Экспериментальная проверка некоторых теоретических положений соционики. Этап 1.
Сравнительный анализ текстов эссе «Что для Вас время?»
Аннотация: в целях экспериментальной проверки некоторых теоретических положений соционики был произведен экспертный и количественный анализ текстов, полученных с помощью диагностической проективной методики «Эссе: что для Вас время?»
При определении психологического типа личности одна из важных составляющих процесса – селекция типологических особенностей на фоне других факторов, влияющих на работу психики. Поэтому необходимым элементом комплексной диагностики является использование проективных методик, позволяющих минимизировать влияние жизненного, профессионального опыта, привычных стереотипов испытуемых. За время более чем двадцатилетней практики психолого-соционического консультирования в НИИ Соционики был собран впечатляющий архив комплектов материалов (более 2500), состоящих из результатов 5-ти проективных методик: 3-х рисуночных тестов и 2-х эссе.
В настоящий момент эти собранные материалы было решено использовать для решения самой на наш взгляд актуальной задачи в соционике - объективной экспериментальной проверке теоретических положений соционики. Из архива эссе были произвольным образом взяты по 35 текстов, написанных представителями типов ИЛЭ и ЛИЭ на тему «Что для Вас время?». Сама тема данной проективной методики очевидно настраивает испытуемых на преимущественное использование аспекта «интуиция времени» («белая интуиция», БИ). Поэтому было очевидно, что при анализе эссе именно по этому аспекту мы сможем получить максимум информации. У обоих типов БИ сильная, трехмерная, но
у ИЛЭ она 7-я (ограничительная),
у ЛИЭ – 2-я (творческая).
Кроме того, мы получили результаты сравнений и по другим типологическим особенностям выбранных типов.
I. Цель эксперимента
Объективная экспериментальная оценка некоторых теоретических положений соционики.
II. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Собранные эссе были написаны каждым испытуемым индивидуально без дополнительных разъяснений и обсуждений на начальном этапе диагностики его соционического типа, т.е. до озвучивания нами результатов диагностики.
Подавляющему большинству из испытуемых (к сожалению, не всем) было сказано, что эссе должно содержать не менее 5 предложений.
Время, данное испытуемым на написание этого эссе обычно было ограничено 10 минутами.
III. программа эксперимента
Была проведена поисковая работа по сбору классических положений соционики, которые могли бы быть зафиксированы в этом уникальном эксперименте.
Случайным образом из архива были взяты рукописные эссе представителей двух типов информационного метаболизма ИЛЭ и ЛИЭ и транскрибированы в текстовые файлы.
Все эссе ИЛЭ были сведены в один файла и все эссе ЛИЭ в другой.
На первом этапе каждое отдельное предложение в них было подвергнуто смысловому анализу.
На втором этапе был произведен их контент-анализ (т.е. каждый из них был сведен к списку отдельных слов. Служебные части речи (предлоги, частицы, союзы) были исключены).
В результате двух этапов было произведено объективное количественное сравнение типологических особенностей выбранных типов.
Все сканы рукописных текстов эссе сохранены. В силу их большого объема они были выделены в отдельное приложение и размещены на нашем сайте [адрес будет на сайте], т.е. доступны для дальнейшего анализа.
IV. методика эксперимента
Объект соционического исследования – человеческая психика. Мы без специальной аппаратуры (а пока даже при наличии) не можем фиксировать, что непосредственно в ней происходит. Мы можем лишь регистрировать результаты ее работы в виде внешних реакций, вербальных и невербальных, особенностей поведения, действий, проявлений эмоций.
Все, что из этого доступно фиксации и регистрации, мы назвали диагностическими маркерами. Само жеих наполнение напрямую следует из теоретических, классических положений соционики.
Puzzle-технология соционической диагностики [1] основана на фиксации и анализе структурированного комплекса маркеров, характеризующих работу функций модели А, проявления признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР), соционических малых групп (МГ). Какие-то из них были выведены непосредственно из теоретических положений соционики (определений, выработанных Аушрой Аугустинавичюте и ее последователями), какие-то сформированы путем собственных теоретических разработок и практических наблюдений. В список актуального инструментария вошли те из них, которые были проверены за годы многолетней психолого-соционической практики и проводимых в НИИ Соционики экспериментальных исследований. Данная статья иллюстрирует продолжение нашей исследовательской программы, посвященной объективной количественной оценке влияния типологических предрасположенностей на проявления, реакции психики людей. По этой программе уже опубликованы две статьи «Контент-анализ текста как инструмент диагностики соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия» [2] и «Проективная методика соционической диагностики. Рисуночный тест «Мир, и я в нем» [3].
Подход с использованием объективной количественной оценки потребовал из используемых в НИИ Соционики маркеров, часть которых основана на интерпретациях соционической концепции, провести еще одну селекцию. Мы выбрали из них максимально объективные, т.е. те, которые можно описать по формальным правилам и оценить путем простого количественного подсчета слов, предложений, знаков препинания.
Эти маркеры легли в основу данного исследования, в процессе которого мы провели лексический и семантический разбор диагностических маркеров в текстах, созданных при выполнении испытуемыми задания по проективной методике «Что для Вас время?»
Цель исследования: Выдвижение и проверка гипотезы о возможности фиксирования в рамках подобного эксперимента количественную дифференцируемость полюсов выбранных типологических особенностей, следующих из теоретических положений соционики.
Научный интерес этой работы - обнаружить наличие соответствующих асимметрий для принятия решения о продолженииилипрекращении работ в этом направлении. Результаты подсчетов слов (знаков) представлены в виде процентных соотношений:
СООТВЕТСТВИЕ МАРКЕРА ТЕОРИИ = N (по соответствующему полюсу) %
Кроме перечисленных исследований было решено количественно оценить также семантику слов, проявленную в текстах испытуемых по всем восьми информационным аспектам.
V. Полученные результаты
5.1. ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОЙ ОТРАБОТКИ ФАЙЛОВ:
Файл эссе илэ содержал 214 предложений и 1299 слов
Файл эссе лиэ содержал 179 предложений и 1264 слова
5.2. СРАВНЕНИЕ РАБОТЫ ФУНКЦИИ БИ В РАЗНЫХ ЯЧЕЙКАХ МОДЕЛИ А: В ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ И В ТВОРЧЕСКОЙ
Определения
«Дон Кихот просто не в силах позволить себе куда-то опоздать. Не получается даже при желании. Не может проспать, не может прийти куда-то позже даже в не всерьез назначенное время и в самом времени часто ориентируется совершенно без часов, как под гипнозом ... Однако и раньше установленного времени он не появится. … Интересно, что Дон Кихоты склонны к любым рационализациям, которые позволяют сократить нужное на выполнение разных работ время. … Если блоком ЭГО индивид вторгается в социум, предъявляя ему свои права, то блоком ИД, наоборот, социум вторгается в дела индивида, в его активность, диктуя ему свои правила поведения.» [4]
«… седьмая функция ограничительная, рамочная. Или ее можно назвать функцией свободы: свободы поступка, внутренней свободы, функцией освобождения от рамок, сковывающих свободу личности. Потому что она связана с преодолением рамок, выходом на свободу. С помощью этой функции мы или выходим за рамки, освобождаемся от них, или наоборот, скованы рамками. Тогда мы терпим несвободу поступка. К этой функции сходятся все подростковые моменты: реакция эмансипации, освобождение от давления родителей, от родительских запретов, моменты, когда надо попробовать себя. Пробы сил: я уже умею свободно поступить сам, самостоятельно, или еще мне нужна опека?» [5]
Диагностический маркер работы ограничительной функции и горизонтальных блоков модели А.
«При вербализации своей ограничительной функции человек часто озвучивает установку (наличие) или снятие (отсутствие) рамок (ограничений) по соответствующему ей информационному аспекту»
Мы осуществили подсчет количества маркеров работы ограничительной функции БИ в текстах ИЛЭ. Для сравнения (в качестве «контрольной суммы») были подсчитаны фразы, в которых подобные конструкции по аспекту БИ использовали ЛИЭ.
Примеры соответствующих маркеров:
ИЛЭ:
«Время – это ограничения иногда своих действий, это рамки».
«Нельзя терять ни минуты, ни секунды».
«Еще бывает очень ужасно, когда за короткий промежуток нужно сделать очень много дел».
«Еще больше мне нравится, когда я чувствую, что не нужно спешить, прихожу позже, а оказалось – вовремя».
ЛИЭ:
«Время – тот небольшой отрезок, который мне дан, чтобы с максимальной пользой его использовать».
«В отдельном случае для меня это конечно же распорядок дня».
«Время - рамки жизненного ресурса одного живого существа».
Таблица 2. Результаты подсчетов проявлений работы функции БИ, как ограничительной в текстах ИЛЭ и ЛИЭ
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Количество фраз, содержащих диагностический маркер
70
46
Соответствие маркера
56%
5.3. ПАР «СТАТИКА-ДИНАМИКА»
Определения
«Статика–динамика — тоже два способа селекции получаемой информации. Ментальное кольцо статика ориентировано на форму, внутреннее содержание объекта, нужды и потребности (желания). Ментальное же кольцо динамика ориентировано на происходящее с объектом и в объекте, и на его ситуацию в пространстве и во времени.
Мышлению статика присуще мысленное приостанавливание всеобщего движения. Мышление динамика, наоборот, включается лишь после того, когда статический объект удаётся представить себе движущимся.»[6]
«Статика – опора на постоянные, неизменные характеристики объекта, ситуации.
Динамика – опора на динамические, изменяющиеся характеристики объекта, ситуации, процесса.» [7]
Диагностические маркеры, выбранные для сравнений:
«Статики» чаще используют безглагольные предложения»
«Статики» чаще используют наречия, которые придают фразе смысл неизменности (постоянства) или цикличности описываемой ситуации»
«Статики» чаще используют модальные слова»
«Динамики» чаще используют глаголы»
«Динамики» чаще используют в одном предложении глаголы в разных временах»
Результаты подсчетов перечисленных диагностических маркеров в текстах ИЛЭ и ЛИЭ
5.3.1. Маркер частоты использования безглагольных предложений
5.3.5. Маркер использования глаголов в разных временах
Таблица 7. Сравнение количеств предложений, в которых были использованы одновременно глаголы в разных временах
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Количество предложений с глаголами в разных временах
14
36
Соответствие маркера
72%
5.4. ПАР «правые-левые (Процесс-результат)»
Определения
На момент своего создания – это был самый неоднозначный признак. У Аушры Аугустинавичюте при попытке описания данной дихотомии очевидно было очень много сомнений, о чем говорит употребление ею несколько раз слова «возможно».
Существенный вклад в понимание данного признака внёс В. Гуленко. Для начала он переименовал «левых» в «правых», а «правых» – в «левых». Затем (в середине 90-х гг.) присвоил им новые названия «эволютор-инволютор» («правые-левые»), как производных от терминов: эволюция-инволюция [13]. Эта мысль, высказанная В. Гуленко сначала устно (на ряде семинаров), а затем и в публикациях была поддержана Т. Прокофьевой, что привело к формулировке следующего описания признака:
«Процесс–Результат» («Правые – левые»)
Процессные больше внимания уделяют самому процессу.
Результатные – больше внимания уделяют результатам» [7]
Диагностические маркеры, выбранные для сравнения:
«Процессные» чаще, чем «результатные» ТИМы используют глаголы несовершенного вида».
«Результатные» чаще, чем «процессные» ТИМы используют глаголы совершенного вида».
Таблица 8.Сравнение количеств, использованных глаголов несовершенного/совершенного вида
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Количество глаголов несовершенного вида
177
152
Количество глаголов совершенного вида
40
78
Соответствие маркера по глаголам несовершенного вида
54%
Соответствие маркера по глаголам совершенного вида
66%
5.5. ПАР «КВЕСТИМНОСТЬ-ДЕКЛАТИМНОСТЬ»
Определения
«О квестимах уже с самого начала было известно (это и послужило причиной данных этим типальным характеристикам названий), что эти люди, говорят преимущественно в вопросительных интонациях и как бы менее категорично, чем деклатимы. Квестим всегда, в какой-то мере, спрашивает, как бы стараясь не навязывать своё мнение. В этих вопросительных интонациях подходящие типы видят мягкость, воспитанность и тому подобные признаки качества. Неподходящие — глупость, лень ума и прочие недостатки. У квестима в глазах вопросительный знак, у деклатима, склонного к декларированию, утверждению различных истин — восклицательный.
Поэтому в целом, мне кажется, деклатимы гораздо лучшие рассказчики по сравнению со всеми квестимами».[6]
«Квестимность – коммуникация имеет диалоговую форму. Информация излагается в виде вопросов и ответов. Короткие ответы на поставленные вопросы.
Деклатимность – коммуникация имеет монологовую форму. Информация излагается крупными блоками, «вопросы потом». Вопросы риторические, цель которых – подвести собеседника к нужному выводу.»[7]
Диагностические маркеры, выбранные для подсчета:
«Среднее число слов на одну фразу у «квестимов» меньше, чем у «деклатимов».
«Количество знаков вопроса в тексте у «квестимов» больше, чем у «деклатимов».
5.5.1. Маркер количества слов на фразу
Таблица 9.Сравнение среднего количества слов на одну фразу
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Количество предложений
214
179
Среднее количество слов в предложении
6,07
7.06
Соответствие маркера
54%
5.5.2. Маркер количества знаков вопросов в текстах
Таблица 10.Сравнение количества знаков вопросов в текстах
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Количество знаков вопроса в тексте
6
0
Соответствиемаркера
100%
5.6. ПАР «Субъективизм-Объективизм (Веселость-Серьезность)»
Определения
«…у весёлых в вербальных блоках БЛ и ЧЭ , в лаборных — ЧЛ и БЭ. У серьёзных в вербальных ЧЛ и БЭ, в лаборных — БЛ и ЧЭ.
Весёлые … свободно дискутируются проблемы внешних отношений и объективных потребностей, настроение, воодушевленность, апатичность или веселье, волнения, возмущения, переживания. … Много рассуждают о том, что разумно и что нет, о почете, уважении, желании или нежелании во что-то вмешиваться, оставаться на расстоянии … Поступки вообще почти что скрываются. Когда говорят, говорят лишь о том, что «следовало бы», а не о том, что сами собираются делать. … Скрытны они и в своих желаниях, в том, что их влечет, притягивает или отталкивает, чего хотят, кого любят, кого ненавидят.
Серьёзные, наоборот, скрытны в эмоциях, в том, что их воодушевляет или подавляет, улучшает или портит настроение. ... Зато они любители поговорить о том, кто кого любит и кого нет, как любит и почему. У серьёзных ведь можно говорить все, что придет в голову не только об умных, но и о самых глупых поступках, потому что чёрная логика в вербальном блоке. Признаться кому-то в любви и потом всем об этом рассказывать или рассказывать о том, что тебе кто-то признался, тоже не считается бестактностью». [6]
«Субъективисты (веселые) имеют в ценностных (вербальных) блоках модели А:
этику эмоций или черную этику (ЧЭ), поэтому в первую очередь направляют фокус внимания и вербализируют соответствующую данному аспекту семантику.
Объективисты (серьезные) имеют в ценностных (вербальных) блоках модели А:
этику отношений или белую этику (БЭ), поэтому в первую очередь направляют фокус внимания и вербализируют соответствующую данному аспекту семантику». [8]
«Субъективизм (веселые) – опора в суждениях делается на субъективную оценку в рамках собственной концепции, веселье могут совмещать с работой.
Объективизм (серьезные) – опора в суждениях на объективные закономерности, общепринятые концепции. «Делу время, потехе час». [7]
Диагностические маркеры, выбранные для подсчета:
«Субъективисты» («Веселые») чаще, чем «серьезные» используют слова из семантики ЧЭ и БЛ»
«Субъективисты» («Веселые») реже, чем «объективисты» (серьезные) используют слова из семантики БЭ и ЧЛ»
Список зафиксированных слов в проанализированных текстах из семантики:
Таблица 11. Сравнение количеств использованных слов по аспектамЧЭ и БЛ, а также по аспектам БЭ и ЧЛ
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Количество слов ЧЭ и БЛ
152
141
Соответствие маркера по числу слов семантики ЧЭ и БЛ
52%
Количество слов БЭ и ЧЛ
305
317
Соответствие маркера по числу слов семантики БЭ и ЧЛ
51%
5.7. ПАР «РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ-РЕШИТЕЛЬНОСТЬ»
Определения
«У рассуждающих в вербальных блоках — БС и ЧИ, в лаборных — ЧС и БИ
У решительных в вербальных блоках — ЧС и БИ, в лаборных — БС и ЧИ.
В группе рассуждающих открыто обсуждаются вопросы потенциальных возможностей, способностей, проблемы внутреннего содержания и структуры объектов и субъектов. … Открытые обсуждения самочувствия, приятных и неприятных ощущений, боли, в общем — разных сенсорных радостей и неприятностей. …
Никаких отчётов о том, почему где-то успели, а где-то нет. Это воспринимается как факт не для обсуждений. …
У решительных открыто обсуждается умение … проявлять свою волю (из-за того они и названы решительными). Открыто говорится о внешности людей, формах, одни формы противопоставляются другим. …Шутки и на тему плохого использования времени: «Уж ты-то никогда вовремя не встанешь!»
Вопросы самочувствия, эстетического вкуса, способностей и умений — тема не для обсуждений». [6]
«Рассудительность – в ценностях комфорт, удобство, возможность обсудить, решить мирным путем.
Решительность – в ценностях волевые качества, решительные действия, скорость принятия решений». [7]
Диагностические маркеры, выбранные для подсчета:
«Рассудительные» чаще, чем «решительные» используют слова из семантики БС и ЧИ»
«Рассудительные» реже, чем «решительные» используют слова из семантики ЧС и БИ»
Список зафиксированных слов в анализируемых файлах из семантики БС и ЧИ
Таблица 12. Сравнение количеств использованных слов ценностных функций для «рассудительных/решительных»
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Использование семантики БС и ЧИ
116
98
Соответствие маркера по числу слов семантики БС и ЧИ
54%
Использование семантики ЧС и БИ
251
169
Соответствие маркера по числу слов семантики ЧС и БИ
40%
5.8. ПАР «Рациональность-иррациональность»
Определения
«28. Иррациональное. Я пользуюсь этим понятием не в смысле чего-то противоразумного, а как чего-то лежащего вне разума, чего-то такого, что на разуме не основано. … Иррациональна также случайность, хотя впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность.
Как интуиция, так и ощущение суть психологические функции, достигающие своего совершенства в абсолютном восприятии того, что вообще совершается. В соответствии со своей природой они должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность; поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума.
48. Рациональное. Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Я понимаю разум как установку, принцип которой состоит в оформлении мышления, чувства и действия согласно объективным ценностям. Объективные ценности устанавливаются в опыте среднего разума, посвященном, с одной стороны, внешним фактам, а с другой — фактам внутренним, психологическим.
… человеческий разум есть не что иное, как выражение приспособленности к среднему уровню происходящих событий, осевшему в виде комплексов представлений, мало-помалу крепко соорганизовавшихся и составляющих как раз объективные ценности. Итак, законы разума суть те законы, которые обозначают и регулируют среднюю «правильную», приспособленную установку. Рационально все то, что согласуется с этими законами; и, напротив, иррационально все, что с ними не совпадает.» [9]
Диагностический маркер, выбранный для подсчета:
«Рационалы» чаще прибегают к упорядочению передаваемой информации, в том числе с помощью нумерации пунктов списков»
5.9. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СРАВНЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСПЫТУЕМЫМИ СЕМАНТИКИ ВСЕХ 8 ИНФОРМАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ
Сами списки всех зафиксированных слов из семантики ЧЭ, БЭ, ЧС, БС, ЧИ, БИ, ЧЛ, БЛ уже были приведены выше в п.п. 5.6, 5.7.
Таблица 14. Сравнение количеств использованных слов по аспектам
Информационные аспекты
ИЛЭ
ЛИЭ
Разница
ЧЛ
273
285
-12
ЧИ
59
61
-2
БЭ
32
32
0
БЛ
133
127
6
ЧС
70
55
15
ЧЭ
19
14
5
БС
57
37
20
БИ
181
114
67
Сильная корреляция между столбцами ИЛЭ и ЛИЭ. Коэффициент корреляции равен 0,96
Таблица 15. Сравнение количеств использованныхслов по ячейкам модели А
Ячейки модели А
ИЛЭ
ЛИЭ
Разница
1
59
285
-226
2
133
114
19
3
70
14
56
4
32
37
-5
5
57
32
25
6
19
55
-36
7
181
127
54
8
273
61
212
Слабая корреляция между столбцами ИЛЭ и ЛИЭ. Коэффициент корреляции равен 0,04
5.10. СРАВНЕНИЕ РАБОТЫ функций блоков Эго и Ид с функциями блоков Суперэго и суперид
Диагностические маркеры, выбранные для сравнений особенностей работы горизонтальных блоков модели А.
«Передача информации по аспектам функций блоков Эго и Ид более многословна по сравнению с передачей информации по аспектам функций блоков Суперэго и Суперид»
Таблица 16. Сравнение количеств использованных слов по аспектам логики/этики
5.11. СРАВНЕНИЕ РАБОТЫ Ментальных и витальных функций
Определения
«КРАТКИЙ СЛОВАРЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ … Сознательные функции - 1, 2, 3 и 4 соционические функции, образующие ментальное кольцо модели ИМ. Поддаются сознательному, т.е. целенаправленному регулированию - включению или выключению.
Подсознательные функции - 5, 6, 7 и 8 соционические функции, образующие витальное кольцо модели ИМ. Действуют механически, практически не поддаются волевому регулированию со стороны индивида.
… Ментальное кольцо свои ситуации решает ментальным способом сбор и передача информации, спор, доказательства …
Витальное - витальными способами: прием сигналов-раздражителей и реакции организма на них…» [4].
Тема эссе фокусирует испытуемых на использование функции БИ. Различие положения функции БИ в ментале (ЛИЭ) и в витале (ИЛЭ) должно сказаться на разнице в многословности этих двух типов при выполнении этой проективной методики. Также общее количество слов семантики аспектов четырех функций ментала должно превышать количество использованных слов семантики аспектов четырех функций витала испытуемых.
Кроме этого, тема эссе допускает использование испытуемыми «списочного» формата представления информации. Различие положения функции БЛ в ментале (ИЛЭ) и в витале (ЛИЭ) должно сказаться на разнице количеств списков в эссе этих двух типов.
Диагностические маркеры, выбранные для сравнений особенностей работы горизонтальных блоков модели А.
«Передача информации по аспекту творческой функции БИ ментального блока Эго более многословна по сравнению с передачей информации по аспекту ограничительной БИ витального блока Ид».
«Передача информации по аспектам всех четырех функций ментального блока Эго более многословна по сравнению с передачей информации по аспектам четырех витальных функций блока Ид».
«Использование списочного, табличного формата представления информации скорее свойственно ментальной, более предрасположенной к аргументации функции БЛ, по сравнению с витальной функцией БЛ»
Таблица 18. Сравнение количества слов в семантике аспекта БИ в текстах ИЛЭ и ЛИЭ
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Общее количество слов
181
114
Соответствие маркера
49%
Таблица 19. Сравнение общего количества слов в семантике функций ментальных и витальных блоков ИЛЭ и ЛИЭ
Сравниваемые параметры
ИЛЭ
ЛИЭ
Суммарно по двум типам
Общее количество слов в семантике ментальных функций
294
450
744
Общее количество слов в семантике витальных функций
5.12. ОБОБЩЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАСЧЕТА ДОСТОВЕРНОСТИ РАССМОТРЕННЫХ МАРКЕРОВ
Таблица 21. Сводная таблица использованных маркеров, отсортированная по уменьшению их соответствия теории
№
Маркеры
Соответствие маркера
1
«Количество знаков вопроса в тексте у «квестимов» больше, чем у «деклатимов»
100%
2
Асимметрия по аспектам логики/этики ЛИЭ
90%
3
Асимметрия по аспектам логики/этики ИЛЭ
89%
4
«Динамики» чаще используют в одном предложении глаголы в разных временах»
72%
5
«Результатные» чаще, чем «процессные» ТИМы используют глаголы совершенного вида»
66%
6
Асимметрия по аспектам интуиции/сенсорики ЛИЭ
66%
7
Асимметрия по аспектам интуиции/сенсорики ИЛЭ
65%
8
«Статики» чаще используют наречия, которые придают фразе смысл неизменности (постоянства) или цикличности описываемой ситуации»
62%
9
«Рационалы» чаще прибегают к упорядочению передаваемой информации, в том числе с помощью нумерации пунктов списков»
60%
10
«Использование списочного, табличного формата представления информации более свойственно ментальной, более предрасположенной к аргументации функции БЛ, по сравнению с витальной функцией БЛ»
59%
11
«Статики» чаще используют безглагольные предложения»
59%
12
«При вербализации своей ограничительной функции человек часто озвучивает установку (наличие) или снятие (отсутствие) рамок (ограничений) по соответствующему ей информационному аспекту»
56%
13
«Динамики» чаще используют глаголы»
54%
14
«Процессные» чаще, чем «результатные» ТИМы используют глаголы несовершенного вида»
54%
15
«Среднее число слов на одну фразу у «квестимов» меньше, чем у «деклатимов»
54%
16
«Рассудительные» чаще, чем «решительные» используют слова из семантики БС и ЧИ»
54%
17
«Статики» чаще используют модальные слова»
53%
18
«Субъективисты» («Веселые») при вербализации чаще, чем «серьезные» используют слова из семантики ЧЭ и БЛ»
52%
19
«Субъективисты» («Веселые») при вербализации реже, чем «объективисты» (серьезные) используют слова из семантики БЭ и ЧЛ»
51%
20
«Передача информации по аспектам творческой функции БИ ментального блока Эго более многословна по сравнению с передачей информации по аспекту ограничительной БИ витального блока Ид».
49%
21
«Передача информации по аспектам всех четырех функций ментального блока Эго более многословна по сравнению с передачей информации по аспектам четырех витальных функций блока Ид».
48%
22
«Рассудительные» реже, чем «решительные» используют слова из семантики ЧС и БИ»
40%
Средний процент
61%
VI. ЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Необходимо признать, что общая картина приведенных результатов положительная. Средний процент соответствия получен в размере - 61%. Этот результат дает основание для продолжения исследований в русле опробованного подхода на других типах и материалах других имеющихся проективных методик.
VII. ВЫВОДЫ
Каждый из рассмотренных диагностических маркеров является следствием из определенных теоретических положений соционики. Результаты эксперимента, сведенные вместе в таб. 21, наглядно демонстрируют, что при их использовании для оценки архивных материалов НИИ Соционики основная масса дает значение соответствия более 50%.
Необходимо подчеркнуть важность и перспективность этого подхода в том, что данном исследовании были разработаны диагностические маркеры оценки объективных параметров, т.е. независимых от субъективных интерпретаций эксперта.
Мы надеемся, что дальнейшие исследования данного подхода (с другими типами и другими проективными методиками) позволят нам уточнить полученные количественные характеристики, а также существенно расширить список маркеров объективной количественной оценки типологических особенностей психики.
В случае успешного завершения этой на мой взгляд очень перспективной работы, мы можем рассчитывать на создание реального программно-аппаратного комплекса автоматизированной вербальной диагностики, как одного из вариантов реализации PUZZLE-технологии [1]. Подтверждение этому я нашел в результатах исследований подхода с вероятностным типированием Александра Касюкова [10]. В его статье доказывается возможность выхода на ТИМ испытуемого, при обработке комплекса его ответов, вводимых с количественным учетом степени его уверенности в каждом. Подобный подход в перспективе может быть заложен в соответствующий алгоритм расчета по результатам сбора диагностических маркеров, каждый из которых не имеет 100% достоверности, но позволяет с существенно более высокой достоверностью выйти на ТИМ испытуемого. Этому также способствует быстрое развитие систем транскрибации речи, действующих в реальном масштабе времени.
Благодарность
Выражаю свою искреннюю благодарность Фёдяровой Марии Анатольевне за проведённую ею кропотливую работу по поиску и извлечению рукописных файлов в нашем архиве, их копированию, переводу в текстовый формат, начальной обработке. Без её работы это исследование могло бы и не состояться.