Есенин или Жуков? – история моего превращения PDF Печать E-mail

Надеждинская В.

 

Предыстория

25 лет назад, будучи студенткой последнего курса университета, от своей подруги-психолога я узнала о существовании науки соционики. Я была протипирована как интуитивно-этический интроверт (ИЭИ, «Есенин»), и, не будучи знакома с соционикой, просто приняла тип на веру. В основу диагностики были положены 4 дихотомии – рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия, интуиция/сенсорика и этика/логика, а модель А и признаки Аугустинавичуте-Рейнина не рассматривались. «Мой» ТИМ ИЭИ мне очень нравился, и я бы дальше оставалась в заблуждении, если бы не пришла на обучение в НИИ Соционики, где с удивлением узнала, что мой настоящий ТИМ - сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ, «Жуков»), то есть дуал ИЭИ «Есенина», его полная противоположность. Что же объединяет эти типы и в чем различия между ними?

НИИ Соционики Жуков - Есенин

Описание типов

Для начала обратимся к краткому описанию данных типов, которое дают разные авторы, затем сравним модель А двух типов, признаки Аугустинавичуте-Рейнина и малые группы.

Интуитивно-этического интроверта (ИЭИ, «Есенин») можно охарактеризовать как фантазера и мечтателя. Воспоминания о будущем и думы о прошлом занимают мысли ИЭИ. Представители данного типа любят полежать на диване с книжечкой в руках или съездить за город и воссоединиться с природой. Правда, природа – коварная штука, может преподнести катаклизмы в виде снега, дождя и ветра. Поэтому, подобные мероприятия ИЭИ в основном проводит в собственном воображении. Сильная интуиция времени (первый канал) дает данному типу склонность к мистике и суевериям. ИЭИ верят в вещие сны и приметы. Этика эмоций (творческая функция) помогает им подстраиваться к незримым чувствам собеседника, уловить тонкие стремления чужой души. <…> Представитель данного типа не создан для трудностей. Под воздействием интуиции времени он способен погрязнуть в мире иллюзий, грез и фантазий. Он вряд ли доведет до логического конца долгосрочное дело. ИЭИ могут годами делать ремонт в квартире или, начав утром перестановку мебели, бросить это занятие уже к обеду.

Сенсорно-логические экстраверты (СЛЭ, «Жуков») не витают в облаках и не мечтают, лежа на диване о том, что было бы, если... Это люди земных, практичных дел. Честолюбивые, волевые и целеустремленные – так можно охарактеризовать представителей данного типа. Это прирожденные руководители и администраторы, способные взять на себя ответственность за принятие важных решений. Они ценят логику и аргументацию. <…> Если обратиться за помощью к представителям данного типа в критической ситуации, они не будут разглагольствовать и давать бесплатных советов, а предпочтут помочь делом. В этом их главное достоинство.

К недостаткам можно отнести неспособность предвидеть будущее и последствия резких слов и поступков (слабая интуиция возможностей). СЛЭ также не способны разобраться в тонкостях человеческих отношений. [1 ]

Прокофьева Т.Н., Кузьмина М.

 

Общее описание. Тип Лирик (ИЭИ, Есенин, INFP)

1. Мечтательный романтик и фантазер. Любопытен: неравнодушен ко всему новому, необычному, красивому. Настойчив в просьбах, если им движет сильное желание. Умеет улучить момент, когда можно подойти к человеку. Свободно обращается со своим и чужим временем.

2. Эмоционален и обаятелен. Улыбается, даже когда говорит неприятные вещи. Производит впечатление неожиданными, порой экстравагантными поступками и высказываниями. Обладает тонким чувством юмора. Умеет утешить человека, поднять настроение.

3. Внешний вид — источник его воздействия на людей. Если надо, одевается элегантно, порой даже изысканно. В расслабленном состоянии жалуется на плохую жизнь, страдания. Любит, чтобы за ним ухаживали, выслушивали жалобы о плохом самочувствии. Ему трудно отказаться от привычного комфорта.

4. Без твердого руководства не организован и не собран. Не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете труда <…>.

Общее описание. Маршал (СЛЭ, Жуков, ESTP)

1. Решительный и целеустремленный человек. Подчиняет людей своему влиянию. Предпочитает только крупные цели — идет к ним несмотря ни на что. Гибкий тактик, не пренебрегает временными компромиссами.

2. Умеет сконцентрировать все свои силы в решающий момент. Логически просчитывает план действий наперед <…>. Дела контролирует по конечному результату <…>.

3. Недоверчив, людей проверяет в деле. В первую очередь концентрирует свое внимание на недостатках и слабых местах. [2]

Гуленко В.В.

Модель А

На занятиях в НИИ Соционики я познакомилась с моделью А типов

                   СЛЭ «Жуков»                                                               ИЭИ «Есенин» 

НИИ Соционики. Жуков - Есенин2 

Рис.1. Модели сравниваемых типов [4]

Сравнивая их, можно увидеть, что волевая сенсорика (ЧС) и логика отношений (БЛ), сильные функции СЛЭ, составляющие блок ЭГО, являются слабыми функциями блока СуперИД у ИЭИ и наоборот, сильные функции интуиция времени (БИ) и этика эмоций (ЧЭ), составляющие блок ЭГО ИЭИ, являются блоком СуперИд у СЛЭ.

Будучи по жизни пунктуальным человеком, умеющим ценить свое и чужое время, я даже не сомневалась, что моя базовая функция - БИ. Вспомним семантику аспектов БИ (время, будущее – прошлое, история, эпоха и т.д.), Поэтому еще одним подтверждением для меня сильной БИ была моя любовь к мемуарам, интерес к судьбам людей, особенно в контексте истории, трепетное отношение к старинным вещам. Не случайно у меня дома на самом виду стоят именно они – выброшенная кем-то и впоследствии отреставрированная мною старинная этажерка, старая шкатулка Каслинского литья, чугунная пепельница в виде виноградного листа с ягодками, купленная в антикварном магазине, телефонный аппарат 30-ых годов прошлого века, звонок которого вызывал восторг, пока он еще работал, часы с кукушкой, буфет 50-ых годов на кухне, купленный вместе с квартирой, которую я тоже не случайно, как я теперь понимаю, выбрала в старом доме, построенном в 20-ые годы XX века. Потрясающие ощущения прикосновения к истории и к ушедшей эпохе, память о людях, которых не знаю я, но знают мои вещи!

Теперь я понимаю разницу восторженного, душевного состояния человека, погруженного в поток информации по функциям СуперИд, слабого витального подсознательного блока, от продуктивного процесса творчества и самореализации по блоку Эго. Ценностный блок СуперИд – это наши ворота в подсознание, это пища для психики, по функциям этого блока мы ждем поддержки и радуемся ей как дети, здесь мы отдыхаем. Так модель А неожиданно открыла мне меня саму.

А что же представляют из себя сильные функции СЛЭ: ЧС и БЛ, как они проявляются в моей жизни? Обратимся вновь к семантике аспектов

ЧС (желание, обладание, стремление, цвет, форма; проявление волевых качеств – готовность использовать свою энергию, добиться, завоевать, покорить, воля к победе, престиж);

БЛ (анализ структура, схема, причинно-следственные связи, порядок, правила). Главной чертой характера СЛЭ в моем случае является проявление волевых качеств в любой сфере жизни (образование, профессия, быт, семья и т.д.),

определяющих способность ставить крупные цели и четко представлять, как их достигать.

Пример 1. Будучи взрослым человеком, я пришла к заветной цели, которую поставила себе в детском возрасте. С 8 лет я знала, что пойду учиться на факультет иностранных языков. Учеба была настоящим удовольствием, мне легко было работать с большим объемом информации на английском языке (ЧС). По творческой БЛ я придумывала свои методы запоминания новых слов, хорошо понимала правила грамматики и структуру языка. Базовая ЧС проявилась и в том, что я четко ранжировала значимость для меня того или иного предмета. Я никогда не пропускала занятий по английскому, хотя другие менее важные предметы могла игнорировать.

Пример 2. Многолетний опыт работы в иностранных компаниях показал, что мне легче всего дается и доставляет удовольствие любая организаторская, а особенно масштабная работа (как раз для оптимальной реализации себя по базовой ЧС). Так, например, в 2004 году я принимала участие в организации международной конференции на 850 участников с выездом за рубеж, работа включала в себя взаимодействие с сотрудниками, ответственными за визовую поддержку для большого количества людей, а также трансфер, бронирование отелей и проч.

Пример 3. В быту я бесспорный лидер в том, чтобы взять на себя ответственность за принятие значимых решений. Инициатива купить квартиру, сделать ремонт, приобрести или поменять мебель, обустроить дом и проч., всегда принадлежит мне. Как сенсорику и логику мне было не сложно даже переклеить плитку в ванной, исправляя ошибки мастера во время ремонта и у меня это хорошо получилось.    

Отдельно нужно отметить ограничительную функцию - сенсорику ощущений (БС), потому что ее проявление, как я теперь понимаю, было ошибочно принято за интуицию и сделало меня "Есениным". До покупки своей первой квартиры мы с мужем прожили два года в коммунальной квартире с минимумом мебели в комнате. Обстановка была, мягко говоря, скромная, но я не замечала дискомфорта, потому что знала, что он закончится. «СЛЭ способен довольствоваться малым, обходясь без особого комфорта и находясь в спартанских условиях» [4].

Пример 4.

Также показательно у меня осуществляет свою работу еще одна важная функция, 8-ая, фоновая логика действий (ЧЛ) «без слов на деле», которая убедила меня в том, что я СЛЭ. Утешая кого-то или сочувствуя, я всегда помогаю делом, конкретным, осязаемым, чтобы видеть результат своей помощи, проявлять сочувствие или сострадание иначе у меня не получается. Так работает моя болевая этика отношений (БЭ).

И еще одно открытие по модели А, сделанное в процессе обучения, важность которого хочется подчеркнуть, - это диагональный императив (ДИ). Это пара функций, которая находится по диагонали друг к другу и принадлежит одному кольцу, либо ментальному, либо витальному. ДИ позволяет выходить из неприятных, затруднительных ситуаций, взглянуть на ситуации с совершенно другого угла зрения. [3] Я много лет считала себя этиком, а теперь понимаю, что я не разбираюсь в отношениях между людьми, как это делают этики, а я их анализирую, выявляю причинно-следственные связи, то есть выхожу из болевой функции через творческую (БЭ  -> БЛ).

 

Еще один подход к затронутой в статье теме

Этот прием, освоенный нами (студентами) при прохождении курса обучения в НИИ Соционики, позволяет оптимизировать завершающий этап диагностики при выборе одного из пары соционических типов, если остальные четырнадцать были обоснованно отвергнуты.

Действия на этом этапе разбиваются на два шага:

1. Проверка, что именно эти типы должны быть рассмотрены, как наиболее вероятные.

2. Углубленное рассмотрение диагностических проявлений, отличающих один тип от другого.

Первый шаг:

выпишем все диагностические «полюса» (те, которые имеются в инструментарии эксперта), единые для обоих типов:

Признаки Аугустинавичуте – Рейнина (ПАР)

  • Иррациональность
  • Аристократия
  • Результатность
  • Уступчивость
  • Предусмотрительность
  • Субъективизм
  • Решительность

Соционические малые группы (МГ)

  • МГ Квадра b
  • МГ стрессоустойчивые.

 

Пример Результатности: на работе и в быту предпочитаю четкое завершение дел. Люблю подводить итоги в конце дня. Так, например, уходя с работы, сама себе перечисляю все выполненные за день дела. Всегда оставляю чистый стол, у меня не бывает не прочитанных писем в электронной почте, без причины отложенных на завтра дел, стараюсь все доводить до конца. При выполнении задач, на которые требуется много времени, я подвожу промежуточные итоги. Не люблю также переделывать уже сделанное.

Пример Уступчивости: мою уступчивость иногда принимают за бесхарактерность, потому что я могу уступить большие материальные блага, будь то деньги, вещи или недвижимость, из тех соображений, что другому человеку они нужнее, чем мне. Например, я не делила имущество при разводе с первым супругом, просто ушла с одним чемоданом. Мне не хотелось ходить по судам и что-то доказывать, я просто махнула рукой. В вопросах с наследством с близкими родственниками я вела себя так же - раз вам нужнее, заберите.  

Пример Предусмотрительности: собираясь в поездку, я заранее готовлюсь, мысленно составляю список того, что взять с собой. Как правило, всегда знаю, что взять, поэтому на сборы чемодана уходит несколько минут. Обязательно беру в дорогу теплые вещи и еду.

Пример Субъективизма: я отношусь к "веселой" квадре и в жизни это проявляется в том, что я очень люблю вокруг себя яркий эмоциональный фон. К счастью на работе у меня много коллег с хорошим чувством юмора, мы весело проводим время, это создает очень комфортный микроклимат.

Пример Решительности: очень быстро включаюсь в любой рабочий процесс, мне свойственны решительные действия и скорость принятия решений, хотя внешне я произвожу впечатление медлительного человека. Это касается как глобальных задач (не поменять ли мне квартиру и не внести ли мне изменения в личную жизнь), так и мелких бытовых – долго я не колеблюсь. Например, я являюсь родительским комитетом в классе у сына. Недавно классный руководитель, она у нас новая, попросила меня закупить тетради и пособия по просьбе учителей-предметников. Во времени меня не ограничили, просто обрисовали задачу. В век интернета это сделать очень просто, несколько быстрых заказов и товары в течение первой недели учебного года приехали в школу. Все остались довольны.

Стрессоустойчивость: проявляется практически во всех трудных жизненных ситуациях, когда я беру себя в руки, не волнуюсь, не даю волю эмоциям, а думаю, как мне действовать, чтобы выйти из трудного положения. Одним словом, стрессы меня не пугают.

 

Второй шаг:

Выпишем все диагностические «полюса» (из тех, которые имеются в инструментарии эксперта), отличающие рассматриваемые типы:

 

Таблица 1. ПАР и МГ, разделяющие ИЭИ и СЛЭ

ИЭИ "Есенин"

 

СЛЭ "Жуков"

МГ

ПАР

 

ПАР

МГ

Гуманитарии

этика

 

логика

управленцы

Восприимчиво-адаптивные

интуиция

 

сенсорика

Гибко-разворотливые

 

интроверсия

 

экстраверсия

 

 

динамика

 

статика

 

 

квестимность

 

деклатимность

 

 

позитивизм

 

негативизм

 

 

эмотивизм

 

конструктивизм

 

 

тактика

 

стратегия

 

 

И здесь произошло самое важное открытие (эффективности признакового подхода), которое я сделала для себя на занятиях в НИИ Соционики, и которое применила для подтверждения своего ТИМа СЛЭ.

Это различия полюсов двух малых групп и некоторых признаков Аугустинавичуте – Рейнина (Табл. 1).

 

Соционические тетратомии

ИЭИ и СЛЭ принадлежат к разным соционическим клубам (клуб — это малая группа, т.е. четверка типов, связанных общими и профессиональными интересами):

- СЛЭ «Жуков» к клубу управленцев (Логика-сенсорика-аристократия),

- ИЭИ «Есенин» к клубу гуманитариев (Этика-интуиция-аристократия).

Примером моей принадлежности к управленцам является уже упомянутая мною любовь к любой организаторской работе; взять тот же ремонт квартиры - переклеивание плитки и обоев это полдела, а вот организация текущего ремонта (то есть не просто взять мешок денег и съездить в "Стильные кухни" полистать каталоги и ткнуть пальцем "хочу!"), а именно планировать бюджет, нанимать людей, устанавливать первоочередные работы, например, расчищать конкретное жилое пространство, регулировать время исполнения работ чужим человеком (подчиненным) и т.п. это тема! Это я почему-то умею и люблю.

 

«Есенин» и «Жуков» относятся также к разным группам целеполагания, то есть к малым группам, отвечающим за количество и направленность целей у человека, в зависимости от его типа

- СЛЭ к гибко-разворотливым (экстраверсия – иррациональность, позволяющие им иметь множество внешних целей), а

- ИЭИ – к восприимчиво-адаптивным (интроверсия – иррациональность, позволяющие иметь множество внутренних целей).

Что это такое?

Гибко-разворотливые – меняют занятия, переключаясь с одного на другое, могут одновременно заниматься несколькими делами. Не держатся жестко одной цели, предпочитая быть открытыми к восприятию новых возможностей.

Пример. В быту возможна ситуация, когда одновременно можно готовить, то есть стоять у плиты, отходить в комнату проверять, как сын выполняет уроки, и параллельно гладить белье и разговаривать по телефону. На работе то же самое – я могу одновременно разговаривать с коллегами, параллельно отвечать на сообщения в электронной почте, варить кофе, готовить к отправке документы или посылку и проч. Иногда мне кажется, что я распыляюсь, но по факту я четко и качественно выполняю свои обязанности (я надеюсь на это, раз платят бонусы).

 

Признаки Аугустинавичюте-Рейнина

Статика/динамика дополняющий признак

Статика - признак Аугустинавичуте-Рейнина, отражающий опору на постоянные, неизменные характеристики объекта, ситуации. Фокус на том, что неизменно или циклично в описываемой им ситуации или объекте. На модели А «Жукова» видно, что все четыре функции ментального кольца статичны.

Пример. Как я узнала, что я статик? Глядя на свои фотографии, я понимаю, что практически на всех фото всегда примерно одна и та же поза и одно и то же выражение лица, редко улыбка, мимика словно застывшая, то есть я не проявляю эмоций, а эмоции — динамический аспект. В своей речи, устной и письменной (деловая переписка на работе, смс и проч.) могу вставить слова всегда, как правило, часто, обычно, то есть лексику, которая отражает аналитическое мышление (аспект - логика отношений). Кроме того, статика видна в походке, при ходьбе спина остается неподвижна.

На занятии в НИИ Соционики по теме Статика/Динамика мы выполняли упражнение. Нужно было закрыть глаза, представить себя на перекрестке и сказать тренеру, что мы видим. Я закрыла глаза и произнесла: «Светофор горит, переключается, машины едут». Казалось бы, вот она динамика, движение, но вставляешь слова всегда, как обычно, и перед нами не развитие, а анализ действий, статичная картинка.

Между тем мышление «Есенина» динамично, то есть собирает информацию о движении, развитии объекта во времени. Для него мир представлен процессами и изменениями, в то время как для меня, СЛЭ, объектами и установившимися отношениями.

 

Квестимность/деклатимность – еще один дополняющий признак АР.

Квестимность – признак АР, способность говорить в вопросительных интонациях. Коммуникация имеет диалоговую форму. Информация излагается в виде вопросов и ответов. Даются короткие ответы на поставленные вопросы.

Деклатимность – коммуникация имеет монологовую форму. Информация излагается крупными блоками, «вопросы потом». Вопросы риторические, цель которых – подвести собеседника к нужному выводу.

Квестимы разговаривают, деклатимы говорят. Квестимы спрашивают, деклатимы утверждают.

СЛЭ относится к деклатимам, ИЭИ к квестимам.

Пример. Как я узнала, что я деклатим? На занятии в НИИ Соционики при разборе данной темы нас разделили на две группы, одна группа должна была подготовить доклад на заданную тему, вторая – придумать вопросы к нему. Нам дали время на подготовку. Еще не слыша доклада, я, недолго думая, придумала три вопроса к нему, как если бы уже знала, о чем пойдет речь в докладе первой группы. Кроме того, анализируя свою речь, я подтверждаю, что я говорю и утверждаю, а не разговариваю и не спрашиваю, моя речь монологовая. Я не даю собеседнику запроса на диалог. Я редко меняю свое мнение относительно чего-либо.

 

Негативизм-позитивизм - еще один дополняющий признак АР.

Негативизмобщая установка «Мир плох, все хорошее о нем я знаю». В первую очередь видят то, что разделяет, различия.

Позитивизм – общая установка «Мир вокруг хорош». В первую очередь видят то, что объединяет, сходства.

Пример. Как я поняла, что я негативист? Негативист обращает внимание на то, чего в ситуации нет или не хватает, чаще видит и говорит о недостатках, учится на негативном опыте, больше стремится избегать неудач, думает о том, что может потерять. В речи негативистов много негативных формулировок и отрицательных частиц. И это точно я. Я всегда начинаю «за упокой», заканчиваю «за здравие». Составляя отчеты на работе, я обычно я пишу о достижениях и успехах, потому что ошибки и промахи и так очевидны.

Вывод

Трудно переоценить важность верной диагностики типа. По сути это открытие человеку его самого, его сущности и его потенциала.

 

 

Литература:

1. Прокофьева. Т., Кузьмина М. Описания соционических типов. Серия статей "Психология новой эры", приложение к газете "1 сентября" - "Школьный психолог", 2001 г.

2. Виктор Гуленко. Описания типов // Официальный сайт «Гуманитарная соционика», https://socioniks.net/

3. Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Исаев Ю.В. Диагональные императивы. // https://www.socionics.ru/component/content/article/47-funckat/504-imperativ, 2015.

4. НИИ Соционики - 2019 г. Рабочая тетрадь курса «Соционика Классика». (модуль 2).

5. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М.: «Гном-Пресс», 1999


Обновлено 25.11.2019 17:42 Прочитано : 237 раз(а)
 
 
 

ГЛАВНАЯКАРТА САЙТАCOPYRIGHT © 1997-2015 Т.Н. ПРОКОФЬЕВА
Сейчас 135 гостей онлайн
Просмотры материалов : 8122560