Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Соционика. Экспертная речь ТИМа. PDF Печать E-mail

Владимиров О.М.

 

НИИ Соционики, public@socionics.ru

 

Статья посвящена вопросам экспертной речи, когда человек говорит со своих сильных функций. C помощью соционики поднимаются вопросы убеждения других и психологической уверенности в себе. Приводятся примеры экспертных «убедительных» эссе.

 

Ключевые слова: соционика, публичные выступления, механизмы убеждения, психологическая уверенность, тип информационного метаболизма, сильные функции.

 

Тема убеждения и речевого воздействия актуальна на протяжении всей истории человечества. Сегодня в этой области пересекаются интересы психологии общения, массовой коммуникации, рекламы и продаж, педагогики и психотерапии [9].speech

Бизнес-тренеры и психологи самых разных направлений предлагают всем желающим овладеть грамотной речью, научиться копирайтингу, выступать публично.

«Умение убеждать других необходимо, если вы хотите что-либо изменить. Оно необходимо, если вы хотите что-либо осуществить. Умение убеждать необходимо, если вы хотите жить и влиять на окружающий вас мир» [8].

Тема убеждения неразрывна с уверенностью личности. Прежде чем убеждать других, сперва нужно убедить себя в том, что это возможно. Выступаем мы публично или готовим текст письма, нам верят, если чувствуют (да-да, именно чувствуют), что мы «не вязнем» в теме и готовы продолжать.

Выступления опытных ораторов отмечены лёгкостью и непринуждённостью. Они могут импровизировать на заданную тему. Каверзные вопросы не вводят их в ступор, они лишь способствуют оживлению речи, когда оратор начинает набрасывать ассоциации к новой теме.

Как достигается эта уверенность?

Со слов Радислава Гандапаса, одного из самых успешных тренеров по ораторскому искусству, страх публичных выступлений стоит на 2-м месте после страха смерти, если сравнить их по количеству адреналина в крови [3].

Чтобы избавиться от излишнего волнения перед выступлением разные специалисты предлагают свои техники. Обязательно рекомендуются репетиции, и конечно, заранее советуют подготовить тезисы выступления: чтобы даже после шквала неудобных вопросов докладчик понимал, в каком направлении продолжать тему.

В конечном счёте, внешняя и внутренняя уверенность сводится к владению темой и выходу к той проблематике, которой владеет докладчик. Зачастую доверие вызывает уверенный экспертный тон, глубина мысли и количество аргументов. Последние два качества, безусловно, необходимы, чтобы быть убедительным в письменной форме.

Что может предложить соционика в области публичных выступлений и убеждения?

Соционика изучает особенности обработки информации разными типами личности. Информация в мире всегда представлена в полноте. Объект, событие, пространство, энергия могут быть рассмотрены с самых разных сторон. Весь поток информации можно поделить на информационные аспекты, включающие определённые категории слов, понятий и языковых оборотов, описывающих одну из граней реальности.

Восприятие мира сразу со всех возможных позиций (аспектов) «простому смертному» вряд ли доступно. «Как бы ни спорили философы, социологи, психологи по поводу пресловутой объективности окружающего нас мира, не зашоренный идеологическими догмами анализ взаимодействия психики с окружающим миром обнаруживает однозначно субъективистский характер человеческого мировоззрения» [5].

Аушра Аугустинавичюте, цитируя Юнга, пишет, что два разных человека видят один и тот же объект не одинаково. Глубина восприятия определяется психическими функциями ТИМа [1].

Работа функций подобна системе фильтров, которые пропускают и выдают информацию по-разному, в зависимости от их расположения у конкретного типа личности. «Доминирующие юнговские функции обеспечивают обработку значительно большего объёма информации, чем слабые», – говорит Т.Н. Прокофьева [12].

«Соответствие аспектов информации юнговским функциям установлено экспериментально в течение многолетних наблюдений» [11]. Масштабные исследования провела А. Аугустинавичюте, эту работу продолжают её ученики и последователи.

Итак, мы знаем, что каждый из 16 ТИМов способен к более полной обработке тех аспектов, на которые настроены его сильные функции. Те самые «фильтры», которые пропускают широкий поток информации, выделяют главное, замечают нюансы и полутона.

 

Название ТИМа определяют сильные осознанные функции блока ЭГО его Модели А. Эти функции наиболее полно обрабатывают соответствующие аспекты информации из общего потока.

  • Например, этико-сенсорный экстраверт – ЧЭБС – «Гюго» эксперт в области этики эмоций и сенсорики ощущений. Для его первой базовой функции темы эмоций, настроений, энергичности, энтузиазма очень понятны ЧЭБС(ЭСЭ) их легко считывает, анализирует и регулирует. Сенсорика ощущений – это оттенки ощущений, здоровье и самочувствие, гармония и вкус жизни. По своей второй функции «Гюго» проявляет гибкость и творческий подход к данной теме.
  • В свою очередь, интуитивно-логический интроверт  БИЧЛ «Бальзак» прекрасно ориентируется в сроках, планах, темпах, изменениях и разностороннем опыте. При этом БИЧЛ (ИЛИ) легко находит эффективные способы решения задач, оптимизирует действия, адекватно оценивает затраты.

Изучая мощность психических функций в Модели А, А. Букалов ввёл понятие «размерности». Сила функции, её умение считывать обрабатывать информацию, зависит от того, сколько измерений она способна охватить. Всего таких измерений (координат) четыре [2]:

  • координата глобальности (самый полный охват аспекта);
  • координата ситуации (сиюминутное реагирование в заданном пространстве);
  • координата норм (общепринятый взгляд на вопрос);
  • координата личного опыта (самооценка, внутренние ценности и желания).

В этой связи, мы говорим, например, что четвёртая (болевая) функция ТИМа работает только в пространстве личного опыта и «болезненно реагирует на любой непривычный стимул»[2]. Тогда как первая функция содержит все 4 координаты и поэтому является наиболее мощной. Вторая функция «работает с 3-х мерным пространством», у неё отсутствует вектор глобальности. Однако, вектор ситуации позволяет ей творчески импровизировать, продуцировать информацию в области её аспекта.

Как мы уже сказали, обе эти сильные функции осознанны, поэтому именно они задают направление в обработке информации.

Каждый из 16-ти ТИМов смотрит на мир по-своему. Эти точки зрения не противоречат друг другу, они описывают разные стороны одной реальности. Эти взгляды могут в чём-то пересекаться, но если человек говорит со своих сильных функций, то его уникальная экспертность заставляет окружающих невольно прислушиваться к нему как к авторитету. Каждый представитель социона может осветить для других те грани вопроса, которые в полноте доступны только ему.

Из психологии нам известен феномен доверия к авторитету. Авторитет воспринимается как надёжный источник информации. При этом, показатель надёжности складывается из компетентности и объективности сообщения [7]. Рассмотрение любого вопроса через свои сильные осознанные функции выглядит убедительно в глазах других и внушает человеку уверенность.

А как же иначе? Ведь через эти функции он в первую очередь воспринимает мир, и его ТИМная точка зрения освещает другие грани этого мира, даже если остальные ТИМы не до конца улавливают все тонкости его сообщения. В социальной психологии накопились исследования, которые показывают, что сообщение может быть убедительным, даже если его доводы НЕ являются полностью понятыми или постижимыми. «Успешной является тактика убеждения, которая направляет мысли таким образом, чтобы слушатель думал в соответствии с точкой зрения коммуникатора» [10].

Для того, чтобы прочувствовать мощь и экспертность своего блока ЭГО, в рамках учебного курса НИИ Соционики «ТИМ-bulding®: инструменты самореализации» мы предлагаем участникам один интересный тренинг. Инструкция звучит так: «С использованием семантики функций своего ЭГО напишите краткое эссе на тему «Почему важно говорить со своего ЭГО».

Авторитетность суждений, о которой мы говорим, действительно поражает! 16 разных ответов на вопрос, 16 экспертных обоснований, 16 подтверждений этой простой истины.

Приведём для примера 4 эссе представителей разных КЛУБОВ: Исследователей (интуитов-логиков), Управленцев (сенсориков-логиков), Социалов (сенсориков-этиков) и Гуманитариев (интуитов этиков).

Итак, «Почему важно говорить со своего ЭГО?»

«Дон Кихот» ЧИБЛ (интуитивно-логический экстраверт):

«Говоря с блока ЭГО, мы вызываем наибольшее доверие у слушателя, поскольку наша речь естественна и выражает, говоря устами героя Ильфа и Петрова, «эквивалент мысли».

Мы не «путаемся в показаниях», говорим уверенно и с четкой аргументацией. Аргументация подкрепляется не только примерами из личного опыта и общественным мнением. Вместе с социальными нормами в обход шаблонного мышления включается способность находить нестандартные решения, ориентироваться по ситуации, решать воображаемые задачи, «работать на опережение».

Говоря с ЭГО, мы можем убедить и переубедить оппонента, дать ему возможность самому разобраться в хитросплетениях нашей аргументации, взвесить все ЗА и ПРОТИВ, таким образом, сделав справедливый выбор в пользу наших «простых истин».

Блок ЭГО отражает не только целостное восприятие взаимосвязей, но и глубинное видение противоречий. Таким образом, анализ внутренней структуры системы аргументации позволяет выявить потенциальные возможности работы с возражениями оппонента».

 

«Жуков»  ЧСБЛ (сенсорно-логический экстраверт):

«Истина всегда проста. Все сложные естественно-научные закономерности выведены из незамысловатых зависимостей, поддающихся устному описанию.

Говоря с ЭГО человек понимает, что лежит в основе его суждений, и как выстраивается структура его теории. Знает, как развернуть или упростить эту теорию для разных групп слушателей. А простые и понятные идеи имеют бОльшую власть над толпой, чем сложные громоздкие формулировки и обоснования, легко распространяясь среди всех слоев общества на всей территории.

Неорганизованная толпа, лишенная какой-либо структуры – это всего лишь скопление людей. Сила их не складывается воедино, она не обладает направленной волей и не выражает своих желаний, так как каждое отдельно взятое устремление тонет в общей энтропии сознания. Она бесформенна, здесь нет ни передовых, ни замыкающих или фланговых. Есть только условный центр и периферия, между которыми допустимы любые перемещения, и каждый в праве считать себя центром.

Выстраивание простой понятной структуры с ясной идеологией дает простой механизм принятия единых решений и направления масс к великой цели созерцания естественной красоты этого мира во всех оттенках цветов и вкусов на фоне неподвластных нам сил природы бесконечного простора вселенной и её безразличия к нашим усилиям и желаниям».


«Драйзер»
БЭЧС (этико-сенсорный интроверт):

«Когда говоришь с ЭГО многое становится ясным и ярким.

Общаясь с людьми на тонком дипломатическом уровне, стараешься не задеть больные места человека, проявляешь учтивость к людям, которые просят о помощи. Но бывают и такие моменты, когда возникает антипатия. Вот тогда как страж порядка выходит красавица «Волевая Сенсорика», и окружение растворяется без выяснения обстоятельств.

После этого не возникает вражды, совесть не мучает, человечность в отношениях сохраняется. И большой плюс: устанавливается психологическая дистанция комфортная для обеих сторон.

Проявление волевых качеств помогает в достижении цели. Когда говоришь решительно и уверено со своих сильных функций – это повышает твою значительность и вес в обществе. К уверенно изъясняющемуся человеку люди прислушиваются, они слышат и верят.

Главное, делать это без давления, а творчески относится к распределению своих жизненных сил, и тогда сфера влияния в, тех областях, в которых ты компетентен, принесет моральное и душевное удовлетворение и тебе, и всем окружающим тебя людям».


«Гексли»
ЧИБЭ  (интуитивно-этический экстраверт):

«Если говорить с блока ЭГО, то многие сокрытые тайны бытия становятся очевидны.

Сильные осознанные функции позволяют поговорить о неожиданном потенциале самых разных вариантов развития событий. Расширение горизонтов и возможности различного прикладного характера непременно привлекут внимание окружающих!

Через обратную связь от других людей всегда можно выяснить, насколько удалось раскрыть полную картину. В случае, если кто-то остался в догадках, можно рассмотреть проблему под другим углом и попытаться донести нюансы до каждого конкретного человека с учётом его личностных особенностей.

Если говорить с ЭГО, то гарантированно можно найти подход к слушателям и убедить всех в невероятной значимости открывающихся перспектив!»

Что тут добавить? С экспертами не поспоришь! Но кто-то скажет: «Типология личности меня ограничивает». Действительно, некоторые воспринимают типологию как набор стереотипов или даже средство дискриминации окружающих.

Отвечает Отто Крегер, последователь Юнга:
«На самом деле, чем больше Вы будете знать о своём типе, тем свободнее будете себя чувствовать. Не думайте, что Вас загоняют в рамки, - считайте, что Вам вручают подарок, перевязанный ленточкой. Развернув его, Вы найдёте набор специализированных инструментов, подобранных под Ваш личный стиль креативности. Они лягут Вам в руки как влитые». [6]

Попробуйте для начала говорить со своего ЭГО, почувствуйте себя экспертом!

 

Литература

1. Аугустинавичюте А. – Соционика. — М.: Чёрная белка, 2008.

2. Букалов А. – Потенциал личности и загадки человеческих отношений. – М.: Чёрная белка, 2009

3. Гандапас Р. – Камасутра для оратора – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014

4. Дариэль Н. – Почему лучше говорить со своего Эго? – Соционика, ментология и психология личности – 2014, № 6

5. Ермак В. – Как научиться понимать людей. – М.: Астрель, 2003

6. Крегер О., Голдстайн Д. – Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

7. Крижанская Ю., Третьяков В. – Грамматика общения – М.: Смысл, 1999.

8. Кусакин И. – Секреты успеха: жизнь – это убеждение – М.: 2014.

9. Петренко В. – Основы психосемантики – М.: Издательство московского университета, 1997.

10. Пратканис Э., Аронсон Э. – Эпоха пропаганды: механизмы убеждения – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

11. Прокофьева Т.Н. – Об аспектах и функциях в соционике. – в кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: Алмаз, 2008.

12. Прокофьева Т.Н. – Семантика аспектов. – Психология и соционика межличностных отношений – 2004, № 2

13. Прокофьева Т.Н. – Соционика. Алгебра и геометрия человеческих отношений – М.: Алмаз, 2005.

14. Шипунов С. - Харизматичный оратор – М.: Локус Станди: Университет риторики и ораторского мастерства, 2007

 


Обновлено 04.02.2016 14:49 Прочитано : 7918 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 149 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12191001