Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Особенности дуальных отношений между ТИМами Габен и Гексли PDF Печать E-mail

Дмитренко А. В.

Минусы и плюсы дуальных отношений
между «Гексли» и «Габеном»


ice _beard@mail.ru

В статье рассмотрено исследование дуальных отношений между (ИЭЭ) и (СЛИ) на примере реальных людей и приведены методы адаптации и прогресса в этих отношениях с применением соционики и транзактного анализа.

 

Дуальные отношения, вопреки сложившемуся мнению, неидеальны, как и любые человеческие отношения, для их реализации также необходимо прилагать усилия с обеих сторон. Поэтому считаю нужным осветить как их положительную сторону, так и отрицательную, исходя из реального опыта взаимоотношений (ИЭЭ) и (СЛИ). Гендерное распределение в данном случае:(СЛИ) – женщина,  (ИЭЭ) – мужчина. Попробуем разобраться, чем хороши дуальные отношения, и какие у них недостатки в реальной жизни.

Сделаем небольшой экскурс в теорию соционики и транзактного анализа. Как известно, дуальные отношения – это отношения полного дополнения. По классификации Е. Шепетько – отношения Взаимопомощи, по И.Н. Калинаускасу – отношения, связанные с задачей Отдыха.

Модель А соционики имеет связь с моделью эго-состояний Эрика Берна в транзактном анализе (ТА) (Рис.1). Исходя из теорий Р.К. Седых и Т.Н. Прокофьевой [6]: блок Эго соответствует эго-состоянию Взрослый, блок Суперэго – эго-состоянию Критический Родитель, блок Суперид – эго-состоянию Ребенок, блок Ид – эго-состоянию Заботливый Родитель (Таблица 1, Рис.1А).

Я хотел бы кратко рассмотреть свою гипотезу связи модели А с моделью эго-состояний ТА в виде тезисов, подтверждающих мою точку зрения.

 

1. С соответствием эго-состояния Взрослый блоку Эго я согласен.

2. Что касается Родительского эго-состояния:

    Разделение Родительского эго-состояния на Контролирующего Родителя и Заботливого Родителя в ТА имеет функциональный характер, а не структурный, т.е., в зависимости от ситуации Родительская структура выполняет функции Контроля или Заботы. Блоки Ид и Суперэго в модели А – это набор разных соционических функций, следовательно разделение структурное.

   Блок Ид относится к личному бессознательному, а Родительское эго-состояние определяется коллективным опытом, в него может интроецироваться множество родительских фигур – социальное окружение индивида.

В связи с вышесказанным я бы соотнес блок Суперэго целиком с Родительским эго-состоянием структурной модели.

 

3. Относительно эго-состояния Ребёнок:

  В структурной модели 2-го порядка эго-состояние Ребёнка Д2 включает в себя структурную модель первого порядка, сформировавшуюся в раннем возрасте.

     Д1 – соматический ребенок с момента рождения (довербальный период).

Р1 – детская модель поведения, закладываемая родительскими фигурами.

В структурной модели 2-го порядка Р1 – это Адаптивный Ребёнок (АРе), а Д1 – Свободный Ребёнок (СРе) функциональной модели [9]. Разделение АРе и СРе структурно, как Суперид и Ид в модели А.

       Референтная функция модели А перенимает опыт от социального окружения, в том числе, от родительских фигур, что схоже с функционированием Адаптивного Ребёнка. Суггестивная функция воспринимает информацию без критики, как и Адаптивный Ребёнок берет предписания и разрешения от родительских фигур без цензуры, не подвергая сомнению.

 

  Юнговская Тень соответствует блоку Ид модели А по Прокофьевой [6]. Тень отождествляется эго-состоянию Свободный ребенок или Демон по Хоппингсу [10].

 

       Пример Тени или Демона хорошо проиллюстрирован в произведении Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Мистер Хайд олицетворяет подсознательные желания Ида. Превращение доктора Джекила в Хайда соответствует переключению между Эго и Идом в структуре личности из теории Фрейда или эго-состояниями Взрослый и Ребёнок в ТА [10].

 

       Берн писал: «Демон представляет самый архаический слой личности (Ребенок Ребенка) и присутствует с самого начала» [2].

 

       Ид стремится к удовлетворению личных потребностей на уровне инстинктов созидания и разрушения [3]. В Ид психоаналитическом и, соответственно, в эго-состоянии Ребёнок содержатся инстинкты и, в частности, та часть материнского инстинкта, которая наблюдается как у людей и других млекопитающих, так и у рыб, насекомых и птиц. Это нормы поведения, характеризующиеся стремлением особи защитить более слабую особь (или особи) от вредного воздействия окружающей среды путём заботы и внимания. Родительские потребности, обусловленные устоями и правилами сообщества людей, относятся к Суперэго в психоаналитическом смысле и Родительскому эго-состоянию в ТА.

 

        Блок Ид модели А обрабатывает информацию о личном бессознательном, т.е. о личных потребностях человека, связанных с собственными желаниями и эмоциями, которые исходят из Свободного Ребенка.

 

        Адаптивный Ребёнок является передаточным звеном для сценарных посланий на невербальном, подсознательном уровне. Через АРе осуществляется трансгенерационная передача семейных сценариев между поколениями. АРе – это семейное коллективное бессознательное, как и Суперид – коллективное бессознательное.

         Эго-состояния Родитель и Адаптивный Ребёнок имеют глубокую связь между собой, как и функции в блоках Суперэго и Суперид: ролевая и суггестивная – это полюса, сознательный и подсознательный, по сути одной функции, тоже самое – пара болевая и референтная.

 

Таблица 1. Психоаналитический смысл горизонтальных блоков модели А [6]

БЛОК

соответствие

ЭГО

СУПЕРЭГО

СУПЕРИД

ИД

понятиям

З. Фрейда

Ego

Super-ego

Id

архетипам

К.Г. Юнга

Эго

Персона

Анима и Анимус

Тень

концепции

Э. Берна

«Взрослый»

«Родитель»

«Ребенок»

«Родитель»

обработка информации о

Личном сознательном

Коллективном сознательном

Коллективном бессознательном

Личном бессознательном

 

1рисунок 

Рис.1А. Структура модели А и транзактный анализ

 

Принимая во внимание перечисленные выше доводы, считаю возможным сделать следующий вывод:

Горизонтальный блок модели А Суперид соответствует эго-состоянию Р1(Адаптивный Ребёнок). Блок Ид тождественен не Заботливому Родителю, а эго-состоянию Д1(Свободный Ребёнок или Демон) (Таблица 2, Рис.1Б).

 

 

БЛОК

соответствие

ЭГО

СУПЕРЭГО

СУПЕРИД

ИД

понятиям

З. Фрейда

Ego

Super-ego

Id

архетипам

К.Г. Юнга

Эго

Персона

Анима и Анимус

Тень

концепции

Э. Берна

«Взрослый»

«Родитель»

«Адаптивный Ребенок»

«Свободный Ребенок»

обработка информации о

Личном сознательном

Коллективном сознательном

Коллективном бессознательном

Личном бессознательном

Таблица 2. Новое прочтение смысла горизонтальных блоков

 

 

2рисунок

Рис. 1Б. Новый взгляд на связь структуры модели А и транзактного анализа

 

Исходя из теории транзактного анализа, дуальные отношения можно представить в виде симметричного функционального симбиоза первого порядка, что является близкими и гармоничными отношениями между мужчиной и женщиной (Рис.2, 3). Говоря проще – один из партнеров, используя своего Взрослого и Родителя, удовлетворяет потребности Ребёнка другого, при этом роли должны периодически меняться, в зависимости от ситуации и возникающих потребностей обоих партнеров. В противном случае, если нет этого переключения ролей – симбиоз будет односторонним, так называемым структурным, где у каждого члена симбиоза будут задействованы не все его эго-состояния, т.е. патологическим.

3рисунок

Рис. 2. Симбиоз

 

 

4рисунок

Рис. 3. Дуальный симбиоз

На первый взгляд теоретически все выглядит идеально, даже на стыке двух наук – соционики и ТА. Но так ли все гладко на практике? Попробуем проанализировать, что происходит в действительности. Какие подводные камни и сложности возникают на пути дуализации. Как Негативист, я не могу не начать с минусов))!

Минусы

Если рассмотреть дуальные отношения с точки зрения понимания между двумя людьми, то получается следующая картина: диалог Взрослый – Взрослый происходит как бы на двух разных «языках». «Язык» Взрослого одного человека понимает не Взрослый, а Ребёнок другого. Информация из блока Эго первого партнера попадает в Суперид второго и наоборот. Таким образом, информация из сознания одного попадает в подсознание другого и взаимопонимания не получается даже теоретически (Рис.4). К тому же информация, попадая в Детское эго-состояние, не воспринимается серьезно. Важное и серьезное воспринимается по-детски. Эрик Берн называл детский образ мышления «марсианским языком». Поскольку Взрослый одного партнера взаимодействует с Ребенком другого, можно сказать, что дуал говорит на «марсианском» в берновском смысле. Порой действительно кажется, что дуал «с Марса»!

 

5рисунок

Рис. 4

На практике это выглядит следующим образом: образ мышления  (СЛИ) для(ИЭЭ) остается загадкой; вроде бы разумные доводы понимаются совсем не так, как ожидаешь; логика поступков и принятия решений не всегда доступна пониманию.

В теории ТА такое взаимодействие называется трансакцией «соблазнения Взрослым Ребёнка» (Рис.5). Это является осознанной манипуляцией одного человека другим. Информация по блоку Суперид – эго-состоянию Ребёнок воспринимается без критики.

6рисунок

Рис. 5. Трансакции соблазнения

 

Это означает, что «развести» дуала по своим сильным функциям не составляет труда. При наличии таких мощных рычагов воздействия требуется непоколебимая уверенность в партнере, для того, чтобы без страха открывать эти каналы восприятия. Можно предположить, что доверие, как правило, возникает на основе стабильно и надежно функционирующего партнерства, определенной положительной статистике, а также полной прозрачности всех сторон и составляющих взаимодействия людей. Сложности понимания и определения закономерности поведения и мышления партнера наоборот ослабляют доверие. В дуальных отношениях вообще понимание – это довольно непросто. Для (ИЭЭ) вышесказанное усугубляется тем, что все это составляет аспекты ТНС «Гексли» (выделенное полужирным – аспекты 0). Следовательно, для реализации дуальных отношений требуется некоторое время и положительная динамика отношений, пока не возникнет доверие между партнерами. Поэтому в первое, а иногда и длительное время близке отношения между дуалами не всегда складываются.

После длительного общения кажется, что вроде бы достигнута некая близость, но при первой же размолвке интроверсия (СЛИ) усиливается, человек замыкается в себе, и ты чувствуешь, что между вами пропасть, такая же, как в первый день знакомства, как будто и не было всех этих лет вместе. Снова чувствуешь отсутствие связи и близости между двумя людьми, словно ее и не было никогда.

Интровертное видение отношений для экстраверта совершенно непонятно. С экстравертной позиции для (ИЭЭ) при исчезновении объекта, на который направлены отношения, из поля зрения, процесс отношений на время прекращается, и даже создается ощущение, что отношения начинают «остывать». Происходит поочередное нарастание и спад отношений в субъективном восприятии экстраверта, этот процесс напоминает синусоиду. А интроверт, (СЛИ) как бы «консервирует» отношения и при каждой встрече начинает их, словно отношения продолжались все это время, как будто они развиваются сами без участия людей с течением времени.

Интровертам ближе и проще письменное общение, а экстравертам устное. Под влиянием этого (СЛИ)  любит длительные переписки в интернете и через смс или общение по телефону, в том числе для обсуждения важных вопросов или выяснения отношений. (СЛИ) проще написать про свои чувства. Для (ИЭЭ) важный разговор должен быть с глазу на глаз, чтобы видеть при этом человека, чувствовать его настроение. В этом тоже заключается сложность при общении(СЛИ) и(ИЭЭ).

Благодаря срабатыванию «отношений отдыха», совместная деятельность трудно реализуема. Хочется вместе отдыхать. Дела обречены на откладывание в «долгий ящик». Много времени тратится на «валяние на диване», прогулки, путешествия. Эффективное применение эти отношения находят в отпуске, который составляет всего 8,3% времени в году.

Дуалы образуют замкнутую информационную систему. Они информационно самодостаточны в области творчества и в области потребления. Пара дуалов автоматически образует в отношениях замкнутое психологическое пространство, отграничивающее каждого участника отношений от контактов с внешним социумом. При этом творческая активность также обращена исключительно на обслуживание этого замкнутого пространства. Уровень самоконтроля снижается, поведение становится максимально спонтанным. К чему это приводит на практике? Во-первых, к ограничению контактов с людьми. Во-вторых, к небыстрой самореализации, поскольку дуалы могут долго обсуждать творческие планы друг друга, но не сразу принимаются за их реализацию. Ведь для этого необходимо покинуть дуала и переместиться в ситуацию, где мир не обязательно будет таким же уютным [4].

(СЛИ), вследствие того, что логик-интроверт, требуется много времени для включения в отношения. Логикам нужно намного больше времени, чем этикам, чтобы понять отношение людей к себе, и свое отношение к другим, для проверки чувств. Тут происходит нестыковка – (ИЭЭ) уже давно «созрел» на чувства и отношения, а (СЛИ) все чего-то ждет, тянет, проявляет неуверенность. (ИЭЭ) это воспринимает как нежелание отношений или отсутствие симпатии к себе. Также, для логика больше понятны формальные отношения, и он стремится больше к ним, а что происходит между людьми для логика вторично. Для этика важны отношения сами по себе, их качество, глубина, степень проработки, комфортность, а формальная сторона отходит на второй план. Другими словами если отношения хорошие, приносят удовлетворение и удовольствие, если есть гармония, то формальные рамки ничего улучшить уже не смогут – по мнению этика. А если отношения не складываются, обоим партнерам они доставляют дискомфорт, нет прогресса, то даже брачные узы не удержат людей вместе. Кажется, что для логика семья и отношения – это тоже некий проект. Для этика отношения – это полет души, это искусство, это философия жизни. Нельзя искусство загнать в рамки, разложить по полочкам, нормировать. Отношения это живой организм, который развивается или деградирует, они не стоят на месте, и все время нужно прилагать усилия для их регуляции и развития. Разница в установках сознания еще больше углубляет это разногласие, потому что дляСЛИ) отношения не должны меняться, они константа. Для(ИЭЭ) статичность отношений трудно понимаема, ведь отношения – это творчество, над отношениями постоянно нужно работать, строить их, развивать.

Гендерная иррациональность у(СЛИ) усиливается соционической. Благодаря этому женщина-«Габен» часто непредсказуема, порой даже для интуиции возможностей дуала.

Отрицательная составляющая алгебры интертипных отношений в данном случае имеет следующий вид (Рис.6).

     Претензии со стороны (СЛИ) по поводу порядка в быту у (ИЭЭ) (Стрелка 1 на рис.6).

       Если со стороны (СЛИ) нет поддержки по наведению порядка в делах и в быту, идут ответные негативные эмоции (Стрелки 8,2).

   

        Нет ровного эмоционального фона со стороны ИЭЭ (Стрелка 9).

        Отсутствует поддержка в делах и учебе (Стрелка 4).

        Соответственно не создаются глубокие отношения, нет их развития (Стрелка 5).

Т.е. недостатки одного из партнеров усиливают недостатки другого.

7рисунок

Рис.6

Плюсы

Отношения отдыха реализуются успешно. Вместе с дуалом расслабляешься и физически, и эмоционально. Атмосфера комфорта. Вместе получается хорошо отдохнуть. Быстрое восстановление сил. Отдых не надоедает. С дуалом можно отдыхать вечно! Лучше всего дуальные отношения проявляются в отпуске, когда нет повседневных забот и проблем. Тут они проявляются во всей своей красе. (ИЭЭ) обеспечивает генерацию идей – куда поехать, что посмотреть, как добраться, где интересно, придумывает и реализует приключения, легко ориентируется в незнакомой обстановке, находит общий язык с незнакомыми людьми, легко может все выспросить и разузнать даже в другом государстве не зная языка.(СЛИ) обеспечивает комфорт, заботится о питании, ночлеге, ограничивает слишком авантюрные замыслы дуала с точки зрения здравого смысла, оценивает реалистичность и эффективность планов, заботится о безопасности, оценивает замыслы с позиции экономической выгоды.

Дуальные отношения являют собой идеальное психологическое убежище. А люди достаточно часто в таком убежище нуждаются. Происходит восстановление не только физических, но и психических сил. С дуалом можно вести себя естественно, быть собой. Все, что идет с блока Эго одного, партнером воспринимается без критики, пусть и не всегда принимается на веру. Дуальные отношеня это своего рода психологическая реабилитация. В случае создания семьи между дуалами практически реализуется принцип: мой дом – моя крепость. В плане транзактного анализа это можно объяснить тем, что психическая энергия человека по большей части находится в Детском эго-состоянии, а дуальные отношения как раз активируют его.

Положительная составляющая алгебры интертипных отношений (Рис.6)

        «Габен», как носитель отношений учебы, стимулирует стремление к новым знаниям (Стрелка 3). Осознанного чувства или мотивации не ощущается. Присутствует подсознательная стимуляция, просто начинаешь учиться, как будто ты сам давно хотел начать, а тут вдруг наступил подходящий момент. «Гексли», в свою очередь, несет отношения самоутверждения. Благодаря этому (СЛИ) чаще начинает отстаивать свою позицию, свое мнение в коллективе и в семье, растет уверенность в праве на собственный образ поведения и взгляд на жизнь (Стрелка 10).

          Поддержка в плане комфорта, питания, отдыха присутствует (Стрелка 6). У сенсорика процесс приготовления пищи и другие домашние повседневные дела не вызывают напряжения сил, в то время, как интуиту сложнее сконцентрироваться на бытовых проблемах, мысленно он постоянно находится вне дома, вне кухни, приходится постоянно себя возвращать с небес на землю. Поэтому помощь в быту со стороны (СЛИ) для (ИЭЭ) воспринимается как облегчение жизни. Образ «Габена» для (ИЭЭ): «белый и пушистый», ласковый, нежный, заботливый, спокойный, настроенный на комфорт человек.

8рисунок

Рис.7. Субъективный образ «Габена» с точки зрения автора статьи: везде может создать себе комфорт, ведет энергосберегающий – интровертный образ жизни, внешне мягкий и безобидный, но имеет большие и острые когти

 

  Возможности показываются, но не всегда это востребовано, и не всегда к этому прислушиваются, такое ощущение, что нет, опять же, доверия (Стрелка 7).

Общие квадральные ценности действительно проявляются: семья, любовь к природе, желание жить в сельской местности, разнообразные белосенсорные желания, профессионализм, стабильные отношения, возможности.

Как деклатим (ИЭЭ) может постоянно разговаривать, даже если его никто не слушает, а черная интуиция дает неиссякаемые темы для разговора. Тем самым побуждает (СЛИ) – квестима к беседе, разжигая интерес по суггестивной функции новой и интересной информацией.

При встрече с дуалом создается впечатление, что вы давно знакомы.

От дуала можно получать именно те «поглаживания» (поглаживание – единица признания), которые и хочется (Рис.4,5), при этом партнеру не составляет труда их давать, поскольку они находятся в сфере его сильных функций. Например, для (ИЭЭ) наиболее важны «поглаживания» из области приятных физических ощущений – это комфорт, удобные вещи, вкусная еда, массаж, секс.  – сделать приятно. Для (СЛИ) важно хорошее отношение к себе, важны перспективы и возможности отношений в паре –. Для (СЛИ) значимо, чтобы ему регулярно показывали, что его любят.

Выводы

Главной проблемой дуальных отношений я вижу понимания между дуалами, которое должно быть достаточно глубоким. Это обусловлено противоположностью аспектов функций в блоках Эго дуальной пары.

Так как установление доверительных отношений между людьми естественным путем может занимать много времени, думается, что можно использовать систему контрактов из теории транзактного анализа. Т.е. оговаривать все важные и значимые для каждого моменты и этапы отношений с прояснением и принятием конкретных решений, сроков и целей. Например, для «Габена» важно прояснить конкретную цель отношений – создание семьи, рождение детей или что-то иное. Для «Гексли» важно увидеть отношение к себе на некотором продолжительном отрезке времени. Посмотреть динамику отношений. Поэтому важно иметь это время в нужном количестве.

Также, я думаю, будет хорошо действовать контракт по приоритету сильных функций в совместной деятельности. Интуит лучше чувствует время, эффективнее может распланировать его, например, сколько займет времени дорога в аэропорт, лучше видит возможности. Сенсорик более внимателен к деталям и мелочам, например при составлении письменного договора. Эффективнее может решать бытовые вопросы, всегда заметит недостатки в домашнем хозяйстве. Поэтому продуктивнее в общих делах использовать сильные стороны каждого, договориться о сферах деятельности и, что называется, не лезть не в свое дело, довериться партнеру.

Еще хотелось бы обратить внимание на тот факт, что обоюдная раздача востребованных позитивных «поглаживаний» здорово улучшает отношения на подсознательном уровне. Наоборот, нехватка, дефицит «поглаживаний» от дуала вызывает охлаждение отношений. При наличии взаимных «поглаживаний» и заботы как раз и реализуется симметричный функциональный симбиоз (Рис.2,3). Главное на «поглаживания» не скупиться, тем более что для обоих это делать легко. Ведь, как говорил Клод Штайнер, в обществе искусственно лимитируют «поглаживания», на самом же деле их источник неиссякаем, и мы можем давать их в любом количестве тем, кому захотим!

Литература

  1. 1. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека, Киев, издательство Международного института соционики, 1997.
  2. 2. Берн Э. Люди, которые играют в игры, Москва, Прогресс, 1988.
  3. 3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных, Минск, Попурри, 2007.
  4. 4. Калинаускас И.Н. Игры, в которые играет Мы, Киев, Ника-Центр, 2005г.
  5. 5. Прокофьева Т.Н. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений, Москва, Алмаз, 2005.
  6. 6. Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Психоаналитический смысл горизонтальных блоков модели А, по материалам научного семинара НИИ Соционики, Москва, 2010.
  7. 7. Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Дуальные отношения: мифы и реальность. //Соционика, ментология и психология личности. – 2010. – N 5.
  8. 8. Прокофьева Т.Н., Удалова Е.А. Один из способов осуществить процесс дуализации, //Соционика, ментология и психология личности. – 1997. – N 2, //Психология и соционика межличностных отношений. – 2004. – N 6.
  9. 9. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ, Санкт-Петербург, Социально-психологический центр, 1996.

10. Хоппингс Джеф Жизнь с демоном, по материалам научного семинара "Live with demon. Anti-Social personality disorder" Geoff Hopping, Москва, 2012.

11. Шульман Г.А. Ода дуальному контакту, Международный институт соционики, газета "Неизведанные миры", N 3, 2001, http://socionic.info/t/oda.html#top.

12. Philips R.D. Structural Symbiotic Systems, Human Esteem Publ.,1987.

 

Информация об авторе

Дмитренко Александр Вячеславович, место жительства г. Москва, высшее образование – инженер по специальности «Радиоэлектронные системы», закончил курс профпереподготовки по направлению «Социология и психология», прошёл обучение в НИИ соционики, проходит обучение European Association for Transactional Analysis (EATA).

Dmitrenko A.V.

Minuses and pluses of dual relations between IRFL and SPTE

The article is devoted research of dual relations between the IRFL and SPTE the example of real people and the methods of adaptation and progress in these respects, with the use of socionics and transactional analysis.

Keywords: dual relations, IRFL, SPTE, socionic, transactional analysis, symbiosis, model A.


 


Обновлено 28.10.2014 03:41 Прочитано : 43422 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 114 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12218632