Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Признак Рейнина «Правые – левые» PDF Печать E-mail

Маркетова Евгения Максовна,

Князев Андрей Евгеньевич

При проведении исследования и написания данной работы были поставлены следующие вопросы:

  1. Насколько согласуется теоретическое описание признака.
  2. Как признак правые – левые (процесс - результат) проявляется:
  • в процессе диагностического интервью;
  • в диагностике по интервью из печатных изданий;
  • по рассказам и сказкам.

Итак:

  1. Правые ощущают себя «внутри процесса», они «погружаются» в процесс, как бы становятся его частью. Правые воспринимают процесс как нечто целостное, неразрывное. Склонны не отрываясь доводить процесс до конца, для них тяжело вернуться к оставленному на долгое время процессу (для правого вернуться к процессу, из которого он «выключился», равносильно тому, чтобы начать его заново).
    Левые склонны подводить промежуточные и окончательные итоги в процессе, ориентируются на результат. Испытывают дискомфорт, если дело, в котором они участвуют, не имеет очевидного результата. Важен факт, что изменение произошло.
  2. Правые типы можно рассматривать как процессуальные, то есть их конкретная деятельность разворачивается последовательно от одной точки к другой, от начала к концу.
    Левые же гораздо слабее в отлаженных процессах, они больше ориентируются на результат. Они как бы продвигаются от конца к началу.
  3. Правые чаще «вязнут», им надо сначала приспособиться к процессу, включиться в него, а потом, если нравится, «купаются» в нем, а если не нравится, очень трудно выбраться.
    Левые часто стремятся «поставить точку». Резче и увереннее начинают дело. Резче заканчивают. Стараются не заниматься длительными доделками – переделками.
  4. Правые склонны отшлифовывать, усовершенствовать, доделывать (в отличие от «доделать»). Это не значит, что будет доведено до блеска, им просто сложно расстаться с процессом.
    Левые – в делах – четкое завершение, даже несколько резкое. Четкое – не в том, что хорошо сделано, а в том, что четко и ясно виден конец. Не любят доделывать, переделывать.
  5. Правые не любят революций: резких перемен. Жалеют, что книга, которую читали, закончилась.
    Левым важен факт, что изменение произошло. «Еще одно дело сделано».
  6. Правые: Характерные слова: посмотрим, там видно будет.
    Левые: Характерные слова: сразу, результат, все, хватит.
  7. Правые: В игре больше нравится сам процесс игры.
    Левые: В игре важнее победа.
  8. Правые: Иногда затягивают время, создается впечатление, что у них «в запасе вечность», т.к. жизнь они воспринимают скорее как непрерывный процесс.
    Левые: Для левых жизнь скорее дискретна, со своеобразными «отчетными периодами». Левые часто говорят, что процесс для них – это цепочка промежуточных результатов.

Часть 1. Проявление признака на соционическом интервью и каким образом этот признак удается диагностировать.

При диагностике мы пользуемся следующими вопросами:

  • Что для Вас важнее процесс игры или победа, результат?

На этот вопрос правые (процесс) отвечают, что главное участие, сам процесс игры, сама игра.

Левые (результат) отвечают, что важна победа, а иначе зачем участвовать, если не стремиться к победе. Какие чувства

  • Что вы испытываете, когда заканчиваете читать интересную книгу?

Правым жалко когда книга кончается, любят перечитывать, ищут продолжения книги или даже «Иду покупаю книгу из той же серии и читаю». «Не хочется выходить из мира книги», «Даже не хочется начинать другую, хочется еще и еще побыть в этой».

Левые очень редко перечитывают, левым не жалко когда книга кончается – «а чего жалеть прочитал и все».

Также на диагностике хорошо видны следующие моменты:

Левые отвечают на вопросы коротко. В словах: предложение имеет ярко выраженную завершающую интонацию, фраза как бы «схлопывается» к концу Характерные слова: сразу, результат, все, хватит.

Правые длиннее, разворачивают тему приводя много деталей. Фраза у правых несколько растянута к концу, интонация не завершающая, а как бы продолжающая.

Кроме того, правые типы, настроенные на процесс, очень часто используют само слово «процесс», а типы, настроенные на результат, соответственно слово «результат» или какие-либо слово синонимы.

Примеры из диагностик:

«ПРОЦЕСС»

Дюма

– Конечно, приятен сам процесс игры. Ну, даже если проиграю, ну так что ж теперь!? В другой раз, может, выиграю!

– Мне нравится сама игра, и нет у меня желания непременно выиграть. Я даже иногда могу нарочно поддаться и проиграть.

– Любимые фильмы пересматриваю по 100 раз! И книги перечитываю часто, ведь так жалко, если интересная книга закончилась.

Штирлиц

– Я долго занималась музыкой, игрой на аккордеоне. Но это мне нужно было для себя, приятно просто поиграть. А от участия в конкурсах я отказывалась. Чего волноваться по пустякам?

Бальзак

– Я временами люблю порисовать. Но иногда говорю себе – лучше не начинать! Потому что я не могу сделать набросок на одном листе и отложить его, а чаще всего застреваю в этом процессе на весь день.

Наполеон

– Мы с моей начальницей воюем постоянно, этот процесс длится уже, наверное, около 2 лет.

– В игре хочется поучаствовать просто ради интереса – расслабиться, отдохнуть.

– Если мне что-то интересно, я этим занимаюсь, и занимаюсь… И если ситуация прерывается, я это не люблю.

Максим Горький

– Чтобы, например, убраться в квартире долго – долго себя настраиваю, собираясь вымыть окна. А когда начинаю и пошла, и пошла – окна, пол, пыль, в шкафах начинаю разбираться. В общем, весь день трачу на это.

 

«РЕЗУЛЬТАТ»

Есенин

– Я пока Мураками отложил. Подряд слишком много накладывается и уже не тот результат.

Жуков

– Принципиально ни во что не играю. Потому что проигрывать не хочу!

– В детстве я был первый силач в округе! Всех сразу заламывал. Всегда достигал высших результатов в спорте.

– Любил математику, там решил задачу и сразу виден результат. А сочинения не любил – бумагу можно марать бесконечно, но кому будет приятно, – пишешь, пишешь, а все зря – оценка все равно будет субъективной.

– Книги никогда не перечитываю. Зачем это!?

– Я лидер! Побеждать всегда интересно! Если не хочешь выиграть, зачем тогда участвовать?!

– В игре важна только победа. А лозунг «главное участие» – это ерунда полная!

Робеспьер

– В соревнованиях? Конечно, нужна победа. Если не хотеть выиграть, то зачем участвовать в соревнованиях?

Гюго

– В соревнованиях хочу победить! А тем, кому победа не важна, пусть сами с собой соревнуются!

Габен

– В работе всегда настроен на конечный результат.

Гексли

– Какая бы ни была интересная работа, зачем ее затягивать!? Важно выдать какой-то результат!

Джек

– Я крашусь на светофоре, по дороге на работу. Бывает, что тушь комками на ресницах, каюсь. Но главное – результат – на работе появлюсь с макияжем.

Часть 2. Примеры проявления признака правые – левые (процесс – результат) при диагностике по интервью из СМИ.

ПРОЦЕСС:

Чулпан Хаматова:

Некоторые считают, что Дину «переиграла» я. Для меня все это не важно. Результат меня не волнует. Для меня важнее процесс.

Евгений Леонов:

«27.9.74. Андрюшенька, только что положил телефонную трубку – и сразу захотелось еще что-то сказать…»

Амалия Гольданская:

Вопрос: Что для вас самое сложное в воспитании детей?

А.Гольданская: Сам процесс.


Вопрос: Ты занимаешься спортом?

А.Гольданская:

Вообще я не понимаю, зачем ставить рекорды в подъеме тяжестей, это все равно, что гордиться: «О, какую тяжелую сумку я из магазина приперла! Дайте мне за это медаль». Спорт должен радовать и развлекать, а существовать сам по себе.

Вопрос: Амалия, вы всю беременность работали: Неужели не было потребности отдохнуть перед родами?

А.Гольданская:

Вообще у нас все время шла подготовка к спектаклю, а это ведь тоже своеобразные роды: написание пьесы, можно сказать, беременность, репетиции – схватки, а премьера – это уже сам процесс.

Олег Меньшиков:

«Товарищество» уже коллектив. Не знаю, будет ли он завтра, но он есть. Я не ставил задачи сохранения этого коллектива, новую кровь вливать надо обязательно, это должен быть постоянный процесс.

Вопрос: Что будет с «Товариществом»? Это же антрепризный театр. Как вы заставите актеров разных стационаров терпеть простои, подолгу играть одно и то же?

– Да, процесс непростой.

– К каждой даже маленькой работе нужно относиться, как например, замечательный танцовщик Фред Астер 10-минутную передачу на телевидении записывал 3 месяца»

Михаил Горбачев:

«Процесс пошел, товарищи! Главное начать….»

Леонид Ярмольник:

«Я поначалу заблуждался, что буду участвовать в процессе. В глубине души надеялся, что из-за моей динамичности процесс съемок ускорится».

Светлана Сорокина:

«В какой- то момент показалось, что имею право сказать о своем отношении, даже не об отношении, а о вовлеченности в процесс усыновления».

Лиля Брик:

– «1929г. Была на «Командарме». В 3-й раз!»

– «4.5.49г. Арагошу читаю на ночь, понемногу, и весь день у меня приятное ощущение, что мне это предстоит. И жаль было, когда дочитала последнюю страницу. Тебя прочла залпом, не отрываясь, два раза подряд».

Валентин Гафт:

Если стресс и беда, как избавляетесь от душевной боли?

– Ну не знаю, все мыслью возвращаюсь к этому, как-то все мутиться в голове, крутится, в общем, никак не избавляюсь, надо пережить. Переждать, а не избавиться.

Александр Бовин:

Вопрос: В последнее время вы стали писателем. Вышла ваша книга «5 лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства». В подзаголовке стоит «Из дневника». В самом деле писали по дневнику?

– Нет, это не дневник. Обычная рабочая тетрадь, в которой я записывал свои ежедневные дела, что и когда надо сделать. Очень редко – фраза или две в качестве комментария. В общем, разложил все эти записи по полочкам, по месяцам, отобрал документы. На все это ушло два года.

Вопрос: Довольно толстая получилась книга!?

– Она будет еще толще – в полном варианте.

– Американцы сейчас стали вместо шахмат играть в биллиард. Принципиальная разница между этими играми в том, что если шахматист думает на несколько ходов вперед, то самый опытный биллиардист не может с абсолютной точностью сказать, как расположатся на столе шары даже после его собственного удара. Они сейчас рассчитали на пять лет вперед, ну – максимум на десять. Но ведь история не кончается через десять лет. Это долгий и мучительный процесс.

Зураб Церетели:

Вопрос: – Сколько времени у Вас уходит на написание картины?

Церетели: – Иногда работаешь до обеда, иногда целый день. Если я где-то сижу, разговариваю, рука все равно не останавливается».

Булат Окуджава:

– В начале моей работы, 30 лет назад, мне захотелось написать серию песен о Москве. Кое-что я тогда написал. Прошло 30 лет и кое-что хочется дописать»

Дмитрий Певцов:

Д.П. – Для меня участие в соревнованиях удовольствие. Просто я не очень азартен что ли…

Вопрос: – А как же результат?

Д.П. – Быть первым приятно, но для меня важнее соревнование с самим собой.

Брюс Уиллис:

– Я в антивоенном «Оскар – шоу» не принял участия. На мой взгляд, мои коллеги несколько преувеличивают свою значимость для актуального исторического процесса. Они занимаются кино, то есть развлекают людей. Я вот горжусь месяцами съемок в «Слезах».

Борис Гребенщиков:

– Я могу бесконечно лежать на солнце. В принципе, лучшее что я могу придумать – это лечь на горячий камень и лежать, и лежать, если можно, очень долго».

Елена Яковлева:

– Спектакли заканчиваются поздно вечером. А потом до 3 часов ночи никак не можешь успокоиться – ходишь по квартире, переживаешь»

Игорь Губерман:

Как я пишу легко и мудро!

Как сочен звук у строк тугих!

Какая жалость, что наутро

Я перечитываю их!

Кристина Орбакайте:

Московская сага» – очень интересный проект, но, к сожалению, он появится на экранах не так скоро, как хотелось бы. Это достаточно «долгоиграющий» съемочный процесс, такая себе пятнадцатисерийная киноэпопея. Несмотря на то, что роль моя, согласно сценарию, завершена, со мной пока не хотят расставаться, и роль все время дописывают и дописывают...

 

РЕЗУЛЬТАТ:

Александра Маринина:

Но для того, чтобы не разлениться, даю издателю слово, что такого-то числа рукопись будет у него. Исходя из этого, прикидываю норму страниц в день.

На пару недель уезжала с мужем на море. Пора опять за работу. Осень всегда тяжелая – очень трудно начать новую книгу. Но главное – на свободу с чистой совестью. Я пишу уже восемь лет и никогда не ухожу в отпуск, не дописав книгу. С ощущением недоделанной работы отпуск будет испорчен.

Юрий Соломин:

Вопрос: Есть ли какие-то показатели одаренности?

– Да мне сразу видно. Я замечаю способных молодых людей еще в самом начале, в первом туре, слежу за их результатами.

Кирилл Лавров:

– Первая моя кинопроба на роль Владимира Ильича в фильме «В начале века». Как ни странно, результат ожиданий не оправдал.

Людмила Гурченко:

Мой любимый легкий жанр всегда меня обновлял – такие вот результаты! Совершив ошибку, сделать быстро выводы, поставить точку и идти дальше…

Виктория Токарева:

– Люблю свою внучку три дня в неделю. Когда была в Израиле, просто испеклась от тоски по ней. Сейчас она со мной. Но через два дня буду счастлива, если она уедет…

– Если это мой клан, в нем должна быть только Виктория, то есть Победа! И никакого другого знамени!

Елена Проклова:

– Как ни странно, в этом проекте никто не боролся за результат, может быть, в силу того, что собрались люди, не обделенные результатами по жизни.

Владимир Высоцкий:

«Москва – Одесса»

Опять дают задержку до восьми –

И граждане покорно засыпают…

Мне это надоело, черт возьми, –

И я лечу туда, где принимают!

«О нашей встрече»

…Но мы с тобою сразу стали жить,

не опасаясь пагубных последствий.

Я сразу сузил круг твоих знакомств…

Часть 3. При диагностике путем анализа сказок и рассказов признак правые – левые (процесс – результат) нами диагностировался следующим образом:

  • Предложения в сказках и рассказах типов настроенных на процесс длиннее, абзацы больше. Предложения типов настроенных на результат соответственно короче.
  • В сказках процессионных типов нет четкого завершения даже у рациональных типов, а типы, настроенные на результат стараются, как бы, поставить точку.

Например, отрывок из сказки процессного типа:

«Миллионы лет этот мир существовал рядом с ними. Он огромен, бесконечен. Он обволакивал и затягивал…мир, кажущийся многим не реальным, но они просто не могли осознать его. В нем не было привычных для них материй: он для всех, но для каждого свой.

Он выхватывал их из повседневности и уносил в неизвестность, понятную только им, превращая все в мечты, но мечты не конкретные, и многие не ценили его стараний.

Он указывал им путь, открывая дорогу в неизвестность, оберегал…, но без их желания они не могли его нащупать.

Но он был рядом, стоило только протянуть руку и все стало бы понятным. Но им всегда хотелось жить в реальности, и они отталкивали его с каждым разом все сильнее, не позволяя проникнуть в себя.

Постепенно они разучились открывать в него дверь, и он растворился…чтобы жить вечно…»

или для сравнения рассказ от типа настроенного на результат:

«Жила-была девушка. Как и многие ровесницы, девушки на выданье, так их называли люди старшего возраста, она мечтала о сказочном принце. На красивой машине, с отличной фигурой, умной головой, порядочном. О встречах при луне, о необычных романтических приключениях. Ей очень хотелось влюбиться. Все бы хорошо. Но были и свои «но». Хотя она была стройной, красивой, краснощекой, не ревнивой. Жила она в лесу. Все ее общение – деревья да цветы, комары да мухи. Но она верила в чудо. Верила, всем сердцем и всей душой, верила, что чудеса бывают. Прошло время. И ее мечта сбылась. В ее «лесных владениях» заблудился юноша, когда пошел по грибы и ягоды. Именно он и оказался принцем из ее романа.

Так девичья мечта превратилась в реальность. Она была счастлива».

  • В сказках и рассказах типов настроенных на результат чаще встречаются следующие слова: сразу, конечно, наконец, уже, все.

Глаголы – закончив, сделав, понял, сделал – т.е. выражают законченное действие.

«Стало совсем темно. Вокруг все замерло и притихло. Лишь большая капля шумно свалилась у моих ног и разлетелась тысячами сверкающих брызг. Вдруг на месте ее падения я заметил маленькую трещину, от которой исходил яркий белый свет. Трещина быстро росла и разветвлялась… Тут я заметил, что все темное ночное небо, словно морщинами покрылось светящейся извилистой сеткой трещин».

  • В сказках типов настроенных на процесс чаще глаголы типа: смотрела, делала, ощущала и т.д. т.е. действия в продолжении. Иногда встречается фраза «продолжение следует…»

«Она ощущала тепло летнего солнца, и прикосновение легкого ветерка. Она в жаркий знойный день окуналась в прохладную воду, наслаждаясь легкостью своего тела. Она смотрела на безгранично-голубое небо, на полевые цветы, на порхающих бабочек. Она попала под летний дождь, и первой ее мыслью было убежать и спрятаться, но потом Она поняла, что хочет танцевать под этим ливнем, промокнуть насквозь, и стать частью этой стихии и всего мира в целом».


Обновлено 03.06.2012 16:34 Прочитано : 12359 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 125 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12263849