Эксперимент с текстами эссе «Что для Вас время? PDF Печать E-mail

Прокофьев В.Г.

Экспериментальная проверка некоторых теоретических положений соционики.

Сравнительный анализ текстов эссе «Что для Вас время?»

Аннотация: в целях экспериментальной проверки некоторых теоретических положений соционики был произведен экспертный и количественный анализ текстов, полученных с помощью диагностической проективной методики «Эссе: что для Вас время?»

Ключевые слова: соционика, статика-динамика, интуиция времени, контент-анализ, ограничительная функция, проективная методика, квестимность-деклатимность, процесс-результат

При определении психологического типа личности одна из важных составляющих процесса – селекция типологических особенностей на фоне других факторов, влияющих на работу психики. Поэтому необходимым элементом комплексной диагностики является использование проективных методик, позволяющих минимизировать влияние жизненного, профессионального опыта, привычных стереотипов испытуемых. За время более чем двадцатилетней практики психолого-соционического консультирования в НИИ Соционики был собран впечатляющий архив комплектов материалов (более 2500), состоящих из результатов 5-ти проективных методик: 3-х рисуночных тестов и 2-х эссе.

В настоящий момент эти собранные материалы было решено использовать для решения самой на наш взгляд актуальной задачи в соционике - объективной экспериментальной проверке теоретических положений соционики. Из архива эссе были произвольным образом взяты по 35 текстов, написанных представителями типов ИЛЭ и ЛИЭ на тему «Что для Вас время?». Сама тема данной проективной методики очевидно настраивает испытуемых на преимущественное использование аспекта «интуиция времени» («белая интуиция», БИ). Поэтому было очевидно, что при анализе эссе именно по этому аспекту мы сможем получить максимум информации. У обоих типов БИ сильная, трехмерная, но

  • у ИЛЭ она 7-я (ограничительная),
  • у ЛИЭ – 2-я (творческая).

Кроме того, мы получили результаты сравнений и по другим типологическим особенностям выбранных типов.

 

I. Цель эксперимента 

Объективная экспериментальная оценка некоторых теоретических положений соционики. 

II. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

  • Собранные эссе были написаны каждым испытуемым индивидуально без дополнительных разъяснений и обсуждений на начальном этапе диагностики его соционического типа, т.е. до озвучивания нами результатов диагностики.
  • Подавляющему большинству из испытуемых (к сожалению, не всем) было сказано, что эссе должно содержать не менее 5 предложений.
  • Время, данное испытуемым на написание этого эссе обычно было ограничено 10 минутами.

III. программа эксперимента

  1. Была проведена поисковая работа по сбору классических положений соционики, которые могли бы быть зафиксированы в этом уникальном эксперименте.
  2. Случайным образом из архива были взяты рукописные эссе представителей двух типов информационного метаболизма ИЛЭ и ЛИЭ и транскрибированы в текстовые файлы.
  3. Все эссе ИЛЭ были сведены в один файла и все эссе ЛИЭ в другой.
  4. На первом этапе каждое отдельное предложение в них было подвергнуто смысловому анализу.
  5. На втором этапе был произведен их контент-анализ (т.е. каждый из них был сведен к списку отдельных слов. Служебные части речи (предлоги, частицы, союзы) были исключены).
  6. В результате двух этапов было произведено объективное количественное сравнение типологических особенностей выбранных типов.
  7. Все сканы рукописных текстов эссе сохранены. В силу их большого объема они были выделены в отдельное приложение и размещены на нашем сайте [адрес будет на сайте], т.е. доступны для дальнейшего анализа.

IV. методика эксперимента

Объект соционического исследования – человеческая психика. Мы без специальной аппаратуры (а пока даже при наличии) не можем фиксировать, что непосредственно в ней происходит. Мы можем лишь регистрировать результаты ее работы в виде внешних реакций, вербальных и невербальных, особенностей поведения, действий, проявлений эмоций.

Все, что из этого доступно фиксации и регистрации, мы назвали диагностическими маркерами. Само же их наполнение напрямую следует из теоретических, классических положений соционики.

Puzzle-технология соционической диагностики [1] основана на фиксации и анализе структурированного комплекса маркеров, характеризующих работу функций модели А, проявления признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР), соционических малых групп (МГ). Какие-то из них были выведены непосредственно из теоретических положений соционики (определений, выработанных Аушрой Аугустинавичюте и ее последователями), какие-то сформированы путем собственных теоретических разработок и практических наблюдений. В список актуального инструментария вошли те из них, которые были проверены за годы многолетней психолого-соционической практики и проводимых в НИИ Соционики экспериментальных исследований. Данная статья иллюстрирует продолжение нашей исследовательской программы, посвященной объективной количественной оценке влияния типологических предрасположенностей на проявления, реакции психики людей. По этой программе уже опубликованы две статьи «Контент-анализ текста как инструмент диагностики соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия» [2] и «Проективная методика соционической диагностики. Рисуночный тест «Мир, и я в нем» [3].

Подход с использованием объективной количественной оценки потребовал из используемых в НИИ Соционики маркеров, часть которых основана на интерпретациях соционической концепции, провести еще одну селекцию. Мы выбрали из них максимально объективные, т.е. те, которые можно описать по формальным правилам и оценить путем простого количественного подсчета слов, предложений, знаков препинания.

В данном исследовании мы провели лексический и семантический разбор диагностических маркеров в текстах, созданных при выполнении испытуемыми задания по проективной методике «Что для Вас время?»

Для анализа полученных результатов мы ввели (пока условные) параметры в виде соотношений:    

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ МАРКЕРА =              N (ИЛЭ)         

                                                                 N (ИЛЭ) + M (ЛИЭ)

или

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ МАРКЕРА =             M(ЛИЭ)         

                                                                 N (ИЛЭ) + M (ЛИЭ)

Это соотношения количества полученных маркеров в файле текстов одного ТИМа по отношению к общему количеству зафиксированных маркеров в обоих файлах.
Как мы ожидаем, эти параметры позволят нам оценить объективно достоверность ожидаемых классических асимметрий в работе функций модели А и в ПАР.
 

Таблица 1. Выбранные для сравнения типологические особенности

 

Типологические особенности

ИЛЭ

ЛИЭ

1

Работа ограничительной функции

«ограничительная»

«творческая»

2

ПАР «Статика-динамика»

«статика»

«динамика»

3

ПАР «Процесс-результат»

«процесс»

«результат»

4

ПАР «Квестимность-деклатимность»

«квестимность»

«деклатимность»

5

ПАР «Веселость-cерьезность »

«веселый»

«серьезный»

6

ПАР «Рассудительность-решительность»

«рассудительность»

«решительность»

7

ПАР «Рациональность-иррациональность»

«иррациональность»

«рациональность»

8

Работа ментального и витального колец модели А

кольца модели А

кольца модели А

Кроме перечисленных исследований было решено количественно оценить также семантику слов, проявленную в текстах испытуемых по всем восьми информационным аспектам. 

V. Полученные результаты 

5.1. ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОЙ ОТРАБОТКИ ФАЙЛОВ:

  • Файл эссе илэ содержал 214 предложений и 1299 слов
  • Файл эссе лиэ содержал 179 предложений и 1264 слова

5.2. СРАВНЕНИЕ РАБОТЫ ФУНКЦИИ БИ В РАЗНЫХ ЯЧЕЙКАХ МОДЕЛИ А: В ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ И В ТВОРЧЕСКОЙ

Определения

«Дон Кихот просто не в силах позволить себе куда-то опоздать. Не получается даже при желании. Не может проспать, не может прийти куда-то позже даже в не всерьез назначенное время и в самом времени часто ориентируется совершенно без часов, как под гипнозом ... Однако и раньше установленного времени он не появится. … Интересно, что Дон Кихоты склонны к любым рационализациям, которые позволяют сократить нужное на выполнение разных работ время. … Если блоком ЭГО индивид вторгается в социум, предъявляя ему свои права, то блоком ИД, наоборот, социум вторгается в дела индивида, в его активность, диктуя ему свои правила поведения.» [4]

«… седьмая функция ограничительная, рамочная. Или ее можно назвать функцией свободы: свободы поступка, внутренней свободы, функцией освобождения от рамок, сковывающих свободу личности. Потому что она связана с преодолением рамок, выходом на свободу. С помощью этой функции мы или выходим за рамки, освобождаемся от них, или наоборот, скованы рамками. Тогда мы терпим несвободу поступка. К этой функции сходятся все подростковые моменты: реакция эмансипации, освобождение от давления родителей, от родительских запретов, моменты, когда надо попробовать себя. Пробы сил: я уже умею свободно поступить сам, самостоятельно, или еще мне нужна опека?» [5]

Диагностический маркер работы ограничительной функции и горизонтальных блоков модели А.

«При вербализации своей ограничительной функции человек часто озвучивает установку (наличие) или снятие (отсутствие) рамок (ограничений) по соответствующему ей информационному аспекту»

Мы осуществили подсчет количества маркеров работы ограничительной функции БИ в текстах ИЛЭ. Для сравнения (в качестве «контрольной суммы») были подсчитаны фразы, в которых подобные конструкции по аспекту БИ использовали ЛИЭ.

Примеры соответствующих маркеров:

ИЛЭ:

  • «Время – это ограничения иногда своих действий, это рамки».
  • «Нельзя терять ни минуты, ни секунды».
  • «Еще бывает очень ужасно, когда за короткий промежуток нужно сделать очень много дел».
  • «Еще больше мне нравится, когда я чувствую, что не нужно спешить, прихожу позже, а оказалось – вовремя».

ЛИЭ:

  • «Время – тот небольшой отрезок, который мне дан, чтобы с максимальной пользой его использовать».
  • «В отдельном случае для меня это конечно же распорядок дня».
  • «Время - рамки жизненного ресурса одного живого существа». 

Таблица 2. Результаты подсчетов проявлений работы функции БИ, как ограничительной в текстах ИЛЭ и ЛИЭ

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество фраз, содержащих диагностический маркер

70

46

Достоверность маркера

56%

 

5.3. ПАР «СТАТИКА-ДИНАМИКА»

Определения

«Статика–динамика — тоже два способа селекции получаемой информации. Ментальное кольцо статика ориентировано на форму, внутреннее содержание объекта, нужды и потребности (желания). Ментальное же кольцо динамика ориентировано на происходящее с объектом и в объекте, и на его ситуацию в пространстве и во времени.

Мышлению статика присуще мысленное приостанавливание всеобщего движения. Мышление динамика, наоборот, включается лишь после того, когда статический объект удаётся представить себе движущимся.» [6]

  • «Статика – опора на постоянные, неизменные характеристики объекта, ситуации.
  • Динамика – опора на динамические, изменяющиеся характеристики объекта, ситуации, процесса.» [7]

Диагностические маркеры, выбранные для сравнений:

  1. «Статики» чаще используют безглагольные предложения»
  2. «Статики» чаще используют наречия, которые придают фразе смысл неизменности (постоянства) или цикличности описываемой ситуации»
  3. «Статики» чаще используют модальные слова»
  4. «Динамики» чаще используют глаголы»
  5. «Динамики» чаще используют в одном предложении глаголы в разных временах»

Результаты подсчетов перечисленных диагностических маркеров в текстах ИЛЭ и ЛИЭ

5.3.1. Маркер частоты использования безглагольных предложений

Таблица 3. Сравнение количеств использованных безглагольных предложений

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество безглагольных предложений

102

70

Достоверность маркера

59%

5.3.2. Маркер частоты использования наречий постоянства и цикличности

Список зафиксированных в текстах наречий постоянства и цикличности: (НПЦ)

Бесконечно, вечно, всегда, долго, зачастую, иногда, навсегда, никогда, обычно, позже, постоянно, раньше, часто, чаще

Таблица 4. Сравнение количеств использованных НПЦ

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество НПЦ

23

14

Достоверность маркера

62%

Процент использования наречий цикличности и постоянства у ИЛЭ более, чем в 1,5 раза превышает процент у ЛИЭ

5.3.3. Маркер частоты использования модальных слов

Список зафиксированных модальных слов:

Возможен, возможно, возможность, желание, казаться, конечно, можно, мотивирует, мочь, надо, невозможно, нельзя, необходимо, необходимость, необходимый, нужно, словно, смочь, только, уверен, условно, хотеть, хотеться

Таблица 5. Сравнение количеств использованных модальных слов

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество модальных слов

57

51

Достоверность маркера

53%

 

5.3.4. Маркер частоты использования глаголов

Таблица 6. Сравнение количеств использованных глаголов

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество глаголов

211

250

Достоверность маркера

54%

5.3.5. Маркер использования глаголов в разных временах

Таблица 7. Сравнение количеств предложений, в которых были использованы одновременно глаголы в разных временах

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество предложений с глаголами в разных временах

14

36

Достоверность маркера

72%

 

5.4. ПАР «правые-левые (Процесс-результат)»

Определения

На момент своего создания – это был самый неоднозначный признак. У Аушры Аугустинавичюте при попытке описания данной дихотомии очевидно было очень много сомнений, о чем говорит употребление ею несколько раз слова «возможно».

Существенный вклад в понимание данного признака внёс В. Гуленко. Для начала он переименовал «левых» в «правых», а «правых» – в «левых». Затем (в середине 90-х гг.) присвоил им новые названия «эволютор-инволютор» («правые-левые»), как производных от терминов: эволюция-инволюция [13]. Эта мысль, высказанная В. Гуленко сначала устно (на ряде семинаров), а затем и в публикациях была поддержана Т. Прокофьевой, что привело к формулировке следующего описания признака:

«Процесс–Результат» («Правые – левые»)

  • Процессные больше внимания уделяют самому процессу.
  • Результатные – больше внимания уделяют результатам» [7]

Диагностические маркеры, выбранные для сравнения:

  1. «Процессные» чаще, чем «результатные» ТИМы используют глаголы несовершенного вида».
  2. «Результатные» чаще, чем «процессные» ТИМы используют глаголы совершенного вида».

Таблица 8. Сравнение количеств, использованных глаголов несовершенного/совершенного вида

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество глаголов несовершенного вида

177

152

Количество глаголов совершенного вида

40

78

Достоверность маркера по глаголам несовершенного вида

54%

Достоверность маркера по глаголам совершенного вида

66%

 

5.5. ПАР «КВЕСТИМНОСТЬ-ДЕКЛАТИМНОСТЬ»

Определения

«О квестимах уже с самого начала было известно (это и послужило причиной данных этим типальным характеристикам названий), что эти люди, говорят преимущественно в вопросительных интонациях и как бы менее категорично, чем деклатимы. Квестим всегда, в какой-то мере, спрашивает, как бы стараясь не навязывать своё мнение. В этих вопросительных интонациях подходящие типы видят мягкость, воспитанность и тому подобные признаки качества. Неподходящие — глупость, лень ума и прочие недостатки. У квестима в глазах вопросительный знак, у деклатима, склонного к декларированию, утверждению различных истин — восклицательный.

Поэтому в целом, мне кажется, деклатимы гораздо лучшие рассказчики по сравнению со всеми квестимами». [6]

«Квестимность – коммуникация имеет диалоговую форму. Информация излагается в виде вопросов и ответов. Короткие ответы на поставленные вопросы.

Деклатимность – коммуникация имеет монологовую форму. Информация излагается крупными блоками, «вопросы потом». Вопросы риторические, цель которых – подвести собеседника к нужному выводу.» [7]

Диагностические маркеры, выбранные для подсчета:

  1. «Среднее число слов на одну фразу у «квестимов» меньше, чем у «деклатимов».
  2. «Количество знаков вопроса в тексте у «квестимов» больше, чем у «деклатимов».

5.5.1. Маркер количества слов на фразу

Таблица 9. Сравнение среднего количества слов на одну фразу

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество предложений

214

179

Среднее количество слов в предложении

6,07

7.06

Достоверность маркера

54%

 

5.5.2. Маркер количества знаков вопросов в текстах

Таблица 10. Сравнение количества знаков вопросов в текстах

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество знаков вопроса в тексте

6

0

Достоверность маркера

100%

 

5.6. ПАР «Субъективизм-Объективизм (Веселость-Серьезность)»

Определения

« у весёлых в вербальных блоках БЛ и ЧЭ , в лаборных — ЧЛ и БЭ. У серьёзных в вербальных ЧЛ и БЭ, в лаборных — БЛ и ЧЭ.

Весёлые … свободно дискутируются проблемы внешних отношений и объективных потребностей, настроение, воодушевленность, апатичность или веселье, волнения, возмущения, переживания. … Много рассуждают о том, что разумно и что нет, о почете, уважении, желании или нежелании во что-то вмешиваться, оставаться на расстоянии … Поступки вообще почти что скрываются. Когда говорят, говорят лишь о том, что «следовало бы», а не о том, что сами собираются делать. … Скрытны они и в своих желаниях, в том, что их влечет, притягивает или отталкивает, чего хотят, кого любят, кого ненавидят.

Серьёзные, наоборот, скрытны в эмоциях, в том, что их воодушевляет или подавляет, улучшает или портит настроение. ... Зато они любители поговорить о том, кто кого любит и кого нет, как любит и почему. У серьёзных ведь можно говорить все, что придет в голову не только об умных, но и о самых глупых поступках, потому что чёрная логика в вербальном блоке. Признаться кому-то в любви и потом всем об этом рассказывать или рассказывать о том, что тебе кто-то признался, тоже не считается бестактностью». [6]

«Субъективисты (веселые) имеют в ценностных (вербальных) блоках модели А:

этику эмоций или черную этику (ЧЭ), поэтому в первую очередь направляют фокус внимания и вербализируют соответствующую данному аспекту семантику.

Объективисты (серьезные) имеют в ценностных (вербальных) блоках модели А:

этику отношений или белую этику (БЭ), поэтому в первую очередь направляют фокус внимания и вербализируют соответствующую данному аспекту семантику». [8]

«Субъективизм (веселые) – опора в суждениях делается на субъективную оценку в рамках собственной концепции, веселье могут совмещать с работой.

Объективизм (серьезные) – опора в суждениях на объективные закономерности, общепринятые концепции. «Делу время, потехе час». [7]

Диагностические маркеры, выбранные для подсчета:

  1. «Субъективисты» («Веселые») чаще, чем «серьезные» используют слова из семантики ЧЭ и БЛ»
  2. «Субъективисты» («Веселые») реже, чем «объективисты» (серьезные) используют слова из семантики БЭ и ЧЛ»

Список зафиксированных слов в проанализированных текстах из семантики:

ЧЭ:

вдохновенье, волнение, волнительный, грустить, забавнее, здорово, злиться, мотивирует, огорчать, переживание, переживать, пугать, раздражаться, скучать, скучно, скучный, спокойствие, страшно, трепетно, ужасней, ужасно, эмоции, эмоция, энтузиазм.

БЭ:

благо, благодаря, близкий, верить, друг, жалеть, лучший, любимый, любить, моральный, надежда, неприятно, нравиться, плохой, понравиться, приятные, приятный, раскисать, свидание, сожаление, сожалеть, стресс, стрессовый, счастье, хороший, хорошо, чувство, чувствовать, чувствовать.

БЛ:

автор, альтернатива, величина, внутри, во-первых, вопрос, вперед, впереди, врач, вступление, выбрать, главный, группа, групповой, договорённость, другой, ЕГЭ, единица, если, закон, звать, извне, индивидуальный, интервал, интерпретация, категорию, категория, количество, конец, конечный, координата, короткий, кусочек, лимит, линейный, логически, максимальный, масштаб, между, мера, мысль, назад, назвать, называться, направление, наручный, насколько, начало, неправильно, неравномерно, обозначение, один, одинаково, означать, описание, определение, определенный, осознавать, ответ, отдельный, отличаться, относительно, относительность, относительный, относиться, отрезок, отсчет, ошибка, пара, параллельно, параллельный, подразумевать, подряд, понимание, понимать, понятие, понять, по-разному, последний, последовательность, постоянный, правило, правильно, превысив, пределы, просто, простой, прочий, прочтенный, пятый, равно, равномерно, различный, разные, разный, распределить, распределять, расстояние, рассуждать, решение, свойство, связан, связано, система, складываться, слово, сложно, сложный, соотношение, составлять, сравнение, статус, степень, сторона, структура, счет, считать, точка, точный, удаленность, универсальный, упорядочить, условие, целое, честно, четвертое, четвертый, четкий, четко, число

ЧЛ:

Бег, бежать, бездействие, вернуть, вещь, взаимодействовать, возвращать, возобновимый, восполнить, воспользовавшись, впустую, встретиться, встречаться, выполнение, выходить, выходящий, говорить, гонка, давать, данного, дать, двигаться, движение, движущий, девать, действие, действовать, делать, делая, делиться, дело, деньги, дерево, деятельность, договориться, дорога, достичь, думать, едущий, животное, завершение, загонять, задавать, задаваться, задание, задать, задумываться, заканчиваться, закончиться, залог, заменить, заметить, заниматься, занят, занятие, занять, запас, заработок, зарплату, заходящий, здание, знать, идти, идущий, идущий, избавиться, изменение, изменить, измерение , измерительный, измерить, измеряться, инструмент, использовать, использовать, использоваться, исправить, исправлять, испытать, исчерпаемый, камень, канал, книга, контролер, контролировать, костер, косты, купить, лететь, лишение, материальный, маятник, менять, меняться, мерить, местность, место, механизм, мир, наблюдать, написан, например, наступить, находиться, начинать, небо, невозобновимый, невозобновляемый, невосполнимый, невосполнимый, невосполняемый, нехватка, обмен, образуется, обращаться, обстановку, объединяет, объект, оказывать, операция, описан, оплата, определять, оптимально, организовать, ориентироваться, основываясь, оставлять, останавливаться, остановить, остаться, отведенный, отдать, отмерять, оторваться, отпечаток, паблик, переговоры, передавать, переключиться, перемена, перемещение, переносить, перепад, песок, песочный, печка, писать, поведать, поведение, повернуть, повторяться, поговорить, поддаваться, подпуская, поезд, позиция, полезный, полочка, полураспад, получать, получаться, получивший, польза, поменять, помогать, помочь, помощь, понапрасну, поставленный, потенциал, потеря, потерять, поток, потратить, потребность, потребоваться, пояс, практически, предмет, приблизиться, привязка, применять, пример, принятие, природа, приходить, проведенный, провести, проводить, программа, продажи, продать, проект, проектный, произошедший, происходить, происходящий, пройти, пролетать, протекающий, протяжение, процесс, путь, пытаться, работа, работать, работник, распоряжаться, рассыпаться, растение, растерять, расходоваться, реализация, реализовать, реальный, регулироваться, результат, река, ресурс, рычаг, самоуничтожение, сбиваться, связь, сдавший, сделать, ситуация, сказать, складывающийся, слаженно, следить, следовать, служить, сменить, событие, совершенствоваться, создавать, создание, сознание, солнце, спасти, способ, средство, ставить, ставить, становиться, стрелка, стронций, струя, судьба, суета, существа, существо, существование, существовать, существует, существующий, сэкономить, текущий, терять, течение, течь, трансформация, трансформировать, трата, тратить, тратя, труд, трудно, трудноизмеримый, тюрьма, убивать, уделять, узнать, ум, уметь, управлять, упустить, упущенные, упущенный, услуги, установленный, утекать, уходящий, учиться, факт, физический, фиксировать, фон, хватать, цель, человек, человеческий, человечество, читать, эффективно.

Таблица 11. Сравнение количеств использованных слов по аспектам ЧЭ и БЛ, а также по аспектам БЭ и ЧЛ

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество слов ЧЭ и БЛ

152

141

Достоверность маркера по числу слов семантики ЧЭ и БЛ

52%

Количество слов БЭ и ЧЛ

305

317

Достоверность маркера по числу слов семантики БЭ и ЧЛ

51%

 

5.7. ПАР «РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ-РЕШИТЕЛЬНОСТЬ»

Определения

  • «У рассуждающих в вербальных блоках — БС и ЧИ, в лаборных — ЧС и БИ
  • У решительных в вербальных блоках — ЧС и БИ, в лаборных — БС и ЧИ.

В группе рассуждающих открыто обсуждаются вопросы потенциальных возможностей, способностей, проблемы внутреннего содержания и структуры объектов и субъектов. … Открытые обсуждения самочувствия, приятных и неприятных ощущений, боли, в общем — разных сенсорных радостей и неприятностей. …

Никаких отчётов о том, почему где-то успели, а где-то нет. Это воспринимается как факт не для обсуждений. …

У решительных открыто обсуждается умение … проявлять свою волю (из-за того они и названы решительными). Открыто говорится о внешности людей, формах, одни формы противопоставляются другим. …Шутки и на тему плохого использования времени: «Уж ты-то никогда вовремя не встанешь!»

Вопросы самочувствия, эстетического вкуса, способностей и умений — тема не для обсуждений». [6]

«Рассудительность – в ценностях комфорт, удобство, возможность обсудить, решить мирным путем.

Решительность – в ценностях волевые качества, решительные действия, скорость принятия решений». [7]

Диагностические маркеры, выбранные для подсчета:

  1. «Рассудительные» чаще, чем «решительные» используют слова из семантики БС и ЧИ»
  2. «Рассудительные» реже, чем «решительные» используют слова из семантики ЧС и БИ»

Список зафиксированных слов в анализируемых файлах из семантики БС и ЧИ

БС:

гармонии, живой, живущий, жизненный, жизнь, жить, здоровье, лекарство, лечить, мед, мягкий, насквозь, неосязаемо, неосязаемый, облегчение, отдых, отдыхать, отмирать, ощутимый, ощущать, ощущаться, ощущение, потрогать, проживание, прожитый, просыпаться, раскаленный, растягивать, рождаться, рождение, смерть, спать, тело, удобство, уложить, умирать.

ЧИ:

абстрактный, абстракция, бесконечная, бесконечно, бесконечность, бесконечный, вариация, вектор, весь, вечно, вечность, виртуальный, возможен, возможно, возможность, вообще, выдуманный, глобальный, замысел, изобретение, иллюзорный, иначе, иной, интересно, интересный, интуиция, итак, казаться, концепция, любой, медитация, наверное, найти, наоборот, невозможно, неизвестный, неисследованный, некий, нельзя, неповторимый, нечто, образный, однако, оказаться, особенно, парадокс, предвкушение, представить, придумать, проявление, случай, случаться, смысл, странный, суть, талант, теория, условно, условность, фантазировать, шанс, явиться, явление, являться.

Список зафиксированных слов в анализируемых файлах из семантики ЧС и БИ.

ЧС:

безграничный , беспомощный, больше, большой, взвешенный, вид, видеть, влияние, вокруг, выглядеть, высоко, голый, добиваться, добиться, заставить, заставлять, заставляющий, захвачен, зрительно, край, красиво, легкая, легко, мало, масса, меньше, много, наказание, небольшой, необъятный, область, отражать, отражение, пинок, планетарный, подталкивать, позволять, позволяющая, показан, поле, полно, полный, положение, пространство, рамки, роскошь, свет, свысока, сила, сильно, сильный, смотреть, смотреть, созерцание, твердый, тело, травма, тяжело, тянуть, увидеть, цвет.

БИ:

time, биоритм, будущее, быстрее, быстро, быстрый, век, вечерний, вечно, вечность, вовремя, возраст, времена, временной, временный, всегда, вспоминать, вчера, выждать, год, дата, день, дети, детство, длиться, дневной, долгий, долго, ждать, замедление, замедляться, иногда, исторический, когда, мгновение, мгновенно, медленнее, медленно, месяц, метроном, миг, минута, младше, момент, навсегда, недавний, неделя, никогда, новость, ностальгия, ночной, обычно, однажды, одновременно, ожидаемо, ожидание, октябрь, опаздывать, опоздавший, опоздание, опоздать, опыт, опять, память, период, план, планирование, планировать, планируя, повторяться, поздно, позже, поколение, полураспад, постепенно, постоянно, постоянный, потом, продолжительность, прошлое, пунктуальность, равномерно, рано, раньше, распланировано, распланировать, распорядок, ритм, родители, сегодня, сезон, сейчас, секунда, синхронизация, скорее, скорость, скоротечный, спешить, срок, старость, стремительно, сутки, тайм-менеджмент, теперь, теперь, торопиться, тысячелетие, ускорение, ускорять, ускоряться, успевать, успеть, утренний, хронология, хронофаг, цикл, цикличность, циферблат, час, часовой, часто, частые, часы, чаще, эпоха.

Таблица 12. Сравнение количеств использованных слов ценностных функций для «рассудительных/решительных»

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Использование семантики БС и ЧИ

116

98

Достоверность маркера по числу слов семантики БС и ЧИ

54%

Использование семантики ЧС и БИ

251

169

Достоверность маркера по числу слов семантики ЧС и БИ

40%

 

5.8. ПАР «Рациональность-иррациональность»

Определения

«28. Иррациональное. Я пользуюсь этим понятием не в смысле чего-то противоразумного, а как чего-то лежащего вне разума, чего-то такого, что на разуме не основано. … Иррациональна также случайность, хотя впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность.

Как интуиция, так и ощущение суть психологические функции, достигающие своего совершенства в абсолютном восприятии того, что вообще совершается. В соответствии со своей природой они должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность; поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума.

48. Рациональное. Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Я понимаю разум как установку, принцип которой состоит в оформлении мышления, чувства и действия согласно объективным ценностям. Объективные ценности устанавливаются в опыте среднего разума, посвященном, с одной стороны, внешним фактам, а с другой — фактам внутренним, психологическим.

… человеческий разум есть не что иное, как выражение приспособленности к среднему уровню происходящих событий, осевшему в виде комплексов представлений, мало-помалу крепко соорганизовавшихся и составляющих как раз объективные ценности. Итак, законы разума суть те законы, которые обозначают и регулируют среднюю «правильную», приспособленную установку. Рационально все то, что согласуется с этими законами; и, напротив, иррационально все, что с ними не совпадает.» [9]

Диагностический маркер, выбранный для подсчета:

«Рационалы» чаще прибегают к упорядочению передаваемой информации, в том числе с помощью нумерации пунктов списков»

Таблица 13. Сравнение количеств использованных нумерованных списков

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество нумерованных списков

2

3

Достоверность маркера

60%

 

5.9. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ СРАВНЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСПЫТУЕМЫМИ СЕМАНТИКИ ВСЕХ 8 ИНФОРМАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ

Сами списки всех зафиксированных слов из семантики ЧЭ, БЭ, ЧС, БС, ЧИ, БИ, ЧЛ, БЛ уже были приведены выше в п.п. 5.6, 5.7.

Таблица 14. Сравнение количеств использованных слов по аспектам

Информационные аспекты

ИЛЭ

ЛИЭ

Разница

ЧЛ

273

285

-12

ЧИ

59

61

-2

БЭ

32

32

0

БЛ

133

127

6

ЧС

70

55

15

ЧЭ

19

14

5

БС

57

37

20

БИ

181

114

67

Сильная корреляция между столбцами ИЛЭ и ЛИЭ. Коэффициент корреляции равен 0,96

Таблица 15. Сравнение количеств использованныхслов по ячейкам модели А

Ячейки модели А

ИЛЭ

ЛИЭ

Разница

1

59

285

-226

2

133

114

19

3

70

14

56

4

32

37

-5

5

57

32

25

6

19

55

-36

7

181

127

54

8

273

61

212

Слабая корреляция между столбцами ИЛЭ и ЛИЭ. Коэффициент корреляции равен 0,04

 

5.10. СРАВНЕНИЕ РАБОТЫ функций блоков Эго и Ид с функциями блоков Суперэго и суперид

Диагностические маркеры, выбранные для сравнений особенностей работы горизонтальных блоков модели А.

«Передача информации по аспектам функций блоков Эго и Ид более многословна по сравнению с передачей информации по аспектам функций блоков Суперэго и Суперид»

Таблица 16. Сравнение количеств использованных слов по аспектам логики/этики

Информационные аспекты

ИЛЭ

ЛИЭ

ЧЛ+БЛ

406

412

БЭ+ЧЭ

51

46

Достоверность маркера асимметрии аспектов логики/этики

89%

90%

Таблица 17. Сравнение количеств использованных слов по аспектам сенсорики -интуиции

Информационные аспекты

ИЛЭ

ЛИЭ

ЧИ+БИ

240

175

ЧС+БС

127

92

Достоверность маркера асимметрии аспектов интуиции/сенсорики

65%

66%

 

5.11. СРАВНЕНИЕ РАБОТЫ Ментальных и витальных функций

Определения

«КРАТКИЙ СЛОВАРЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ
… Сознательные функции - 1, 2, 3 и 4 соционические функции, образующие ментальное кольцо модели ИМ. Поддаются сознательному, т.е. целенаправленному регулированию - включению или выключению.

Подсознательные функции - 5, 6, 7 и 8 соционические функции, образующие витальное кольцо модели ИМ. Действуют механически, практически не поддаются волевому регулированию со стороны индивида.

… ГАБЕН. Характеристика сенсорнологического интротима.

… Ментальное кольцо свои ситуации решает ментальным способом сбор и передача информации, спор, доказательства …

Витальное - витальными способами: прием сигналов-раздражителей и реакции организма на них…» [4].

Тема эссе фокусирует испытуемых на использование функции БИ. Различие положения функции БИ в ментале (ЛИЭ) и в витале (ИЛЭ) должно сказаться на разнице в многословности этих двух типов при выполнении этой проективной методики. Также общее количество слов семантики аспектов четырех функций ментала должно превышать количество использованных слов семантики аспектов четырех функций витала испытуемых.

Кроме этого, тема эссе допускает использование испытуемыми «списочного» формата представления информации. Различие положения функции БЛ в ментале (ИЛЭ) и в витале (ЛИЭ) должно сказаться на разнице количеств списков в эссе этих двух типов.

Диагностические маркеры, выбранные для сравнений особенностей работы горизонтальных блоков модели А.

  1. «Передача информации по аспекту творческой функции БИ ментального блока Эго более многословна по сравнению с передачей информации по аспекту ограничительной БИ витального блока Ид».
  2. «Передача информации по аспектам всех четырех функций ментального блока Эго более многословна по сравнению с передачей информации по аспектам четырех витальных функций блока Ид».
  3. «Использование списочного, табличного формата представления информации скорее свойственно ментальной, более предрасположенной к аргументации функции БЛ, по сравнению с витальной функцией БЛ»

Таблица 18. Сравнение количества слов в семантике аспекта БИ в текстах ИЛЭ и ЛИЭ

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Общее количество слов

181

114

Достоверность маркера

49%

 

Таблица 19. Сравнение общего количества слов в семантике функций ментальных и витальных блоков ИЛЭ и ЛИЭ

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Суммарно по двум типам

Общее количество слов в семантике ментальных функций

294

450

744

Общее количество слов в семантике витальных функций

530

275

805

Достоверность маркера

36%

62%

48%

Таблица 20. Сравнение количеств использованных списков

Сравниваемые параметры

ИЛЭ

ЛИЭ

Количество использованных списков

13

9

Достоверность маркера

59%

 

5.12. ОБОБЩЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАСЧЕТА ДОСТОВЕРНОСТИ РАССМОТРЕННЫХ МАРКЕРОВ

Таблица 21. Сводная таблица использованных маркеров, отсортированная по уменьшению их достоверности

Маркеры Достоверность маркера
1 «Количество знаков вопроса в тексте у «квестимов» больше, чем у «деклатимов» 100%
2 Асимметрия по аспектам логики/этики ЛИЭ 90%
3 Асимметрия по аспектам логики/этики ИЛЭ 89%
4 «Динамики» чаще используют в одном предложении глаголы в разных временах» 72%
5 «Результатные» чаще, чем «процессные» ТИМы используют глаголы совершенного вида» 66%
6 Асимметрия по аспектам интуиции/сенсорики ЛИЭ 66%
7 Асимметрия по аспектам интуиции/сенсорики ИЛЭ 65%
8 «Статики» чаще используют наречия, которые придают фразе смысл неизменности (постоянства) или цикличности описываемой ситуации» 62%
9 «Рационалы» чаще прибегают к упорядочению передаваемой информации, в том числе с помощью нумерации пунктов списков» 60%
10 «Использование списочного, табличного формата представления информации более свойственно ментальной, более предрасположенной к аргументации функции БЛ, по сравнению с витальной функцией БЛ» 59%
11 «Статики» чаще используют безглагольные предложения» 59%
12 «При вербализации своей ограничительной функции человек часто озвучивает установку (наличие) или снятие (отсутствие) рамок (ограничений) по соответствующему ей информационному аспекту» 56%
13 «Динамики» чаще используют глаголы» 54%
14 «Процессные» чаще, чем «результатные» ТИМы используют глаголы несовершенного вида» 54%
15 «Среднее число слов на одну фразу у «квестимов» меньше, чем у «деклатимов» 54%
16 «Рассудительные» чаще, чем «решительные» используют слова из семантики БС и ЧИ» 54%
17 «Статики» чаще используют модальные слова» 53%
18 «Субъективисты» («Веселые») при вербализации чаще, чем «серьезные» используют слова из семантики ЧЭ и БЛ» 52%
19 «Субъективисты» («Веселые») при вербализации реже, чем «объективисты» (серьезные) используют слова из семантики БЭ и ЧЛ» 51%
20 «Передача информации по аспектам творческой функции БИ ментального блока Эго более многословна по сравнению с передачей информации по аспекту ограничительной БИ витального блока Ид». 49%
21 «Передача информации по аспектам всех четырех функций ментального блока Эго более многословна по сравнению с передачей информации по аспектам четырех витальных функций блока Ид». 48%
22 «Рассудительные» реже, чем «решительные» используют слова из семантики ЧС и БИ» 40%
  Средний процент 61%


 

VI. ЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Необходимо сразу отметить, что часть выводов по результатам этого исследования, можно будет назвать пока только предварительными. Для их полноценного обоснования необходимо продолжить исследования и повторить эксперименты на других типах и материалах других проективных методик. Этому способствуют:

  • разработанная и проверенная методика,
  • накопленные в НИИ соционики как теоретические и экспериментальные разработки института,
  • а также архивные материалы выполненных испытуемыми проективных методик.

VII. ВЫВОДЫ

  1. Каждый из рассмотренных диагностических маркеров является следствием из определенных теоретических положений соционики. Результаты эксперимента, сведенные вместе в   таб. 21, наглядно демонстрируют, что при их использовании для оценки архивных материалов НИИ Соционики основная масса дает значение достоверности более 50%.
  2. Необходимо подчеркнуть важность и перспективность этого подхода в том, что данном исследовании были разработаны диагностические маркеры оценки только объективных параметров, т.е. независимых от субъективных интерпретаций эксперта.
  3. Проведенный эксперимент позволяет (пока предварительно) оценить достоверность каждого из выбранных диагностических маркеров. Мы надеемся, что дальнейшие исследования данного подхода (с другими типами и другими проективными методиками) позволят нам уточнить полученные количественные характеристики, а также существенно расширить список маркеров объективной количественной оценки типологических особенностей психики.
  4. В случае успешного завершения этой на мой взгляд очень перспективной работы, мы можем рассчитывать на создание реального программно-аппаратного комплекса автоматизированной вербальной диагностики, как одного из вариантов реализации PUZZLE-технологии [1]. Подтверждение этому я нашел в результатах исследований подхода с вероятностным типированием Александра Касюкова [10]. В его статье доказывается возможность выхода на достоверных ТИМ испытуемого, при обработке комплекса его ответов, вводимых с количественным учетом степени его уверенности в каждом. Подобный подход в перспективе может быть заложен в соответствующий алгоритм расчета по результатам сбора диагностических маркеров, каждый из которых не имеет 100% достоверности, но позволяет с существенно более высокой достоверностью выйти на ТИМ испытуемого. Этому также способствует быстрое развитие систем транскрибации речи, действующих в реальном масштабе времени.

 

Благодарность

Выражаю свою искреннюю благодарность Фёдяровой Марии Анатольевне за проведённую ею кропотливую работу по поиску и извлечению рукописных файлов в нашем архиве, их копированию, переводу в текстовый формат, начальной обработке. Без её работы это исследование могло бы и не состояться.

 

Литература

  1. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики. Сайт НИИ Соционики. http://socionics.ru/diagnostic/puzzle
  2. Прокофьев В.Г. Контент-анализ текста как инструмент диагностики соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Аристократия-демократия». Сайт НИИ Соционики. http://socionics.ru/component/content/article/48-reyninkat/753-aris-dem2-1
  3. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Проективная методика соционической диагностики. Рисуночный тест «Мир, и я в нем». Сайт НИИ Соционики. http://socionics.ru/science/science4/science3/723-peacepicture
  4. Аугустинавичюте А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. – М.: «АСТ», СПб.: «Terra Fantastica», 1998.
  5. Прокофьева Т.Н. Соционическая диагностика стадий развития личности. Соционика. Сборник докладов VI московской научной конференции, 2002.
  6. Аугустинавичюте А. - Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. «Соционика, ментология и психология личности», 1998, №№ 1 – 6.
  7. Прокофьева Т.Н. Описание признаков Рейнина. http://socionics.ru/signs-and-groups/priznaky/reyninprizhakikratko
  8. Прокофьева Т.Н. Соционика. ТИМ-building. Рабочие тетради. НИИ Соционики, Москва, 2012
  9. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: изд-во «Азбука», 1996.
  10. Касюков А. Вероятностное типирование с помощью признаков Рейнина. http://kasiukov.com/socionics/html/reinin-theory.html
  11. Глущенко В.Ф. Семантика аспектов в ограничительной функции, или 10 000 способов сказать «нет». Соционика, ментология и психология личности. № 4 (121) июль–август 2015
  12. Приходько А.А., Мурашева И.Э. Метод диагностики ограничительной функции модели А. Соционика, ментология и психология личности. № 1, 2017.
  13. Гуленко В.В.Формы мышления.Соционика, ментология и психология личности, № 4, 2002.

Статью можно обсудить в сетях:
https://www.facebook.com/groups/socionics.nii/posts/4782535711758717
https://vk.com/nii_socionics?w=wall-10937555_5626/

 

 

 

 

 

 

 


Обновлено 23.10.2021 20:19 Прочитано : 320 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 96 гостей онлайн
Просмотры материалов : 9882190