки [2]: «... горизонтальные блоки ... можно делить на ... вербальные и лаборные блоки. Эго и CуперИд — вербальные, Ид СуперЭго — лаборные... «Вербальные блоки» «озвучивают проблемы». Коллективные обсуждения и очень осторожная индивидуальная активность, дотошное избегание ошибок. Все обсуждая и вышучивая, стараются всевозможные ошибки испробовать на вербальном уровне. По Эго — потому, что о соответствующих аспектах активно, сознательно и самостоятельно мыслят, стремятся к совершенству и действуют только обдуманно, с чувством личной ответственности и полностью спокойной совестью. По СуперИд — потому, что о соответствующих понятиях вообще почти ничего не знают и не понимают, постоянно ожидают руководящих и разъясняющих положений и указаний. И по той причине слушают что угодно, с полным пониманием, что только это в конце концов, возможно, выведет на путь истинный и сформирует хотя бы временные установки. Обсуждают каждый шаг и каждый поступок. В общем — полная свобода слова и дискуссий и большая предупредительность в поступках. Споры, дискуссии, нападки, претензии. Все это на уровне интеллектуальной игры или помощи непонимающим... «Лаборным блокам», наоборот, присуща коллективная физическая, трудовая, эмоциональная и прочая реализация по первой сигнальной системе. Коллективизм на деле, а не в дискуссии. С разговорами и шутками — осторожно. Передается лишь объективная информация, то, что удалось видеть или слышать, без собственных комментариев: мне говорили, я читал... Действуют не обсуждая, лишь в ходе дела обмениваясь мнениями...»
У иррациональных ТИМов (МГ 2 и МГ 4) все акцептные функции (1, 3, 5, 7) иррациональны (, , и ) – поэтому восприятие целей вариативно, восприимчиво к ситуации. Все продуктивные функции рациональны (, , и ) – выбор методов контролируется разумом, фильтруется.
МГ 2. «Свободное» планирование
и - функции в ценностных блоках – ценность новых возможностей и комфортной атмосферы
МГ 4. «Вариантное» планирование
и - функции в ценностных блоках – ценность времени и силы (престижа).
Выводы из проведенного анализа моделей А ТИМов:
- Для ТИМов групп «стабильного» и «этапного» планирования (рационалов) важно принять решение по целям (что часто приводит к принятию решения следовать только одной), а при выборе методов эффективна опора на восприимчивость к ситуации, вариативность и разнообразность (много методов). «Не мытьем, так катаньем!»
- ТИМы групп «свободного» и «вариантного» планирования (иррационалы) более открыты к новым возможностям, к параллельному движению к нескольким целям, а методы определяется заранее, и их придерживаются, чтобы не отвлекаться в процессе (вплоть до сведения всего к одному методу). «За одно!»
- Для ТИМов групп «стабильного» и «свободного» планирования наиболее эффективным будет неторопливое (обдуманное, «взвешенное»), планирование действий, проверенность и надежность подходов, тщательное прописывание деталей. Наиболее адекватными будут те цели, что направлены на поиск и достижение новых возможностей и формирование комфортной атмосферы.
- Для ТИМов групп «этапного» и «вариантного» планирования наиболее адекватными будут те цели, что ведут к экономии времени и повышению статуса. Им свойственна решимость в достижении одной цели, при максимальной вариативности используемых методов, планирование своевременных (или упреждающих) и силовых (или подчеркивающих «крутизну») действий.
В результате эти теоретически полученные выводы мы приняли как рабочие гипотезы и на следующих этапах исследований подвергли экспериментальной проверке.
Этап 4. Продолжение исследований.
3 сентября 2011 г. НИИ Соционики проводил традиционный летний пикник на Клязьменском водохранилище. Как обычно в программу был включен небольшой соционический тренинг. В этот раз мы воспользовались открывшейся возможностью (подавляющее большинство участников прошли определение ТИМ в НИИ Соционики), чтобы еще раз собрать из них «резонансные группы» и углубиться в актуальную для нас тему: малые группы «Стили планирования».
Участникам, разделенным на 4 группы было дано задание, как и на предыдущем эксперименте («Полет по контракту») [1]. Количество испытуемых в этот раз – 27 человек. Итоговые презентации групп были записаны на видео. Тексты с видео сведены в таблицу 2
Таблица 2. Фразы из выступлений участников.
Этап 5. XXXI научный семинар НИИ Соционики: «Стили планирования»
На семинаре мы организовали еще один (третий по счету эксперимент по исследуемой тетратомии). В этот раз мы дали группам задание, отличное от заданий на двух предыдущих испытаниях. (См. приложение 1) И этот, третий по счету эксперимент, проведенный с участниками семинара также убедительно и наглядно продемонстрировал возможность (теперь уже) прогнозирования различий подхода к планированию у коллективов собранных из разных малых групп «Стилей планирования».
В связи с тем, что на семинаре присутствовало некоторое количество участников с ТИМами, определенными вне стен нашего института, «резонанс» типологических проявлений был не столь ярким, как на предыдущих этапах, но данные, полученные на этом тренинге, еще раз однозначно подтвердили сделанные раннее выводы. Стенограммы выступлений групп представлены в приложении 1.
Информативные вопросы-ответы с семинара
Вопрос из зала: Робеспьер, насколько я помню, относится к железобетонной группе, стабильной. У меня начальница – Робеспьер, она периодически на меня этим очень сильно давит, т.е. говорит «Делай вот так, заранее все эти мельчайшие детали», а я «Давай я как-нибудь войду в ситуацию, потом сориентируюсь» и в ответ «Нет, это надо заранее продумать». Как-то можно оптимизировать наш контакт, чтобы не было таких противоречий?
Татьяна Николаевна (ТН): Самое главное – уважать другую группу, ей так удобно. Поэтому с ней лучше не спорить, а сказать «Вот в этом я уступаю». Начальство есть начальство, тут ничего не поделаешь. Но можно при этом добавить «А вот эту вещь позволь мне сделать самостоятельно!»... и обычно грамотное руководство настроено на отслеживание результатов. И взаимная терпимость нужна: «стабильным» очень некомфортно, когда всё течёт, плавает, а «свободному» очень некомфортно от того, что всё слишком предопределено. А в целом присутствие в смешанных группах представителей всех «стилей планирования» дает участникам какое-то напряжение, какие-то «надо». Когда же собирается одна из «групп релаксации», то возникает полнейшая свобода. Вопрос из зала: У меня вопрос по формированию корпоративной культуры: для того, чтобы всё было задействовано эффективно, приносило ощутимый результат, нужно смешивать разные стили планирования? ТН: Корпоративную культуру всегда строим под первое лицо, того, кто задумал эту компанию. Кто её породил, у того в голове есть определённая форма невроза – и отражение этого невроза и есть корпоративная культура. Иначе шизофрения, раздвоение.
Вопрос из зала: А как взаимодействует этапное и свободное? ТН: Можно сказать, что это две группы «беспечных», и соответственно они будут открыты к тому, что «по месту сориентируемся, упрёмся – разберёмся!». Но о
бязательно нужно будет проявить терпимость к тому, что одни
«рационалы», другие – «иррационалы». У одних есть цель, а другие совершенно спокойно без этой цели обходятся. Вопрос из зала: У меня пример есть – как раз о «свободном» и «этапном». Буквально сегодня это было: у моего руководителя появилась идея. Я полученную от него задачу разбиваю на этапы, высылаю письмом. Я сейчас понимаю, что у большинства моих коллег свободный стиль, и этапы мои соблюдаться не будут, но это планирование в моём стиле. ТН: Для них это будут вехи, ориентиры. Вот так и можно в жизни наблюдать, описывать примеры и идти дальше. Я на какой-то конференции в Киеве говорила, что соционика – это «поле чудес»: где ни копни, там золото. Вопрос из зала: Что будет, если представителю свободного стиля планирования дать руководить заводом по производству хлеба? ТН: Он проявит свою максимальную эффективность, когда не будет доставлено нужное сырьё. Он обеспечит выпуск продукции непонятно из чего, и это будет вкусно, питательно и ещё более полезно, чем раньше. Вот возьмите тоже: самая сложная эпоха - после сталинская. Хрущёв – та же группа. Как он обустроил страну? Мы можем смеяться над Хрущёвым, но люди были подняты из подвалов, люди были накормленные, и действительно были продукты, и действительно цены снижали. Строилось сколько всего, и в космос полетели, а это же послевоенное время! Если сейчас представить – умом непостижимо. А всё это было. Вопрос из зала: У меня сейчас стоит задача: крупный проект. И тут такая дилемма встаёт: как сочетать, чтобы всё было стабильно, и в то же время в каждом случае было бы найдено наиболее эффективное решение? ТН: Сначала дать свободу для того, чтобы эти идеи в принципе рождались, а потом, когда уже идея оценена как достойная, тогда нужно передавать другим группам, чтобы они это дело воплотили, продвинули и т.д. Иррационалы – что-то новенькое заметить, а рационалы – уже применить, чтобы это дело практиковать. Ремарка из зала (от ЛИЭ): Я вот посмотрел внимательно у нас на работе на членов своей группы. В какой-то момент, когда я заходил в один кабинет, у нас там сидели ЛСИ (Гк) и ЭСИ (Др), я после получил обратную связь сотрудницы – ты когда туда заходишь, там работа прекращается, у всех хорошее настроение и вы начинаете...Я думаю, я сам руководитель... переживаю за фирму...и сам же допускал такое. До сих пор я не понимал, почему так получается, а теперь я смотрю – да,как заходишь, там работа прекращается и начинается отдых. Вопрос из зала: Если мы собираемся квадрой, и какого-то типа нет, то он достраивается, а как в этих группах, чтобы ощутить? ТН: И троих достаточно, чтобы пошел «расслабон».
От наблюдений за «резонансной группой» к типологическим особенностям ТИМа
Подсчет соотношений зарегистрированных в группах маркеров соционических аспектов (11/2 и 1/1, 1/6 и 2/10, 2/9 и 1/6, 6/1 и 8/2) показал, что в «резонансной группе» в определенных ситуациях проявление типологических особенностей происходит очень ярко, контрастно. Следует ли из этого, что любой человек из этой же группы, но в одиночестве в такой ситуации будет вести себя схожим образом? Наши наблюдения показывают: не обязательно и не любой. Однако наблюдаемые групповые феномены, очевидно, имеют основу в психике участников этих групп. И что очень важно, даже групповой резонанс не показал результаты 100%/0%. Тем более ни одна отдельно взятая реакция в поведении конкретного человека, тем более проявленная единожды не может гарантированно указать на наличие той или иной его типологической особенности. Для получения надежного определения ТИМа необходимо наблюдение целого комплекса проявленных реакций, включающего многократную фиксацию нескольких причем разных маркеров по каждой типологической особенности.
Выводы
Сформированные для второго эксперимента группы прогнозируемо (из теоретических моделей А типов и теории признаков Аугустинавичюте-Рейнина) и ярко проявили свои типологические особенности (в результате выполнения одного и того же задания). Поэтому мы можем утверждать, что в результате проведения повторного эксперимента:
- мы грамотно и профессионально подготовили, провели, а затем и успешно повторили экспериментальное исследование, предварительно с высокой степенью надежности определив соционические типы участников;
- совершенно справедливо и обосновано сопоставили известные подходы современной практики планирования в экономике с типологическими особенностями четырех соционических малых «групп релаксации»;
- адекватно выбрали названия всех четырех входящих в тетратомию малых групп согласно их смыслу и содержанию;
- можем констатировать, что обнаруженные проявления психологического феномена, обусловленного принадлежностью человека к одной из соционических МГ "Стилей планирования", полностью соответствуют выводам, следующим из структуры моделей А, входящих в эту МГ ТИМов, а также из типологических особенностей принадлежности их к соответствующим полюсам трех составляющих эту тетратомию признаков Аугустинавичюте-Рейнина.
Приложение 1. Материалы с тренинга, проведенного на XXXI научном семинаре НИИ Соционики
Всех участников семинара разбили на 4 группы. Это прошло очень быстро, потому что подавляющее большинство участников уже проходило определение ТИМа в НИИ Соционики.
ТН: Всем участникам: рассаживаемся на 4 группы: «Решительные» сюда, а «Рассудительные» сюда. А теперь в каждой из ваших групп – «Беспечные» на задние ряды, а «Предусмотрительные» на передние. Один человек остановился в колебаниях. ТН: А Вы не знаете, кто Вы по типу? Можно тогда предложить Вам сесть в эту группу? (Предложение основывалось на результате экспресс-диагностики). Теперь, когда все на своих местах задание: У каждой из четырех групп есть своя компания. У Вас есть цель: вывести компанию на новый уровень. Ваша задача за 10 минут составить план развития этой компании и затем от каждой команды рассказать, что придумали.
Результаты тренинга
В таблице 5 представлены набранные с диктофона презентации всех четырех групп «стилей планирования»
Таблица 5. Тексты презентаций групп, участвовавших в тренинге на научном семинаре
Анализ результатов:
Несмотря на то, что группы были разбавлены участниками с непроверенными нами ТИМами, из подсчета маркеров прозвучавших аспектов мы можем констатировать реальное разделение предпочтений в планировании у разных групп. Очевидно явное преобладание: и в текстах МГ 1 и МГ 4 и соответственно и в текстах МГ 2 и МГ 3 Что соответствует прогнозам теории модельного подхода. Хорошо были видны признаки «рациональность/иррациональность», «беспечность-предусмотрительность» и «рассудительность-решительность». Их разбор приведен ниже в текстах обсуждения результатов тренинга.
Обсуждение результатов тренинга непосредственно на семинаре
По группе «этапного планирования» (МГ 1) ТН: Когда журнал организовали – это цель, проект («рациональность»). И есть свободное плавание легкая ориентация в ближнем пространстве («беспечность»: был женский журнал, значит детскую вкладку туда). Неожиданно появились западные звёзды. Т.е. в неожиданностях, несмотря на рациональность, группа ориентируется очень хорошо. Есть общий проект, а ближнее мы меняем, как это требует время, ситуация. Как свойственно «решительным» были хорошо проработаны вопросы имиджа, и крутизны. Виктор Григорьевич (ВГ) :«... из обычного журнала – интернет-журнал», «интернет-портал», «посылать персонал в заграничные крутые командировки», «журнал будет спонсировать праздники» и т.д. ТН: Еще про «беспечность»: – забыли озвучить название и «... не пришли к единому мнению». Часто говорят, что «рационал» – это тот, у кого всё запланировано заранее. Видите, группа «рационалов» разделилась на две: у «предусмотрительных» действительно всё было заранее распланировано. А у «беспечных рационалов» – основной проект есть, а мелочи по ходу решаются. Это очень хорошо видно на примере образа «Гамлета» как миссионера: он знает, что его основная миссия – он едет обращать неправоверных в правильную веру, а уж как там будет на месте, когда его будут съедать или сжигать, или шкуру сдирать, там он на месте посмотрит. ВГ: Проявилась также и ценность времени («решительность»): сделали мобильное приложение, доступное отовсюду, не выходя. ТН: А уж откуда не выходя – на месте разберёмся.
По группе «вариантного планирования» (МГ 4)
Олег Владимиров (ОВ):Две цели: Макдональдс, как одна идея для плановой поставки кадров. И вторая идея – внедрение по всему миру. ВГ: И как «предусмотрительные» – озвучена технология подготовки. Фактически инкубатора. ТН: У «предусмотрительных рационалов» - аккуратная подготовка всего от начала до конца. В «вариантном планировании» такое же внимание к подготовке, но за счет иррациональности обычно готовится не один вариант, а несколько. ВГ: И обратите внимание, в теме создания «инкубатора» не было сказано ни слова о комфорте, удобстве. ТН: И это очень характерно. Мы часто слышим от представителей этой группы про отдых – «бегом» – зачем бегом? куда бегом? – в гору бегом! Отдыхать? – Это в горы, по скалам. Устали? А мы ещё марш-бросок километров 5, но зато увидим такие красоты природы!» Но не всем хочется бегом: «Мы же ещё здесь не доделали», «дайте подождать, надо оглядеться» При взаимодействии представители других групп ощущают дискомфорт.
По группе «свободного планирования» (МГ 2)
Из зала: А вот вопрос как раз к нашей тяге к импровизации. А часто со стороны как раз звучит должен... И я думал это со мной что-то не так – я же терпеть этого не могу. И что делать? ТН: «Беспечные-иррационалы» часто очень осуждаемы извне, потому что представители именно этой группы позволяют себе максимальную свободу «А вдруг я захочу? А вдруг у меня настроение? А вдруг мне шлея попадёт ...?» и поэтому то они набирают с собой в отпуск целый чемодан «Что это я не возьму? А вдруг мне там пригодится...». Не используют больше половины вещей, которые брали, потому что «не захотелось, не срослось..., ну и ладно». Сколько раз их осуждали за это другие люди?! Сколько раз они чувствовали себя не такими, не доделанными. Да, конечно, это ужасно, если Вы озвучите начальству такой свой подход к решению поставленной задачи, тем более, если оно не из той же группы. Тут необходимо искать компромисс. Ведь если проследить по фактам, у этой группы «как-нибудь», но реально получается: «А я в Европу так ездила. Ездила на машине на своей. Мы выезжали из Берлина бронировали гостиницу в Амстердаме. Приехали туда, нам там вообще не понравилось, и мы уехали в Бельгию, в Брюссель, просто так вообще. Зато мы использовали разные возможности, побывали и там и там» Из зала: А какая-то точка опоры у этого типа есть? Что это за точка опоры? ТН: Ощущения. Из зала: А вот создание стресса – это как инструмент может быть? ТН: Если это извне, то обойдется слишком дорогой ценой. Лучше, чтобы они сами для себя его использовали. Так собственно и используют: дотягивают, дотягивают до последнего, а потом схватываются «Ай-ай-ай, как же так?» И тут и начинают делать, и в результате могут выдать шедевры. И не ищите правила для этой группы. Достаточно просто сказать «герой». Есть образ. И образы работают очень хорошо. Помните, в корпоративной культуре, там ведь не только правила, не только традиции. Там есть герои организации, там есть опознавательные знаки какие-то. Потом что ещё? Опора на творчество и опора на комфорт. Что, например хорошего для сотрудников в нашей компании - возможность обучения и фрукты. Ведь наличие фруктов тоже может быть элементом корпоративной культуры. И, конечно, если сейчас посадить пиарщика, для создания имиджа, он скажет, что здесь заботятся о здоровье сотрудников, что будет правда. Здесь заботятся об их работоспособности. Мне же такие слова в голову не придут! Они для меня слишком умные. Я просто знаю, что дети должны есть фрукты, чтобы хорошо учиться, и хорошо развиваться, и становиться тренерами мощными. Супер-пупер лучше всех.
По группе «стабильного планирования» (МГ 3)
ТН: То, что нам предложила группа, которая организовывала школу – как раз это группа процессного или «стабильного планирования». ВГ: «Есть идейный вдохновитель», «Все проходят школу», «Для начала всех типируем, включая нянечек», «Я как директор без этого не беру», «Если они хотят попасть в мою элитную школу - типируем», «рассаживаем по «квадрам», в каждую «квадру» учителя, чтобы дети могли не только слушать, но и слышать». ОВ: «Им комфортно, им хорошо, соответственно повышается уровень поступления в ВУЗы, деньги идут, родители довольны» - всё чётко прописано. ТН: Как «рационалы» – чёткая цель, к ней - последовательно шаг за шагом. Как «рассудительные» – чтобы детям комфортно, педагогам комфортно, родители довольны. И как «предусмотрительные» – всё заранее продумано, именно все тонкости схвачены уже заранее, чтобы не столкнуться с неожиданностью. «Стабильное планирование» даёт стабильный результат. И когда мы говорим о планировании, и всем хочется стабильного результата – тогда и привлекайте представителей именно этой группы, потому что другие вам стабильного результата не дадут. Организация рабочих мест – это «Штирлиц». Что касается престижных мероприятий – это «Гюго». Из зала: А почему не готовы к неожиданностям? Вроде «чёрная интуиция» на месте. ТН: А потому что один вариант развития. Если на него тратится столько усилий, то на другие не хватает. Одно дело в фокусе внимания. Константин Глухарев (КГ) :Хотел бы добавить, что такая рациональная организация возможна только в достаточно стабильной среде, где нет потрясений, нет резких изменений, есть время спокойно подумать. Есть некие стандарты. ТН: Представляете, министр образования сменился и всё – будем учить по-другому. Оборотная сторона: нивелируется, снижается значимость конкретного исполнителя, выбирается тот, который больше подходит под текущую ситуацию и подпиливается под нее.
(2, 4, 6, 8) Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Литература:
- Глухарев К.А., Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Соционика. Малые группы «Стили планирования». Часть 1. "Группы релаксации".
- Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. Раздел 1 // Соционика, ментология и психология личности, 1998, №№ 1 - 6.
|