Моральные категории – добро – зло, мировоззрение, мораль, нравственность, порядочность, религия, совесть, хорошо – плохо.
Притяжение – навязчивость, надоедливость, неприязнь, отталкивание, привязанность, психологическая дистанция, тяготение.
Проявления чувств – бесцеремонность, деликатность, дипломатичность, милосердие, отзывчивость, снисходительность, терпимость, умение не обидеть, человечность.
Чувства – доброта, зависть, злость, любовь – ненависть, симпатия – антипатия, сострадание.
Взаимоотношения людей – вражда, дружба.
Таблица. Семантика аспектов
Аспект |
Семантика аспекта |
Вопрос |
Глагол |
Этика
отношений
R ; R |
добро – зло, любовь – ненависть, мораль, нравственность, притяжение – отталкивание, порядочность, симпатии – антипатии, умение не обидеть, человечность, чувства |
Что нравится? |
Чувствуется |
Статика отношений. Это отношения между статическими объектами. Отношения в статике А. Аугустинавичюте делит на 2 группы, которые она назвала объективные и субъективные.
Объективные отношения: расстояния между объектами, взаимное расположение, сравнительные характеристики их размеров. Субъективные отношения между объектами: притяжение – отталкивание, чувства и взаимоотношения людей. В соответствии с нашей договоренностью будем и здесь применять обобщающие термины: объективные отношения – это явные отношения, а субъективные отношения – неявные, они не всегда проявлены, иногда скрыты, не все в них можно увидеть невооруженным глазом.
Аспект информации о неявной статике отношений, о субъективных отношениях: притяжении – отталкивании, симпатии – антипатии называется этикой отношений.
|