Общение — неотъемлемая часть жизни человека в обществе. Более того, под общением можно рассматривать не только непосредственную коммуникацию между двумя или более людьми, но и получение информации из окружающего мира и сообщения ему своей реакции. Именно поэтому понимание стилей общения дает возможность улучшить как понимание других людей, так и понимание себя самого. Владение своим стилем общения позволяет чувствовать себя свободнее и увереннее. Умение диагностировать и адаптироваться к стилю общения собеседника позволяет обеспечить комфортную обстановку для сотрудничества, сделать общение информативным, продуктивным. Собеседник начинает чувствовать, что его ценят, понимают и поддерживают. При этом у нас появляется уверенность, что мы услышаны, и собеседник правильно нас понял.
Впервые о стилях общения заговорил В. Гуленко [1]. «Распределение социотипов на "логиков" и "этиков", пересекаясь с распределением на "экстравертов" и "интровертов", образует четыре группы коммуникабельности».
При пересечении дихотомий "логики–этики" и "экстраверсии–интроверсии" появляется 4 группы по 4 типа. Дополнительная дихотомия, вносящая свой вклад в свойства этих малых групп "уступчивость-упрямство".
К каждой из этих малых групп характерен определенный стиль общения.
Представители душевных типов, очень тонко во всем многообразии оттенков описывают не только отношения между персонажами, но и их отношение к той или иной ситуации, к отдельному человеку, проявляют повышенное внимание к его внутреннему миру, к себе. По прочтении их текстов, у читателей не остается сомнений, какие именно взаимоотношения были у героя с остальными персонажами. Не нужно что-либо додумывать об этом, поскольку авторы описали их очень конкретно, с большим чувством, используя яркие запоминающиеся образы, чаще других употребляя в своей речи, в текстах уменьшительно-ласкательные формы и образное одушевление объектов неживой природы.
Перечисление объективных фактов и действий, без эмоциональных эпитетов. Как можно более полная картина происшедшего за счет точных дат, цифр, последовательности событий и действий своих и других людей без собственных оценок. Много уточнений, технических подробностей.
Для "экстравертов–логиков" – деловой стиль общения.[4]
Видение мира как совокупности множества объектов с различными свойствами, взаимодействующих между собой и осознание себя как одного объекта из этого множества. Жизнь видится бурлящей, интересной когда это множество объектов находится в движении и постоянном взаимодействии. И чтобы ощутить полноту своей жизни, и свою значимость в видимом мире, нужно принять участие в этих движениях и взаимодействиях.
При этом оценка самих взаимодействий идет с точки зрения совместно совершенной работы, осуществленных проектов и замыслов, переданных инструкций и технологий. Следовательно, возникает желание участвовать в действиях и работах, совершаемых другими объектами, организовывать собственные дела и подключать к ним других, предлагать варианты действий. Это дает ощущение наполненности жизни.
Представители психологических типов, которых волнует информация, связанная с взаимоотношениями между людьми, их эмоциями и переживаниями, поведение которых характеризуется, с одной стороны, высокой «контрастностью» («от печали до радости»), с другой - чутким пониманием, где необходимо поднять настроение, где «зажечь» аудиторию, а где «охладить» накал страстей, и умением добиться этого - относятся к «страстному» стилю общения.
При диагностике стилей общения на интервью мы обычно задаем человеку следующие вопросы [6] :
Что Вы понимаете под общением?
Что такое, на Ваш взгляд, «хорошо пообщались»?
«Вечеринка удалась» - при каких условиях?
Список литературы
Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. – Новосибирск: «РИПЭЛ», 1995; М: «Астрель», 2003г