Прокофьев В.Г.
Кадровый опыт успешных быстро и стабильно развивающихся компаний показывает, что квалифицированные (и потому особенно трудно заменяемые) специалисты стремятся получать не только соответствующие их профессиональным качествам суммы, но и удовлетворять свои потребности в человеческом отношении, под которым каждый понимает что-то свое: уважение, признание, карьерный рост, атмосфера, комфорт, удобства и т.д.
Понимая это руководство успешных компаний разрабатывает программы внутренней немонетарной мотивации сотрудников, их службы HR готовят развернутые списки «способов нематериального или около-материального стимулирования. И при всем при этом ключевым вопросом остается достижение правильного представления об индивидуальных (реальных) запросах сотрудников.
К сожалению, даже озвученные сотрудником пожелания часто бывают основаны на мнении текущего референтного окружения, на накопленном (не всегда положительном) опыте, на сиюминутных желаниях, что может не приносить в результате ожидаемого морального удовлетворения. А испытывая долгое время вроде бы незначительный эмоциональный дискомфорт, даже ключевой специалист компании рано или поздно может начать искать лучшее место для приложения своих способностей, а текущая производительность его труда будет далека от максимальной.
Толчком к написанию этого материала послужило прочтение одного из материалов сайта: http://delovoymir.biz: «70 способов воодушевлять, благодарить и стимулировать своих сотрудников»[1].
В конце статьи были сказаны следующие слова: «Конечно, все люди разные, и то, что работает с одним, вовсе не обязательно «выстрелит» с другим. Разобраться с внутренними потребностями сотрудников и рычагами воздействия вам поможет внутреннее тестирование, с которым профессионально справится HR-служба»
Чтобы HR-служба могла справляться с представленным списком быстрее и эффективнее, я решил, используя типологические подходы к мотивации, а именно известные в соционике малые группы «стимулов к деятельности» провести сортировку и группировку представленных в статье материалов. Я исходил из того, что учет индивидуальных (типологических) особенностей, заложенных в человеке от рождения, делает предпринимаемые усилия более адресными, и потому существенно повышает эффективность инструмента. (Сам текст рекомендаций я не стал корректировать, а оставил в исходном виде).
Четыре соционические малые группы «стимулы к деятельности» находятся на пересечении трех пар признаков Аугустинавичюте-Рейнина:
- экстраверсия-интроверсия
- сенсорика-интуиция
- беспечность-предусмотрительность
и имеют очень яркую образность и практичность применения:
«Настрой на статус, престиж» («экстраверты-сенсорики-предусмотрительные» «Короли») ориентированы на повышение влияния, признание
«Настрой на уникальность» («экстраверты-интуиты-беспечные» «Рыцари») ориентированы на реализацию необычного, нового, непривычного.
«Настрой на личный интерес» (интроверты-интуиты-предусмотрительные «Пажи») ориентированы на то, что необходимо им лично в данный момент или для дальнейшего развития.
«Настрой на благосостояние» («интроверты-сенсорики- беспечные» «Дамы») ориентированы на комфорт, стабильность и удобство, снятие внутреннего напряжения.
В результате разбиения получились 4 близких по объемам списка.
«Настрой на статус, престиж» («Короли») ориентированы на повышение влияния, признание. Представители данной группы ЭСЭ, СЛЭ, СЭЭ, ЛСЭ
- Обратитесь к сотруднику с важной проблемой и попросите подумать над ее решением.
- Дайте сотруднику внутрифирменный статус эксперта в каком-либо вопросе. Например, «Эксперт по разработке и согласованию регламентов».
- Измените название должности в визитке на более статусное (не менеджер, а ключевой менеджер, не ведущий специалист, а независимый эксперт).
- Выделите служебную машину для доставки на работу или с работы на день, неделю, месяц.
- Позвольте работать в своем кабинете в ваше отсутствие (например, на период командировки)
- Передайте сотруднику на несколько дней часть своих полномочий (например, обзвонить утром филиалы от его имени и собрать данные за вчерашний день).
- Предоставьте своего секретаря на день-неделю.
- Записаться на консультацию к Эксперту можно будет только через вашего секретаря.
- Назначьте сотрудника среднего звена и.о. руководителя смежного подразделения на краткосрочный (например, неделя) период отсутствия руководителя. С последующей благодарностью и небольшим поощрением (любой метод из списка).
- Вызовите сотрудника на встречу с участием более высокопоставленного (по отношению к вам) руководителя, представьте и поблагодарите сотрудника за конкретную работу.
- Создайте и всегда используете Доску почета.
- Разместите заметку-благодарность от вашего имени или имени организации в местной газете.
- Разместите видео-благодарность на внутреннем портале.
- Персонализируйте рабочее место сотрудника (табличка, шильд).
- При описании нового проекта в э-письме с большим списком получателей пофамильно укажите тех, кто внес весомый вклад в его разработку.
- Посадите именное дерево.
- Позволяйте лучшим отделам единовременно оформлять документы на цветной офисной бумаге.
- Оформите кабинет или окно кабинета в честь лучшего сотрудника.
- Предоставьте более комфортный номер в командировке (по более высокому грейду)
- Используйте переходящую фирменную кружку для кофе, планшет для стола, стул лидера.
«Настрой на уникальность» («Рыцари») ориентированы на реализацию необычного, нового, непривычного. Представители данной группы ИЛЭ, ЭИЭ, ЛИЭ, ИЭЭ.
- «Бросьте вызов» подчиненным, поручая задания, требующие от них чуть больше профессионализма, чем тот, который они уже успели проявить.
- Дайте возможность реализовать проект сотрудника (в рамках интереса компании).
- Устройте соревнование по выдвижению рац.предложений и поручите победителю быть руководителем проекта по внедрению.
- Создайте банк идей (любых, даже самых абсурдных и не обязательно относящихся к работе) и в конце месяца вручайте небольшие переходящие призы по номинациям.
- Сделайте (м.б. отличные от фирменного стиля, но общие с ним) персонифицированные визитки. Причем, надпись на этой визитке может вообще не соответствовать официальному статусу сотрудника и быть совсем иной: надежный человек; творческое начало организации; директор японского моря и пр).
- Позвольте официально прийти к более позднему часу на работу, уйти с работы раньше.
- Дайте дополнительный выходной.
- Разместите заметку-благодарность от вашего имени или имени организации в местной газете.
- Предоставьте сотруднику более удобный стул, более современную модель офисного телефона.
- Предоставьте персональный Casual-день.
- Дайте билеты в кино (тир, боулинг и пр).
- Оплатите 10 чашек чая-кофе в корпоративном кафе.
«Настрой на личный интерес» («Пажи») ориентированы на то, что необходимо им лично в данный момент или для дальнейшего развития. Представители данной группы – ЛИИ, ИЭИ, ИЛИ, ЭИИ.
- Дайте возможность реализовать проект сотрудника (в рамках интереса компании).
- Пригласите участвовать в своей работе на целый день (участие во всех совещаниях, поездках).
- Попросите у сотрудника совета по рабочему вопросу.
- Сделайте из своих сотрудников «шпионов»: пусть они попользуются услугами, обслуживанием и продуктами конкурентов за ваш счет. И развлекутся, и подробный отчет с «+» и «-» конкурентов составят.
- Создайте банк идей (любых, даже самых абсурдных и не обязательно относящихся к работе) и в конце месяца вручайте небольшие переходящие призы по номинациям.
- Персонализируйте рабочее место сотрудника (табличка, шильд).
- Сделайте несколько именных (персонифицированных) канцелярских принадлежностей: ежедневник, блокнот, папки….
- Подарите подписку на интересный сотруднику профильный/непрофильный журнал. Подписка вполне может быть электронной (например, когда требуется подписка для доступа к материалам сайта).
- Подарите собственную книгу с пометками, надпишите ее.
- Поблагодарите за длительность работы в организации. Без внешнего повода (типа корпоратива).
- Оставьте записку с благодарностью, написанную от руки, на столе сотрудника.
- Устройте в отделе выставку работ сотрудника (картины, хобби).
- Подарите свою «счастливую» ручку.
- Подарите диск с любимым фильмом, музыкой.
- Запишите на диск устную благодарность, затем музыку.
- Пришлите по почте открытку-благодарность на дом.
- Сделайте совместное фото с сотрудником, которого вы хотите поблагодарить.
«Настрой на благосостояние» («Дамы») ориентированы на удобство и комфорт, снятие внутреннего напряжения. Представители данной группы СЭИ, ЛСИ, ЭСИ, СЛИ.
- Выделите служебную машину для доставки на работу или с работы на день, неделю, месяц.
- Предоставьте беспроцентный кредит на покупку чего-либо (например, машины).
- Предоставьте права постепенного выкупа служебной машины сотрудника.
- Предоставьте скидки и бонусы на покупку товаров и услуг компании.
- Оплатите мед. услуги (например, косметическую стоматологию).
- Предоставьте более комфортный номер в командировке (по более высокому грейду)
- Дайте оплаченный проездной билет на один или несколько видов транспорта.
- Оплатите обеды сотрудника.
- Оплатите день отдыха всей семьей (например, в бассейне).
- Создайте «акции внутреннего хождения», которые завязаны на фонде, формирующемся из перевыполненного плана по прибыли/марже/доходу. Раздайте акции или поощрите ими за работу.
- Поблагодарите за длительность работы в организации. Без внешнего повода (типа корпоратива).
- Назначьте сотрудника коучем стажера.
- Прибавьте день к отпуску, дополнительный выходной.
- Предоставьте персональный Casual-день.
- Позвольте официально прийти к более позднему часу на работу, уйти с работы раньше.
- Дайте билеты в кино (тир, боулинг и пр)
- Подвезите сотрудника с работы домой.
- Пригласите сотрудника на кофе с вами.
- Позовите на семейный обед.
- Позвоните по телефону родителям сотрудника и поблагодарите их за работу сына/дочери.
- Зайдите или позвоните утром и пожелайте хорошего дня.
- Оплатите 10 чашек чая-кофе в корпоративном кафе.
- Запишите на диск устную благодарность, затем музыку.
- Пришлите по почте открытку-благодарность на дом.
- Лично поздравляйте сотрудников, которые создали пару на работе, в день свадьбы. Предоставьте им лучшую служебную машину. В том числе, при рождении ребенка.
- Дайте единовременный доступ к служебному лифту.
- Сделайте совместное фото с сотрудником, которого вы хотите поблагодарить.
Часть рекомендаций так и осталась (в выбранной системе координат) общей для всех стимульных групп:
- Преподнесите букет цветов (женщине) или хороший кофе (мужчине).
- Помните: для большинства рядовых сотрудников вы – небожитель. Улыбайтесь, когда к вам обращается такой сотрудник.
- Посещайте время от времени бэк-офисные подразделения: бухгалтерию, АХО, уборщиц, опен-спейсы с большим количеством офисных работников, чтобы просто «перекинуться парой слов». Тем самым вы покажете, что их работа вам небезразлична.
- Сделайте внутрифирменную Книгу отзывов. Каждый сотрудник может написать в ней благодарность или конструктивное предложение друг другу, в том числе и вам. Можно и анонимно.
- Помогите сотрудникам, меняющим квартиры, грузчиками из АХО организации.
- Устройте субботник в офисе, участвуйте в нем наравне со всеми (например, в самом большом кабинете возьмитесь вымыть окна), по окончании организуйте закуски и музыку.
- Подарите сотруднику/кам профессиональную фотосессию.
Я думаю, что проведенный разбор покажется интересным тем, кто согласен с позицией, что выявление и удовлетворение нематериальных потребностей ключевых фигур в компании является важнейшим механизмом их стимулирования и удержания.
Литература:
- Пирогова А. В. 70 способов воодушевлять, благодарить и стимулировать своих сотрудников. http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=11863
- Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей. Изд-во: Астрель, 2003 г.
- Савченко С.В., Савченко И. Вечерний чай при свечах и картах Таро
- Шифрина Н.М. Профессиональная ориентация и психологический настрой в стимульных группах
- Амирова Е.А. О Королях, Пажах, Рыцарях и Дамах.
|