Наумова М.Г.
Данная статья будет интересна, тем, кто хочет иметь работает над отношениями. Поможет в формировании окружения, чувствовать себя целостным человеком и понять природу отношения с Дуалом. И сделать их интересными, «приготовить» со знанием Соционики.
В статье приведены примеры взаимодействия двух ТИМов, рассмотрены общие точки соприкосновения, позитивные и негативные взаимодействия в ситуациях. На примере дуальной пары «Максим Горький» (ЛСИ) и «Гамлет» (ЭИЭ)
Говорят, что если вам повезет, то вы встретите своего дуала. И оно пришло -– Счастье. На занятиях по соционике выяснилось, что у меня есть дуал, и осталось только принять. Сделав анализ чудесных взаимоотношений прежнего периода, то есть до сего дня, я принялась за раздумья. Так, объяснения я нашла и многое подтвердилось. Ведь не все так гладко, как описано в учебниках. Что дальше с нами будет, как будут развиваться отношения или так же статично все останется без изменений, ведь все роли распределены и понятно кто и почему, с принятием и договоренностями общих правил. Тогда уже существовала некая заболоченная понятность и скука от однообразия.
Мимолетная встреча такой только казалась. Возникающие события соединяли и разводили нас. Общение оказалось длительным и отношения со временем углублялись. Мы прошли социальное общение, совместное решение в жизненных ситуациях, личных и в бытовых. Наше взаимодействие в делах и отдыхе: совместном ремонте и путешествиях. Я видела реакцию партнера и свою. Отношения и проявление личностных качеств восхищали и разочаровывали.
Могло ли быть иначе? Теперь я пониманию - что такое притяжение и интерес в дуальных отношениях.
И как же чудесно, что у меня уже был соционический подход, инструменты для анализа и коррекции происходящего. Я исследовала пережитой личный опыт с точки зрения информационного метаболизма двух типов на практических занятиях. Это помогло мне разобраться в интертипных отношениях, реализовать сильные качества своего типа и «вырасти» профессионально.
Я совместила свои наблюдения. Вот что у меня получилось, представляю вашему вниманию.
1. Дуальные отношения считаются самыми комфортными
Что такое дуальные отношения. Определение по В.Гуленко: «Интересное гостеприимное общение, которое никогда не надоедает. В поведении партнеры уравновешивают друг друга, создавая ощущение психологической невесомости. Не надо контролировать свои поступки, можно оставаться самим собой».
«Из-за того, что обязанности распределяются почти автоматически, экономится немало энергии для новых дел. Разногласия и споры улаживаются не путем компромисса, - нахождение средней линии, а путем сотрудничества, т.е. вскрытия истинных нужд другого, не противоречащих ваших, и удовлетворения их».
У каждого своего способа обработки информации. И один ТИМ сам по себе неэффективен в коллективе, социуме в целом. Большую роль играет взаимодействие с другими ТИМами, раскрываясь по-новому, индивид наполняется и проявляется в общении, делах и сочетаясь именно с различными людьми. Вот поэтому считаются наиболее благоприятными дуальные пары.
2. Закон диады, или дуальности или дополняемости типа
Аушра пишет про «дуальную природу человека», что существуют «дополняющие противоположности, ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни».
Типы таким образом дополняют друг друга. Если один экстраверт, то второй интроверт. Один - сенсорик, другой - интуит, один имеет логику, второй этику.
Люди с разными, отличающимися функциями видятся интересными друг другу. С Этической функцией «Гамлет» (ЭИЭ) хорошо разбирается в своих эмоциях и чувствах, так же и других людей, своего партнера. Может легко и открыто об этом говорить. «Максим» (ЛСИ), будучи Логиком об этом молчит, редко и не охотно откликается на эту тему. Но с любопытством слушает. Ведь чувства не поддаются контролю, считает их слабостью.
Имея сенсорику, он понимает и разбирается в физических потребностях своих и других. Умеет оценить физические данные своего партнера, и пользоваться своими. Чем, несомненно, привлечет привлекает к себе внимание.
Наблюдая разность типов и несовпадение по восприятию информации, можно проанализировать и продумать, найти способ взаимного комфортного общения. Ведь соционика дает нам много инструментов для этого.
3. Модель А
Сравнивая модели «А» партнеров, мы наблюдаем взаимную поддержку по слабым блокам СуперИд и СуперЭго индивида с блоков Эго и Ид соответственно.
Блок Эго. Отражает главное в сущности типа, уровень интелектуальной коммуникации, зону уверенности. Прикрывает блок СуперИд дуала, где информация воспринимается с доверием и благодарностью. Легко учится.
СуперЭго. Социальный блок, требования общества, «надо», «меня» то, что происходит «со мной», человек не уверен, что соответствует ожиданиям общества. И с блока Ид дуала получает молчаливую поддержку, особенно ощущается в экстренных ситуациях. И так происходит взаимно.
Что мы и видим на примере пары «Максим Горький» (ЛСИ) и «Гамлет» (ЭИЭ).
Типы с противоположными функциями отличаются по привычкам и образу жизни. Поэтому, когда оба активны и хотят поделиться по Эго, то создается конкуренция, напряжение и не возможность показать себя с сильной красивой стороны.
Например, при восприятии окружающего ЛСИ опирается на логичность поступков и на факты, а ЭИЭ видит с точки зрения этичности отношений и поступков.
Сенсорик собран, опрятен. Интуит старается таковым быть. Так же Интуиция учитывает возможности, потенциал объектов, анализируя их свойства. Поэтому Логик кажется категоричным, шаблонным, и сенсорная детализация - уход от главного, отвлечение на мелочи. А Интуит видится слишком субъективным без доказательным.
Приемлемый способ приема информации
4. ИО резонансы в дуальной паре
При взаимодействии информация передается между тождественными элементами.
Наблюдая разность типов и несовпадение по восприятию информации, можно проанализировать и продумать, найти способ взаимного комфортного общения. Ведь соционика дает нам много инструментов для этого.
Как это проявляется тождественность. На примере Дуальных отношений мы видим, что
Например. Информация с белой этики (БЭ) передается и принимается так же по БЭ другого партнера. Когда один говорит по отношениям, другой тоже говорит по отношениям. То есть резонирует. Резонанс многократно усиливает тему.
Интертипные отношения «Максим Горький» (ЛСИ) и «Гамлет» (ЭИЭ) имеют следующие
Резонансы: 1-5. 2-6, 3-7, 4-8.
Рассмотрим это на схеме.
Резонанс 1-5.
Взаимодействие происходит с базовой на суггестивную функцию. При общении типов, обмен информации происходит с логики отношений ТИМа «Максим». «Гамлет» проявляет интерес – ему нравится информация, изложенная структурно. Помогает разобраться и сложить собственное мнение.
Риски. Так как 1-я белая логика (БЛ) разбирается в закономерностях, с помощью формальной логики «Максим» проясняет неопровержимые общеизвестные факты, то одномерная суггестивная дуала быстро перегружается. Вопрос – «зачем мне это знать вообще - это известный факт» или «зачем так подробно» и теряет интерес к собеседнику. Такой отрицательный момент может возникать - в ходе общения учитывая, что «Максим» относится к группе Деклатимов. При желании «Гамлета» внести поправки или сменить тему просьбы слабо воспринимаются.
В свою очередь с базовой (1) «Гамлета» черная этика (ЧЭ) попадает на (5) «Максима» - она воспринимающая. Например, если речь идет об занятиях пением, музыкой – удовольствие получают оба. «Максим» любит веселых людей, позитивные эмоции, поддается. Когда «Гамлет» проявляет радость или грусть, «Максим» видит. Если постоянно яркие эмоции восторга и затягиваются негативные эмоции, то «Максим» может создать дистанцию, паузу в контактах – использует белую интуицию (БИ).
Данная функция так же находится в блоке СуперИд. Выходом будет вернуться к общению через некоторое время, когда партнер завершит эмоционирование.
И получается, когда ЭИЭ при передаче информации, делится, объясняя мотивами поступков, выделяет интонацией важные для понимания ситуации акценты. Что несомненно утомляет ЛСИ. Перегружает его. Он желает получить ее в структурном виде по базе. Чтобы блеснуть в ответ выдержками, короткими фразами, в форме диалога: - Это белое, это черное, значит - так? Так!
Коррекция. В случае если от «Гамлета» идет запрос по БЛ (с 5-й), то «Максим» объяснит это с точки зрения логики (1). Оба удовлетворены. К тому же можно выбрать темы, интересные для обоих, ведь договориться о формате и темах общения им легко, оба принимают правила.
Так же по резонансу 1-5 по БЛ возможна интеллектуальная игра, по БЛ - Юмор.
Резонанс 2-6.
Участвуют творческая и референтная функция. У ЛСИ по ЧС (2) проявляется организация, покровительство, ответственность, и здесь же и поддавливает, настаивая на своем решении и правде. У ЭИЭ по 6-й функции – она инертная и по ней ожидается внешняя поддержка, подсказки или объяснения.
Риски. В референтной происходит готовность воспринимать информацию, гордость собой, за то, чему научили. И воспроизводятся действия, согласно этому убеждению.
Так поддержка от ЛСИ в проявлении ЭИЭ в новом социальном образе, статусе, новая, престижная должность или получение ученой степени ощущается вполне и есть интерес. Конечно, выяснив целесообразность мероприятий.
Коррекция. Необходимо не только принимать от дуала поддержку и добрую оценку, а развивать самому и учиться от других источников. Бывать в других референтных группах по интересам самого индивида. Что бы отношения не стали зависимыми или не комфортными. Так же для ЛСИ полезно делать паузы в общении применять интуицию времени.
Резонанс 3-7.
Проявился ярко в начале отношений двух типов. Манера держаться деловито с ролевой (3) ЭИЭ привлекает дуала, так же ее ограничивает (7) и переводит в разряд личных отношений (3), «это мне подходит» решает ЛСИ. Действие по 7 функции сопровождается решимостью и одновременно осторожно, предложение звучало как запрос на отношения, прикрытый совместными делами. Здесь срабатывает ролевая этика отношений 3 функция. В свою очередь, не меньшая палитра вариантов отношений (у ЭИЭ она 3-х мерная) озадачивает, ведь есть ощущение, что при появлении нового человека, эти отношения уже были. Друг, деловой партнер, потенциальный муж? «Быть или не быть?». Такой эффект от того, что оба типа относятся к одной родственной группе II квадра «Бета».
Риски. Неопределенность отношений на фоне притягательности и обоюдного интереса может тянуться долгие годы. Так и не перейти в категорию супружеских. Или став супругами двое дуалов не ощутят новизну и восторг, потому что все интуитивно понятно, как будто прожито немало лет.
Например, необходим ремонт. Оба это видят и говорят об этом, обсуждают производят расчеты и лучшее время начала, процесс все время затягивается. Если ЭИЭ покажет свою решимость и начнет ремонт сам, то ЛСИ не проявляя инициативы по ограничительной, подхватит. Процесс выглядит размеренно, как работа в 4 руки. Здесь так же наблюдаются проявление признаков - экстравертность и интровертность дуалов.
Так же и по отношениям видим застревание «как у людей», в социально ожидаемом формате. Выход -работать с сознательными функциями. Осознавать какие отношения мы хотим, как откликается, что подходит, принять обоюдно новые правила, добавить в систему отношений. Ведь оба являются рационалами. И будут искать способы сохранить отношения.
Резонанс 4-8.
Болевая (4) черная интуиция (ЧИ) и реализующая (8). Пример совместного посещения магазина. Для ЛСИ понятный факт: обувь нужна дуалу. У него 4-я функция ЧИ: «Вот подходящие - бери» - вариант найден. По 8-й ЭИЭ ищет свой вариант, оценивая, как будет «себя вести» и смотреться в деле. При его болевой (4) белой сенсорике (БС) можно выбрать не то, поэтому процесс переходит в кропотливые примерки. Удобство и комфорт по-другому не понять.
Риски. Не совсем спокойный резонанс. На данном примере есть риск, что процесс затянется и утомит обоих, хоть и у ЭИЭ БИ - творческая (2), он не любит долгих процессов, но может терпеть. А ЛСИ поддержит, из лояльности по референтной группе: «свой же человек», но в следующий раз не пойдет.
4-я функция ментального блока осознана и может быть озвучена как запрос в конкретной форме, тогда дуалу легче помочь «без слов на деле».
Коррекция. По болевой (4) БС. Если вашему дуалу нравиться хлеб с маслом, а вам - бисквит с кремом, то общие пристрастия в эстетике и комфорте тоже стоит рассмотреть, что вместе, что порознь. К тому же ЛСИ - интроверт и видит отношения через свои ощущения и всегда будет то, что он считает приятным. Экстраверту требуется разнообразие и поиск по своей БС «того самого». Ведь свою болевую лучше наполнить и осознать ее можно так как блок - ментальный. Надо учесть, что помощь на комфорт идет из физического блока на социальный и это разные ожидания. Подойдет совместный массаж, забота о домашнем уюте, общие предпочтения по продуктам, чаепитие и т.д. Учитываем, что функция болевая - одномерная и вариантов совместного формата не может принять много. К тому еще и категорична, или так или ни как.
В свою очередь для ЛСИ болевая (4) ЧИ однозначно оценивает потенциал объектов и принять не может сразу, только набрав опыт или через другие свои сильные функции, со временем.
Без слов на деле ЭИЭ может со своей (8) ЧИ предлагать и показывать возможности, а ЛСИ выберет или откажется от всех, потому что ищет именно свой, подходящий. Так принятое предпочтение по сорту чая не меняется годами. Привычки устойчивы.
ВЫВОДЫ
Условия для гармонии в дуальной паре. Как мы видим данные отношения имеют психическую опору по каждой функции. Взаимное понимание пары происходит за счет тождественных функций и благоприятно для союза и совместных дел. Анализ интертипных отношений помогает увидеть выходы из неприятных резонансов и найти способы взаимодействия, приемлемые для данной пары.
- Через сознательный блок Эго по базовой функции. Поиск совместных форматов по структурной логике и по этике эмоций соответственно. Потому что все остальные функции в соционической модели каждой личности работают на базовую. Она является фильтром всего происходящего с человеком, внутренних процессов и внешних.
- По слабым функциям блоков СуперЭго и СуперИд либо обращаемся с просьбой к партнеру, предварительно осознав подходящий для себя способ, или в виде запроса-рассуждения на проблематику. Далее наблюдаем, как откликается эта информация у партнера. Проявляем взаимное внимание. И постепенно сформируется формат, подходящий для обоих. Понимание своих слабых функций помогает исключить ложные ожидания.
- В отношениях важно быть гибким и меняться активностями. С уважением к себе и своему партнеру. Позволять дуалу играть «1-ю скрипку», поощрять добрые поступки без осуждения способа действия, показывать свою благодарность.
У Аушры А. мы читаем: «В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о психическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое поведение близкого человека.» (п.2, стр.7).
Психическая структура личности эффекты жизнедеятельности человека отражает односторонне. Для удовлетворения собственных нужд и реализации в обществе человеку необходимо представление о всей окружающей действительности. Что и дают в полноте дуальные отношения.
Даже непонимания способствуют развитию. Реализация личности происходит результативно и целенаправленно. Эффект взаимодействия этой пары – как будто собирает личность по структуре, делает объемным информацию о мире и своих возможностях.
«Когда партнеры полностью подходят друг к другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова и настроения. Это и есть тот красный цвет, которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для себя партнера», - писала Аушра Аугустинавичюте.
И если человек не развивает свой ТИМ, то можно привлечь не того партнера в свое окружение. Поэтому важным моментом является системное личное развитие.
А это уже другая история.
P.S. Вопросы коммуникаций и личного развития всегда интересовали меня. Имею большой опыт работы с клиентами. Более 20 лет работы менеджером по работе с клиентами разных профессий. Я и сейчас работаю в социальной сфере и это снова общение с клиентами. Имею образование в сфере «Менеджмент организации», что дало мне знания и развитие в управлении отношениями и процессами. Практический интерес управления и организации своей работы стимулирует меня на новые способы эффективного взаимодействия с участниками процессов.
К различным техникам продаж у меня дополнительно появились методики и инструменты коммуникаций. Являюсь профессиональным сертифицированным коучем. Практикуя методики, я оттачивала свои навыки и в основной работе и консультировании. Это мне дает прекрасные результаты в достижении быстрого понимания в первую очередь того, что хочет клиент и как помочь ему осознать, здесь и сейчас сформировать запрос. Это важный этап начала деловых коммуникаций в моей практике. Увеличилось количество контактов и появилось ощущение, что чего-то не хватает, не так срабатывает. Мои изыскания привели меня в НИИ Соционики.
Благодаря изучению этой науки мне открылось многообразие решений и глубина информационного взаимодействия. В НИИ Соционики занятия прекрасно дополнили новым опытом, умением видеть индивидуальность типов, измерять ситуацию и менять в моменте здесь и сейчас.
Литература
- Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Чёрная белка, 2008
- Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. // Соционика, методология и психология личности. — 1996. — №№ 1–3.
- Гуленко В. Интертипные отношения в соционике: правила интегрирования дихотомий. Доклад на 35-й конференции МИС 14 сентября 2019.
- Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека. Очерк по соционике. Вильнюс 1983,
- Аугустинавичюте А. Социон. М.: Чёрная белка, 2008
- Прокофьева Т.Н. Соционика. Соционические функции и модели. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
- Аугустинавичюте А Теория функций. Функционика. (Модель личности по Аугустинавичюте)
- Прокофьева Т.Н. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М: «Гном-пресс», 1999, - М.: «Алмаз», 2005.
- Прокофьева Т.Н., Девяткин А.С., Исаев Ю.В. Дуальные отношения: мифы и реальность. //Соционика, ментология и психология личности. – 2010. – N 5.
- Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н. Экспериментальное изучение соционических признаков Аугустинавичюте -Рейнина. НИИ Соционики, Москва, Россия. http://www.socionics.ru/science/science4/science3
- Захарова О.В.- «Соционическая характеристика и профориентация для этико-интуитивного экстраверта» http://www.socionics.ru/types/hamlet-proforientation.
- Баранов М.Д. – «Дуальные отношения ИЛЭ-СЭИ. Пример моих родителей. http://www.socionics.ru/component/content/article/44-interkat/740-parentsdual
|