Семина Т.А.
В данной статье рассмотрено, какие последствия несет неправильная диагностика и по какой причине самостоятельно определить свой ТИМ бывает очень сложно, на примере ИЛЭ («Дон Кихот»).
Если тебе что-то не нравится, значит ты не то об этом думаешь...
А. Курпатов
Большинство специалистов в соционике не советуют слишком полагаться на диагностику самого себя именно по причине того, что объективно оценить на каком месте стоит та или иная функция, чаще всего, не удастся. Но большинство людей, заинтересовавшись этой наукой, пытаются самостоятельно протипировать себя и окружающих. В этот процесс включилась и я. Начитавшись информации по всем ТИМам и пройдя тест в интернете, я определила своей сильной функцией не структурную логику, а этику отношений. |
|
В этой статье я представляю результаты своего анализа того, как смогла произойти такая подмена.
Болевая и творческая функции находятся на разных блоках. Творческая в блоке ЭГО, а болевая на Суперэго. [3]
Модель А для интуитивно-логического экстраверта (ИЛЭ, «Дон Кихота»)
Эго
Блок принятия решений, блок творчества. («Знаю», интеллектуальный уровень). Блок сильных осознанных функций, нужен в первую очередь для принятия решений. Для осмысления и обдумывания, для постановки целей и выбора средств их достижения. Для выбора профессии. Там, где мы уверены в своем знании, там, где мы лучше понимаем границы нашего знания, там мы можем адекватнее поставить цели. Цели лучше ставит базовая функция, как наиболее экспертная, а методы достижения ищут скорее по творческой функции, можно придумывать новые методы, критически их оценивать.
Суперэго
Блок социальной адаптации, блок совести. («Надо», Социальный уровень). Блок осознанных, но слабых функций. Нужен для связи с обществом, для социальной адаптации, для того чтобы вписаться в тот или иной коллектив, для получения обратной связи. Для презентации результатов. Показать людям, оформить, подать товар лицом. Имидж. То, почему мы будем приняты или отторгнуты [8].
Основная причина неправильного самотипирования
Социальный блок довлеет над нами в большинстве случаев. Особенно когда родители, учителя, общество призывают к тому что надо ("есть слово надо", "надо-значит надо" и т.д.). Таким образом из всех блоков, блок суперэго может сыграть злую шутку в процессе самотипирования. У ТИМа ИЛЭ («Дон Кихот»), в Суперэго находится точка наименьшего сопротивления - этика отношений, а это и есть социальные нормы, которые диктуют нам как себя вести в обществе, требуют соответствовать неким «универсальным стандартам», не учитывая нашу индивидуальность и наши сильные и слабые стороны. Это приводит к тому, что мы сами часто реагируем и пытаемся решить возникающие перед нами задачи слишком уж строго в том виде, как того требуют эти социальные установки [9]. При возникновении тех или иных ситуаций я реагировала на них, во многом основываясь на том, как принято, как научили. Что-то давалось легче, а что-то сложнее. Но в любом случае, не было уверенного состояния, а тема надолго занимала мои мысли, вызывала повышенные эмоции и переживания.
Главная мысль, к которой я пришла, почему большинство людей определяет себе не тот ТИМ, это то, что большинству кажется, что о какой функции они чаще думают, это и есть одна из сильных. А на деле оказывается наоборот. Ты чаще думаешь именно о том, что беспокоит, а о сильных функциях не задумываешься. Это приводит к тому, что в фокусе внимания оказывается именно болевая. |
|
Например, я ИЛЭ («Дон Кихот») думала, где я некорректно могла отреагировать или что мне ответили не так, как ожидала, на что, растерявшись не среагировала или среагировала очень эмоционально... Это приводило к ещё более долгому обдумыванию ситуации, именно в семантике этики отношений.
При поверхностном изучении соционики очень часто люди игнорируют тот факт, что в психике человека присутствуют все 8 функций, и все они работают, в зависимости от ситуации мы можем наблюдать работу каждой из них. Но каждая работает согласно своему комплексному алгоритму, в котором сочетаются сразу несколько особенностей. И среди них не только сила-слабость, но и ментальность-витальность, контактность-инертность, мерность и т.д. [12] Именно на этом и происходила подмена функций, а именно ментальная (т.е. "говорящая") 4-я функция принималась мною за сильную. И я использовала ее, стараясь на ней строить общение и формируя отношения. Таким образом, я старательно надевала на себя маску другого типа, что привело меня к внутреннему дисбалансу и нервным переживаниям [2]. Теперь я тревожилась больше за то, как мне кто ответил или как я отреагировала, стараясь быть для всех хорошей и полезной, не развивая свои сильные стороны, надев маску не свойственного мне ТИМа. При этом я сама не замечала, что логически рассуждаю, структурно строю свою речь.
Конечно, акцентируя внимание на слабых функциях, я начала в них лучше разбираться и совершенствоваться, что помогло и помогает мне в социализации в моем окружении. Но это никогда не даст такого уровня развития в этом направлении, как имеют типы с сильной этикой. И получается, что в такой ситуации не чувствовала себя "своим" ни у этиков, ни у логиков. Что приводит опять же к внутреннему конфликту.
Соционик делает упор на оценку типа извне, что с одной стороны ограничивает получаемый им объем информации (человек очевидно "знает себя лучше"), с другой стороны при достаточном профессионализме, данные получаемые таким путем значительно объективнее самооценки, которая как показывает жизнь, часто бывает не совсем верной. Для корректной самодиагностики человеку надо не только очень глубоко знать соционическую теорию, модель А, особенности различных типов и быть свободным от социальных стереотипов и одобряемых моделей поведения, но и хорошо понимать и знать себя, принимать себя таким, как есть. Такие требования делают самодиагностику делом очень непростым и необъективным.
Преимущества знания правильного ТИМа
Соционика в руках профессионалов, даёт результат не только правильного определения ТИМа, но и благодаря этому человек начинает свой фокус внимания обращать в естественное русло, на свои сильные стороны. Что снимает внутренний конфликт и приводит к раскрепощению, снятию масок.
Зная правильно свой ТИМ, мы выравниваем не только отношения с самим собой, но и в семье, и на работе легче решать вопросы.
Пример:
ИЛЭ («Дон Кихота»), на работе подвели по времени, опоздал клиент, а следующий "дышит в затылок", пришел и всем своим видом показывает, что ждать не собирается... Решать такую задачу с функции этики отношений ИЛЭ болезненно и энергозатратно. Так как хочется угодить одному и не подвести другого клиента. А используя сильную структурную логику и ограничительную интуицию времени, легко урегулировать надвигающийся конфликт. Озвучить временные рамки для опоздавшего и не заставлять томиться следующего клиента [5,6].
Самое главное имея болевую этику отношений, помнить, что есть 3 слова, играющих в нашем обществе роль "волшебных": СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ИЗВИНИТЕ. Если использовать их по отдельности или все сразу, в зависимости от ситуации, подкрепляя свою речь сильными функциями, можно не переживать о том, кто как воспринял, так как социальные нормы были соблюдены.
Благодаря использованию своих сильных функций, не «путаемся в показаниях», говорим уверенно и с четкой аргументацией. Аргументация подкрепляется не только примерами из личного опыта, но и общественным мнением. Вместе с социальными нормами в обход шаблонного мышления включается способность находить нестандартные решения, ориентироваться по ситуации, решать воображаемые задачи, «работать на опережение».
Говоря с ЭГО, мы можем убедить и переубедить оппонента, дать ему возможность самому разобраться в хитросплетениях нашей аргументации, взвесить все ЗА и ПРОТИВ.
Блок ЭГО отражает не только целостное восприятие взаимосвязей, но и глубинное видение противоречий. Таким образом, анализ внутренней структуры системы аргументации позволяет выявить потенциальные возможности работы с возражениями оппонента [1].
Придя таким образом "в себя", я вдруг по достоинству оценила работу своей творческой (во всех отношениях) структурной логики. Сразу вспомнила, как она меня защищала, помогала выйти с достоинством из многих ситуаций.
Когда училась в школе, я ходила в кружок по бисероплетению. Там мы делали красивые украшения из бисера. Чтобы сплести украшение использовали схему, в которой была указана последовательность действий. Как-то преподаватель забыла принести очередную схему для урока и объяснила ее на словах. Многие из учащихся не поняли схему со слов. Я вызвалась к доске и нарисовала схему, которая, как мне казалась, была элементарной. Но даже преподаватель оценила, как мне удалось так структурно воспринять информацию на слух.
Заключение
Изучение соционики позволило мне более глубоко увидеть важность правильного типирования. Когда не знаешь свой ТИМ, то обычно используешь для прохождения ситуации "приемлемые" социальные решения, выучив их с детства: "вот так надо делать", а "так не надо". Многие вещи я зачастую делала совершенно не характерным для моего ТИМа методами и способами, что давалось непросто и вело к средненьким результатам, а уровень затрат сил и времени были неадекватны задачам. Мои наблюдения и эксперименты показали, что решение задач «наиболее естественными согласно ТИМу и его модели А способами», действительно происходит несопоставимо легче, гармоничнее и результативнее, чем в «маске». И это не приводит, как раньше, к ощущениям напряжения, усталости, когда вместо радости деятельности весь фокус внимания направлен на преодоление себя. Так по мере возникновения задач и освоения себя я научилась действовать эффективно, добиваться большего, тратить меньше сил и времени, а главное – чувствовать себя. Стало появляться всё более чёткое и целостное понимание и принятие себя.
Литература:
- Дариэль Н. А. Почему лучше говорить со своего ЭГО? // Соционика, ментология и психология личности. № 6. - 2014.
- Каменева С.К., Прокофьева Т.Н. Соционические "маски": как они нам мешают и чем помогают //Соционика, ментология и психология личности. – 2009. – 6
- Рабочая тетрадь курса «Соционика Классика». НИИ Соционики модуль 2.2, 2019 г.
- Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-пресс», 1999, – М.: «Алмаз», 2005.
- Прокофьева Т.Н. Соционика. Типы информационного метаболизма. Учебно-практическое пособие. М., 2005, 80 с6.
- Прокофьева Т.Н. Соционика в построении стратегии успешного взаимодействия: умение разбираться в людях и предсказывать их поведение. Учебно-практическое пособие. – М., 2004.
- Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике. // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции. 2001 // Психология и соционика межличностных отношений, N1, 2004.
- Прокофьева Т. Н. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А. // Соционика, ментология и психология личности, N 1, 2002.
- Прокофьева Т. Н. Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что... Или к философскому осмыслению значения колец и блоков модели А. // Соционика, ментология и психология личности, N 3(66), 2006.
- Прокофьева Т.Н. Семантика аспектов. // Соционика. Сборник докладов VII московской научной конференции. 2003 // Психология и соционика межличностных отношений, N2, 2004.
- Прокофьева Т.Н. Развитие личности и соционические функции. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 2004.
- Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н. Соционическая диагностика. Маркеры "качества" аспектов. // [Электронный ресурс] http://socionics.ru/diagnostic/729-markerikachetstva
|