Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Соционическая диагностика. Маркеры «качества» аспектов и признаков PDF Печать E-mail

 

Прокофьев В.Г., Прокофьева Т.Н.

Диагностические маркеры качества соционических проявлений

Человек при передаче информации использует как свои сильные, так и слабые функции модели А, как сильные, так и слабые полюса ПАР или МГ.
Задача эксперта селектировать не только сами АСПЕКТЫ информации, но и оценить какого они КАЧЕСТВА. Тем самым определиться с КАКИХ ячеек модели А (полюсов) они переданы испытуемым.

markerikachetstva1 

В процессе соционической диагностики мы решаем параллельно или последовательно несколько задач.

Первая: сбор и селекция поступающей к эксперту информации от клиента на соционическую и индивидуально-психологическую [1], т.е. выделение из  наблюдаемого потока информации тех или иных  маркеров соционических проявлений:

  • соционических аспектов (СА),
  • признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР),
  • признаков соционических малых групп (МГ). 

Вторая: анализ, какую "окраску" получила эта информация при ее обработке психикой диагностируемого, оценка ее качества. Этот шаг дает возможность эксперту сделать выводы, с какой именно ячейки модели А клиента звучит тот иной соционический аспект, с сильного или слабого  полюса ПАР или ПМГ поступила информация.
Опора для этого анализа - это учет ситуации, в которой произнесены те и ли иные слова, сопровождающего контекста.

Для оптимального решения этой задачи нами используются наработанные нашей практикой маркеры качества СА, ПАР, МГ. 

 

Используемые нами маркеры качества полюсов ПАР и МГ:

 Что наблюдаем

Маркеры качества сильных полюсов признаков

Маркеры качества слабых полюсов признаков

Используемые модальные глаголы 

«Могу», «знаю», «умею», «желаю», «хочу» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам)

«Надо», «должен»,  «хочется» и т.д.

Общая модальность произносимого текста.

«Я»:
«сделал», «пригласил», «оформил», «построил» и т.д.
Использование глаголов в тексте  при обработке наблюдаемого аспекта информации в действительном залоге.

Действительный залог в грамматике имеют глаголы переходные, обозначающие действие, ПРОИЗВОДИМОЕ субъектом и активно направленное на объект.

«Меня»:
«это случилось», «мне пришлось», «кажется»,
«надеюсь», «пытался», «старался», «воспользовался готовым ...», «меня к этому приучили», «жизнь заставила» и т.д.
Использование страдательного залога, показывающего пассивность субъекта при обработке наблюдаемого аспекта информации, т.е. как объекта внешнего воздействия.

Страдательный залог в грамматике — это форма глагола, показывающая, что лицо или предмет, выступающие в предложении в роли подлежащего, не производят действия (не являются его субъектом), а ИСПЫТЫВАЮТ НА СЕБЕ чье-либо действие (являются его объектом).

Раскрытие темы

Подробно, глубоко, аргументировано,  «многоцветно», увлекательно или коротко, но выразительно, убедительно

Категорично, страдает крайностями (всегда-никогда, черно-бело);
очень коротко и поверхностно или наоборот зациклено и
неинтересно, "затертыми" штампами, "бубнит", "талдычет, как по инструкции».;
неуверенно («и сдулся!»), некомпетентно, не подтверждается фактами

Сопровождение темы невербальными знаками

Воодушевление, «блеск в глазах», открытость позы, подача телом вперед, довольная улыбка

Паузы (как подбор нужных слов);

закрытость позы;

горизонтальные повороты головы (невербально отрицает произносимое);

улыбка как гримаса или отрицательные эмоции

Словарный запас по полюсу признака

Обширный (метафоры, синонимы и т.д.)

Узкий, с частыми повторами одного и того же слова

Стиль подачи информации

«Презентация»

«Жалобы» и «страдания», «недовольство внешним диктатом»;

с запросом мнения собеседника;

по-детски незатейливо или с проявлениями неожиданных детских восторгов или обид, так что хочется в этот момент про человека сказать: «ну прямо, как ребенок!»

Реакция на новую тему, предложенную собеседником.

Поддерживает и творчески (иногда неожиданно, нетривиально) развивает тему, оставаясь в рамках   озвученной семантики  

Переходит на  семантику другого полюса признака или вобще на семантику другого ПАР.


 


Маркеры качества соционических аспектов, которые позволяют селектировать номера ячеек (блоков) модели А, откуда они прозвучали.

 

 Маркеры качества аспектов

Блоки модели А

Ячейки модели А

Модальность (как отношение к сказанному, к действиям и т.д.). Может выражаться непосредственно через модальные  глаголы:
«Знаю», «умею» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам)

Эго
 

1,2

Модальность -//- :
«Надо», «должен» и т.д.

Суперэго

3,4

Модальность -//- :
«Хочется», «пытался», «старался», «надеялся» и т.д.

Суперид

5,6

Модальность -//-:
«Могу», «хочу» и т.д. (важно только, чтобы сказанное не противоречило объективным фактам)

Ид

7,8

Раскрытие темы:
подробно, аргументировано, глубоко, «многоцветно», увлекательно

Эго

1,2

Раскрытие темы:
категорично, страдает крайностями ("всегда", "никогда", черно-бело);
неуверенно ("кажется", "видимо", "наверное");
очень коротко или наоборот зациклено;
неинтересно, некомпетентно,
штампами, не подтверждается фактами

Суперэго

3,4

Раскрытие темы:
поверхностно, по-детски категорично или с запросом мнения собеседника;
неожиданно для окружающих может проявиться детская радость или обиды: «ведет себя как ребенок!»

Суперид

5,6

Раскрытие темы:
коротко, но выразительно, убедительно и глубоко

Ид

7,8

Аспект чаще заметен или в начале контакта с человеком, или при изменении ситуации, или при резкой смене темы разговора.

Контак-тные

2,3,5,8

Аспект чаще появляется через одно или несколько предложений после начала монолога

Инертные

1,4,6,7

Аспекты чаще проявляется при формулировке цели, «фотографическом отображении» или в рассуждениях по поводу той или иной информации

 

Акцептные: 1,3,5,7

Аспекты чаще проявляется при «описании» используемых инструментов, подходов в реализации задуманного

 

Продуктивные:
2,4,6,8

Проявляется в готовности активно поддержать разговор высказыванием своего мнения

Ценнос-тные: (Эго)

1,2

Проявляется в готовности поддержать разговор цитированием информации или неформальной заинтересованностью

Ценнос-тные: (Суперид)

5,6

Темы по аспектам лаборных блоков быстро затухают, по этим аспектам лучше получается очень краткий обмен информацией в процессе совместной деятельности («без особых обсуждений»)

Лаборные: (Суперэго, Ид)

3,4,7,8

Проявление вектора глобальности: выход за пределы текущей ситуации

 

1,8

Проявление вектора ситуативности: успешное прохождение незнакомых ситуаций

 

2,7

Проявление вектора нормы: опора на известное, как научили

 

3,6

Проявление вектора личного опыта: опора на пройденное, испытанное

 

4,5

Интерес слушателей не падает при длинных монологах

 

Базовая (1)

Критичность ("метко" по делу, аргументировано)

 

Творческая (2) 

Неоправданное лихачество

 

Ролевая (3)

Зависание или игнорирование

 

Болевая (4)

Детскость суждений

 

Суггестивная (5)

Повышенная эмоциональность восприятия

 

Референтная (6)

Инструмент выхода из затянувшейся неприятной ситуации

 

Ограничительная (7)

«Ну также каждый делает»

 

Реализующая (8)

 

Важно учитывать, что это только маркеры. И валидность каждого не стремится к 100%. Для принятия решения  необходимо собрать несколько причем и за тот и за другой полюс наблюдаемых признаков, за ту или иную ячейку модели А, взвесить, сравнить с другими (Puzzle-технология) [2] и только после этого сделать соответствующие выводы.

 

При подготовке этой статьи были использованы в том числе те материалы А. Аугустинавичюте, А. Букалова, В. Гуленко, которые прошли  многолетнюю экспериментальную и практическую  проверку, развитие и отработку в НИИ Соционики.


Эти списки естественно можно дополнять и совершенствовать. Чем мы и продолжаем заниматься.

 

Литература:

  1. СОЦИОНИЧЕСКОЕ и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ. КРИТЕРИИ
  2. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики

 

 


Обновлено 24.10.2021 13:34 Прочитано : 17014 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 140 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12190399