Баранов М. Д. Пример моих родителей. Дуальные отношения ИЛЭ–СЭИ
В статье рассмотрены дуальные отношения ИЛЭ и СЭИ на примере моих родителей. Приводятся примеры взаимодействия по функциям моделей и признакам Аугустинавичюте-Рейнина.
Предисловие Мне посчастливилось стать свидетелем отношений дуальной пары моих родителей, как я уже знаю сейчас, после прохождения курсов соционики. Я всегда анализировал отношения между людьми, как и что они говорят, наблюдал за реакциями и т.д. Этими наблюдениями я и хочу с вами поделиться. Для меня было загадкой, как после 2-х дней знакомства можно оставить человеку ключи от квартиры, где сейф и деньги лежат. Тем более, зная маму - СЭИ - это практически невозможно, но это случилось, и ключи были оставлены отчиму ИЛЭ. Вот они - дуальные отношения, если в двух словах.
Что такое дуальные отношения «Это отношение наиболее соответствует свойству взаимопомощи, что означает способность правильно, с соответствующим тактом и вовремя отреагировать на слова, предложения, просьбу. Это наиболее благоприятные отношения для сотрудничества, совместных действий, помощи в затруднительных ситуациях, хорошего отдыха. Это наиболее комфортные интертипные отношения. Это очень разные люди, но не цепляющие друг друга за больные места. (Для отношений характерно чувство защищенности)». Е. Шепетько. «Интересное гостеприимное общение, которое никогда не надоедает. В поведении партнеры уравновешивают друг друга, создавая ощущения психологической «невесомости». Не надо контролировать свои поступки, можно оставаться самим собой. Из-за того, что обязанности в любом деле распределяются почти автоматически, экономится немало энергии для новых дел. Разногласия и споры улаживаются не путем компромисса – нахождения средней линии, – а путем сотрудничества, то есть вскрытия истинных нужд другого, не противоречащих вашим, и удовлетворениях их». В. Гуленко. «Традиционно в соционике считается, что приоритетными во всех отношениях являются дуальные отношения, или, как их еще называют, отношения дополнения. Их преимущество в том, что каждый из взаимно дополняющих типов берет на себя именно те дела, с которыми ему совсем не сложно справляться и силу имеющихся у него функций. В результате у каждого человека возникает ощущение, что его дуал в нужный момент приходит на помощь именно в том, что трудно выполнить ему самому. Действительно, имея рядом с собой дуала, легче справляться с требованиями, которые предъявляет жизнь. Однако справедливости ради нужно отметить, что в отношениях между дуалами возникает немало трудностей именно в силу того, что сильные функции у них противоположные. Вместе это позволяет им удачно взаимодействовать с миром, но часто оборачивается непониманием между самими партнерами». Е. Горенко, В. Толстиков.
Дуальные отношения ИЛЭ и СЭИ Стремление к новизне, поиску всего необычного, интеллектуальность и логичность – наиболее характерные качества «Дон Кихота», открывают для «Дюма» новые горизонты, для него самого неведомые, поэтому особенно притягательные и достойные восхищения. Здесь ощущается поддержка со стороны сильных функций «Дон Кихота» для слабых функций Дюма. «Дон Кихот» создает для «Дюма» чувство защищенности, если требуется интуитивно-логическая поддержка в умении увидеть перспективу, расширить круг возможностей или четко сформулировать задачу, которую требуется решить. Такого рода проблемы также могут возникнуть и в семье, особенно когда речь идет о детях. «Дон Кихот» своей логической функцией также помогает эмоциональному «Дюма» придерживаться разумности принятия решений. Одновременно, «Дюма» не ощущает такую поддержку как давление на свою болевую функцию (деловую логику) по причине того, что у ИЛЭ эта функция работает «без слов на деле». Эти сильные качества «Дон Кихота», будучи наиболее слабыми у «Дюма», особенно ценятся последним, восхищают его. Как правило, для каждого логика любовь - это то, что происходит с ним, но не то, что он создает сам. Для «Дон Кихота», у которого, к тому же, этика отношений является болевой функцией, любовь - это нечто неподвластное ему, слабость, от которой ему хотелось бы порой избавиться, то, что хочется подавить в себе, освободиться от этой маяты. Это только мешает работе. Но, как и для всех людей, потребность любить присуща и этому психотипу. И здесь очень кстати этот теплый и ласковый «Дюма», который ненавязчиво и без лишних сложностей приведет этого умного, немного загадочного, слегка отрешенного от реальности человека к тому, что ему же самому так необходимо. И оба будут счастливы. «Дюма», видя, что «Дон Кихот» не очень способен к таким, казалось бы, простым действиям, как умение позаботиться о себе самом, своих физических потребностях, испытывает желание немедленно помочь ему в этом. Действительно, никто не сможет сравниться с социалами в искусстве эмоционально-сексуальных отношений. «Дюма» один из лидеров в этом, что, очевидно, определяется положением сенсорики ощущений и этики эмоций в ЭГО-блоке. Положительная коррекция со стороны «Дюма» также направлена и на этическую функцию «Дон Кихота», у которого последняя является болевой функцией, и здесь поддержка этика «Дюма» особенно благоприятна для «Дон Кихота», который не склонен к компромиcсам. «Дюма», напротив, стремится и, главное - умеет обойти острые углы, найти подход к человеку, смягчить напряженность эмоциональной ситуации. Заметим, что при этом нет болевого воздействия на ранимую этику «Дон Кихота», поскольку у СЭИ эта функция 8-я в Модели А и работает «без слов на деле»
Различие ИЛЭ и СЭИ по признакам Аугустинавичюте-Рейнина
Логика и Этика – это психические функции, которые отвечают за оценку и принятие решений. Логики руководствуются правилами и целесообразностью, этики эмоциями и чувствами. У логических типов информация оценивается по принципу: правильно – неправильно, целесообразно – нецелесообразно. У этических типов по принципу: хорошо – плохо, нравится – не нравится. Признак логика-этика взаимодополняющий. Благодаря этому поступающую информацию дуальная пара может оценить с логической и этической стороны и выбрать оптимальное решение.
Интуиция и сенсорика – это психические функции, которые отвечают за восприятие действительности. Интуитивным типам интересны взаимосвязи фактов, значение, последствия. Интуитивные типы фокусируют внимание на общей картине, то есть обладают целостным восприятием. Сенсорным типам интересно конкретное, ощутимое, то, что происходит здесь и сейчас. Сенсорные типы фокусируют внимание на отдельных деталях, то есть обладают детальным восприятием. Признак интуиция-сенсорика – взаимодополняющий. Благодаря этому на одно и тоже можно посмотреть разными взглядами и составить оптимальную картину.
Экстраверсия и интроверсия – это установки человеческой психики, которые показывают, как человек взаимодействует с окружающим миром. Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта. Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения, поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть «превращение» объекта в субъект. Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен. Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля внимания. Экстраверсия-интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками психики могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе.
Статика и динамика – признак, отвечающий за фрагментарное или непрерывное восприятие времени. Статики фиксируют внимание на моменте времени, его возможностях и расположении объектов. Умеют кратко выразить суть момента. Динамики физически чувствуют изменения ситуации в реальном времени. Делают прогнозы — куда ситуация развивается и куда приведет. Описывают непрерывный ход событий и своих мыслей. Признак статика-динамика взаимодополняющий. Статик отвечает за видение возможностей, внешний вид, отношения, правила, порядок, стабильность. Динамик отвечает за развитие, движение, мотивацию, настроение, комфорт.
Квестимность и деклатимность – признак, отвечающий за стиль разговора. Квестимы более склонны к диалоговой форме общения, излагают информацию в виде вопросов и ответов, ответы обычно короткие и как правило с вопросительной интонацией. Квестимов легко перебить. Деклатимы более склонны к монологовой форме общения, излагают информацию большими блоками, перебить их трудно. Признак квестимность-деклатимность – взаимодополняющий.
Позитивизм и негативизм – признак, отвечающий за восприятие новой информации с позитивной или негативной стороны. Позитивисты сначала видят позитивные стороны ситуации, а на отрицательные стороны обращают внимание потом. Негативисты сначала видят отрицательные стороны, а позитивные проясняются для них позже. Признак позитивизм- негативизм – взаимодополняющий. Один показывает позитивные стороны, другой негативные таким образом складывается полная картина происходящего и принимается оптимальное решение.
Тактика и стратегия – признак, отвечающий за постановку целей и пути их достижения. Тактику легче делать короткие последовательные шаги к достижению цели, то есть тактик разбирается в способах достижения. Для стратега легче ставить конечную цель, стратег хуже видит способы, а лучше – желаемое состояние. Тактика-стратегия – взаимодополняющий признак. Стратег ставит цели, а тактик дает способы достижения этих целей.
Конструктивизм и эмотивизм – признак, отвечающий за начало общения. Конструктивистам свойственно сразу переходить к делу, практически не налаживая эмоциональную связь с партнером. В контакт с людьми конструктивисты входят через дело, взаимодействие, используя для этого свои поступки, труд, часто даже физический. Эмотивистам свойственно эмоциональное вовлечение партнера, а после переход к делу. В контакт входят с эмоциями или демонстрируя симпатии, расположение. Конструктивизм-эмотивизм – взаимодополняющий признак. Конструктивисту легко общаться с эмотивистом – это происходит за счет взаимно-дополняющей динамики включения эмоций.
Взаимодействие по функциям модели А. Резонансы дуальных отношений.
Взаимодействия по функциям такие: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8.
Рис.1. Резонанс 1-5 на Моделях А ИЛЭ и СЭИ
Резонанс 1–5 – комфортный. Соответствует взаимодействию типов личности по базовой ИЛЭ и суггестивной СЭИ и наоборот. В данном случае аспектами информации, соответствующими данному резонансу, являются интуиция возможностей и сенсорика ощущений. Сильная базовая интуиция возможностей у ИЛЭ оказывает внушение информации на суггестивную функцию СЭИ, в свою очередь СЭИ с сильной базовой функцией сенсорики ощущений оказывает внушение информации на суггестивную функцию ИЛЭ. Тем самым происходит взаимное внушение информации, которой не хватает человеку для воспроизводства витальной энергии. Пример: СЭИ по своей натуре очень ленивы и любят полежать/посидеть без дела. В очередной раз мама СЭИ сидит в кресле, подходит отчим ИЛЭ и говорит: «Почему бы тебе не сходить в фитнес?», - на что получает ответ: «Не хочу». «Тогда почитай вот эту книгу», – «Не хочу», - «Поехали на пляж», – «Не хочу». И так может продолжаться до бесконечности. ИЛЭ открывает спектр возможностей для СЭИ, в свою очередь СЭИ выбирает то, что больше нравится. Другими словами, отчим постоянно подкидывает маме варианты, а мама из множества вариантов выбирает, что ей ближе всего. Не раз такие побуждения к действию заканчивались тем, что они оставались дома и отчим рассказывал маме про взаимосвязь тонких материй и космоса или объяснял какие-нибудь невероятные теории. ИЛЭ немного «оторваны от мира сего». Когда отчим заболевал, и мамы не было рядом, я наблюдал крайне забавную картину: «коктейль из таблеток», после чего ИЛЭ становилось только хуже. Если же мама СЭИ была рядом, то выдавалась одна таблетка, и все сразу проходило. Также пристальное внимание уделялось питанию. Однажды отчим в отсутствии мамы съел протухшую курицу, после чего слег с сильным отравлением. Дома всегда было 3-4 блюда на выбор, но отчим ИЛЭ не отказывал себе в искушении съесть беляш на заправке и после жаловался на желудочные боли, а потом выслушивал лекции о правильном питании от мамы СЭИ.
Рис.2. Резонанс 2-6 на Моделях А ИЛЭ и СЭИ
Резонанс 2–6 – комфортный. Соответствует взаимодействию типов личности по творческой ИЛЭ и референтной СЭИ и наоборот. В данном случае аспектами информации, соответствующими данному резонансу, являются структурная логика и этика эмоций. Сильная творческая структурная логика у ИЛЭ тонко воздействует (активирует) на слабую референтную функцию СЭИ, в свою очередь СЭИ с сильной творческой функции этики эмоций воздействует (активирует) на слабую референтную функцию ИЛЭ. При таких воздействиях у партнеров складывается ощущение, что друг с другом им легче живется в практическом плане. Примеры: У отчима ИЛЭ все документы и проекты разложены по полкам и папкам и даже по годам. У мамы СЭИ все лежит в разных местах, иногда уходит время чтобы найти нужную бумагу. Наблюдая и слушая отчима ИЛЭ, что, как и где должно лежать, мама СЭИ тоже начала приводить все документы в порядок. В таком взаимодействии нарабатываются шаблоны, мама СЭИ наблюдает за отчимом ИЛЭ и ей достаточно посмотреть, как работает структура, например, как происходит регистрация земельного участка, чтобы в следующий раз сделать это самой. Также мама СЭИ любит рассказы отчима ИЛЭ, «оторванные от реальности» и чем более система фантазийная, тем больше она этим увлекается. В данном случае референтная функция идет в связке с суггестивной функцией СЭИ. Мама СЭИ очень позитивный и эмоциональный человек, и когда отчим ИЛЭ в плохом настроении или в процессе ссоры начинает перегибать палку, мама СЭИ очень тонко смягчает ситуацию шуткой или просто «подкалывает» отчима ИЛЭ. Он подхватывает шутку, и через минуту оба смеются, забыв, что ссорились.
Рис.3. Резонанс 3-7 на Моделях А ИЛЭ и СЭИ
Резонанс 3–7 – комфортный. Соответствует взаимодействию типов личности по ролевой ИЛЭ и ограничительной СЭИ и наоборот. В данном случае аспектами информации, соответствующими данному резонансу, являются волевая сенсорика и интуиция времени. Слабая ролевая черная сенсорика у ИЛЭ попадает на сильную ограничительную функцию СЭИ, в свою очередь СЭИ со слабой ролевой функции интуиция времени попадает на сильную ограничительную функцию ИЛЭ. Своеобразный доброжелательный контроль достижений человека по ролевой функции. Критика дуала носит конструктивный характер, а его советы помогают «нарабатывать» и развивать нормативную функцию. Примеры: В новую ситуацию отчим ИЛЭ входит с расправленными плечами и всячески старается соответствовать нормам общества, подчеркнуть свой статус или статус людей, с которыми общается, но иногда заигрывается по ролевой функции. На помощь приходит мама СЭИ, одной фразой иногда сказанной шепотом «успокойся уже» и каким-то магическим образом отчим ИЛЭ успокаивается и переходит к более структурному обсуждению вопроса. Мама СЭИ приходит к отчиму ИЛЭ с грандиозными планами и прогнозами про предстоящий отпуск или про то, как будет развиваться политическая ситуация в стране. Иногда очень увлекаясь, она перестает замечать время и получает ответ: «Стоп, у меня нету времени сейчас на это». После чего СЭИ спокойно идет заниматься своими делами. Также маме очень легко начать что-то эмоционально рассказывать, поскольку ролевая интуиция времени связана этикой эмоций и это может затянутся надолго, пока не придет отчим ИЛЭ и не скажет «нам пора идти». Пунктуальность играет немалую роль в жизни мамы СЭИ, т.к. это тоже соответствие нормам общества.
Рис.4. Резонанс 4-8 на Моделях А ИЛЭ и СЭИ
Резонас 4-8 – комфортный. Соответствует взаимодействию типов личности по болевой ИЛЭ и фоновой СЭИ и наоборот. В данном случае аспектами информации, соответствующими данному резонансу, являются этика отношений и деловая логика. Слабая болевая функция этика отношений у ИЛЭ взаимодействует с сильной фоновой функцией СЭИ. В свою очередь, СЭИ со слабой болевой функцией деловой логики взаимодействует с сильной фоновой функцией ИЛЭ. Фоновая функция прикрывает болевую функцию дуала, выполняя за неё всю необходимую работу без лишних разъяснений, без акцентирования внимания - «без слов на деле». То, что раньше казалось сложным и неразрешимым, теперь с легкостью сделает или решит дуал. Пример: Отчим ИЛЭ любит писать матерные стихи про своих друзей, после чего некоторые из них прекращают общение на какое-то время. Он не понимает, что подобные стихи действительно могут обидеть человека На помощь приходит СЭИ и с этической точки зрения объясняет ему, что такие стихи могут обидеть людей. Также «Дюма» рассказывает «Дон Кихоту» кто и как к нему относиться, «с кем дружить и с кем не дружить». Отчим ИЛЭ прислушивается к этим советам, но из сложившейся ситуации выходит мама СЭИ и отношения с друзьями начинают налаживаться. Мама СЭИ когда берется за дело, не знает, с чего начать и не понимает какие действия могут принести практический результат. В данном случае отчим ИЛЭ автоматически берет на себя вопросы, связанные с заработком и деньгами, периодически подключая маму СЭИ, но с четкими прописанными инструкциями.
Выводы Все вышесказанное наглядно демонстрирует, почему дуальные отношения являются наиболее комфортными. В них присутствуют только комфортные (дуальные) резонансы и идет поддержка по слабым функциям. Дуальные отношения данных типов самые «чистые», поскольку ИЛЭ является носителем тождественных отношений, а СЭИ носителем дуальных отношений.
Литература: 1. Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: Чёрная белка, 2008. 2. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. Раздел 1" //Соционика, ментология и психология личности, 1998, №№ 1 - 6. 3. Гуленко В.В. Критерии взаимности, 1992, Киев. 4. Горенко Е., Толстиков В. Природа собственного "Я" 2001, Армада-пресс. 5. Прокофьева Т. Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих отношений. – М.: Алмаз, 2005. 6. Шепетько Е. Анализ и классификация интертипных отношений // СМиПЛ, 1997, № 1 7. Филатова. Е.С. Супружество в системе соционики, Феникс, 2013. 8. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. [сост.: Т. Н. Прокофьева, В. Г. Прокофьев, А. С. Девяткин]; под общ. ред. Т.Н. Прокофьевой. – М.: Алмаз, 2008.
|