Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Модель А: практическое применение и сознательное управление жизнью (на примере ТИМа ЛИЭ, «Джек Лондон») PDF Печать E-mail

Обсуждение в ЖЖ

Обсуждение на форуме

 

Суханов М.А.

 

В данной статье рассмотрен один из способов сознательного применения модели А как основного элемента в соционике для решения личных задач и задач профессиональной реализации. Основная идея статьи: как взять управление жизнью в свои руки? Параллельно решается еще одна очень важная задача: как избавиться от соционической маски? Все ситуации рассмотрены на примере модели А ТИМа PT (ЛИЭ, «Джек Лондон/ Предприниматель»).

 

«Я предпочел бы стать пеплом, а не прахом. Я хочу, чтобы искра моей жизни сверкнула, подобно молнии, а не задохнулась над кучей гнили. Лучше быть роскошным метеором, каждый атом которого излучает великолепное сияние, чем сонной и косной планетой. Человек должен жить, а не существовать. Я не собираюсь тратить свои дни на то, чтобы продлить их. Лучше я потрачу отпущенное мне время на жизнь».

Джек Лондон 

Вводное слово

В качестве введения я начну свою статью с пояснения цели и мотивации, лежащей в основе выбора данной темы и её актуальности лично для автора.

На текущий момент существует достаточно много различных направлений и методик в психологии и концепциях личностного развития, однако, полагаю, что столь стройная структура и эффективно работающая методика, позволяющие очень точно анализировать практически любую задачу и ситуацию, стоящую перед отдельно взятым человеком, выгодно отличает соционику как науку в ряду других направлений. Лично я считаю соционику прикладной наукой, позволяющей существенно повысить качество понимания себя как в сильных, так и в слабых сторонах, а также позволяющей это понимание использовать для решения конкретных задач и личностной самореализации во всех сферах жизни.

Именно практическая польза и потенциал использования соционики в моей жизни привлек меня в изучение этой науки и активного применения её для решения личных задач, поэтому в данной статье я хочу рассмотреть один из подходов и его пользу от сознательного применения модели А как основного элемента в соционике для решения личных задач. Все ситуации будут рассмотрены на примере модели А ТИМа PT (ЛИЭ, «Джек Лондон»).

«Целью должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной – и успех не будет полным».

Теодор Драйзер

От «модели А» к своему собственному «Я»!

searchНачну с небольшой предыстории. В изучение соционики меня привело желание понять и оценить мои сильные и слабые стороны применительно к профессиональной деятельности, а также где и как я могу их реализовать, т.к. к тому моменту у меня накопился определённый опыт и вопросы, касающиеся профессиональной реализации и удовлетворения. До начала изучения соционики я прошёл множество различных тестов, часть из которых делал самостоятельно в книгах и на интернет сайтах, посвященных различным психометрическим тестированиям и изучению личности человека. Тесты, однако, часто давали очень разные результаты, что, естественно, ещё больше запутывало меня. Позднее я понял причину этого – самостоятельное выполнение тестов и типирование дало результат, который отвечал на вопрос «Что лично я думаю о себе?», но не тот, на который я искал ответ. По сути же я искал ответ на вопрос, который даёт именно соционика – «Как я думаю?». Ответ именно на этот вопрос определяет стиль, подход, ценности и способ моего мышления.

В схематичной форме, общая концепция мышления лаконично выражена «моделью А», отражающей одновременно сильные и слабые стороны моего психотипа, а также мои ценности, способы достижения цели и их методы. По сути, модель А помогает в следующем – понять себя, свои сильные и слабые стороны, принять себя и научиться эффективно пользоваться тем, что дано мне от рождения на всю жизнь. Предвосхищая возможный внутренний протест читателя о том, что мол «Я есть я! Я не хочу жить по какой-то теоретической модели!», хочу сразу сказать, что модель А – это не инструкция для жизни, которая может лишить человека уникальности или индивидуальности, загоняя в рамки и шаблоны. Модель А – это индивидуальная карта способностей, которая помогает и подсказывает, как я могу легче и лучше преодолеть «разнообразный рельеф местности реальной жизни». Человек сам решает, преодолевать или нет и как поступать в том или ином случае. Говоря образно, если перед нами гора – это совсем не означает, что мы не можем её преодолеть (это будет исключительно решение отдельного человека), но, будучи хорошим пловцом, а не скалолазом, например, мне будет легче избежать преодоления скалы, переплыв реку, которая расположена рядом, и тем самым обогнуть гору и достичь своей цели. Модель А помогает понять и принять себя, на основании чего жить максимально полной жизнью и реализовать свою личность, исходя не только из её уникальности, но и из сильных сторон психотипа, позволяющих добиваться значительно большего, при этом пребывая в максимальной гармонии с самим собой, а, следовательно, с миром и людьми вокруг.

Пройдя профессиональную диагностику в НИИ Соционики, я узнал свой психотип – логико-интуитивный экстраверт, PT (ЛИЭ, «Джек Лондон/Предприниматель»). Лично для меня это был сюрприз, т.к. к моменту диагностики я был однозначно уверен в том, что бизнес и всё, что с этим связано – совсем не моё. Причиной этому была соционическая маска, свидетельствующая о наличии у меня важной не решенной внутренней задачи, которая сильно искажала моё восприятие действительности и моё поведение в жизни. Таким образом, начался мой путь к пониманию своей истинной природы и личности. Для себя я выбрал достаточно простой и понятный метод изучения себя и «освоения в себе» – на практике я пробовал делать то и так, что советовала модель А моего психотипа и соционические признаки Аугустинавичюте-Рейнина, характеризующие мой ТИМ. Затем я сравнивал, насколько легко, гармонично и продуктивно у меня получалось достигать своих целей в результате применения часто нового для меня подхода к решению различных жизненных задач. В процессе я выяснил, что многие вещи я зачастую делал совершенно не характерным для моего ТИМа методами и способами, что давалось не просто и вело к результатам, которые я находил недостаточно удовлетворительными, а уровень затрат сил и времени были неадекватными задачам. Мои наблюдения и эксперименты показали, что решение задач «наиболее естественным согласно ТИМу и его модели А способами» действительно происходило несопоставимо легче, гармоничнее и результативнее, чем ранее – часто я даже не замечал того, что «вообще что-то делал», тогда как раньше ощущение напряжения, усталости и иногда преодоление себя было очень заметно. Так по мере возникновения задач и освоения себя я научился действовать эффективно, добиваться большего, тратить меньше сил и времени, а главное – чувствовать себя, и стало появляться всё более чёткое и целостное понимание и принятие своей сути не только как психотипа, но и как конкретной личности.

2013-12-05 14 11 52-greenshot

Рис. 1 – Модель А ТИМа PT
(ЛИЭ, «Джек Лондон/Предприниматель»)

ТИМ «Джек Лондон»: SWOT-анализ

Выше приведена модель А ТИМа PT (ЛИЭ), «Джек Лондон/Предприниматель», которая представляет схематическое описание сильных и слабых сторон людей, относящихся к этому психотипу.

Исходя из известного «принципа эффективности Парето 80/20», возникают две очевидных мысли:

А. сильные стороны – это те, затраты усилий в 20% по которым дают нам 80% результата, а слабые стороны – это те, по которым вложение 80% усилий дают лишь 20% результата;

Б. чтобы существенно повысить качество своей жизни, имеет смысл максимально использовать свои сильные стороны (так называемая «стратегия достижения успеха») и на уровне разумного минимума использовать свои слабые стороны («стратегия избегания неудач»).

В модели сильными являются функции, соответствующие ячейкам под номерами 1,2,7,8, т.е. для ТИМа «Джек Лондон/Предприниматель» оба вида логики и оба типа интуиции, что собственно отражает и само название типа «логико-интуитивный экстраверт».

До начала изучения соционики я, как и многие люди, традиционно обращал существенно больше внимания на мои слабые стороны, стремясь их существенно улучшить. Это объяснялось тем, что свои слабости я просто больше замечал, а сильные качества и стороны – просто использовал, часто даже не замечая, что легко получалось. По сильным сторонам, у меня легко получалось, и я воспринимал это как само собой разумеющееся. Более того, до изучения соционики, те аспекты, которые являются слабыми, я нередко считал сильными (сенсорику и этику: в моем случае это было связано с наличием соционической маски). В своей жизни я часто стремился опираться исключительно на эти аспекты для достижения успеха, однако результаты, которых мне удавалось достичь, были куда ниже, чем мои ожидания, тогда как сил и времени уходило куда больше, чем того требовали эти задачи. Неудовлетворённость результатами подталкивала меня к ещё большей фокусировке на слабых сторонах и развитии их, что вело к ещё большим затратам энергии и ещё меньшей отдаче в виде результатов относительно усилий, и, как следствие, дальнейшему снижению моей удовлетворенности качеством жизни.

Исходя из теории соционики все блоки, входящие в модель А и сгруппированные по две ячейки-функции, позволяют нам определить их назначение для применения. Из представленной ниже схемы ясно, что оба типа сенсорики и этики относятся к слабым блокам: «надо» (супер-эго или социальная адаптация) и «хочу» (супер-ид или блок отдыха). Даже без глубокого знания соционики теперь становится понятно, что ни то, что предполагает отдых, ни то, что предполагает необходимость адекватной социальной адаптации, не может служить основой для успеха и профессиональной реализации.

2013-12-05 14 11 58-greenshot

Рис. 2 – Горизонтальные блоки в модели А ТИМа PT
(ЛИЭ, «Джек Лондон/Предприниматель»)

Прим. На данной схеме горизонтальных блоков модели А по блоку Эго («Знаю») наиболее предпочтительна профессиональная реализация и выбор работы, блок Ид («Реализация») в свою очередь ответственен за реализацию и воплощение идей в жизнь, т.е. это блок каждодневного труда.

Хочу дополнительно добавить, что, несмотря на то, что блок «супер-ид» (так называемый «детский блок») является слабым, действия и взаимодействие по аспектам информации, относящимся к нему, вызывают радость (прямо-таки детскую радость) и характеризуются не критичностью восприятия человеком этой информации, что нередко создаёт большой соблазн выбрать работу, связанную именно с этими аспектами. Я уделил этому внимание по причине того, что удовольствие и не критичность оценки своих действий и получаемой информации по этим аспектам приводит к тому, что человек не может, объективно оценить свою собственную умелость и значимость его достижений по аспектам, относящимся к 5 и 6 функции в «модели А».

Реализация же по сильным блокам происходит спокойно и уверенно – без детского восторга, но там действительно есть реализация и заметные результаты. Обучение, делание и понимание того, что относится к сильным функциям, происходит на качественно ином уровне – максимально возможном для конкретного человека (с учетом, естественно, его личного потенциала и интеллекта).

В итоге я осознал, что у человека есть сильная и слабая половина его личности. Этот вывод стал для меня основой для того, чтобы условно разгруппировать свою модель А на эти две половинки, получив тем самым ориентир для себя и наглядное представление о том, что является моими сильными сторонами и что слабыми, и позволяющем легче усвоить это для практического применения в жизни.

2013-12-05 14 12 02-greenshot

«Рис. 3 – Слабая и сильная половины модели А ТИМа PT
(ЛИЭ, «Джек Лондон/Предприниматель»)

Разделение «модели А» на сильную и слабую половинки, существенно помогает в сознательном использовании двух линий поведения в различных ситуациях – «стратегии успеха» и «стратегии избегания неудач». В чём собственно практическая польза этого действия разберёмся ниже.

Дело в том, что все мы живем в обществе, которое с определённой условностью требует от нас соответствовать неким «универсальным стандартам», не учитывая нашу индивидуальность и наши сильные и слабые стороны. Это приводит к тому, что мы сами часто реагируем и пытаемся решить возникающие перед нами задачи слишком уж строго в том виде, как того требуют от нас эти абстрактные установки. До изучения соционики при возникновении тех или иных ситуаций я реагировал на них что называется «по наитию», т.е. так как считал и чувствовал адекватным той или иной ситуации, во многом основываясь на том, как принято, как видел, как знал и как научили, проще говоря «опытным методом». Я, безусловно, замечал, что что-то давалось легче, а что-то сложнее. Однако, в чем недостаток такого подхода?

Представим пример, когда человек типа «Джек Лондон» начинает оценивать на работе или в бизнесе другого человека на предмет его намерений, качеств и надежности как потенциального партнера со своей этики отношений (R). Этот аспект, будучи слабой стороной ТИМа, безусловно, даст верную оценку только в случае совпадения, т.е. в большой степени случайности. В то время как использование своих сильных сторон, например, выхода по «диагональному императиву» на структурную логику (L), позволит добиться качества и точности оценки на несравнимо более высоком уровне.

Таким образом, я пришёл к выводу, что, выстраивая свой подход к решению различных жизненных задач «по наитию», я в значительной степени полагаюсь на вероятность, чем осознанно использую свои сильные стороны и знание «модели А» на практике. Вероятность не может по определению дать точных и, главное, надежных результатов при регулярном использовании. По сути, «действие по наитию» напоминает автомобиль, водитель которого сидит на заднем сидении, а машина едет сама по себе. Доедет ли куда-нибудь эта машина и её водитель? Куда-нибудь, вероятно, доедет, только не факт, что туда и так, как нужно самому водителю. Представим же, как кардинально изменяется ситуация, когда этот водитель перебирается на свое законное место и берёт управление в свои руки! Машина начинает послушно делать то, так и тогда, как нужно самому водителю. Он хозяин положения. Так же и модель А – по сути, это та самая машина, которой мы можем управлять, чтобы добиться наиболее впечатляющих, уверенных и стабильных результатов в нашей жизни чего бы они не касались.

Из вышесказанного мне представляется очевидным следующий вывод: чтобы оптимально использовать силу и слабость своей «модели А», нужно хорошо знать саму модель А и семантику аспектов каждой функции, чтобы идентифицировать и корректно соотнести ситуацию и функцию, наиболее адекватно отвечающую за её решение. Важно знать силу и слабость функций, их задачи и принцип организации самой модели А. Опять же, как в примере с машиной, так же и с «моделью А», чтобы ей управлять, необходимо иметь определённые базовые знания о принципах её работы.

Обретение сознательного контроля и управления своей «моделью А» крайне полезно не только в ситуациях, когда у человека имеются соционические маски, свидетельствующие о нерешённых внутренних задачах личности, но и в равной мере применимо для людей, относящихся к чистым типам и не имеющих ярко выраженных проблем, т.к. это позволяет добиться максимально полной, приятной и легкой реализации личности в рамках её сильных сторон, сокращая путь к успеху и избегая необходимости «изобретать велосипед». Модель А может служить надежной и необходимой опорой и подсказкой в понимании ситуации и принятии решения, как поступить в той или иной ситуации, когда эта ситуация кажется неясной или крайне сложной, а решение не видится и не осознаётся человеком «автоматически». По сути, модель подсказывает, от чего отталкиваться, как анализировать ситуацию и как действовать, индивидуальные же особенности ситуации и свои решения каждый конкретный человек найдёт для себя сам.

Инструкция по применению

strengthПерейдём непосредственно к рассмотрению практического примера сознательного использования «модели А». Возьмём сильную половину модели А «Джеков» – она состоит из верней половины (блока Эго) и нижней (блока Ид), каждый из них отвечает за выполнение своей конкретной задачи в рамках полноценной реализации личности. Блок Эго отвечает за оценку ситуаций, нахождение решений и творческие мысли и идеи. Блок Ид отвечает за непосредственную реализацию и проверку на практике идей, возникающих в блоке Эго. Если условно представить эти два блока в виде физического облика человека, то блок Эго – это голова, а блок Ид – это тело, которое выполняет и воплощает в жизнь идеи и мысли управляющей всем головы. Таким образом, эти два блока – сильные стороны «Джеков», полагаясь и сознательно используя которые в большинстве ситуаций, мы способны реализоваться и добиться успеха в работе, бизнесе и жизни в целом.

В силу личных соображений и с целью наглядности объяснения я не буду объяснять суть применения работы «модели А» на сложных примерах и ограничусь простой ситуацией.

Допустим, что у человека ТИМа «Джек Лондон/Предприниматель» возникла идея создания бизнеса по производству самоваров, что вполне соответствует последним мировым трендам роста спроса на уникальные этнические товары. Эта идея возникает на уровне Эго (P).

Далее он продумал как и где имеет смысл производить их, с учётом современных технологий производства, материалов и предполагаемой структуры издержек. Придумал какие усовершенствования можно внедрить в самовары, чтобы они были более удобными в использовании. Прикинул какую прибыль он ожидает получать от продажи, кому и как их продавать, как их хранить, доставлять и т.д.

Далее с творческой функции (T) оценил насколько сейчас подходящий момент для этого продукта и начала его производства, просчитал, сколько времени потребуется, чтобы его наладить и выйти на необходимый объём, придумал план действий – что и как необходимо сделать, чтобы реализовать этот проект.

На данном этапе все основные идеи и понимание предполагаемого вида деятельности сформированы. Однако, даже отличные идеи и глубокое понимание – это только начало, теперь их необходимо «проверить действительностью» и реализовать в жизни, чтобы они не остались только идеями в голове (в случае если у человека активно работает только блок Эго – идеи так и остаются идеями, оставаясь не реализованными в жизни).

Далее происходит поиск и оценка возможностей (I) – насколько самовары сейчас могут быть востребованы на рынке как товар, какие конкретно самовары будут хорошо продаваться и где (регионы, каналы сбыта). Есть ли конкуренты на рынке или какие товары-заменители могут оказать существенное давление на уровень продаж самоваров. Есть ли потенциал для расширения этого рынка в будущем или это «умирающий рынок», производить самому или найти подрядчиков, варианты способов доставки, варианты хранения, поиск вариантов финансирования этого проекта – самостоятельно или с привлечением заемного или долевого капитала, оценка возможностей использования уже имеющихся деловых контактов и других бизнес ресурсов.

Далее найденные варианты исследуются и анализируются, оцениваются и просчитываются со структурной логики (L), прописываются и приводятся в систему, реальным воплощением которой является схема бизнеса с прописанными бизнес процессами, конкретным и просчитанным бизнес-планом, необходимым как для работы самого предприятия, так и для привлечения инвестиций из внешних источников. Проводится оценка законодательных требований по вопросам технологии производства, сертификации, санитарно-эпидемиологических и прочих требований к данному виду продукции, если они имеются. Оценивается необходимая организационно-правовая форма для создаваемого предприятия, продумываются и составляются необходимые учредительные документы, а также разрабатываются и прописываются необходимые соглашения с партнерами, поставщиками, покупателями, сотрудниками и иными сторонами, участвующими в работе предприятия.

Таким образом, итогом всей этой работы является реально и успешно работающее предприятие, свидетельствующее об удачной реализации конкретного представителя ТИМа «Джек Лондон» в качестве «Предпринимателя».

Работу функций в рамках блока Эго и Ид можно также изобразить схематически (см. ниже, вариант А), однако порядок может быть и обратным (вариант Б): например, анализ выявленных возможностей приводит к возникновению бизнес идей либо осознанному пониманию, что и как будет целесообразным делать в непосредственной ситуации. Хочу добавить, что мой собственный опыт и наблюдения показывают, что нередко возникновению идей, видению пользы/выгоды и пониманию, что следует делать в той или иной ситуации, предшествует анализ и оценка имеющихся возможностей, вероятно, в силу того, что бессознательные функции обладают способностью с существенно большей скоростью обрабатывать информацию, чем сознательные, т.е. работа «модели А» нередко происходит по сценарию «Б».

2013-12-05 14 12 07-greenshot

Рис. 4 – Схема работы сильных горизонтальных блоков в модели А ТИМа PT
(ЛИЭ, «Джек Лондон/Предприниматель»)

Подводя итог, мы видим, что для реализации в работе, бизнесе, делах и тех ситуациях, где ТИМ «Джек Лондон/Предприниматель» может реализовать свои преимущества, а также помочь и быть полезным другим людям, нужно использовать сильные стороны типа на любом из этапов решения задачи, начиная с её оценки, анализа вариантов решения, выработки окончательного решения и непосредственно его реализации. Моей целью составления этого схематичного изображения было представить основные варианты работы и реализации модели психотипа, основанные исключительно на его сильных сторонах («стратегия достижения успеха»), а также наглядно продемонстрировать, что слабые функции в такой ситуации практически не используются, что позволяет добиться максимально эффективного, быстрого и естественного способа достижения результата. Оба блока (и Эго, и Ид) не боятся нагрузки – это их работа и нагрузка для них – тренировка, позволяющая человеку развиваться и реализовываться в жизни, и, наоборот, без нагрузки эти функции деградируют, как и сама личность в целом.

Супер-Эго и Супер-Ид

Теперь я хочу уделить некоторое внимание слабым функциям в модели ТИМа «Джек Лондон». В отличие от ситуации, демонстрирующей сильные функции, между слабыми блоками нет столь прямой взаимосвязи и взаимодействия для реализации личности, т.к. один из блоков отвечает за социальный уровень, а другой за психологический (душевный) уровень. С определённой условностью можно говорить, что Супер-Эго и Супер-Ид «противостоят» друг другу, потому, что в первом случае речь идет об общении на неглубоком и поверхностном уровне общения (социальных норм), а во втором о глубоком, близком и личном.

Понимание назначения слабых блоков и их функций лично мне очень помогло чётко разделить характер общения и дистанцию, которую я готов принять в зависимости от человека, с которым я общаюсь в тот или иной момент, что особенно важно в случае с душевным уровнем блока супер-Ид.

2013-12-05 14 12 11-greenshot

Рис. 5 – Блок Супер-Ид в модели А ТИМа PT
(ЛИЭ, «Джек Лондон/Предприниматель»)

Блок Супер-Ид является не только очень доверчивым, но и очень уязвимым. Я лично часто подвергал себя ударам именно по этим аспектам, недостаточно предусмотрительно общаясь с людьми по данному блоку. Последствия этого крайне ощутимы, так как блок Супер-Ид отвечает за формирование доверия, возникновение энергии и надежды по отношению к миру и людям, а также уверенности в собственных силах и самостоятельности. По сути, «детский блок» является источником жизненной энергии для всех остальных блоков и функций «модели А», а значит влияет на сбалансированность и жизнеспособность всей личности. Регулярно подвергая его атакам и испытаниям, человек ТИМа «Джек Лондон» в прямом смысле слова может «разрушить свою душу», и, как следствие, потерять доверие к другим людям и миру, мотивацию, силы и стремление, стать зависимым и не самостоятельным в целом. Всё это обрекает такую личность на мучительное существование вместо полноценной жизни и, безусловно, о какой-либо реализации по другим аспектам уже речь не идёт.

В любом обществе есть свои традиции и культурный уклад, и не всегда он гармоничен нам, в том числе в силу нашего ТИМа и квадральных ценностей. На своём примере могу сказать, что ряд устоев и особенностей российского менталитета для меня не гармоничен и неестественен, а стремление «влезть в душу» по этим аспектам может сильно ранить и вызывать глубокие переживания. Например, общение по аспекту этики отношений (R), который у ТИМа «Есенина» (интегральный тип российского народа) относится к физическому уровню блока Ид и поэтому является распространённым: совершенно незнакомые или малознакомые люди пытаются расспрашивать, шутить или говорить о том, что относится к глубоко личному для «Джеков».

В чем собственно польза от понимания всего этого? Человек сам определяет и устанавливает свои барьеры для общения. Понимая, что для меня относится к душевному уровню, я стал допускать общение по этому аспекту только с теми людьми, которым я знаю либо полагаю, что могу доверять. С остальными же людьми разговоры по этим аспектам стараюсь избегать либо вовсе пресекать. Более того, особую важность обретает умение ограничивать общение по детскому блоку в силу законов соционики о передаче информации между функциями, согласно которым информация приходит и уходит по совпадающим аспектам; это означает, что, общаясь по аспекту этики отношений (R), либо волевой сенсорики (F), представитель ТИМа «Джек Лондон» очень вероятно получит ответ, который придёт по этим же аспектам, а ответной информацией может быть и оскорбление, и критика, и ещё много чего, что для него будет прямым «плевком в душу», а для человека другого типа может быть куда менее значительным. Таким образом, когда я сам или другой человек инициирует общение или взаимодействие по этим аспектам, я сам должен быть готов взять на себя ответственность за установление барьеров по этому блоку и контролю за тем, что придёт мне в «детский блок».

2013-12-05 14 12 16-greenshot

«Рис. 6 – Блок Супер-Эго в модели А ТИМа PT
(ЛИЭ), «Джек Лондон/Предприниматель»

Скажу также несколько слов о блоке социальной адаптации или «Супер-Эго». В случае с ТИМом «Джек Лондон» сюда относится этика эмоций (E) и сенсорика ощущений (S). Примечательно, что, несмотря на то, что у «Джеков» обе эти функции слабые, люди этого типа (как и любые другие ТИМы по слабым сознательным функциям) склонны «переусердствовать в своём стремлении к совершенству». По этике эмоций (E) бывает, что «Джеки» нередко «заигрываются», стремясь быть большими весельчаками, будучи в центре внимания. С сенсорикой ощущений (S) ситуация ещё более контрастная. Это болевая точка (ТНС), стремление к здоровому образу жизни и фанатичное увлечение всем, что связано с белой сенсорикой, может смениться на диаметрально противоположные взгляды на жизнь.

 Самым ярким примером может служить пример Соединенных Штатов Америки (интегральный ТИМ «Джек Лондон»), где одновременно соседствуют превосходная медицина и повальное увлечение спортом - с очень высоким процентом полных людей среди всего населения страны и самой мощной в мире индустрией быстрого питания (фаст-фуд), весьма вредной для организма. Причем для этих явлений в США характерны волнообразные колебания от одного образа жизни к противоположному, что можно наблюдать и сегодня – последние годы в Соединённых Штатах лавинообразно набирает обороты отрасль производства экологически чистой и полезной еды, вытесняющая привычные американцам замороженные полуфабрикаты и быстрое питание.

По своему примеру могу сказать, что такую же раскачку длительное время наблюдал на своём собственном примере. После понимания и осмысления нередких проявлений моего желания переусердствовать по блоку Супер-Эго, соотнесение его с существующими социальными нормами помогло мне существенно сбалансировать и добиться стабильности и минимально необходимого уровня внимания к этим аспектам, избегая крайностей, устанавливать самому себе барьеры, где следует остановиться, чтобы сохранить свои силы, идеи и энергию для реализации в том, где я действительно могу добиться существенных результатов и принести пользу как для себя, так и для окружающих меня людей.

Резюмируя, я пришёл к выводу, что основная задача управления блоком Супер-Ид сводится к разграничению «где и кому доверять и доверяться», а по блоку супер-Эго осмыслить и научиться нормировать внимание и усилия на аспектах, его составляющих, не допуская как перегрузки, так и недооценки и игнорирования.

Заключение

Основываясь на моём личном опыте, я могу с уверенность утверждать, что именно с понимания своего ТИМа, в частности через модель А, я начал настоящий путь к себе, хотя он не был легким и не был коротким, да и вовсе, наверное, он только начался. В этом и состоит жизнь – научиться быть собой и самореализоваться.

Лично мне модель А помогла для начала принять самого себя, понять как я мыслю, в чем я силен, в чем я слаб, где и как я могу помочь и где мне самому нужна помощь и поддержка, что для меня важно, а что второстепенно. Благодаря изучению и практическому применению этой концепции я научился более качественно, результативно, а главное естественно и легко решать совершенно разные задачи, возникающие в моей жизни – начиная с крупных и заканчивая ежедневной рутиной.

Сейчас, спустя заметное время, я могу с уверенностью сказать, что понимание своего ТИМа и его «модели А» является истинной отправной точкой и основой для понимания себя, полноценного и мощного развития и реализации личности в жизни. Наиболее полно суть моего вывода отражает высказывание Оскара Уальда: «Будьте собой – остальные роли уже заняты!»

 

Хочу выразить особую благодарность Прокофьевой Татьяне Николаевне за замечания, рекомендации и советы. Её помощь и участие помогли мне обрести практические навыки использования соционики в жизни, полученная от этого польза и мой личный опыт, в свою очередь, легли в основу моего желания написать данную статью и поделиться личным опытом.

Литература

  1. Прокофьева Т.Н. Развитие личности и соционические функции. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 2004.
  2. Прокофьева Т.Н. Соционика в профессиональной деятельности: как достичь успеха на рынке труда. Учебно-практическое пособие. – М., 2004.
  3. Прокофьева Т.Н. Соционика и развитие личности. Учебно-практическое пособие – М., 2005,. 56 с.
  4. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999, – М.: «Алмаз», 2005.
  5. Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  6. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  7. Прокофьева Т.Н. Соционика в построении стратегии успешного взаимодействия: умение разбираться в людях и предсказывать их поведение. – М., 2004.
  8. Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. «Соционика». // Сборник докладов VII московской научной конференции. 2003; // Психология и соционика межличностных отношений, N2, 2004.
  9. Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике. «Соционика». Сборник докладов IV московской научной конференции. 2001; // Психология и соционика межличностных отношений, N1, 2004; в кн.: Е.М. Кривошеев. Соционика глазами психолога, М.: «Доброе слово»: «Черная белка», 2005; в кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: «Алмаз» , 2008. – 323 с.
  10. Прокофьева Т. Н. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А. // Соционика, ментология и психология личности, N 1, 2002.
  11. Прокофьева Т.Н. Соционика. Соционические функции и модели. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  12. Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с.
  13. Прокофьева Т. Н. Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что... Или к философскому осмыслению значения колец и блоков модели А. // Соционика, ментология и психология личности, N 3(66), 2006.
  14. Каменева С.К., Прокофьева Т.Н. Соционические "маски": как они нам мешают и чем помогают. //Соционика, ментология и психология личности. – 2009. – N 6.

Обновлено 06.12.2013 17:36 Прочитано : 21677 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 108 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12190965