Соционика. МГ «Стили планирования». Эксперимент. Часть 1. PDF Печать E-mail

Глухарев К.А., Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г.

  konst@e-xe.ru

nabor@socionics.ru

 "Группы релаксации"

 stiliplanirovaniya1  stiliplanirovaniya2  stiliplanirovaniya3

 

В НИИ Соционики 2011-2012 гг. было проведено экспериментальное исследование группового поведения испытуемых при объединении в соционические малые группы (МГ) - «группы релаксации» ("Квадрат") [1]. Наблюдаемым феноменам были сопоставлены понятия из современной практики планирования в экономике и дано новое название - «Стили планирования». Статья будет полезна для социоников, управленцев и психологов.

Продолжение темы в статье МГ «Стили планирования». Эксперимент. Часть 2. Модель А

 

Ключевые слова: соционика, тип информационного метаболизма, тетратомия, планирование, малые группы, группа релаксации.

Введение

В соционике давно известна тетратомия «Квадрат» (или тетратомия №19), лежащая на пересечении трех признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР), которые делят социон на четыре группы соционические МГ «релаксации».

«Решительность»                                 «Рациональность»                              «Рассудительность»

«Беспечность»

ЭИЭ (Гамлет)

СЛИ (Максим)

ЛИЭ (Джек Лондон)

ЭСИ (Драйзер)

ЭСЭ (Гюго)

ЛИИ (Робеспьер)

ЛСЭ (Штирлиц)

ЭИИ (Достоевский)

«Предусмотрительность»

ИЛЭ (Дон Кихот)

СЭИ (Дюма)

ИЭЭ (Гексли)

СЛИ (Габен)

ИЭИ (Есенин)

СЛЭ (Жуков)

ИЛИ (Бальзак)

СЭЭ (Наполеон)

«Рассудительность»                             «Иррациональность»                           «Решительность»

 

Название тетратомии было предложено Г.Р. Рейниным [1], позже она была более подробно описана им, а также Ф.Я. Шехтером, Л.Н. Кобринской [2,3].

Проведенные ими исследования показали, показали, что

«Квадрат» – наиболее подходящая группа для совместного отдыха. Отношения в этой группе спокойные, ненатянутые. Для установления контакта не надо прилагать больших усилий. Общение идет в спокойном, неторопливом, размеренном ритме. Можно расслабиться. Теоретических диспутов в такой группе не возникает. Практически проблемы быстро решаются. Если все молчат, то не чувствуется напряжения, как в "Кольце контроля". Это группа релаксации. Пребывание в этой четверке дает возможность хорошо отдохнуть и восстановить свои силы.»[2]

«Люди в этой группе просто садятся вместе, и у них начинается спонтанная релаксация. Не нужны ни вводные установки, ни музыка, ни внушения. Расслабление наступает само по себе. Такая группа хороша для всяких сеансов снятия напряжений, психологической разгрузки. Вероятно в такой группе хороша медитативная работа, сеансы аутогенной тренировки… И не хочется особо теоретизировать по этому поводу. Это медицинский факт: когда люди собираются в таком сочетании, то получается подобный эффект.»[3]

Этому способствуют и интертипные отношения (комфортные и нейтральные) [16] между участниками таких малых групп.
В двух «иррациональных» МГ - это «дуальные», «полудуальные» и «родственные»,
В двух  «рациональных» МГ- это «дуальные», «миражные» и «деловые».
Такие отношения очень комфортны и поэтому наиболее благоприятны для совместного отдыха.

Наши неоднократные наблюдения за одной из МГ этой тетратомии, а именно за МГ «беспечных-иррационалов» подтвердили: если «группа релаксации» пьет чай (в рабочее время), то наступает заметное расслабление. В 2011 году нами было решено провести более полное исследование этой тетратомии. Мы провели 3 эксперимента на 3-х разных мероприятиях в НИИ Соционики. Еще один небольшой эксперимент был проведен в 2013 году в районе Севастополя, на мысе Фиолент, где проходила научная конференция «Соционический маяк» [4]

В этой статье мы описали использованные методики, порядок проведения и полученные результаты, а также то, как постепенно происходило углубление в тему, выдвижение новых гипотез и осуществлялась их дальнейшая проверка.

Свои экспериментальные работы мы очень часто совмещаем с процессом обучения, чему способствуют особенности ведения образовательного процесса в НИИ Соционики. Наш опыт показывает, что хороший полигон для проведения подобных исследований - это непосредственно учебная группа, состоящая из студентов с известными ТИМами. Обычно перед каждой лекцией мы делим учебную группу на команды, соответствующие полярностям изучаемого типологического феномена, и проводим тренинги фасилитации, что позволяет нашим студентам непосредственно наблюдать проявления соционических особенностей, а тренерам использовать увиденное в качестве дополнительных примеров прямо во время лекционного изложения материала.

27 августа 2011 г. в НИИ Соционики на занятии в учебной группе мы поставили себе задачу не просто наглядно продемонстрировать студентам эффект релаксации в группах, собранных по МГ «релаксации», но исследовать разницу в поведении полученных коллективов.

Так этот вопрос сформулировала перед тренингом Т.Н. Прокофьева:

«Мы пока не знаем, как эти четыре МГ отличаются одна от другой. Поэтому и названий для каждой из них еще ни кем не придумано. Если они родятся сегодня, будет очень здорово!»

К сожалению, в этот раз в учебной группе в двух из 4 групп было всего по одному человеку (в двух группах «рационалов»). Но нас это не остановило. По нашему опыту иногда и этого бывает достаточно, чтобы на практике продемонстрировать типологические проявления в МГ.

Т.Н. Прокофьева так прокомментировала сам факт минимального присутствия некоторых ТИМов в учебных группах соционических курсов: «Рационалам мало интересен материал, если он до конца не изучен, особенно предусмотрительным. Поэтому очень немногие из них приступают к изучению соционики. Им не очень интересно то, что еще никак не предусмотрено, не освоено, нигде не устоялось. У них всё четко спланировано, а что спланировано, то и достигается. Они самая «правильная» группа, и даже в смысле организации отдыха, именно они правильно (без всяких кавычек) расслабляются, как предусмотрели и запланировали. Чем всем остальным вешают комплекс неполноценности, что отдыхают «как то не так».

 

Характеристика исследования

Объект исследования
Группы испытуемых, объединенные принадлежностью к одной из четырех малых групп «релаксации».

Предмет исследования
Феномен группового поведения испытуемых, объединенных общей типологической особенностью.

Цель исследования
Формулирование маркеров типологических особенностей, характерных для каждой МГ исследуемой тетратомии.

Методология исследования
Отбор участников в группы проводился с учетом типов информационного метаболизма (ТИМ) испытуемых, определенных заранее на индивидуальных интервью и соционических ассессментах в НИИ Соционики. Во всех случаях определения ТИМа была использована «Puzzle-технология», объединяющая модельный и признаковый подходы. Незначительная часть участников (не более 5 человек в третьем эксперименте) были распределены в группы на основании самотипирования.

Программа исследований была основана на наблюдении и регистрации особенностей поведения людей внутри сформированных групп в следующих условиях:

  • постановка одинаковой для всех групп задачи;
  • пространственное разделение групп и письменная фиксация участниками ключевых положений общей групповой стратегии непосредственно в процессе ее выработки (с целью уменьшения взаимовлияния групп между собой)
  • поочередная презентация результатов каждой группой.

В процессе исследований проводилась видео и/или аудиозапись, с последующим переводом в текстовый формат для дальнейшего подробного анализа результатов.

Этапы исследования

Этап 1. Исследование групп релаксации на учебном тренинге

При проведении эксперимента 27 августа 2011 г. были выдвинуты две гипотезы:

  1. из-за эффекта релаксации коллектив, состоящий из ТИМов одной МГ «релаксации», при получении общего «серьезного» задания окажется неспособным к его выполнению, доведению до результата;
  2. представители разных малых «групп релаксации» будут по-разному расслабляться, и мы получим информацию, как каждая ведет себя на отдыхе.

Этап 2. Сопоставление замеченных закономерностей с известными методологиями управления и планирования хозяйственной деятельности.

Выдвинута третья гипотеза:
3. каждой из четырех «групп релаксации» свойственен свой отличный от других «стиль планирования».

Этап 3. Уточнение названий входящих в тетратомию малых групп на внутреннем семинаре в НИИ Соционики.

Этап 4. Дополнительные исследования обнаруженных новых типологических особенностей на выездном мероприятии НИИ Соционики 03 сентября 2011 г.

Этап 5. Дополнительные исследования обнаруженных новых типологических особенностей на XXXI научном семинаре НИИ Соционики 10 декабря 2012 г.

 

Этап 1. Исследование особенностей групп «релаксации» на тренинге.

Мы разработали для групп специальное задание «Полет по контракту».

Участникам сообщалась следующая легенда: «Вы группа новых сотрудников, набранных в компанию для работы в одной из точек планеты. Вы друг друга не знаете, но встречаетесь в самолете. Узнаете, что летите все в одну компанию. Ваша задача придумать, что это будет за компания, что вы будете делать в самолете и на месте. По выполнению задания вам необходимо выступить всей группой и рассказать нам о ваших действиях в самолете, после прилета и все, что еще вы захотите нам сообщить».

 

Порядок проведения

В исследовании участвовали 14 испытуемых с 13 типами. Участники были рассажены за 4 стола, так чтобы за каждым столом располагались представители одной группы релаксации.

 

Распределение ТИМов среди участников эксперимента

МГ 1. ЛИЭ «Джек Лондон» (не было ЭИЭ «Гамлет», СЛИ «Максим», ЭСИ «Драйзер»)

МГ 2. ИЛЭ «Дон Кихот» (2 чел), СЭИ «Дюма», СЛИ «Габен» (не было ИЭЭ «Гексли)

МГ 3. ЭСЭ «Гюго», (не было ЛИИ «Робеспьер», ЛСЭ «Штирлиц», ЭИИ «Достоевский»)

МГ 4. ИЭИ «Есенин», ИЛИ «Бальзак», СЭЭ «Наполеон» (3 чел) (не было СЛЭ «Жуков»)

 

Сценарий эксперимента

  1. Небольшое введение по истории групп релаксации и целям исследования.
  2. Ознакомление участников с легендой группового задания.
  3. Выполнение группового задания – обсуждение задания в группах – 10 мин.
  4. Презентация результатов задания каждой группой – 20 мин.
  5. Обсуждение результатов эксперимента – 30 мин.

 

Первые результаты

В процессе проведения тренинга были осуществлены аудиозаписи презентаций полученных малых групп (МГ1, МГ2, МГ3, МГ4) и их обсуждения. Их расшифровка с небольшими сокращениями представлена в приложении 1.

Полученная информация была проанализирована экспертами и студентами курса. Результаты обсуждения приведены в табл. 1.

 

Таблица 1. Анализ типологических особенностей в выполненных групповых презентациях:

МГ 1: «Рациональность» [13]+«Беспечность» [14] + «Решительность» [15]

«Рациональность»: Заранее решаются ключевые вопросы: «я внимательно читаю контракт». «Вопрос в самой оплате моего проживания на месте», «Вопрос о размещении семьи», «Отдых. Туда входит…»

«Беспечность»: Спокойное отношение к неожиданностям: «… просто в зависимости от того, что там написано, я буду принимать те или иные решения». «Я … буду исходить от этого», «…страна какая? - О, это не столь важно».

«Решительность» через внимание к экономии времени: «Максимально должно быть вокруг всё», «свободный трафик до работы», «чтобы мне быстро привезли», «я оцениваю сразу».

«Решительность» через нетребовательность к комфорту: «в гостиницу… и? -Зачем? Я сразу пойду на работу!», «Отдых. … – отдых как таковой… вопрос поездки на Родину». «Мне был бы удобен дом, где бы моими соседями были коллеги по работе».

«Решительность» через крутизну: «транспорт с водителем», «Максимально должно быть вокруг всё», «чем больше в меня фирма вкладывает…»

В целом - это вариант хорошего проект-менеджера. Как рационал он не отступит от цели, но как беспечный будет эффективно реагировать на неожиданности.

МГ 3: «Рациональность»+«Предусмотрительность» [14] + «Рассудительность» [15]

«Рациональность»: все заранее продумано: «Мне была поставлена задача», «знаю, чем я буду заниматься», «Я определилась, что еду я во Францию», «найти себе студию в районе вокзала Сан-Лазар». «Далее за эти полгода я хочу найти…» «Чтобы я знала бы, куда я поеду и что я буду делать».

«Предусмотрительность»: «Гостиница у меня проплачена на полгода», «когда я точно ухожу в отпуск», «в первое время я должна обговорить». При намеке на вероятность неожиданностей сразу ограничение их возможного круга: «планировать отпуск за два-три дня – меня это нервирует».

«Предусмотрительность»: Обрубание не продуманных заранее вариантов: «если столкнетесь вдруг с неожиданностями?» - «В каком месте? Не бывает таких ситуаций. … Не может быть такого!»

«Рассудительность»: «я буду приводить в порядок свой внутренний мир, своё тело», «Я люблю поехать туда, куда мне хочется, так как мне хочется».

МГ 2: «Иррациональность»[13]+«Беспечность» + «Рассудительность»

«Иррациональность»: «… ну мы приехали на место. Мы, конечно, сначала много чего накидали», «посмотреть район, каждому найти по своим потребностям», «Кто-то на автомобиле ездит, кто-то на метро, кто-то ходит пешком», «Иррациональность»: отвлечения от темы «Я как-то попал с этим в сложную ситуацию в Калужской области …»

«Иррациональность»: «Надо в контракте предусмотреть условия разрыва договора. А вообще вариантов масса…»

«Беспечность»: «А мы в самолете что-то будем делать?» «какой же все-таки город?», «в итоге …, мы бросим сумки и пойдем на море», «рыпаться уже некуда. Надо отдохнуть», «Не вызывает это у меня проблем, «упремся-разберемся».

«Рассудительность», как интерес к возможностям и комфорту: «Поездить, посмотреть, а дальше найти, где мы будем все-таки кушать, кафе, рестораны, может дома нанять прислугу». «Освоить особенности транспортной инфраструктуры … Места отдыха…, найти своих, с кем бы можно было бы общаться…», «если мы сняли жилье, его обустройство под себя».

МГ 4: «Иррациональность» + «Предусмотрительность»+«Решительность»

«Иррациональность»: «Сначала мы, правда, ушли в обсуждение, как мы будем отдыхать, потом вспомнили про работу», «если мы летим по контракту, жилье либо …, либо … либо … либо …, либо …», «Язык у нас был отдельным пунктом», «узнаем какие культурные традиции», «развлечения», «Велосипед…»

«Предусмотрительность»: «самый важный пункт – надо заверить контракт», «Готовимся к работе. У людей каких-то нужных собираем контакты», «Собираем всё необходимое для жизни».

«Предусмотрительность»: «надо прийти зафиксироваться, познакомиться, а потом уже как бы решать все остальные вопросы», «…прийти сначала на работу, посидеть, узнать, на что идем», «… какие культурные традиции …, законы…» «Смотрим, что нас там устраивает/не устраивает», «маршруты, пляж – куда мы сможем на автомобиле отправиться».

«Предусмотрительность» (неожиданности нежелательны): «По факту, на месте: офис в подвале и вентиляции нет. Боже мой, куда я приехал!»

«Решительность»:«прийти сначала на работу», «сразу пентхаус снять», «магазины, скорые, что когда работает…», «Сразу покупка машины. Мы не рассматривали, что мы пешком будем ходить», «Начиная с самолета искать», «А если…, то, какое-то решение».

Подробный анализ полученных результатов способствовал появлению новых гипотез и переходу ко второму этапу исследований.

Этап2. Сопоставление замеченных закономерностей с известными методологиями управления и планирования хозяйственной деятельности

plan

В ходе обсуждения результатов с участниками исследования Глухарев К.А. высказал гипотезу о стилях планирования: каждой малой «группе релаксации» соответствует некоторый стиль планирования. Идея о соответствии ТИМов в «группах релаксации» разным стилям планирования появилась в сознании автора сразу после выступления представителей групп. Необходимо отметить, что автор гипотезы на момент участия в эксперименте уже был знаком с наиболее популярными и распространенными методологиями управления и планирования хозяйственной деятельности: проектном управлении, процессном подходе и сценарном планировании. Именно это и помогло сделать резкий и продуктивный скачок от идеи о релаксации и отдыхе в малых группах к идее о «стилях планирования».

Интересно, что изначально удалось сопоставить различные подходы к планированиютолько 3-м группам.

Про четвертую группу (МГ 2: ИЛЭ «Дон Кихот», СЭИ «Дюма», СЛИ «Габен», ИЭЭ «Гексли) смогли только сказать, что ее участники действовали «в режиме реального времени». Эта группа была некой белой вороной на фоне остальных. Их подходы и реакции были удивительны для всех, кроме представителей этой группы. Однако позже в ходе исследований современных подходов к планированию выяснилось, что автор гипотезы как и многие другие участники обсуждения в тот момент не знал о существовании еще одного подхода к планированию – адаптивного. Трудно было представить себе такой подход, хотя он оказался одним из самых современных и набирающих популярность. Это, безусловно, явилось еще одним открытием для всех нас.

 

Проведем анализ соответствий полученных в группах результатов с современной практикой планирования в экономике.

1. Проектное планирование [9] в составе управления проектами (Project Management) применяется в случаях, когда организация сталкивается с необходимостью реализовать уникальный проект, который никогда ранее не выполнялся, в условиях временных и ресурсных ограничений. Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2012 [10] дает следующее определению проекту. «Проект состоит из уникального набора процессов включающий координированные и контролируемые операции с датой начала и завершения, предпринимаемые для достижения цели. Несмотря на похожесть множества проектов, каждый проект уникален, так как разница может проявиться в результатах достигаемых проектом.» В соответствии с п.3.12 национального стандарта ГОСТ Р 54869―2011 «проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [6]

Особенностью данного подхода является жесткое ограничение по времени и конкретные требования полученных результатов, четкие начало и окончание проекта. Логика проектного планирования основана на том, что необходимо определить временные рамки проекта, определить этапы работ и их взаимосвязь, распределить ресурсы по ходу проекта. Обычно в ходе управления проектом разрабатывают график Ганта (рис.1). Эти основы позволяют распределить весь объем работ между множеством чаще независимых исполнителей, каждый из которых отвечает за свой участок работ. В данном подходе появляется возможность организовать быстрое достижение целей за счет разделения потока работ на параллельные потоки. Управление рисками в этом подходе сопряжено с четким распределением ресурсов по этапам, формированием набора подрядчиков, а также в большой степени с управлением временем завершения работ на каждой стадии. Широкое применение проектное планирование нашло в строительстве, например, Олимпиада Сочи-2014, а также в ИТ, консалтинге, судостроении и других отраслях связанных с уникальными наборами работ с временными ограничениями.

 stiliplanirovaniya5

Рис. 1. Проектное планирование. График Ганта

2. Процессный подход [8] чаще применяется в организациях, в которых есть некоторые цикличные процессы, которые не изменяются длительное время и как следствие требующие их максимальной оптимизации для снижения издержек и повышения результативности. Логика процессного подхода основана на четком описании процессов в организации и их взаимосвязей, а также моделировании их эффективности с учетом повторяемости данного процесса рис.2. Процессный подход лежит в основе Международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001 [5], который получил очень широкое распространение как в России, так и за рубежом. В процессном подходе управление рисками основано на выстраивании полного комплекса всех процессов и точного соблюдения условий предусмотренных бизнес-процессом. Ответственность распределяется между участниками бизнес-процессов в соответствии с выполняемыми операциями. Каждый работник выполняет множество под-ролей по одной от каждого из бизнес-процессов. Бизнес-роль работника представляется как смесь его под-ролей. Примерами внедрения процессного подхода являются производственные (ОАО «Северсталь», ОАО «АвтоВАЗ») и сервисные компании (ООО «ЛУКОЙЛ ЭПУ Сервис»), образовательные учреждения (МГИМО, РУДН), финансовые организации (ОАО «Сбербанк»), государственные учреждения (Министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана).

stiliplanirovaniya6 

Рис. 2. Процессный подход

3. Сценарное планирование [7, 12] применяется для исследования стратегических путей развития организации в окружающей среде в условиях неопределенного будущего. Цель подхода в определении основных вариантов развития событий – сценариев и предусмотрение действий для данного варианта. Логика подхода опирается на исследование предопределенных факторов внешней и внутренней среды, сопоставление их с ключевыми неопределенностями, на основании чего идет прогнозирование ситуации, исследование основных тенденций. В данном подходе необходимо определить основные варианты развития событий и ключевые факторы влияния во внешней среде. Примерами применения данного подхода служат анализ проблемы ядерной обороны государства в 1940-50-е годы, сценарии действия в случае наводнений (например, для Санкт-Петербурга), сценарии удержания позиций на рынке как это наглядно продемонстрировала Shell в период нефтяного кризиса 1973 г.

4.  Адаптивное планирование [11] на первый взгляд самый непохожий на традиционное планирование (составление плана и последующий контроль исполнения) процесс. Это планирование в реальном времени. Данное планирование применяется в системах с непрерывными потоками. Например, потоки грузов в транспортной логистике или потоки информации в компьютерных сетях. Также данный подход применяется в случаях, когда необходимо в текущем процессе сочетать огромное количество параметров и вариантов их сочетаний как, например, смеси химических веществ при производстве материалов. Преимуществом данного похода является управление ресурсами в режиме реального времени.

 

Этап 3. Уточнение названий для входящих в тетратомию малых групп.

Дальнейшее обсуждение результатов сотрудников НИИ Соционики с автором вновь названной тетратомии на внутренних мини-семинарах в НИИ соционики позволило сформировать хорошо отражающие содержание названия всем четырем входящим в тетратомию малым группам.

То, что предложил Константин – это термины из экономики, т.е. принятые в своей профессиональной среде. Чтобы мы могли диагностировать каждую группу правильно с точки зрения соционики, необходимо, чтобы у нас создался четкий типологический образ, отражающий особенности наиболее эффективного стиля планирования для ТИМов этой группы. Поэтому, организовав в НИИ Соционики мозговой штурм, мы рассмотрели на свойства этих групп и сформулировали те названия, которые представлены в таблице 3. (Второй столбец отражает соответствующие им известные в методологии планирования).

Таблица 3. Названия малых групп тетратомии «Стили планирования»

№ МГ

Названия МГ

Известные методологии планирования

Группы ТИМ

Признаки Аугустинавичюте-Рейнина

 

1

Этапное

Проектное планирование

«Максим» (ЛСИ),
«Гамлет «(ЭИЭ),
«Джек» (ЛИЭ),
«Драйзер» (ЭСИ)

«Рациональность» + «Беспечность» + «Решительность»

 

2

Свободное

Адаптивное (в условиях высокой неопределенности) планирование

«Дон Кихот» (ИЛЭ), «Дюма» (СЭИ),
«Габен» (СЛИ),
«Гексли» (ИЭЭ)

Иррациональность» + «Беспечность» + «Рассудительность»


3

Стабильное

Процессный подход

«Гюго» (ЭСЭ), «Робеспьер» (ЛИИ), «Штирлиц» (ЛСЭ), «Достоевский» (ЭИИ)

«Рациональность» + «Предусмотрительность» + «Рассудительность»


4

Вариантное

Сценарное планирование

«Жуков» (СЛИ),
«Есенин» (ИЭИ), «Наполеон» (СЭЭ), «Бальзак» (ИЛИ)

«Иррациональность» + «Предусмотрительность» + «Решительность»

 

Результаты по первым трем этапам исследований

  1. Результаты, представленные в таблице 1, ярко демонстрируют тот факт, что группы по разному отнеслись к выполнению общего задания, проявив при этом свои типологические особенности, отразившие принадлежность к общим для групп полюсам трех признаков Аугустинавичюте-Рейнина (ПАР): «беспечность-предусмотрительность», «рациональность-иррациональность», «рассудительность-решительность».
  2. Результаты эксперимента показали, что по крайней мере одна из исследуемых малых групп не перешла от выполнения общего задания к взаимной релаксации в группе. Из двух полностью укомплектованных групп только МГ2 фактически отказалась выполнения, т.е. планирования своей деятельности: «рыпаться уже некуда». МГ4 полностью справилась с предложенной задачей
  3. Был сформирован новый взгляд и дано новое название для феномена группового взаимодействия в малых соционических «группах релаксации».
  4. Не смотря на то, что на тренинге была поставлена задача совместной работы, очевидно, что при организации совместного отдыха, были бы проявлены те же типологические особенности.

Выводы по первым трем этапам исследований

  1. Вывод 1-й, главный. Найдено новое название для тетратомии «Группы релаксации».
    Новое название «Стили планирования» отражает ее практическую направленность и применимость.
  2. Вывод 2-й. Была подтверждена гипотеза:
    каждой из четырех «групп релаксации» свойственен свой отличный от других «стиль планирования».
  3. Вывод 3-й. Была подтверждена гипотеза:
    представители разных малых «групп релаксации» будут по-разному расслабляться, и мы получим информацию, как каждая ведет себя на отдыхе.
  4. Вывод 4-й. Была опровергнута гипотеза:
    из-за эффекта релаксации коллектив, состоящий из социотипов одной МГ «релаксации», при получении общего «серьезного» задания окажется неспособным к его выполнению, доведению до результата.

Начатые исследования были продолжены. Тренинг был проведен еще дважды с другими составами участников. Результаты новых исследований, полностью подтвердивших выводы этой статьи, а также техники применения, разработанные на основе этого психологического феномена мы планируем опубликовать в следующей статье.

 

Литература

  1. Рейнин Г. Р. Морфология малых групп, Ленинград, рукопись, 1986, 18 стр, // Соционика, ментология и психология личности. - 2001. - № 2.
  2. Шехтер Ф.Я., Кобринская Л.Н. Малые группы в соционике. СМиПЛ, 1997, № 1.
  3. Рейнин Г.Р. Соционика: Типология. Малые группы. – СПб.: Изд-во «Образование – культура», 2005.- 240 с.
  4. Субботин С.А. Стили планирования .
  5. ГОСТ ISO 9001-2011 — аналог ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества» (подготовлен открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008) – М. 2012.
  6. ГОСТ Р 54869—2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом». – М. 2011.
  7. Джил Рингланд. Сценарное планирование для разработки стратегии. − М.: Диалектика, Вильямс. – 2008г.
  8. Ефимов В. В. Управление процессами: учебное пособие / В. В. Ефимов, М. В. Самсонова. – Ульяновск: УлГТУ, 2008.
  9. Лапыгин Ю.Н. и др. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. — М.: Омега-Л, 2009. — 252 с.
  10. ISO 21500. (2012). Guidance on Project Management. Geneva: International Organization for Standardization, 2012. ICS: 03.100.40.
  11. Симонова Е.В. Тезисы. XVII-ая конференция. Адаптивное планирование производства в реальном времени на основе мультиагентного подхода. ttp://www.mce.su/rus/archive/abstracts/mce17/sect286/doc61417/
  12. Peter Schwartz The Art of the Long View, Doubleday, 1991.
  13. Прокофьева Т.Н. "Рациональность–иррациональность" (Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений").
  14. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Беспечные-предусмотрительные" (Цитаты из публикаций сотрудников и выпускников НИИ Соционики).
  15. Признак Аугустинавичюте-Рейнина "Рассудительность-решительность" (Цитаты из публикаций сотрудников и выпускников НИИ Соционики). 
  16. Соционика. Таблица интертипных отношений.
  17. СТИЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ. Научный семинар в НИИ Соционики. Видеоотчет. http://www.youtube.com/watch?v=ERWxe8h67go

Приложение 1. Стенография презентаций всех четырех групп испытуемых с эксперимента, проведенного на тренинге 27 августа 2011 г. в НИИ Соционики

МГ 1. «Рациональность» + «Беспечность» + «Решительность» МГ 3. «Рациональность» + «Предусмотрительность» + «Рассудительность»

Фразы участников:

Докладчик: Когда я лечу в самолете на новое место работы, я внимательно читаю контракт. И просто в зависимости от того, что там написано я буду принимать те или иные решения. Я буду искать в контракте следующие вопросы:
Вопрос в самой оплате моего проживания на месте: это будет оплачивать фирма или я сам? Если это фирма, то естественно они предложат какую-то сумму, и может быть у них будет по этому поводу какое-то требование. Если я, то я буду сам искать место, которое мне максимально обеспечит свободный трафик до работы. Опять же транспорт с водителем предоставит мне фирма, или я сам буду решать вопрос?

Я буду исходить от этого. Максимально должно быть вокруг всё. Магазин, в который я бы пошел всё купить за раз или заказал в интернете, чтобы мне быстро привезли. Мне был бы удобен дом, где бы моими соседями были коллеги по работе. Мы общались бы еще и в неформальной обстановке – для меня это тоже важно.

Вопрос о размещении семьи. По контракту я еду один – могу ли я привезти семью, могу или нет. Если на несколько лет еду… Я здесь, а они там – это не нормально. Все равно я перевезу их с собой. …еще удобства…, чтобы школа была рядом, колледж.

Отдых. Туда входит два пункта: первое – отдых как таковой, а второе – отдельным пунктом вопрос поездки на Родину. Участвует ли в этом фирма? Для членов семьи предоставляются льготы и как участвует профсоюз?

… чем больше в меня фирма вкладывает, тем … я более востребован – для меня это тоже большой показатель. Поэтому если фирма положительно ответит на все мои запросы, я оцениваю сразу и продумаю возможности для продолжения контракта. Этот вопрос встает не в самом конце, а уже где-то вначале. Исходя из всего этого, я пойму –… сумею/не сумею?

Из зала: Я не услышала, страна какая?

Докладчик: О, это не столь важно.

Из зала: Вот Вы прилетели, в гостиницу… и?

Докладчик: Зачем? Я сразу пойду на работу! У меня куча вопросов, что я в гостинице буду делать?

Из зала: А если работа Вам не понравится?

Докладчик: Контракт, я обязан… но я доведу до работодателя, что это мой последний контракт… Чтобы я нарушил контракт, у меня в жизни такого не было.

Фразы участников:

Докладчик: Мне была поставлена задача, что я уже лечу, поэтому, скорее всего, со своим контрактом я знакома и знаю, чем я буду заниматься и, наверное, под это я уже подписалась… И в моей голове, скорее всего, как буду жить я сама. Я для себя как я буду жить?

Я определилась, что еду я во Францию, жить я буду в Париже. Гостиница у меня проплачена на полгода. Далее за эти полгода я хочу найти себе студию в районе вокзала Сан-Лазар.

По поводу работы, почему-то всё равно, несмотря на то, что я там видела. Для меня может это больной вопрос, но я себе записала, что при общении с руководством в первое время я должна обговорить даты отпуска и две недели по два раза в год. Я хочу определить себе те две недели, когда я точно ухожу в отпуск, когда меня отпускают, и я эти две недели себе планирую. Чтобы я знала бы, куда я поеду и что я буду делать. Потому что планировать отпуск за два-три дня – меня это нервирует.

Я хочу купить себе машину в первые три месяца, чтобы спокойно передвигаться и не зависеть от общественного транспорта – я люблю ездить на машине. Я люблю поехать туда, куда мне хочется, так как мне хочется, пользоваться мобильностью. Посидела, подумала, что же еще мне надо!? Найти студию занятий йогой. Рядом с домом, либо рядом с работой. Для меня это тоже важно, где я буду приводить в порядок свой внутренний мир, своё тело, то как я привыкла делать это в Москве..

Больше ничего не написала. Пялилась… В общем жизнь моя налажена. В общем – всё нормально.

Из зала: Я понял! Кто-то решает в самолете, кто-то на месте, а здесь – заранее. А в самолете, что будете делать?

Докладчик: Что обычно …

Из зала: Всё совсем до деталей. А что Вы будете делать, если столкнетесь вдруг с неожиданностями?

Докладчик: В каком месте?

Из зала: Например, у клиента, где вы работаете, сломалось всё, и только Вы можете это сделать. Завтра у вас отпуск.

Докладчик: По-моему такая гордыня, что только я могу все сделать. Грех гордыни – я с ним работаю!

Из зала: Т.е. бросите и уйдете в отпуск?

Докладчик: Я говорю, что не бывает таких ситуаций, когда всё упирается в меня.

Из зала: На этом контракте Вы же одна.

Докладчик: Не может быть такого! Не может!

МГ 2. «Иррациональность» + «Беспечность» + «Рассудительность»

МГ 4. «Иррациональность» + «Предусмотрительность» + «Решительность»

Фразы участников:

Докладчик: По моему у кого-то из команды даже вопрос возник: «А мы в самолете что-то будем делать?» Слушая предыдущую команду, я понял, что в самолете мы просто летим. Дальше все было так, ну мы приехали на место. Мы, конечно, сначала много чего накидали. Мы выбрали … для кого-то это было принципиально, для кого не принципиально … какой же все-таки город? И определились, что, наверное, - это море и это Барселона. И когда мы начали описывать, что сначала мы сделаем то, то и вот то, а в итоге поняли, что раз гостиница у нас уже оплачена, мы бросим сумки и пойдем на море».

«Работа мешает отдыху, ну ее нафиг эту работу»

«И дальше у нас собственно идет … снять жилье, например, посмотреть район, каждому найти по своим потребностям. Поездить, посмотреть, а дальше найти, где мы будем все-таки кушать, кафе, рестораны, может дома нанять прислугу. Освоить особенности транспортной инфраструктуры. Кто-то на автомобиле ездит, кто-то на метро, кто-то ходит пешком …

Места отдыха. Для кого-то это лесопарки, парки, занятия спортом… В принципе, найти своих, с кем бы можно было бы общаться… русскоязычное население.

Дальше, если мы сняли жилье, его обустройство под себя.

Немаловажный факт – это изучение законов, обычаев и традиций. Я как-то попал с этим в сложную ситуацию в Калужской области …

Узнать про медобслуживание, про страховку, если ее нет в контракте… Ну и культурные места отдыха: музеи…»

Из зала: А работать-то…?

Докладчик: Контракт я уже подписал… я продумал уже тогда. Еду я уже работать, рыпаться уже некуда. Надо отдохнуть… я же контракт прочитал, в принципе… может чего-то для себя обнаружу то, чего я не видел… Сам я пытался намекнуть в группе, а что мы будем делать до этого… что изучать? но у нас эта тема не пошла…

Из зала: А если неописанная в контракте действительность тебя напрягает, например, Барселона не понравилась…?

Докладчик: Надо в контракте предусмотреть условия разрыва договора. А вообще вариантов масса… Не вызывает это у меня проблем, «упремся-разберемся».

Фразы участников:

Докладчик 1: Мы определяли блоками. Сначала мы, правда, ушли в обсуждение, как мы будем отдыхать, потом вспомнили про работу. У нас самый важный пункт – надо заверить контракт.

Докладчик 2: Надо обязательно прийти сначала на работу, посидеть, узнать, на что идем, зафиксироваться, познакомиться, а потом уже как бы решать все остальные вопросы. … Готовимся к работе… У людей каких-то нужных собираем контакты. Смотрим, что нас там устраивает/не устраивает.

Докладчик 1: По факту, на месте. Офис в подвале и вентиляции нет. Боже мой, куда я приехал!

Второй пункт – это жилье. У нас – это сразу пентхаус снять …

Докладчик 2: … разведаем, что вокруг: магазины, скорые, что когда работает… Собираем всё необходимое для жизни.

Докладчик 1: В этом же пункте транспорт. Сразу покупка машины. Мы не рассматривали, что мы пешком будем ходить.

Следующий пункт – культурная программа, т.е. маршруты, пляж – куда мы сможем на автомобиле отправиться.

Язык у нас был отдельным пунктом. … когда приезжаешь в чужую страну, у тебя есть определенный уровень языка, его надо развивать. Сюда же мы добавляем, что узнаем какие культурные традиции вокруг нас будут, законы, обычаи. … Левой рукой не показывают – это в Арабских Эмиратах.

Важный пункт еще такой – найти какого-то человека из местных. Начиная с самолета искать. Был у нас даже вариант – найти жениха, … друга-гида.

Докладчик 2: Последний пункт - развлечения. Куда ходить развлекаться. Желательно пабы, театр, музей – где что есть… Все.

Из зала: А вопрос места жительства не озвучили.

Докладчик 1: Второй пункт был. Как правило, если мы летим по контракту, жилье либо предоставляется, либо как-то оговаривается … у вас специальный комплекс, либо у вас есть некоторая сумма, либо это вообще из своей зарплаты, либо у вас какие-то подъемные и вы можете какую-то квартиру в собственность, землю …

Из зала:  Что вы будете делать, если что-то пойдет не так? Заставляют заниматься тем, что по контракту не было написано.

Докладчик 1: Вопрос зависит от того будет мне это нравиться или не будет. Если мне это будет нравится и получаться, и я буду получать те же деньги, то не вопрос. А если мне не нравится, и я не получаю деньги, и у меня и в контракте не прописано, то уже какое-то привлечение юристов, еще что-то, какое-то решение.

Из зала: А выяснится такое, что офис на таком месте, что там постоянно пробки.

Докладчик 1: Велосипед…

 

 

Этому способствуют и интертипные отношения (комфортные и нейтральные) [15] между участниками таких малых групп. Они несколько различны в этих МГ:

у «иррационалов» - это «дуальные», «полудуальные» и «родственные»,

у «рационалов» - «дуальные», «миражные» и «деловые».

Такие отношения очень комфортны и поэтому наиболее благоприятны для совместного отдыха. Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable { mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri", "sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US; }

 


Обновлено 15.04.2016 12:49 Прочитано : 3550 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 133 гостей онлайн
Просмотры материалов : 5428946