Ѯö训誠 蠲诨𮢠򙐢 title=   Ѯö训誠. ʳ𱠮᳷孨ÿ
   
 
 
Эксперимент. Соционика. Признак "Интуиция-сенсорика" PDF Печать E-mail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
logo1ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»

Международная научно-практическая конференция
ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА:
РОССИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Москва, 25-27 апреля 2016 г.

 

Доклад на Секции 3 . Психология искусства, дизайна, моды и творчества
ОПУБЛИКОВАНО В СБОРНИКЕ СТАТЕЙ (УДК 008+009+159.9+330 М 82)

 

Experimental study Socionics Augustinavichute-Reinin’s features

 

V.G. Prokofiev, T.N. Prokofieva

Scientific Research Socionics Institute, Moscow, Russia

 

The Scientific Research Socionics Institute produced a series of experiments to study the phenomenon of the influence of typological features of the functioning of the human psyche. This article presents part of results of research Augustinavichute-Reinin feature "Intuition-sensing". Experiments have shown the ability to predict the behavior of the test situation in the group given the typological structure.

Keywords: socionics, the phenomenon of the psyche, Augustinavichute-Reinin feature, experiment, dichotomy, intuition, sensing.

 

экспериментальное изучение соционических признаков Аугустинавичюте-Рейнина

 

В.Г. Прокофьев, Т.Н. Прокофьева

Научно-исследовательский институт соционики, Москва, Россия

 

В НИИ Соционики проведена серия экспериментов по изучению феномена влияния типологических особенностей на функционирование психики человека. Представлена часть результатов исследования признака Аугустинавичюте-Рейнина «Интуиция-сенсорика». Эксперименты показали возможность прогнозирования ситуационного поведения испытуемых в группе заданного типологического состава.

Ключевые слова: соционика, феномен психики, признак Аугустинавичюте-Рейнина, эксперимент, дихотомия, интуиция, сенсорика.

 

Изучая типологические особенности человека, соционика разрабатывает новые инструменты для расширения исследований психики. Как в психологии, так и в соционике существует проблема дифференциации проявлений, связанная с их размытостью. Эту проблему, безусловно, необходимо решать, как теоретическими, так и экспериментальными методами.

В НИИ Соционики проанализированы и обработаны данные о признаках Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР) (Аугустинавичюте, 2008, Прокофьева, 1999, Рабочая группа, 2003, Прокофьева, 2008 и др.), которые легли в основу экспериментального исследования.

Эксперимент показал, что объединение участников в группы, однородные по изучаемому признаку, оказывает влияние на поведение в процессе выполнения заданий. Эффект группового резонанса, замеченный еще А. Аугустинавичюте, позволяет наблюдать исследуемые явления особенно ярко за счет того, что резонанс существенно снижает вклад индивидуального опыта отдельных испытуемых на результаты деятельности группы.

На основании результатов мы можем утверждать, что получено экспериментальное обоснование существования ПАР в психике человека и подтверждена возможность практического наблюдения их проявлений.

Коротко о постановке эксперимента

Эксперимент состоял из 12 сессий (на каждой по одному признаку).

Предмет исследования. Психический феномен зависимости поведения людей от их типологических особенностей.

Объект исследования. Три группы испытуемых: две группы участников с типами, соответствующими полюсам исследуемого признака, и одна контрольная смешанная. На каждой сессии было от 20 до 30 человек.

Отбор испытуемых в группы осуществлялся из числа прошедших определение соционического типа в НИИ Соционики с использованием «Puzzle-технологии», объединяющей модельный и признаковый подходы к диагностике (Прокофьева, Прокофьев, 2013).

Методология проведения эксперимента. Эксперимент проведен как лабораторный, психологический, в искусственно созданных условиях посредством целенаправленного управления экспериментаторами ситуацией, внешней для групп испытуемых, способствующей максимальному проявлению изучаемого феномена типологических особенностей психики.

Были применены методы: контролируемого (Кравченко, 2014), включенного (участвующего), открытого (Ломоносова, Добреньков, Кравченко, 2004) наблюдения.

В качестве независимой переменной эксперимента (Мартин, 2004), целенаправленно подвергаемой изменению, было использовано разделение испытуемых на две экспериментальные группы, сформированные с учетом принадлежности их типов к разной полярности соционических признаков. Чтобы результаты наблюдений в ходе эксперимента, могли быть сравнимы с некоторым средним эталоном, в экспериментальную ситуацию была введена третья контрольная (смешанная) группа (Мартин, 2004). Все три группы в процессе эксперимента были поставлены в одинаковые условия.

Зависимая переменная (Мартин, 2004)это вербализованные мысли, чувства испытуемых, их невербальное поведение, зарегистрированные группой экспертов в протоколах, а также с помощью технических средств записи: диктофонов и видеокамер,          индивидуальных анкет испытуемых.

Было применено маскирование предмета исследования по методу двойного слепого эксперимента (Мартин, 2004). То есть основная масса экспертов и все испытуемые не знали ни состав групп, ни то, какой признак наблюдался в конкретной сессии.

Проверяемая гипотеза. Исследование позволит экспериментально обосновать влияние типологической составляющей психики человека, описываемой признаком «интуиция-сенсорика», на его поведение.

Порядок проведения эксперимента

Всем группам, размещенным за отдельными столами, одновременно выдавали одно задание и выделяли время на его выполнение. После выполнения каждая группа презентовала свои результаты.

Каждая сессия состояла из трех или четырех заданий.

В данной работе рассмотрим результаты на примере одного из упражнений сессии, посвященной признаку «интуиция-сенсорика».

Изучая теорию психологических типов К.Г. Юнга (Юнг, 1996) и соционику А. Аугустинавичюте (Аугустинавичюте, 1998), мы в течение нескольких лет проводили наблюдение за проявлением данного феномена. Результаты наблюдений по признаку «интуиция-сенсорика» (Прокофьева, 1999) позволили дать следующее наполнение выдвинутой гипотезе.

«Интуиция» собирает информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее, что дает предсказание еще не случившихся событий, например, сведения о возможности, вероятности и времени наступления каких-либо перемен. «Шестое чувство» играет большую роль, чем остальные пять. «Интуиты» внимательнее к подоплеке, ценят воображение, склонны видеть события в развитии, предпочитают что-то менять, чем сохранять привычное состояние.

«Сенсорика» собирает информацию в пространстве, завершенная картина дает описания качеств объектов здесь и сейчас, например, сведения о самочувствии, надежности, силе, выносливости. «Сенсорики» больше доверяют информации, получаемой с помощью пяти органов чувств, фиксируют внимание на том, что можно увидеть, попробовать, измерить, ориентированы на настоящее, на то, что происходит в данный момент.

Протокол наблюдений в ходе эксперимента
Признак «интуиция-сенсорика», разделы «Поведение» и «Речь»

Проявления

Гр1

Гр2

Гр3

В поведении

Мышление образное, абстрактное, от общего к частному

Мышление конкретное, от частного к общему

Завершенная картина мира дает описания невидимых качеств объектов здесь и сейчас

Завершенная картина мира дает предсказание еще не случившихся событий

Больше внимания уделяют реалиям, частностям, подробностям

Больше внимания уделяют новым возможностям, глобальному видению ситуации

Осваивая новую информацию, пытаются объединить в одно целое разные ее фрагменты. Более интересны не факты как таковые, а их взаимосвязи, значение, последствия

Осваивают информацию небольшими порциями, последовательно, шаг за шагом. Фиксируют внимание на том, что можно увидеть, попробовать, измерить.

Лучше удается ручной труд, воплощение

Лучше удается создание теорий, генерация идей

В речи

Теория, абстракция, время, многозначность, в общем, возможность, может быть, предполагаемое, когда-нибудь, где-нибудь, сомнение, духовное, замысел, способности, вероятность

Практика, конкретика, пространство, четкость, однозначность, в частности, настоящее, осязаемое, здесь и сейчас, определенность, телесное, земное, воплощение, квалификация, очевидность

Задание «Идеальный дом»

Все три группы получили задание: сделать макет «Идеальный дом» с помощью бумаги, ножниц, клея и фломастеров. Каждая дала свой вариант.

«Интуиты» слепили коробочку, прикрыв ее сверху раскрашенным листом бумаги, в стене сделали прорези и вставили в них еще лист. Участники дали волю фантазии, рассказав, что в любой момент в их доме можно на стенах изобразить любой город, а также Африку, подводный мир, космос. Как приложение выдали несколько «кинолент» с разнообразными вариантами просмотра. Продемонстрировали генерацию множества идей, видение разнообразных вариантов при минимальном «рукотворном» вложении.


int

Рис. 1. «Идеальный дом» от группы «интуитов»

«Сенсорики» в это время скручивали и склеивали брёвнышки из бумаги. Из них сделали дом с крышей, трубой, окнами, дверью, крыльцом. Вырезали и окружили площадку забором, поставили будку для Шарика, подписали ее, вырезали самого Шарика, возвели баню, сеновал. Конкретно, с максимальной детализацией изготовили избушку с хозяйственными постройками, огородом и лесом на заднем плане. sens

 

Рис. 2. «Идеальный дом» от группы «сенсориков»

Контрольная группа собрала мобильный дом на гусеничном прозрачном приводе. Рассказали, как будут путешествовать на нем, рассматривать окрестности, накрывая, но, не повреждая города, леса и прочие препятствия. Смешанная группа дала множество идей и смогла реализовать их в технически сложной конструкции. Дом получился наиболее сбалансированным: и разнообразие впечатлений, и приспособлен для жизни.

kontrol

Рис. 3. «Идеальный дом» от смешанной группы

Общий результат: Группы, показали не просто разные результаты и модели поведения, а прогнозируемо разные, в соответствии с изучаемым признаком.

Результаты исследования
Признак «интуиция-сенсорика», разделы «Поведение» и «Речь»

Проявления сенсорики по группам

Гр1

Гр2

Гр3

Мышление конкретное, от частного к общему

0

4

0

Завершенная картина мира дает описания невидимых качеств объектов здесь и сейчас

0

2

0

Больше внимания уделяют реалиям, частностям, подробностям

0

5

1

Осваивают информацию небольшими порциями, последовательно, шаг за шагом. Фиксируют внимание на том, что можно увидеть, попробовать, измерить.

0

3

1

Лучше удается ручной труд, воплощение

0

4

1

Практика, конкретика, пространство, четкость, однозначность, в частности, настоящее, осязаемое, здесь и сейчас, определенность, телесное, земное, воплощение, квалификация, очевидность

0

5

2

Итого:

0

23

5

Проявления интуиции по группам

Гр1

Гр2

Гр3

Мышление образное, абстрактное, от общего к частному

5

0

1

Завершенная картина мира дает предсказание еще не случившихся событий

1

0

1

Больше внимания уделяют новым возможностям, глобальному видению ситуации

4

0

2

Осваивая новую информацию, пытаются объединить в одно целое разные ее фрагменты. Более интересны не факты как таковые, а их взаимосвязи, значение, последствия

4

0

2

Лучше удается создание теорий, генерация идей

4

0

3

Теория, абстракция, время, многозначность, в общем, возможность, может быть, предполагаемое, когда-нибудь, где-нибудь, сомнение, духовное, замысел, способности, вероятность

5

0

3

Итого:

23

0

12

Таким образом подтвердилась гипотеза о влиянии на поведение составляющей психики, описываемой признаком «интуиция-сенсорика».

Применение подтвержденного экспериментально феномена

Аушра Аугустинавичюте назвала этот признак «дополняющим» (Агустинавичюте, 2008). Она утверждала, что люди «дополняющих» типов видят разные стороны реальности и могут помогать друг другу, обеспечивая партнера недостающей информацией. Когда со стороны внешнего мира в такую пару приходит негатив, партнёры могут защитить и поддержать друг друга. «Интуиты» могут отвечать за поиск возможностей, выбор вариантов, за экономию времени, введение инноваций. «Сенсорики» – за комфорт, удобство, использование проверенных подходов и методов, за внешний вид, защиту территории, качество, статус, здоровье.

Как в рабочей команде, так и в семье желательно соединение «дополняющих» людей. Распределение обязанностей между «интуитами» и «сенсориками» на основе их предпочтений дает дополнительный комфорт взаимодействия, а на выходе – продукт высокого качества. Такой подход применяется сегодня не только в ряде успешных компаний, но и в практике космических полетов (Букалов, Карпенко, Чикирисова, 2002).

Выводы

Результаты проведенных исследований показали возможность прогнозирования поведения людей в соответствии с их типологическими различиями. Особенно ярко это проявляется при создании команд однородных по типологическому составу – резонансных групп.

Литература

Аугустинавичюте А. Соционика. М.: Черная белка, 2008.

Аугустинавичюте А. Соционика: кн. 1. Введение. СПб.: Terra Fantastica, 1998.

Кравченко А.И. Психология и педагогика. Учебник. М.: Издательство Проспект, 2014.

Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г.В. Прогнозирование психологической, деловой и информационной совместимости в космических полетах, в авиации и аэрокосмических технологиях // СМиПЛ, 2002, № 4, с. 5 – 8.

Ломоносова М.В., Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004.

Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. М.: Гном-Пресс, 1999.

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики // Сайт НИИ Соционики. http://socionics.ru/diagnostic/puzzle, 2013.

Прокофьева Т.Н. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. – М.: Алмаз , 2008.

Рабочая группа по соционике. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований // www.dynamicsocionics.ru/issledovaniya/napolnenie-priznakov-rejnina.html, 2003.

Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1996.

Sources

Augustinavichiute A. Socionics. M.: The Black Squirrel, 2008.

Augustinavichiute A. Socionics: Vol. 1. Introduction. SPb.: Terra Fantastica, 1998.

Kravchenko A.I. Psychology and Pedagogy. Textbook. M.: Prospekt, 2014.

Lomonosova M.V., Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I. Methods of sociological research. Textbook. – M.: INFRA-M, 2004.

Martin D. Psychological experiments. Secrets of mental mechanisms. SPb.: Praym, 2002.

Prokofieva T.N. Socionics. Algebra and geometry of human relationships. M.: Gnome-Press, 1999.

Prokofieva T.N., Prokofiev V.G. Puzzle-technology. Quality standards socionic diagnostics // Scientific Research Socionics Institute Site. http://socionics.ru/diagnostic/puzzle, 2013.

Prokofiev TN Socionics for professionals. Socionic technology in teaching and personnel management. - M .: Diamond 2008.

The Working Group on socionics. Filling Reinin symptoms: results of empirical research // www.dynamicsocionics.ru/issledovaniya/napolnenie-priznakov-rejnina.html, 2003.

Jung K.G. Psychological Types. M.: University Book, 1996.


Обновлено 01.10.2021 13:06 Прочитано : 15821 раз(а)
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 156 гостей онлайн
Просмотры материалов : 12190427