Основная часть Общая для всех сертифицированных школ Утверждена Международным ученым советом
|
Дополнительная часть Включена в учебный план НИИ Соционики
|
I. Основы
|
|
1. Предмет и метод соционики. Основания соционики. Возникновение соционики.
2. Функции, классы и установки психики в представлении К.Г. Юнга.
3. Психологические типы К.Г. Юнга.
4. Понятие информационного метаболизма у А. Кемпинского и в соционике А. Аугустинавичюте.
5. Социон. Определение. Значение. Взаимопомощь и кооперация при обмене информацией.
|
6. Типоведение Myers-Briggs, сходства и различия с соционикой, типы в MBTI, практическое применение
7. ТИМное и индивидуальное. Граничные условия применения соционической модели.
|
II. Базис Юнга
|
|
1. Экстраверсия – Интроверсия
a. Мир внешний и внутренний. Объекты и отношения. Особенности внешности, поведения и речи экстравертов и интровертов.
b. Широта и глубина охвата информации.
|
c. Диагностические маркеры признака в речи, внешности, поведении
d. Особенности общительности.
e. Экстраверты и интроверты на работе: ответственность и долг; творчество, виды деятельности; профессии.
f. Мотивация к труду, адаптация на рабочем месте.
g. Особенности постановки задач.
h. Подход к руководителю.
i. Экстраверты и интроверты в семье: Оптимальное распределение домашних обязанностей.
j. Взаимная дополняемость.
k. Воспитание детей с учетом типа личности, развитие способностей.
|
2. Логика – Этика.
a. Логика – этика. Оценочный характер рациональных функций. Особенности принятия решений.
b. Логика и этика: внешние признаки, цель общения, приоритеты.
c. Логики и этики на работе.
d. Логики и этики в семье, взаимная дополняемость, воспитание детей с учетом типа личности, развитие способностей.
|
e. Диагностические маркеры признака в речи, внешности, поведении
f. Оценка труда; виды деятельности; профессии
g. Мотивация к труду, адаптация на рабочем месте.
h. Особенности постановки задач.
i. Подход к руководителю.
j. Оптимальное распределение домашних обязанностей.
|
3. Интуиция – Сенсорика
a. Интуиция-сенсорика. Непосредственное восприятие действительности. Разница восприятия информации интуитивными и сенсорными типами.
b. Внешние различия интуитов и сенсориков. Особенности речи, поведения.
c. Интуиты и сенсорики на работе: оценка труда; виды деятельности.
d. Интуиты и сенсорики в быту, в семье. Взаимная дополняемость.
|
e. Диагностические маркеры признака в речи, внешности, поведении
f. Профессии для интуитов и сенсориков.
g. Мотивация к труду, адаптация на рабочем месте.
h. Особенности постановки задач.
i. Подход к руководителю.
j. Оптимальное распределение домашних обязанностей.
k. Воспитание детей с учетом типа личности, развитие способностей.
|
4. Рациональность – Иррациональность.
a. Рациональность – иррациональность. Оценочные функции и функции непосредственного восприятия действительности. Внешние различия рационалов и иррационалов.
b. Различие в образе жизни рационалов и иррационалов. Различное количество целей и методов у рационалов и иррационалов.
c. Особенности совместимости рациональных и иррациональных типов. Виды деятельности для рационалов и иррационалов.
|
d. Диагностические маркеры признака в речи, внешности, поведении
e. Профессии для рационалов и иррационалов.
f. Организация труда, тайм-менеджмент для рационалов и иррационалов. Адекватное планирование. Организация деятельности. Как добиваться большего за меньшее время.
g. Мотивация к труду, адаптация на рабочем месте.
h. Особенности постановки задач.
i. Подход к руководителю.
j. Оптимальное распределение домашних обязанностей.
k. Воспитание детей с учетом типа личности, развитие способностей.
|
III. Информационные аспекты
|
|
1. Понятие аспектов информации, деление информации на аспекты.
2. Семантика аспектов.
a. интуиция возможностей
b. интуиция времени
c. волевая сенсорика
d.сенсорика ощущений
e. этика эмоций
f. этика отношений
g. деловая логика
h. структурная логика
3.Блоки функций, взаимное влияние функций в блоке.
|
|
IV. Функции и модели. Модель Ю и модель А
|
|
1. Понятие психологической функции у К.Г. Юнга и в современной соционике.
2. Взаимосвязь соционических функций и аспектов информации.
|
Модель Ю, ее устройство, назначение функций.
|
3. Модель «А» (А. Аугустинавичюте), ее устройство.
a. Кольца модели А, их назначение.
b. Горизонтальные блоки модели А, их значение. Сильные и слабые функции.
c. Вертикальные блоки модели А, их значение. Контактные и инертные блоки.
d. Функции модели А. Особенности обработки и передачи информации.
e. Размерность функций по А. В. Букалову в модели А.
f. Диагональные императивы. Их смысл и применение.
g. Наличие в одном ТИМ – ведущих блоков всех 16-ти ТИМ.
|
h. Ценностные (вербальные) и лаборные блоки
i. Акцептные и продуктивные функции.
j. Уровни коммуникациии их связь с горизонтальными блоками.
k. Практическое назначение горизонтальных блоков.
l. Постановка цели, достижение результата по блоку ЭГО, опора на семантику его функций в выступления
|
4.Функции модели А. Особенности работы, назначение, применение для достижения успеха: в своей жизни, в переговорах.
|
a. Диагностические маркеры
b. Умение управлять семантикой речи.
c. Техники подачи информации на нужную функцию, блок с учетом типа собеседника.
d. Способность понимать людей и предсказывать их поведение, реакции.
|
a. Базовая (программная) функция.
b. Творческая функция.
c. Ролевая функция
d. Функция наименьшего сопротивления.
e. Суггестивная функция.
f. Активационная функция (референтная).
g. Контролирующая функция (ограничительная, рамочная).
h. Демонстративная функция (реализующая, фоновая).
|
|
V. Признаки Аугустинавичюте-Рейнина
|
|
Отличительные особенности. Практическое применение
|
Характерные понятия. Диагностические маркеры в речи, внешности, поведении
|
1. Индивидуальные признаки.
a. Статика-Динамика.
b. Квестимы–Деклатимы
c. Позитивисты–Негативисты
d. Конструктивные–Эмотивные
|
|
2. Квадральные признаки.
e. Рассудительные–Решительные
f. Весёлые–Серьёзные
g. Аристократы–Демократы
|
|
VI. Соционические малые группы
|
|
Отличительные особенности каждой группы. Практическое применение.
|
Характерные понятия. Диагностические маркеры в речи, внешности, поведении.
Малые группы как специализированные мини-типологии
|
1. Соционические клубы. Ориентация на вид деятельности.
|
|
a. «Управленцы» — настроенные на производственно-управленческую сферу деятельности.
b. «Социалы» — ориентированные на социальную сферу деятельности.
c. «Гуманитарии», «коммуникаторы» — ориентированные на гуманитарную сферу деятельности.
d. «Сайентисты», «исследователи» — ориентированные на научно-исследовательскую сферу деятельности.
|
e. Профориентация. Как организовать работу, опираясь на свои сильные стороны.
f. Средства достижения успеха. Как переводить задачи на «свое поле» и выигрывать на нем.
g. Зоны возможных перегрузок и связанных с ними проблем и ошибок, пути избегания неудач.
h. Языки коммуникации. Как понимать и быть понятым
i. Бытовые заботы в семье: пусть каждый делает то, что ему легче.
|
2. Целеполагание. Соционические темпераменты
|
|
a. Одна внешняя цель, «линейно-напористые».
b. Множество внешних целей, «гибко-разворотливые».
c. Одна внутренняя цель, «уравновешенно-стабильные».
d. Множество внутренних целей, «восприимчиво-адаптивные».
|
e. Малые группы «Букет». Влияние соционических малых групп на здоровье
f. Преодоление конфликтных ситуаций и взаимного недопонимания
g. Постановка и достижение целей в своем стиле
h. Учет скорости восприятия в обучении, совещаниях, переговорах, выдаче и контроле заданий.
i. Формулирование и постановка задач подчиненному.
j. Доклады и отчеты руководству: быть оцененным по достоинству.
k. Особенности построения публичного выступления.
l. Особенности операторской деятельности, вождения автомобиля.
|
3. Квадры, квадральные ценности. Общая характеристика каждой квадры.
|
|
a. α-квадра
b. β-квадра
c. γ-квадра
d. δ-квадра
|
e. Характер юмора.
f . Цвета и интерьеры квадр.
g. Атмосфера в рабочем коллективе, в семье.
h. Корпоративная культура и ценности компании.
i. Как принять ценности другого человека и согласовать бесконфликтное сосуществование рядом
|
4. Стимульные группы. Стимулы и мотивация
|
|
a. стимул статус
b. стимул уникальность
c. стимул благосостояние
d. стимул самоценность
e. Техники нематериальной мотивации и самомотивации
|
f. Техники проведения презентаций
g. Мотивация членов семьи к домашней работе: как не давить, а побуждать
h. Организационные моменты обучения, рассадка учеников в классе
|
VII. Типы информационного метаболизма. Их характеристика по функциям модели А
|
|
1. (ИЛЭ) Интуитивно-логический экстраверт (иррациональный)
2. (СЭИ) Сенсорно-этический интроверт (иррациональный)
3. (ЭСЭ) Этико-сенсорный экстраверт (рациональный)
4. (ЛИИ) Логико-интуитивный интроверт (рациональный)
5. (ЭИЭ) Этико-интуитивный экстраверт (рациональный)
6. ( ЛСИ) Логико-сенсорный интроверт (рациональный)
7. (СЛЭ) Сенсорно-логический экстраверт (иррациональный)
8. (ИЭИ) Интуитивно-этический интроверт (иррациональный)
9. (СЭЭ) Сенсорно-этический экстраверт (иррациональный)
10. (ИЛИ) Интуитивно-логический интроверт (иррациональный)
11. (ЛИЭ) Логико-интуитивный экстраверт (рациональный)
12. (ЭСИ) Этико-сенсорный интроверт (рациональный)
13 (ЛСЭ) Логико-сенсорный экстраверт (рациональный)
14. (ЭИИ) Этико-интуитивный интроверт (рациональный)
15. (ИЭЭ) Интуитивно-этический экстраверт (иррациональный)
16. (СЛИ) Сенсорно-логический интроверт (иррациональный)
|
Описание типов в MBTI
|
VIII. Интертипные отношения
|
|
Общая характеристика отношений как благоприятных, напряженных, нейтральных. Понятие симметричных и асимметричных отношений. Интертипные резонансы. Структурный анализ. Область эффективного использования интертипных отношений в практике переговоров, в семье, на работе, для личностного роста. Интровертная соционика
|
Модели ИО и механизмы их возникновения.
Интертипные резонансы как инструмент решения межличностных проблем.
Классификация отношений по задачам и степени комфортности.
Пути улучшения отношений.
Регулирование дистанции в отношениях.
Кольца социального прогресса.
Феномен локальной амнестической афазии.
|
1. Отношения тождества.
2. Дуальные отношения.
3. Отношения активации.
4. Зеркальные отношения.
5. Деловые отношения.
6. Миражные отношения.
7. Отношения суперэго.
8. Отношения погашения (полной противоположности).
9. Отношения квазитождества.
10. Отношения конфликта.
11. Родственные отношения.
12. Полудуальные отношения.
13. Отношения заказа.
14. Отношения контроля.
|
|
IX. Диагностика ТИМа
|
|
1. Способы диагностики: тестирование, диагностическое интервью, наблюдение, проективные методики. Положительные и отрицательные стороны этих способов.
2. Правила проведения диагностического интервью. Его цели, задачи, структура. Правила и нормы социально-психологического общения при проведении интервью.
3. Проверки точности диагноза. Различные способы выхода на диагноз ТИМ. Разрешение противоречий.
4. Знания и умения, необходимые специалисту для надежной профессиональной диагностики.
5. Нормы собственной безопасности соционика-диагноста, профилактика профессионального выгорания.
|
6. Puzzle-технология дианостики.
7. Маркеры качества. 3-колоночный протокол
8. Диагностика в игровых ситуациях. Соционический ассессмент
9. Экспресс-диагностика
10. Неявное интервью в «полевых» условиях.
11. Психологические аспекты соционической диагностики
a. Фокусировка внимания
b. Активное слушание
c. Установление контакта
d. Невербальные аспекты общения
e. Техники подготовки к диагностике и снятия напряжения
f. Выявление потребностей
g. Личностные границы
h. Управление эмоциями
12. Рассказ клиенту о его ТИМе
a. Обоснование и аргументация,
b. Внимательный диалог
c. Работа с возражениями
|
|
X. Соционический анализ коллективов
|
|
1. Расчет интегрального типа коллектива
2. Анализ психологического климата
3. Подход к коллективу, способы управления, мотивации, уверенный контакт
4. Сильные и слабые стороны команды, подходит ли она для выбранной деятельности
5. Психологический климат семьи, что можно улучшить, урегулировать, а что необходимо принять
|