ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОНИКИ PDF Печать E-mail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ logo1ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ»

Международная научно-практическая конференция
ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА: 
РОССИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Москва, 25-27 апреля 2016 г.

 

ДОКЛАД НА СЕКЦИИ 3. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА, ДИЗАЙНА, МОДЫ И ТВОРЧЕСТВА
ОПУБЛИКОВАНО В СБОРНИКЕ СТАТЕЙ (УДК 008+009+159.9+330 М 82)

 

INTERIOR DESIGN SOCIONICS VIEW

T.N. Prokofieva, O.M.Vladimiroff

Scientific Research Socionics Institute, Moscow, Russia

Socionics describes the 16 personality types and preferences that influence the various spheres of life, including in the choice of interior. The article describes four quadras - socionic small groups, combining types according to their common values, aspirations and preferences. Presents the results of long-term observations on preferences in colors, interiors, styles of four quadras.

Keywords: socionics, interior design, quadra, quadras values, socionic functions, information aspects, style.

 

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИОНИКИ

Т.Н. Прокофьева, О.М. Владимиров

Научно-исследовательский институт соционики, Москва, Россия

 Соционика описывает 16 психологических типов и их предпочтения, которые оказывают влияние на различные сферы жизни, в том числе и на выбор интерьера. Описаны четыре квадры – соционические малые группы, объединяющие типы согласно их общим ценностям, устремлениям, вкусовым предпочтениям. Приведены результаты многолетних наблюдений по предпочтениям в цветах, интерьерах, стилях каждой из четырёх квадр.

Ключевые слова: соционика, дизайн интерьера, квадра, квадральные ценности, соционические функции, информационные аспекты, стиль.

Известно, что окружающее пространство оказывает психологическое воздействие на человека. Например, цветовая гамма помещения так или иначе влияет на эмоциональное состояние. Причем на разных людей это воздействие будет разным. К.Г. Юнг писал: «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа» (Юнг, 2001).

В этой работе, опираясь на соционический подход, мы рассмотрим предпочтения людей при выборе интерьера жилища или офиса, распределим их в соответствии с типами личности.

Соционика изучает особенности обработки информации психикой человека и на этом основании делит людей на типы. Она показывавет, как один и тот же информационный фон может оказывать на людей разных типов как отрицательное и так положительное воздействие. Комбинация различных психических функций в сознании и подсознании человека определяет 16 типовых предпочтений, которые влияют на выбор его ценностей и приоритетов. Функции эти были выделены и описаны Юнгом (Юнг, 2001) и в дальнейшем их описание было изучено, уточнено и дополнено соционическими исследованиями.

В соционике есть такое понятие, как квадры. Это один из самых эффективных инструментов ее практического применения. Квадры делят 16 соционических типов на четыре группы по четыре типа в каждой согласно их общим ценностям, устремлениям, вкусовым предпочтениям. Первооткрыватель соционики, Аушра Аугустинавичюте писала:

«Участников квадры объединяет определенная общность интересов, а главное – отсутствие возможностей конфликта. Исключительно плодотворна и производительна совместная работа. Общение в квадре снимает физическую и психическую усталость, активизирует, поднимает тонус, обеспечивает психическим иммунитетом перед жизненными невзгодами. Это идеальная форма психотерапевтической группы. Примечательно, что если в такую группу попадает человек из другой квадры, он чувствует себя исключительно неуютно» (Аугустинавичюте, 1982).

Каждая квадра отличается своей атмосферой, духом, направленностью устремлений, характером юмора. Для каждой квадры характерен свой набор квадральных или мировоззренческих ценностей. Именно из них образуется тот дух квадры, который в полной мере понимают и принимают лишь её представители. Ценности квадры определяются базовыми функциями входящих в квадру типов.

Весь поток информации, поступающей к человеку, можно поделить на информационные аспекты, включающие определённые категории понятий, которые с разной степенью полноты воспринимает тот или другой тип личности. «Соответствие аспектов информации юнговским функциям установлено экспериментально в течение многолетних наблюдений» (Прокофьева, 2008).

Мы проанализировали наши многолетние наблюдения по предпочтениям в цветах, интерьерах, стилях каждой из четырёх квадр и сопоставили их с семантикой информационных аспектов, ценностной для каждой квадры.

Стоит сразу оговориться, что какой-то конкретный стиль в дизайне не относится к конкретной квадре. В каждом интерьере возможны различные сочетания цветов и форм. Например, стиль «посмодернизм» трактуется дизайнерами очень широко. Наша задача – выделить именно «чистые» квадральные интерьеры, которые обладает тем самым «терапевтическим эффектом».

 

Первая квадра – «Альфа»

 Представители: интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ), сенсорно-этический интроверт (СЭИ), этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ), логико-интуитивный интроверт (ЛИИ).

Базовые функции входящих в квадру типов:

  • интуиция возможностей («экстравертированная интуиция» по Юнгу),
  • сенсорика ощущений («интровертированное ощущение» по Юнгу),
  • этика эмоций («экстравертированное чувство» по Юнгу)
  • структурная логика («интровертированное мышление» по Юнгу).

Соответственно, у представителей альфа-квадры в ценностях возможности (идеи, игра воображения, полёт фантазии), понимание (правила, систематизация, игра смыслами), ощущения (комфорт, самочувствие, удобство) и открытые эмоции (радость, шум-гам, яркость впечатлений). «Люди здесь любят помечтать – считается, что к представителям первой квадры применим девиз: «не здесь и не сейчас» (Прокофьева, Каменева, 2010).

Ассоциации с мировосприятием этих типов – это воздух, весна, утро, детство.

В интерьерах эти ценности раскрываются через легкость, простоту, воздушность (рис.1). Интуиция возможностей проявляется здесь в необычных формах декора. Структурная логика выражена в свободной геометрии, плавных линиях. Геометрические узоры утончённые. Часто присутствуют небесные или космические мотивы. «Людей из Альфы постоянно как магнитом тянет ко всему новому и интересному. Творчество гармонии, радость познания истины – то, на чем строится их мировосприятие и жизненная позиция» (Горенко, Толстиков, 2009).

Цвета «альфийцев» мягкие, пастельные. Часто используются лёгкие ткани и драпировки различных оттенков светлых тонов в сочетаниях с белым. Голубые, бирюзовые, фисташковые тона, розовые, персиковые оттенки. Встречается насыщенный бордовый – цвет королевских мантий, глубокий синий, индиго. Присутствуют акценты желтого и оранжевого как краски радости, солнечные оттенки.

kvadriinteryer1-1

Рис 1. Интерьер «альфа»-квадры

Стили, которые мы можем отнести к «альфийскому» интерьеру, это прованс – самый легкий французский кантри. Это особый кантри, который отличается светом и воздушностью. Японский минимализм, где легкие циновки, тонкие ширмы, свободное пространство, окна до пола и много воздуха.

Скандинавский модерн, который строится на простых формах и светлых оттенках (Бхаскаран, 2005) – это тоже первая квадра. Это интерьеры «Икея», например.

К «альфе» можно отнести необычные интерьеры в стиле биоморфизма, как сочетания природных форм с высокотехнологичными материалами (Бхаскаран, 2005). Эти варианты воплощаются в мебели и причудливом декоре. Иногда они выглядят очень необычно, например, как будто перед нами растительная клетка под микроскопом.

В интерьерах первой квадры встречаются сказочные темы, фантастические сюжеты картин.

 В целом создаётся ощущение свободы и открытого пространства, где можно порезвиться, как детям, поскольку «представители «альфы» – очень увлекающиеся люди, предпочитающие обстановку неформального общения. Они демократичны по своей натуре, отрицают любую жесткость или зарегулированность» (Гуленко, 1995).

Пример корпоративных интерьеров в стиле «альфы» – это офисы IBM. Когда-то этот бренд даже прозвали «big blue» за приверженность к голубоватому дресс-коду, который отражал инновационность компании. Штаб-квартиры Google в разных городах оформлены в стиле первой квадры: незахламленное пространство, «игрушечная» мебель и яркие, радостные цвета.

 

Вторая квадра – «Бета»

Представители: этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ), логико-сенсорный интроверт (ЛСИ), сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ), интуитивно-этический интроверт (ИЭИ).

Базовые функции, соответственно типам, такие:

  • этика эмоций («экстравертированное чувство», по Юнгу),
  • структурная логика («интровертированное мышление»по Юнгу),
  • волевая сенсорика («экстравертированное ощущение», по Юнгу),
  • интуиция времени («интровертированная интуиция», по Юнгу).

 В «бета-квадре», как видим, в ценностях присутствуют 2 аспекта, совпадающие с ценностями «альфы», однако, в «бете» они преломляются несколько иначе. Здесь этика эмоций раскрывается как энтузиазм, драйв, бодрость, задор, энергия. Структурная логика прочитывается как порядок, закон, иерархия, структуризация, подчиненность. «Принадлежность ко второй квадре – это сознательное или подсознательное подчинение закону порядка» (Горенко, Толстиков, 2009).

Вместо сенсорики ощущений здесь уже появляется волевая сенсорика как красота, внешний вид, сила, мощь, статус, знаки отличия. Интуиция времени – это скорость, планирование, своевременность, мобилизация. «Бетанцы» «буквально кипят страстями, ищут и находят себе поле деятельности, где могут применить свою энергию и почувствовать так необходимый им дух борьбы. Стойкость, решительность, выносливость и несгибаемость всегда будут иметь у них высший авторитет» (Гуленко, 1995).

Ассоциации, образы квадры – это огонь, лето, полдень, юность.

В интерьерах наблюдается строгость форм. Причём, это либо статусность, подчеркивающая иерархическую ступень социальной лестницы, поэтому на виду знаки отличия: награды, флаги, шевроны, значки, вымпелы на стенах, подчеркивающие принадлежность к тому или иному кругу. Либо, наоборот, спартанская обстановка, интерьеры в казарменном стиле.

В «бете» предпочтительнее прямая геометрия. Как иногда говорят представители квадры, «все должно быть квадратно и покрашено». Сталь, стекло и бетон, немецкий дизайн. Если используется дерево, то чаще всего темное.

Здесь часто встречаются контрастные сочетания красного, черного. В сочетании с черным встречается желтый, вкрапления оранжевого, а также хаки и камуфляж – цветовая гамма милитари-стиля.

Стилевые предпочтения беты уходят корнями в древнеримскую архитектуру. Большие помпезные здания, подчеркивающие статусность, трансформировались в сталинский ампир. Высокие кабинеты начальства – это бетанские интерьеры. Также встречается строгий хай-тек, воплощенный в хроме, стекле, жёстких композитных материалах.

Кубизм – также тема беты: рубленные формы и яркие детали интерьера. «Весёлый» поп-арт, как его впервые представил Энди Уорхолл. Встречаются большие принты из комиксов, яркие краски, веселые фразы, лозунги. Бывает отражена подростковая тема хулиганства (граффити на стенах, канистра от бензина в углу) или подростковой романтики (макеты самолетов, «алые паруса»).

Конструктивизм – плоскостные линейные формы, технологичные материалы (Бхаскаран, 2005). Также к «бете» относится стиль индустриализма: открытая вентиляция, трубы, заклепки, электропроводка. Урбанистические сюжеты в картинах, декоре. Кафе, оформленные в стиле беты, напоминают армейские пищеблоки, где рота солдат должна быстро принять пищу и сразу выйти на построение.

Часто в интерьерах встречаются большие часы, открытый огонь (рис. 2) Примеры корпоративных интерьеров: офисы Red Bull в стиле индустриализма. Салоны BMW в стиле немецкого хай-тека: ряды черно-белых столов для «армии менеджеров».

kvadriinteryer1-2

Рис.2. Интерьер «бета»-квадры

 

Третья квадра – «Гамма»

Представители: сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ), интуитивно-логический интроверт (ИЛИ), логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ), этико-сенсорный интроверт (ЭСИ).

Базовые функции типов соответственно:

  • волевая сенсорика («экстравертированное ощущение», по Юнгу),
  • интуиция времени («интровертированная интуиция», по Юнгу),
  • деловая логика («экстравертированное мышление», по Юнгу),
  • этика отношений («интровертированное чувство», по Юнгу)

 Ценностиволевая сенсорика и интуиция времени здесь совпадают с «бетанскими». При этом трактуются несколько иначе. Здесь красота понимается уже как роскошь, как территория. «Также как и во второй квадре, в третьей – её представители предпочитают красоту удобству. И здесь уместно выражение: «красота требует жертв»! (Прокофьева, Каменева, 2010).

«Гамма» – это квадра индивидуалистов, каждый хозяин своей судьбы, каждый хочет выделиться. Интуиция времени здесь – это умение планировать и быть в курсе трендов. Девиз этой квадры «Здесь и сейчас!» Представители «гаммы» стараются быть на «гребне волны», следовать последней моде. Здесь говорят: «Прожить нужно так, чтобы было не мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Деловая логика в «гамма квадре» – это выгода, технологии, деньги, бизнес в его самом широком понимании. Этика отношений проявляется, как ценность отношений, морали, любви, жизни и смерти.

Ассоциации квадры: вода, осень, сумерки, зрелость.

Во вкусах «гаммы» чаще всего наблюдается смешение форм и стилей. «Такая смесь, эклектизм – характерная черта зрелой квадры «гамма». В интеллектуальной жизни происходят критические и антидогматические процессы – то, что сейчас именуют постмодернизмом. Постмодернизм – это широкое философское учение эклектического толка, в основе которого лежит смешение жанров и стирание границ. Идеологическую систему «гамма-квадры» принято называть западными ценностями» (Гуленко, 1999).

Это квадра революций, они критикуют и себя и общество, отвергают старое для того, чтобы придумать новое. Проходит немного времени, и они снова ломают эти шаблоны, ставшие стереотипами, и в таком темпе движутся к реализации своей индивидуальности.

Эклектика в интерьерах может быть разной: одновременно и роскошь и авангард, антиквариат и пластик. Тонкие ажурные узоры, полоски, геометрические рисунки сложных форм, ромбические («арлекинские») аппликации. Драпировки темные, тяжелые на окнах или покрытия на мебели. Мебель массивная, антикварная или причудливо-витиеватая. Достаточно часто используется неон, не только в барах и ночных заведениях, но и в квартирах.

Цвета здесь предпочитают тоже яркие, и при этом они более насыщенные, чем в «бете». Присутствуют черный, темно-серые оттенки, фиолетовый, красный, лимонный. Кислотные контрасты в сочетании с черным бывают подчеркнуты неоновой подсветкой.

Стили гаммы: готика, с её мрачностью, декаданс, помпезная роскошь (рис. 3).

Сюрреализм через воплощение абсурдных идей, форм, элементов декора, в картинах. «Серьезный» поп-арт: если это комиксы, то это комиксы из «взрослых» журналов с сексуальными мотивами. Также это могут быть большие аббстрактные полотна в кислотных «кричащих» оттенках. Стимпанк – стилизованные трубы, вентили паровых машин, датчики давления. Киберпанк, как отражение культуры будущего: ниспровержение общественных норм и внедрение сверхтехнологичной научной фантастики в жизнь. Сюжеты биомеханики в картинах, декоре, бытовые технические новинки. И, конечно, гранж, когда грязные кирпиные стены могут неожиданно соседствовать с роскошными диванами из натуральной кожи и суперсовременной аппаратурой.

Варианты корпоративных гамма-интерьеров – это атмосфера и роскошь ночных клубов: зеркала, подсветка пола, темные драпировки, отсутствие окон. Встречаются нестандартные решения в гамма-стиле. Например, оформление отделения «PKO Bank» в Польше, – пример оформления в стиле киберпанк.

kvadriinteryer1-3

Рис.3. Интерьер «гамма»-квадры

 

Четвертая квадра – «Дельта»

Представители: логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ), этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ), сенсорно-логический интроверт (СЛИ).

Ведущие функции, соответственно типам, такие:

  • деловая логика («экстравертированное мышление», по Юнгу),
  • этика отношений («интровертированное чувство», по Юнгу),
  • интуиция возможностей («экстравертированная интуиция», по Юнгу),
  • сенсорика ощущений («интровертированное ощущение», по Юнгу).

 Уже описанные нами ценности в «дельте» преломляются по-своему. Деловая логика здесь — это знания, польза, профессионализм и мастерство, то, что сделано надежно и качественно. Этика отношений – это семейные ценности, клановость и следование традициям. Интуиция возможностей как суть и простота, раскрытие потенциала. Сенсорика ощущений в ценностях, как и у «альфы» — это удобство, комфорт, забота и гармония. Гармония в данном случае понимается как единение с природой. В «дельте» «объединены реалисты, превыше всего ценящие стабильность существования и незыблемость оправдавших себя традиций» (Гуленко, 1995).

Ассоциации квадры: земля, зима, ночь, старость.

Интерьеры «дельты» – это комфорт и надежность. То, что строится «на века». Добротная мебель, натуральные материалы: дерево, камень, плетеные изделия. Природные мотивы, пейзажная живопись, аппликации из природных материалов, произведения традиционных ремёсел. Мягкие ткани, гобелены, тканые ковры, скатерти, салфетки, семейные фотографии, портреты, «бабушкины сундуки», передающиеся в наследство из поколения в поколение. Часто можно встретить уютные камины, символизирующие тепло семейного очага. «Это также квадра «аристократов», но только здесь, в отличие от второй квадры», «аристократия» носит не структурно-ведомственный характер, а являет собой семейно-клановую иерархию» (Прокофьева, Каменева, 2010).

Цвета здесь также как и в «альфе», предпочитают пастельные, но более густые, насыщенные. Природная гамма: темно-зеленый, песочный, коричневый, терракотовые оттенки. Может присутствовать матовый черный.

Если говорить о стилях, которые соответствуют «дельте», можно сказать, что это консерватизм в различных его воплощениях. Это традиционный кантри, который можно встретить в оформлении деревенских особняков, гостиниц (рис. 4). Эко-стиль, когда в интерьере плетёная мебель, растительные орнаменты, много зелени. Легкий сафари – также к «дельте», без большого количества оружия и военного снаряжения напоказ.

Примером интерьеров в духе «дельты» могут также послужить тяжёлые «английские» кабинеты с их аристократическим декором и библиотекой, а также рестораны традиционной кухни, оформленные, например, в деревенском стиле русской избы. Это могут быть и бутики солидных марок, например часов «Cartier», где подчеркиваются многолетние традиции и качество изделий. Традиции востока, арабской культуры, Южной Азии в оформлении также отражают «дельтийскую» атмосферу.

kvadriinteryer1-4

Рис. 4. Интерьер «дельта» квадры

 

Итоги

 Находясь в пространстве своей квадры, человек раскрывается, расслабляется, становится самим собой. Это и есть тот самый «терапевтический эффект», который мы наблюдаем. В «родных стенах» человек чувствует прилив сил, тогда он способен принимать взвешенные решения, ясно высказываться и транслировать потенциал своего типа личности.

 

Литература

  • Аугустинавичюте А. – Соционика. — М.: Чёрная белка, 2008.
  • Бхаскаран Л. – Дизайн и время. Стили и направления в современном искустве и архитектуре. – Арт-родник, 2005.
  • Горенко Е., Толстиков В. – Природа собственного Я — М.: Чёрная белка, 2009.
  • Гуленко В. – Квадры и их социально-психологические особенности // Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 1.
  • Гуленко В. – Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства – Киев, 1999.
  • Прокофьева Т. – Об аспектах и функциях в соционике. – в кн. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Под ред. Т.Прокофьевой. – М.: Алмаз, 2008.
  • Прокофьева Т., Каменева С. Еще раз о квадральных ценностях. // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология". 2010. №4, с.52.
  • Юнг К. – Психологические типы – М.: Эксмо-пресс, 2001.

 


Обновлено 17.01.2017 12:42 Прочитано : 1442 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 108 гостей онлайн
Просмотры материалов : 6017361