Я познакомилась с теорией уровней развития интеллекта в 1999 – 2000 годах, в то время, когда активно изучала возможности развития личности с точки зрения соционики. При этом я базировалась на теории психосоциального развития Э. Эриксона, которая включает восемь стадий развития личности или общества. Эти восемь стадий хорошо сопоставляются с восемью функциями, изучаемыми соционикой [1]. Каково же было мое удивление, когда мне рассказали еще об одной теории, моделирующей уровни развития и содержащей тоже восемь основных уровней! Это дало новый импульс в углублении начатых исследований.
Яков Фельдман, автор теории уровней развития интеллекта, не занимался соционикой, по образованию он математик-программист и интересовался психологией для разработки педагогических методик. Он показал, на каких уровнях в принципе может обрабатываться информация, при этом он сделал очень естественный вывод: «Более высоко развитый интеллект склонен обрабатывать объекты большей сложности». Дальше все применимо как к информационным технологиям, так и к описанию развития интеллекта человека, к объяснению развития общества, группы. [2].
Каждому математику хорошо известно, что усложнение объектов происходит с увеличением их размерности. Самый простой объект – точка – это объект нулевой мерности. Самый сложный из того, что мы можем наблюдать в реальной жизни – трехмерное пространство. Эти понятия легли в основу теории уровней, где наглядные пространственные аналогии, моделируют способы восприятия реальности психикой человека.
Исследуя уровни развития по теории Я. Фельдмана и сопоставляя их свойства со свойствами ячеек модели А, я пришла к выводу, что каждая из восьми функций работает на своем уровне сложности обрабатываемой информации. Это очень неплохо согласуется с теорией мерности функций, принятой в киевской школе [3], и дает возможность более углубленно понимать модель А.
К любому явлению можно подойти с разных уровней учета его сложности: можно рассматривать даже простой объект как целый мир, а можно и к сложному явлению подойти с упрощенных позиций, принимая во внимание только ограниченное количество его свойств. На мой взгляд, это и есть то главное, что отличает степень обработки информации одними и теми же соционическими функциями, но находящимися у разных ТИМов в разных ячейках модели А.
Рассмотрим подробно каждую ячейку и каждый уровень, сопоставляя известные в соционике свойства ячеек модели А с уровнями сложности обрабатываемой информации по Фельдману. Для начала приведем здесь сокращенную таблицу Я. Фельдмана [4].
1. На первом уровне развития работает суггестивная функция. Обоснование этому дано в статье [1]. Самый первый уровень обработки информации это информация об одном объекте. Один объект в поле внимания. Задача самая простая из возможных. Один объект мы увидели, что мы можем с ним сделать? Мы можем его назвать. Мы можем верить в то, что он есть. Мы можем не верить в то, что он есть. Мы можем его узнать. Мы можем его не узнать. Мы можем хотеть его принять к себе, мы можем его оттолкнуть. И не более того. Т.е. простая задача – обращение с одним объектом.
И работа суггестивной функции такова: узнавание и называние, доверие или недоверие информации. Необоснованная доверчивость или недоверчивость относится к той функции, аспект которой она обрабатывает в соответствии с типом человека. Если, например, у человека суггестивная логика действий (типы ЭСИ и ЭИИ), то он может обрабатывать информацию о действиях, движениях в основном в смысле принятия или отторжения способов действий. Здесь нет творчества, нет продукции, и даже оценки практически нет. Все сводится к узнаванию и доверию, некритичному сбору информации с достаточно быстрым забыванием избыточных сведений.
2. На втором уровне работает шестая функция. Ее задача более сложная. Что здесь важно? Задача обращения с несколькими объектами. Самое главное здесь – несколько объектов в поле внимания, но не объединенных в один процесс. Что можно сделать с этими объектами? Их можно различать между собой. Их можно делить на плохие и хорошие. Их можно часть принимать, часть отторгнуть. С ними можно совершать простейшие манипуляции, несложные шаги в конструировании (объединении, разделении), но еще без постановки глобальной цели. Потому что здесь уровень обработки информации еще не достиг уровня процессов, информация обрабатывается только об отдельных объектах. (Цель связана с процессом ее достижения – это более сложная задача, ее сможет обрабатывать только функция более высокого уровня).
Т.е. у референтной функции задача различения – разграничения объектов. Здесь появилось деление на своих и чужих. Принятия своих или отторжения чужих. Здесь стоят некоторые табу, например, от своих информацию принимать с радостью, а информацию от чужих «прогонять» с возмущением. Здесь есть понятие своих и врагов. Создание коалиций, «наши», верные против неверных. Т.е. первые шаги этического сознания возникают на втором уровне развития. На первом уровне еще этического сознания не было, там было магическое сознание: объект, раз он всего один, имел завораживающую силу, был или принят, или отторгнут, но без обоснования свой он или чужой.
Как будет работать функция на втором уровне? Она будет стремиться разделять информацию. Например, логика действий на втором уровне, в качестве референтной функции у типов СЭЭ и ИЭЭ будет не просто принимать те методы работы, которые ей подскажут, но и выбирать: эти мне подходят, а эти – не мои, чужие. Будет уже додумывать какие-то методы, зная похожие. Но целей разработки принципиально новых технологий ставить не станет, как и не будет стремиться к методичному достижению новой эффективности.
3. На третьем уровне один процесс. Т.е. та информация, которую мы воспринимаем, на этом уровне объединена в один процесс. Здесь постановка целей. Здесь соревновательность. Здесь стремление к идеалу. Этот уровень обработки информации характерен для точки наименьшего сопротивления (или места наименьшего сопротивления – МНС, болевой функции). Болевая точка обрабатывает информацию только об одном процессе. Именно поэтому она болевая, что на ней есть стремление к идеалу. Этого идеала трудно достичь, если мы не берем целую карту свободы поступка. Если мы стремимся двигаться только по одной прямой, на ней соревнуемся, на ней же можем потерпеть поражение. Что часто и бывает.
Что происходит с логикой действий на третьем уровне у СЭИ и ИЭИ? Человек становится как бы заложником процесса достижения идеала. Его действия или идеальны (что практически недостижимо), или «совсем никуда не годятся», т.к. неидеальны. Полутонов здесь не видно. Умения остановиться и переключиться на другой процесс – тоже. Что самое неприятное – нет умения положительно оценить то, что уже сделано, и увидеть «в разных плоскостях», насколько оно применимо.
По болевой функции человек вовлечен в один процесс и здесь он других людей воспринимает либо как соперников, либо как покровителей: другие люди ему либо помогают, либо мешают в этом процессе. Либо отстают, либо перегоняют, из-за этого здесь так важна конкуренция.
В жизни мы часто видим этому подтверждение: человек не склонен сотрудничать по болевой точке, он или выходит из процесса: «это не мое», или конкурирует напряженно, не умея отвлечься от этого, чаще всего, ненужного соревнования.
4. Четвертый уровень. Здесь человек держит несколько процессов в поле внимания. В этом случае ему уже не обязательно соревноваться с кем-то или стремится к идеалу. Интереснее транслировать знания, сопоставляя их по нескольким направлениям. Интереснее играть какие-то роли, интереснее уметь работать и играть в команде, сотрудничать. И вообще проявлять трудолюбие, потому что трудолюбие и любая работа содержат несколько процессов.
Четвертому уровню соответствует ролевая функция. Она умеет обрабатывать информацию о нескольких процессах одновременно. Как это понять? Ролевая функция нам помогает социализироваться, т.е. освоится, адаптироваться в непривычном обществе или в новой ситуации. Это несколько процессов в поле внимания. Такая функция видит людей как процессы, а не просто человека как точку, объект. Объекты могут быть только свои и чужие. А здесь именно процессы: люди в развитии, росте, движении. Функция замечает, как человек вписывается в общество, как он развивается, как он меняется, как он совершает свою работу. Здесь же происходит сопоставление процессов, их взаимодействие.
Видя динамику разных людей, мы и сами можем легче адаптироваться в обществе. Здесь же идет избавление от комплексов неполноценности. Когда мы видим несколько процессов и понимаем, как другие люди справляются со своими комплексами неполноценности, нам легче справляться и со своими собственными.
Как на этом уровне проявляется логика действий у ЭСЭ и ЭИЭ? Она сопоставляет свои и чужие действия, видя их при этом в процессе. Не просто – целесообразны или нет, выгодны или невыгодны, а как взаимодействовать с людьми, чтобы получить выгоду, как реализовываться в работе, чтобы заслужить признание, как представить себя и свою работу с наиболее выгодной стороны, как организовать бизнес-процессы для извлечения наибольшей прибыли.
Дальше мы переходим к паре подсознательных функций.
5. Пятый уровень. Это целая плоскость. Несколько процессов объединяются в некую карту, по которой человек может ходить свободно. Пятый уровень это уровень свободного мышления. Свобода мышления появляется только на пятом уровне, на более низких уровнях свободы не было, мышление было ограничено рамками объектов или процессов, как бы было задано этими объектами или процессами. Здесь же, на пятом уровне появляется свободное мышление, свобода поступка, свобода похода куда-то, и свобода предпринимать самостоятельные действия. Подростковое стремление к свободе и самостоятельности. Освобождение, внутреннее раскрепощение.
Скорее всего слова из песни В. Высоцкого: «Не надо за мной, выбирайтесь своей колеей» относятся к пятому уровню – они о прокладывании новой, своей дороги, о самостоятельности, в том числе и в принятии решений, о смелости не быть как все.
На пятом уровне работает седьмая функция – ограничительная, рамочная. Еще ее можно назвать функцией свободы: свободы поступка, внутренней свободы, функцией освобождения от рамок, сковывающих свободу личности. Потому что она связана с преодолением рамок, выходом на свободу. С помощью этой функции мы или выходим за рамки, освобождаемся от них, или наоборот, чувствуем себя сковаными рамками. Тогда мы терпим несвободу поступка. К этой функции сходятся все подростковые моменты: реакция эмансипации, освобождение от давления родителей, от родительских запретов, моменты, когда надо попробовать себя. Пробы сил: «я уже умею свободно поступить сам, самостоятельно, или еще мне нужна опека?». Это связано с обработкой информации в одной плоскости: есть карта, свободная карта, умею ли я по ней ходить? Без дорог, свободно, куда мне сегодня надо. И при этом не пропасть, не потеряться и не растеряться. Или нет? Вот это связано с реакцией освобождения. И с рамочной, ограничительной функцией.
Недоработка этой функции означает проблему внутренней свободы у человека.
Как работает логика действий на пятом уровне, в качестве ограничительной функции у ЛИИ и ЛСИ? Мышление в этой области достаточно свободно, человек может быстро и относительно легко найти необходимые способы действий, определить выгодность дела. Здесь ему не требуются советчики, он и сам поймет, чем ему стоит заниматься, когда остановиться, сколько стоит его работа. А если мешают, ограничивают свободу, тут же применит эту функцию: «бесполезно!». И ведь отстанут, перестанут давить и ограничивать, мешать и заставлять.
6. Шестой уровень. На шестом уровне учитывается несколько карт. А значит, учитывается не только своя свобода, но и свобода других людей. Вот здесь впервые появляется психологическое мышление. В отличие от этического сознания, которое было на втором уровне и делило людей на «хороших» и «плохих», здесь присутствует представление о чужом внутреннем мире. Если есть моя карта и моя свобода, и одновременно есть чужая карта и чужая свобода, то мы учитываем одновременно все эти свободы. На шестом уровне мы еще моделируем чужую личность подобно своей. И здесь стоит принцип «не делай другому того, что не хочешь себе». Здесь же стоит упорядочение, научное, психологическое сознание, понятие о правах и обязанностях, создание различных классификаций. Здесь же понятие правового государства. Здесь же юриспруденция. Вопросы создания типологии. Кстати говоря, типология Майерс – Бриггс тоже находится на этом уровне. Психология, математика и т.д. – здесь же.
Шестому уровню соответствует восьмая, реализующая функция. Она работает без слов на деле и связана с продуктивной деятельностью, со взрослостью, с необходимостью выращивания своих детей, например, с моментами ответственности. Именно по восьмой функции определяется надежность человека. По заключению Е. Горенко, которое хорошо подтверждается нашей практикой, если у человека восьмая функция в порядке, то человек надежен, и с этим человеком можно иметь дело. С ним можно заводить семью. С ним можно вместе работать. На него можно положиться в сложных ситуациях. Если восьмая функция не в порядке (а так бывает, напомним, что речь идет об индивидуальных, а не типологических особенностях, не о структуре идеального типа), если функция не проработана, у человека недостаточно развит этот канал, недостаточно хорошо человек по ней работает – с таким человеком лучше дела не иметь. И лучше на него не полагаться.
Логика действий на шестом уровне, в качестве реализующей функции у ИЛЭ и СЛЭ очень четко чувствует, выгодно ли дело, стоит ли им заниматься, оправданы ли трудозатраты. Не ленится помочь другим, дать дельный совет, помочь делом. Очень чутко реагирует, если другой с делом не справляется, тут же подставит плечо. На чужие выгоды не претендует, понимает, где чья деловая территория, не наступает на чужие интересы. Но и заниматься бесполезным делом не станет.
Эта функция связана с тем необходимым комплексом знаний, навыков, умений, который позволяет человеку стабильно соответствовать требованиям окружения, не напрягая ни его, ни себя.
7. Седьмой уровень. Что же находится выше научного уровня обработки информации? Разве есть такое? Это должно быть то, что находится выше уже сложившихся научных школ, продолжающих более или менее эффективно исследовать, описывать и приспосабливать на службу людям информацию об окружающем мире. Сложившиеся структуры во многом работают по инерции, часто без исследовательского интереса, но зато там есть стабильная работа, без слов на деле (как у реализующей функции – предыдущего уровня).
Выше научного находится парадоксальное творческое мышление, которое всегда вносит в науку какой-то взрыв, разрыв, переворот и т.д. На седьмом уровне есть полет фантазии, умение погружаться в глубины исследований и разрушение привычного, старых норм, отживших стереотипов.
Если, например, Декарт и Ньютон стоят на шестом уровне, то Эйнштейн находится на седьмом. Необычные идеи, непривычные идеи, парадоксальное мышление. Сравним: шестой уровень – научное мышление. А седьмой – парадоксальное. Парадоксы бывают не только в науке. Неожиданные для других выводы, решения тоже относятся к седьмому уровню. Иногда они кому-то кажутся непредсказуемой глупостью. Кстати говоря, игра в КВН тоже находится на седьмом уровне. Седьмой уровень это и разрушительное мышление, потому что оно разрушает стереотипы. Но это же и творческое, созидательное мышление. Такие вот парадоксы. Этот уровень видит целый мир.
На этом уровне мы переходим в блок ЭГО. Творческая функция. По творческой функции мы подаем парадоксальные идеи. Мы можем позволить себе полет фантазии, а можем погрузиться в глубины исследований. И увидеть при глубоком изучении, что-то такое необычное, непривычное для других. Пользуясь творческой функцией, мы можем себе позволить создавать революционные идеи, и они будут адекватны и жизнеспособны. Здесь же открытость миру, способность оторваться от плоскости привычных представлений.
Творческая логика действий … О ней надо слагать песни и поэмы. Это типы ИЛИ и СЛИ. Кто еще так быстро увидит свою выгоду там, где ее никто еще и не ожидал получить? Кто создаст необычный бизнес, такой, который и никому в голову не придет, и ведь работоспособный! Кто придумает, как организовать дела, чтобы поменьше шевелиться, а результат превзошел бы все ожидания? И всех вокруг включит так, что их действия будут слажены и принесут максимальную пользу.
8. И, наконец, самый загадочный восьмой уровень. Если на седьмом уровне появляется целый мир, мир личности, т.е появляется третье измерение, а вместе с ним и полет фантазии, и погружение в глубины исследования , то на восьмом уровне появляется сразу несколько миров. Что такое несколько миров? Когда мы видим себя как целый мир, и одновременно при этом мы воспринимаем и другого человека как целый непривычный мир. Такой же парадоксальный, такой же необычный, как свой. При этом весьма непривычный. Это уже мышление восьмого уровня. На этом уровне мы видим свои идеи как целый мир, и в то же время видим и воспринимаем чужие идеи – тоже большой, огромный мир. Здесь сочетаются одновременно несколько миров. Мерить и понимать другого человека по своим меркам на восьмом уровне уже нельзя. К нему нужны другие мерки, другой подход. И только у базовой функции хватает объема обработки информации, чтобы находить эти разные подходы к разным людям.
Мир личности, восприятие окружающего мира, не похожи у разных людей. Сравним: на седьмом уровне – парадоксальность, т.к. не совмещаются разные миры. На восьмом – совмещаются. Аналогия – буддизм, который допускает одновременно наличие у человека другой веры и принимает в свои ряды представителей других вероисповеданий, не заставляя их отказываться от прежних убеждений. Восьмой уровень как бы «накрывает собой» все остальные уровни, видя и принимая их. Это уровень безусловного принятия и примирения позиций. Не зря автор теории Яков Фельдман говорит, что этот уровень характерен для святых.
Каждый мир существует отдельно, и он парадоксален для других, потому что непривычен, необычен. Восьмой уровень умеет принимать эту чужую парадоксальность. Не раздражаясь, он просто видит дальше и глубже, не только замечает непривычное, но и понимает причины этого. Принимает целиком, со всеми за и против, с достоинствами и недостатками, с нестыковками, и видением, как человек сам же и страдает от своих же нестыковок.
Итак, базовая функция. По базовой функции было проведено очень хорошее исследование Г. А Шульмана. Он говорит о том, что к осознанию своей базовой функции человек идет всю жизнь, но так и не может придти. В этом смысле базовую функцию иногда называют даже подсознательной. Но она не есть подсознательная, информацию этой функции мы осознаем очень хорошо. Однако ее возможности безграничны. В этом смысле аспект этой функции не познаваем целиком, до конца. Будучи настроенной на восприятие множества миров, углубляясь в них, базовая функция дает человеку ощущение бесконечности и непознаваемости и чувство восторга перед этой безграничностью. Вот так бы я о ней сказала. Базовая функция позволяет нам видеть не только свой мир, но и чужие миры. С максимальным интересом она относится к жизни, к информации. Она всегда предлагает нам больше, чем мы можем узнать и осознать.
Для сравнения: если на шестом уровне мы говорим, что есть один вариант нормы, как говорит нам, например, психология. До сих пор многих психологов возмущает и раздражает мысль о нормальности психологических типов, они не понимают, откуда берутся 16 вариантов нормы – 16 соционических типов. А соционика, на мой взгляд, наука восьмого уровня. Она совершенно спокойно воспринимает 16 вариантов нормы, моделируя каждый, как непохожий на другие. Конечно, человеку трудно понять внутренний мир другого человека, но мы можем смоделировать его и понять его лучше с помощью модели. Не зря Я. Фельдман называет способ познания, свойственный восьмому уровню: «Моделирование чужого сознания, как неоднородного своему».
На восьмом уровне находится истинный гуманизм, когда мы видим отдельного человека не только как представителя какого-то типа или какого-то варианта нормы, а как целый мир, не похожий на других. Наполненный, может быть, какими-то необычными, может быть парадоксальными, может быть непривычными для нас идеями, он имеет полное право на них и на свою необычность и непредсказуемость.
И не зря А. В. Букалов назвал базовую функцию четырехмерной. Конечно, мы живем в трехмерном пространстве. Говорить о четырехмерных функциях можно только чисто математически, отвлеченно. Но, если говорить о том, как реально работает эта функция в нашем трехмерном пространстве, то, видя одновременно несколько миров, она является как бы квазичетырехмерной. Она выше трехмерного, она соединяет в себе одновременно множество трехмерных миров.
Как же выглядит логика действий, умеющая видеть далеко за пределами трехмерного мира? Базовая логика действий – у ЛИЭ и ЛСЭ. Она четко знает, где деньги лежат, как надо работать, как организовать и наладить свой бизнес. С удовольствием научит и объяснит, как и что надо делать, найдет разные подходы в разных условиях и к разным людям с деловой точки зрения. Иногда даже советами замучает: видит-то она «слишком много» – слишком, конечно, с точки зрения простого смертного, не имеющего такого глобального и универсального мышления в этой области.
Может ли такой человек «проколоться» в делах? Только если недостаточно развит информационный канал (в силу небольшого опыта, очень молодого (детского) возраста или невысокого интеллекта, например, если человек в течение жизни очень мало тренировал свою логику). При нормальных условиях и нормальном уровне развития личности «проколы» возможны по другим функциям, но по базовой такая вероятность минимальна. Неудача в делах у такого человека может случиться, например, из-за не налаженных личных человеческих контактов, но не из-за неправильно проработанной технологии. Базовая функция умеет работать без помощи других функций, поэтому К.Г. юнг называл ее дифференцированной. Она сама хорошо разбирается в информации. Работает свободно, без напряжения.
В заключение попытаемся подвести итог. Что здесь нового? Это исследование позволяет уточнить работу модели А и перевести понимание механизма работы функций из эмпирического в математическое. Зачем нам эти уточнения? Разве мы не знаем, как работают, например, суггестивная или референтная функции? Вспомним, как создавалась соционика. Аушра Аугустинавичюте построила модель, опираясь на Юнговские тексты. В модели есть сильные функции, слабые, осознанные, подсознательные функции. По модели мы можем говорить, какие функции сильные, какие слабые, в зависимости от того, в какой блок модели попала функция. Но, говоря о том, что пятая и шестая попадают в блок слабых подсознательных функций, мы теоретически по модели не можем сказать, чем они между собой различаются. Мы можем об этом говорить лишь на основании тех практических исследований и наблюдений, которые были проведены Аушрой и ее учениками, последователями. Это материал эмпирический. А применяя теорию Фельдмана, мы можем чисто математически уточнить эту модель. И модель получается уже немного другая (таблица 2).
Таблица 2. Соответствие уровней развития интеллекта ячейкам модели А
Базовая
|
|
|
Творческая |
Сильные |
ЭГО
|
Болевая
|
|
|
Ролевая
|
Слабые |
СУПЕРЭГО |
Референт
ная
|
|
|
Суггестив
ная
|
Слабые |
СУПЕРИД |
Ограничите
льная
|
|
|
Реализую
щая
|
Сильные |
ИД
|
Теперь мы каждой ячейке модели А сопоставляем то количество и качество информации, которое она умеет обрабатывать. Уточняя свойства ячеек модели А с учетом уровня сложности той информации, которую они обрабатывают, мы получаем более четкий подход к работе ячеек модели. Это могло бы способствовать повышению уровня научности описания моделей и ТИМов а также углублению исследований типологических свойств.
В подтверждение своей гипотезы я провела небольшое исследование. Что интересного оно показало? Для начала было опрошено несколько человек, и у всех без исключения было отмечено, что каждая функция обрабатывает именно информацию о своем количестве и качестве объектов.
Например, тип ЛСИ, интуиция возможностей у него будет не просто болевая или точка наименьшего сопротивления. Согласно новому подходу, она связана с одним процессом. Можно сказать, что эта функция несет характер стремления, показывает, к чему стремится человек. Она не будет восприниматься так: «возможность есть, я ее взял», «возможности нет, я ее отдал», как это было бы, например, у типа СЭИ, где пятая функция интуиция возможностей, воспринимается как детская забава. У ЛСИ с интуицией возможностей связан процесс стремления: к цели, к идеалу, к первенству. Это несколько соревновательный подход.
А вот если мы возьмем, например, у ЛСИ сенсорику ощущений, то здесь другой подход: сенсорика, т.е. здоровье, ощущения, удобство людей «должны быть одинаковыми для всех». В понимании ЛСИ, конечно. Это не значит, что в понимании СЭИ они могут быть одинаковыми для всех. СЭИ видит много миров в области сенсорики ощущений. Хорошо чувствует свой мир ощущений: он говорит, что «ощущения для меня это святое». При этом очень хорошо чувствует и чужие ощущения, он говорит, например: «я вижу, что у другого человека заблестели глаза, или покраснела кожа. Это значит, что он не совсем здоров». Или «Я вижу, что он не удобно устроился», или «Я чувствую, что ему дует от балкона». А вот ЛСИ видит, что людям надо обеспечить примерно одинаковый уровень комфорта. Остальное, если сумеют, сделают сами, но в общем, остальное лишнее – с точки зрения ЛСИ.
Так же, как у ЛСИ, сенсорика ощущений расположена у ЭСИ. В процессе наших исследований девушка ЭСИ сказала, что знает универсальное средство, очень хорошее для лечения в разных экстремальных ситуациях. Это очень характерно для шестого уровня. И у ЛСИ, и у ЭСИ сенсорика ощущений относится к мышлению шестого уровня). Что мы видим? Мышление шестого уровня – как бы плоское (несколько плоскостей в поле внимания). Оно стремится для всех выработать одинаковые правила. В отличие от мышления восьмого уровня, которое учитывает как свой, так и чужие неповторимые и независимые миры.
Для сравнения возьмем сенсорику ощущений на первой стадии развития: ИЛЭ и ИЭЭ. Там все просто: есть запах от любимого блюда – человек захотел съесть это блюдо. Нет запаха этого блюда – не захотел. Но если есть запах любимого или какого-то другого блюда, который раздражает и провоцирует, а в это время предложить другое, то это вызывает удивление. Один объект в поле внимания предполагает отсутствие или игнорирование других.
А на референтной функции как поведет себя та же сенсорика ощущений? ЛИИ и ЭИИ. Много объектов в поле внимания: такому человеку приятно, если ему предлагают разнообразие, но не заставляют устраивать процессы самостоятельно. У таких людей обычно много кулинарных рецептов, много книг по кулинарии и правильному питанию. Это и есть множество точек, объектов.
А вот с точки зрения ЛСИ, на втором уровне развития (референтная интуиция времени) будет множество, например, различных планов. Множество различных возрастов. Не зря ЛСИ достаточно дифференцированно относятся по возрасту к людям. У молодых одно спрашивают, у старых другое, у среднего возраста третье. Здесь идет разделение. Но разделение у ЛСИ идет по времени. А разделение у других типов – по другим функциям, которые попадают в ячейку шестой функции.
Данный подход проверялся в психологической работе возглавляемой мной Школы соционики в Москве в течение пяти лет. Он помогает нашим учащимся и клиентам стать более реализованными и успешными, уверенно достигать целей, легче общаться и получать больше удовольствия от жизни.
Дополняя соционические модели теориями Э. Эриксона и Я. Фельдмана, мы получаем мощный психологический инструмент, включающий как данные физиологии развития, так и логический подход, делающий теорию более четкой и строгой. Это позволяет учитывать не только врожденные и длительно присущие человеку типологические свойства, но и помочь каждому определить его индивидуальную программу развития личности.
Литература
1. Т. Н. Прокофьева. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А. // Соционика, ментология и психология личности, N 1, 2002.
2. Я. А. Фельдман. Теория уровней и модель человека, М.: „Чёрная белка”, 2005.
3. А. В. Букалов. Структура и размерность функций информационного метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности. N 2, 1995.
4. Я. А.Фельдман. Теория уровней. // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции "Проблемы диагностики типов личности в соционике", М. – 2001.